Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Ученый адмирал. К 165-летию со дня рождения Степана Осиповича Макарова


Памятник С.О. Макарову в Кронштадте

Макаров Степан Осипович флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, военно-морской теоретик, вице-адмирал (1896), родился 27 декабря 1848 (8 января 1849) г. в г. Николаеве Херсонской губернии. В 1858 г. вместе с родителями переехал в Николаевск-на-Амуре, где поступил в Мореходное училище. Во время учебы участвовал в плаваниях на винтовом клипере «Стрелок» и винтовом транспорте «Манчжур», ходил из Николаевска в залив Де-Кастри и порт Дуэ. Под флагом вице-адмирала А.А. Попова ходил к берегам Северной Америки.


Вице-адмирал
Степан Осипович Макаров
В 1865 г. окончил училище в чине кондуктора корпуса флотских штурманов, после чего на корвете «Аскольд» в составе эскадры контр-адмирала Ф.С. Керна перешёл по маршруту Нагасаки — мыс Доброй Надежды — Кронштадт, где 14 (26) июля 1867 г. за выдающиеся успехи в науках произведен «не в пример прочим» вместо кондукторов корпуса штурманов в гардемарины и назначен на корвет «Дмитрий Донской» 1-го флотского экипажа Балтийского моря. В том же году в журнале «Морской сборник» появилась его первая публикация: «Инструмент Адкинса для определения девиации в море». Затем служба проходила на башенной броненосной лодке «Русалка» и броненосном фрегате «Князь Пожарский».

1870 г. для мичмана Макарова ознаменовался изобретением пластыря (шинкованного мата) для заделки

пробоин судов, представленным впоследствии им на Всемирной выставке в Вене, и очередной публикацией в «Морском сборнике» статьи «Броненосная лодка „Русалка“».

После недолгого пребывания в должности флаг-офицера при вице-адмирале А.А. Попове, под руководством которого проводил исследования по проблемам непотопляемости корабля, в октябре 1876 г. назначен на Черноморский флот, где вступил в командование вооруженным пароходом «Великий князь Константин». Под его руководством пароход был переоборудован для транспортирования катеров с шестовыми минами. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Макаров впервые на русском флоте применил для атаки кораблей противника самодвижущуюся мину (торпеду) Уайтхеда, а в январе 1878 г. на рейде Батума торпедировал турецкий броненосный корабль «Интибах».


Флигель-адъютант капитан 2 ранга Степан Осипович Макаров

По окончании войны участвовал в Ахалтекинской экспедиции в должности заведующего морской частью при войсках, действовавших в Закаспийском крае.

В 1881—1882 гг., командуя пароходом «Тамань», в чине капитана 1 ранга осуществил комплекс гидрологических работ в Босфоре и в 1885 г. издал труд «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей», удостоенный премии РАН.

С 1882 г. снова на Балтике, где вступил в должность флаг-капитана эскадры Балтийского моря. Затем последовательно занимал должности командира фрегата «Князь Пожарский» и корвета «Витязь», на котором в 1886—1889 гг. совершил кругосветное плавание, за время которого пересёк Атлантический океан, прошёл Магелланов пролив и в 1887 г. в Иокогаме вступил в состав эскадры Тихого океана. Затем ушёл в северную часть Тихого океана для гидрографических исследований. После полутора лет работы, в декабре 1888 г. корвет отправился в обратный путь мимо берегов Китая и Индокитая, через Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море, Гибралтарский пролив и в июне 1889 г. вернулся в Кронштадт. Изданная по результатам исследований книга «„Витязь“ и Тихий океан» (1894) была удостоена премии Академии наук и золотой медали Российского географического общества. За исследования вод Средиземного моря и Тихого океана в 1887 и 1893 гг. награжден Макариевской премией. А за отличие по службе, 1 (12) января 1890 г. произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом флота Балтийского моря. Менее чем через два года он стал главным инспектором морской артиллерии. В этот период им было изобретено приспособление на снаряды — бронебойный колпачок, вскоре принятый во всех флотах под названием «макаровского колпачка».

В 1894 г. С.О. Макаров назначается командующим эскадрой в Средиземном море, но при угрозе войны с Японией в 1895 г. перевёл корабли на Дальний Восток.

С 1896 ст. флагман 1-й флотской дивизии флота Балтийского моря. В этот период он обратился к активному исследованию вопросов освоения Арктики. В 1897 г. совершил экспедицию к устьям Оби и Енисея, предложил оригинальный конструктивный проект судна для арктических исследований. На построенном по этому проекту под его руководством ледоколе «Ермак» в 1899 и 1901 гг. совершил походы в Арктику, достигнув районов Шпицбергена, Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. К этому же периоду относится написание одной из главных его работ: «Рассуждения по вопросам морской тактики».


Обложка книги С.О. Макарова «Ермак» во льдах

С 1899 г. он назначается главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. Однако с началом русско-японской войны, в 1904 г., назначен командующим флотом Тихого океана. Прибыв в Порт-Артур (ныне - Люйшунь, Китай), за короткий срок активизировал действия сил флота (дозорная служба, минные постановки, траление, контрбатарейная борьба, отражение атак противника в ночное время). При подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» 31 марта (13 апреля) 1904 г. погиб близ Порт-Артура.


Е.И. Столица. Вице-адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин (справа) в каюте броненосца «Петропавловск» в 1904 г.

С.О. Макаров внёс значительный вклад в решение задач строительства и применения флота, улучшения боевых качеств кораблей, гидрографии, кораблестроения, обучения и воспитания, разработку вопросов развития морской тактики, исследовал проблемы непотопляемости и живучести кораблей. Автор свыше 50 научных работ по различным отраслям военно-морского дела. Его именем названы 17 географических объектов в Тихом океане, Арктике и Антарктиде, корабли и суда, учебные заведения.

Награждён орденами Св. Анны 2-й ст., Св. Станислава 1-й и 2-й ст., Св. Георгия 4-й ст., Св. Владимира 4-й ст. и золотым оружием. В Кронштадте сооружён памятник Макарову, на котором начертан его девиз: «Помни войну». В июне 1913 г. после подъёма броненосца «Петропавловск» останки вице-адмирала Макарова погребены в г. Дайрен (ныне - Далянь, Китай) на кладбище погибших русских моряков.

Владимир Овчинников, ведущий научный сотрудник
1-го управления Научно-исследовательского
института (военной истории) Военной академии
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации,
кандидат исторических наук

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false