Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Шестопалов Николай Федорович

ШЕСТОПАЛОВ Николай Фёдорович (19.12.1919, Москва, – 6.11.2006, Москва), советский военачальник, маршал инженерных войск (1981), заслуженный строитель РСФСР (1971). Николай Фёдорович Шестопалов родился в семье железнодорожного мастера. Когда ему не было и четырёх лет, скончался отец, а через год не стало и матери. После смерти родителей в семье осталось одиннадцать детей и Николая отдали в московский детский дом, а затем перевели в детский дом г. Волоколамска. Там он и воспитывался до 1935 года, окончив за это время 8 классов средней школы. В 1935 году Николай Шестопалов поступил на второй курс горного рабфака имени Артёма при Горной академии в Москве, по окончании которого, в 1937 году, он получил аттестат о полном среднем образовании. В августе того же года будущий маршал решил связать свою судьбу с армией и поступил на первый курс Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева.

В мае 1941 года Николай Федорович окончил фортификационно-строительный факультет академии, получил специальность военный инженер-строитель и назначение на должность главного инженера 3-го участка 171-го Управления начальника строительства в г. Черновицы Киевского Особого военного округа. В это время здесь велось интенсивное строительство укрепрайонов на границе Румынии и вошедшей в состав СССР Северной Буковины.

Однако вскоре началась Великая Отечественная война, и Шестопалову пришлось участвовать в строительстве оборонительных рубежей близ городов Жмеринка и Первомайск. В августе его как специалиста-фортификатора перевели в резерв начальника инженерных войск Красной армии, а в сентябре 1941 года назначили на должность помощника начальника 1-го отдела 6-го управления военно-полевого строительства Брянского фронта. В этой должности он прослужил до января 1942 года, после чего, в феврале, был назначен в штаб 6-й саперной армии Брянского, а затем Воронежского фронтов. Молодой офицер в свои 23 года занимал ответственные должности помощника начальника оперативного отдела штаба армии и инженера-фортификатора.

В ноябре 1942 года 6-я сапёрная армия была переформирована в 35-е Управление оборонительного строительства (УОС), а Н.Ф. Шестопалов назначен старшим помощником начальника 1-го отдела штаба УОС. В апреле 1943 года перспективного офицера направили на академические курсы усовершенствования командного состава (АКУКС) при Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. Красная армия готовилась к наступательным операциям, и войскам требовались не столько фортификаторы, сколько дивизионные и корпусные инженеры.

В августе 1943 года Николай Фёдорович получил назначение на должность бригадного инженера 22-й гвардейской мотострелковой бригады, которая входила в состав 6-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии Воронежского (с 20 октября 1943 г. – 1-го Украинского) фронта. В октябре того же года он становится начальником инженерной службы этой бригады.

Наступая на запад, бригада участвовала в освобождении городов Киев, Фастов, Проскуров (Хмельницкий), Тарнополь (Тернополь), Львов, Перемышль (Пшемысль) и многих других, за что была удостоена почётного наименования Фастовская, а также двух орденов – Красного Знамени и Богдана Хмельницкого 2-й степени. Ей пришлось форсировать множество водных преград, среди которых были такие крупные реки, как Десна, Днепр, Сан, Висла. При этом главная нагрузка ложилась на инженерную службу и ее руководителя – инженер-капитана Николая Шестопалова, которому в декабре 1943 года исполнилось всего 24 года.

В январе 1944 года в представлении Николая Федоровича к награждению орденом командир бригады полковник Н.Л. Михайлов отмечал, что в ходе Житомирско-Бердичевской операции «капитан Шестопалов лично с группой минёров под непрерывным артиллерийско-миномётным и пулемётным огнём еще до подхода наших частей произвёл разминирование минных полей противника и тем самым обеспечил успех наших войск».

Его профессионализм, разумная инициатива, умение организовать инженерное обеспечение боевых действий не остались незамеченными, и в сентябре 1944 года он был назначен на должность помощника по разведке начальника штаба инженерных войск 3-й гвардейской танковой армии. Эта армия, которой командовал будущий маршал бронетанковых войск П.С. Рыбалко, на заключительном этапе войны громила врага в Польше, участвовала во взятии Берлина, освобождала Прагу. Определённая толика в её героических делах была заслугой капитана Николая Шестопалова. Ему не пришлось водить в атаку батальоны, но инженерная разведка, в том числе разминирование дорог и многих населённых пунктов, среди которых были города Ченстохова, Глейвиц (Гливице), Опельн (Ополе), Дрезден, требовала не меньшего мужества и отваги.

Весной 1945 года во время наведения 190-метрового моста через Одер противник пытался овладеть переправой. Сапёрам под командованием Н.Ф. Шестопалова пришлось в течение 12 часов отражать немецкие атаки до подхода основных сил.

За боевую доблесть в годы войны он был награждён орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны (1-й и 2-й степеней) и медалью «За боевые заслуги».


Инженер-майор
Н.Ф. Шестопалов.
1948 г.
В аттестации на присвоение звания гвардии майор, написанной в мае 1945 года его непосредственным начальником, гвардии подполковником И.И. Тувским, говорилось, что инженер-капитан Н.Ф. Шестопалов проявил себя «смелым, храбрым, инициативным, хорошо знающим инженерное дело офицером. В боевой обстановке ориентируется быстро и в необходимых случаях может принять правильное решение». Отмечались дисциплинированность, строевая подтянутость и тактичность в обращении с сослуживцами и подчинёнными. Предлагалось оставить его в кадрах Вооружённых Сил и отправить (как молодого, растущего офицера) в Военно-инженерную академию для защиты диплома, чтобы в последующем откомандировать на военное строительство в качестве инженера. Безусловно, в этой рекомендации прослеживалось настойчивое стремление самого Шестопалова вернуться к военно-строительной работе, то есть трудиться по выбранной и приобретённой до войны специальности.

Но майора Шестопалова назначили старшим производителем работ 23-го Управления военно-полевого строительства в Германии. Более двух лет он руководил взрывными работами по уничтожению объектов немецкой военной промышленности, в том числе подземных ракетных и авиационных заводов. Пришлось Николаю Фёдоровичу участвовать и в уничтожении трёхэтажного подземного бункера Гитлера.

В 1947 году в жизни Николая Фёдоровича произошло ещё одно знаменательное событие – он вступает в брак. Его избранницей стала Саяра Хайдаровна Курбанова, с которой он познакомился ещё в военные годы. В том же году у них рождается дочь Тамара, а в 1953-м – сын Олег.

В это время на западном направлении шло большое строительство военных объектов и, в первую очередь, аэродромов для стратегической авиации. В структуре Военно-воздушных сил создаётся Центральное управление капитального аэродромного строительства (ЦУКАС), которое должно было организовывать и контролировать эти трудоёмкие и ответственные работы.

Приказом начальника ЦУКАС от 25 мая 1948 года майор Н.Ф. Шестопалов был назначен заместителем командира строительного батальона по технической части 22-го отдельного аэродромно-строительного полка (ОАСП), а в июле 1950 года он становится командиром батальона в этом полку. В октябре того же года ему было присвоено звание подполковника.

В марте 1951 года Шестопалова назначают начальником производственно-технического отдела 33-го ОАСП, а менее чем через год, в феврале 1952 года, он стал заместителем командира полка – главным инженером 50-го ОАСП. В январе 1953 года Николая Фёдоровича перевели на такую же должность в 23-й ОАСП.

Знание инженерного дела, умение организовать работу подчинённых, навыки строительства сложных военных объектов высоко ценились руководством, и в июне 1953 года подполковник Шестопалова был назначен заместителем начальника – главным инженером отдела капитального аэродромного строительства Белорусского военного округа (БВО). С ноября 1956 года он фактически исполнял должность начальника этого отдела, а вскоре приказом начальника службы строительства и расквартирования Министерства обороны СССР от 19 июня 1957 года его окончательно утвердили в должности. В ноябре того же года ему присвоено звание полковника.

Конец 50-х годов был знаменателен пересмотром взглядов военно-политического руководства СССР на характер и способы ведения будущей войны. Она виделась, прежде всего, как ракетно-ядерная, и авиации в ней теперь отводилась далеко не первая роль. Кардинальное сокращение ВВС затронуло и аэродромное строительство, поэтому в январе 1959 года полковник Шестопалов стал начальником специального (режимного) отдела строительного управления БВО. В марте 1960 года он был назначен начальником производственного отдела – заместителем главного инженера строительного управления БВО, а уже в апреле возглавил строительное управление округа.

В аттестации 1962 года отмечалось, что полковник Н.Ф. Шестопалов «проявил себя вполне зрелым руководителем и способным организатором строительного производства». В качестве вывода говорилось о том, что он вполне соответствует занимаемой должности, достоин повышения в должности и звании.

В ноябре 1963 года Николай Фёдорович Шестопалов был назначен заместителем командующего войсками БВО по строительству и расквартированию, а через полтора года ему было присвоено звание генерал-майор инженерно-технической службы. В этой должности Николай Федорович прослужил 6 лет, сделав очень многое по выполнению государственных планов капитального строительства в округе: были построены военные городки, казармы, ангары и складские помещения. Шестопалов не принадлежал к числу «кабинетных» руководителей, часто выезжал на места строительства, причем не только контролировал выполнение планов и графиков, но и делился своими знаниями и опытом. Служба, работа всегда были главными в его жизни. В 1967 году военные строители БВО заняли первое место в системе Главвоенстроя, а генерал-майор Н.Ф. Шестопалов в феврале 1968 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В служебной характеристике на своего заместителя, написанной в июне 1969 года, командующий войсками округа генерал-полковник И.М. Третьяк предлагал выдвинуть Н.Ф. Шестопалова на должность начальника Главного военно-строительного управления Министерства обороны СССР. В августе того же года Николай Федорович занял этот высокий и ответственный пост, возвратившись в родную Москву.

В этот период истории страны Советскому Союзу удалось достичь военно-стратегического паритета с США, прежде всего за счёт развертывания шахтных комплексов межконтинентальных ракет. Огромная нагрузка легла на плечи военных строителей и их роль в этом деле трудно переоценить. В августе 1971 года Николаю Фёдоровичу было присвоено почётное звание «Заслуженный строитель РСФСР».

В апреле 1972 года Н.Ф. Шестопалов получает назначение на новую, более высокую должность – первого заместителя начальника строительства и расквартирования войск Министерства обороны, а в мае, постановлением Совета министров СССР, ему было присвоено очередное воинское звание – генерал-лейтенант-инженер. Значительно расширился и круг его обязанностей. Николаю Фёдоровичу пришлось организовывать и контролировать строительные работы на самых сложных и ответственных направлениях – на объектах Ракетных войск стратегического назначения и Системы предупреждения о ракетном нападении. Строительство с должным качеством и сдача в срок ракетных шахт, подземных командных пунктов, огромных антенных сооружений требовало отличных знаний и навыков инженерного дела, незаурядных организаторских способностей и умения наладить взаимодействие между самыми различными государственными органами и учреждениями. Всеми этими качествами обладал Николай Фёдорович Шестопалов. В июле 1974 года его награждают вторым орденом Трудового Красного Знамени.

Декабрь 1978 года стал для него знаменательным. 14 декабря Н.Ф. Шестопалову присваивается воинское звание генерал-полковник-инженер, а 28 декабря он назначается заместителем министра обороны по строительству и расквартированию, – в этой должности ему довелось работать почти 10 лет.

Николай Фёдорович принимал непосредственное участие в организации строительства многих уникальных объектов административного, учебного и спортивного характера. В их числе – здания Министерства обороны, Военной академии Генерального штаба, олимпийские комплексы.


Комплекс зданий Военной академии Генерального штаба. на юго-западе Москвы

По роду своей многогранной деятельности Н.Ф. Шестопалову приходилось браться за самые сложные и ответственные дела, в том числе не связанные непосредственно с Вооруженными Силами. При его активном участии были построены и введены в эксплуатацию сооружения, здания городков пограничных застав и КПП для Отдельного Арктического пограничного отряда и пограничников на советско-китайской границе. В апреле 1979 года Николай Федорович был награждён орденом Октябрьской Революции за успешное выполнение специального задания правительства. 6 мая 1981 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание маршала инженерных войск, а в 1982 году он удостаивается Государственной премии СССР. В июле 1985 года за успешное завершение работ по модернизации специальных объектов маршал Н.Ф. Шестопалов был награждён орденом Ленина.

Кроме своей служебной деятельности Николай Фёдорович Шестопалов вёл большую общественную работу. В 1977 году он был избран депутатом Московского городского Совета, в 1980 он стал депутатом Верховного Совета РСФСР, а в 1984 – Верховного Совета СССР.

В сентябре 1988 года маршал Н.Ф. Шестопалов был назначен военным советником-инспектором Группы генеральных инспекторов Министерства обороны, а в мае 1992 года уволен в отставку.

Умер Николай Фёдорович Шестопалов 6 ноября 2006 года и был похоронен на Троекуровском кладбище столицы. В память о маршале Н.Ф. Шестопалове его именем названа улица на юго-востоке родной для него Москвы.


Надгробие на могиле Н.Ф. Шестопалова на Троекуровском кладбище в Москве

Валерий Золотарев,
старший научный сотрудник

Научно-исследовательского института
военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false