Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Агальцов Филипп Александрович

АГАЛЬЦОВ Филипп Александрович [8(20).01.1900, с. Солдатское Ефремовского уезда Тульской губ. – 2.06.1980, Москва], советский военачальник, маршал авиации (1962), Герой Советского Союза (1978). 

Филипп Агальцов родился в бедной крестьянской семье и с восьми лет был вынужден работать батраком. В Первую мировую войну пятнадцатилетним подростком, окончив только начальную школу, он уехал к дяде в Петроград, где работал на Обуховском заводе. В 1919 году заводские большевики приняли его в члены РКП(б), и в том же году Филипп Агальцов был призван в Красную армию. После окончания курсов пулеметчиков он воевал в составе 1-го отдельного Коммунистического батальона. В июле 1920 года его назначили командиром пулеметного отделения в 487-м стрелковом полку 24-й Симбирской Железной стрелковой дивизии. Во время Советско-польской войны 1920 года дивизия в составе 14-й армии Юго-Западного фронта участвовала во Львовской наступательной операции, воевала в районе Луцка и Сокаля, отражала польское наступление на Дубно-Шепетовском направлении. Позднее Ф.А. Агальцов участвовал в боях с петлюровцами и вооруженными формированиями генерала С.Н. Булак-Балаховича.

После Гражданской войны Филипп Александрович продолжил службу в Красной армии в качестве политработника. В январе 1923 года он был назначен на должность политрука роты 72-го стрелкового полка 24-й стрелковой дивизии. Служба в новой должности вскрыла нехватку необходимых знаний, поэтому Агальцов активно занялся самообразованием. По рекомендации командования дивизии он был направлен на учебу в Киевскую военно-политическую школу, которую успешно окончил в мае 1925 года. Последующие четыре года Филипп Александрович служил на должностях политрука полковой школы, секретаря партийного бюро 7-го артиллерийского полка 7-й стрелковой дивизии в Украинском военном округе.

В октябре 1929 года Ф.А. Агальцова как перспективного политработника направили на учебу в Военно-политическую академию РККА имени Н.Г. Толмачёва. За время обучения он добился высоких результатов. В его выпускной характеристике командование академии указало: «Отличается усидчивостью и упорством в работе. Добился хороших оценок, выдвинувшись на одно из первых мест в группе». После окончания учебы в службе Агальцова произошёл резкий поворот. Он был связан с решением Политического управления РККА об «освежении и обновлении партполитпросветработников в авиачастях устойчивыми и выдержанными товарищами из полевых войск». Филиппа Александровича в апреле 1932 года назначили в Белорусский военный округ комиссаром 9-й истребительной авиационной эскадрильи, а ровно через год – комиссаром 35-й тяжелой бомбардировочной авиационной эскадрильи.

Попав в новую для себя окружение, любознательный и способный Ф.А. Агальцов стремился не отставать в теории и в практике от своих сослуживцев и подчиненных. Он не только совершенствовался как политический руководитель, но и стремился познать все трудности летной службы. А для этого необходимо было овладеть летным делом, понять его особенности. Ф.А. Агальцов начинает изучать устройство самолетов, участвовать в полетах. В его характеристиках этого периода появляется запись о том, что он по уровню подготовки соответствует должности командира эскадрильи. Однако нехватка авиационного образования все-таки ощущалась, и Филипп Александрович в 1934 году добивается направления на курсы летчиков при 1-й Качинской военной школе летчиков имени А.Ф. Мясникова. Командование констатирует: «Проявляет острое желание перейти на строевую работу. Может летать». Но пока эту цель Агальцову осуществить не удалось. В апреле 1935 года его назначили заместителем начальника политического отдела 114-й легкоштурмовой авиационной бригады и присвоили звание полкового комиссара. Здесь Филипп Александрович начал осваивать тактику нового для него рода военной авиации. Этому во многом способствовал комбриг А.А. Туржанский – инициатор создания советской штурмовой авиации.


Дивизионный комиссар
Ф.А. Агальцов, 1939 г.
В мае 1937 года Ф.А. Агальцов вместе с другими летчиками бригады добровольно отправился защищать небо Испанской республики. Там во время гражданской войны он был советником политкомиссара республиканских ВВС и комиссаром группы советских летчиков-добровольцев. Сослуживцы отмечали, что худощавый, подвижный «коронель Мартин» (так называли полковника Агальцова в Испании) очень походил на испанца. Летчик А.Ф. Семенов, воевавший вместе с Агальцовым, впоследствии вспоминал: «Комиссар умел и, я бы даже сказал, любил выслушивать наше мнение по чисто практическим вопросам. Его в одинаковой мере заботили и наши боевые дела, и условия нашей жизни, вплоть до питания, своевременности получения писем и посылок от родных. Знали мы и о том, что “товарищ Мартин” строго следит за сроками сменяемости каждой группы добровольцев, за награждениями отличившихся и тут для него – объективность превыше всего...». 

За мужество и героизм, проявленные в боях, Ф.А. Агальцов был награжден орденами Ленина и Красной Звезды. 

После возвращения из Испании в декабре 1938 года Филипп Александрович назначен членом Военного совета ВВС РККА. В начале 1939 года, представляя его к присвоению звания дивизионного комиссара, командование ВВС отмечало: «Подготовлен хорошо, пользуется заслуженным авторитетом у “друзей” (испанцев. – Прим. авт.). Оказал им большую помощь в организации политической работы в авиации. Знает и любит авиацию».

Вместе с тем Агальцов продолжал совершенствовать и свою летную практику. В лётной справке за 1940 год значились отличные оценки при полетах «под колпаком», в облаках, на виражах и в ночных условиях. Оценка «хорошо» была поставлена только за полет на одном моторе. В августе 1940 года Агальцов добился перевода на строевую работу – стал командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийском Особом военном округе с присвоением воинского звания «полковник».

В первый же день Великой Отечественной войны полк под командованием Агальцова вступил в бой и произвел вылет на бомбардировку танков противника в районе литовских населенных пунктов Кальвария, Лозьдзее. В начале июля 1941 года полк убыл на переформирование в тыл, а Филиппа Александровича назначили начальником Тамбовской школы младших авиационных специалистов, которая осенью была эвакуирована в Среднюю Азию. Ф.А. Агальцов неоднократно предпринимал попытки вернуться на фронт, но это произошло только через полтора года. В феврале 1943 года он возглавил 292-ю штурмовую авиационную дивизию 1-го штурмового авиакорпуса 2-й, затем 5-й воздушной армии. Бывший командир этой дивизии полковник Н.П. Каманин, знавший Филиппа Александровича по совместной службе в Среднеазиатском военном округе, отзывался о нем, как о неторопливом в принятии решений, опытном командире, навсегда сохранившем комиссарскую жилку.

Штурмовики Агальцова участвовали в уничтожении немецкой авиации на аэродромах в мае 1943 года. За успехи в штурмовках вражеских аэродромов Филиппу Александровичу было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. Во время Курской оборонительной операции его летчики поддерживали войска Воронежского фронта. Командир авиакорпуса генерал-лейтенант авиации В.Г. Рязанов вспоминал, что в самый кризисный момент июльских боев под Прохоровкой комдив Ф.А. Агальцов силами своей авиадивизии исключительно умело содействовал общевойсковой и танковой армиям в отражении вражеских атак, а его штурмовики крепко потрепали фашистские бронированные армады. Комдив сам совершал боевые вылеты на самолете Ил-2 во главе групп штурмовиков, успешно выполняя поставленные задачи. Филипп Александрович, отлично владея авиационной техникой, показывал подчиненным пример мужества и героизма. В боевой характеристике за 1943 год отмечалось, что Агальцов «обладает большими волевыми качествами. Энергичный, инициативный… Части дивизии под его командованием работают четко и организованно». В июле – августе 1943 года в ходе освобождения Белгорода и Харькова летчики из этих частей совершили около 1000 боевых вылетов. В донесениях неизменно отмечались смелость и решительность как самого Ф.А. Агальцова, так и его подчиненных, под огнем зенитных орудий штурмовавших вражеские цели.

Филипп Александрович проводил большую работу по введению в строй молодых летчиков, обучая их применению новейшей авиационной техники в бою в кратчайшие сроки. Штурмовики Ф.А. Агальцова успешно взаимодействовали с наземными войсками, за что неоднократно удостаивались благодарностей от армейского командования. Организовав работу дивизии на высоком уровне, Филипп Александрович сделал ее одной из лучших. Большую работу он также проводил во время перебазирований частей дивизии, добившись полного отсутствия потерь в эти периоды.

В дальнейшем летчики-штурмовики под командованием Ф.А. Агальцова участвовали в поддержке с воздуха советских войск при форсировании Днепра, в ходе Кировоградской, Корсунь-Шевченковской и Львовско-Сандомирской операций. За большие успехи, достигнутые дивизией в апреле 1944 года, она была преобразована в 9-ю гвардейскую. В декабре 1944 года Ф.А. Агальцова назначили командиром 1-го Польского смешанного авиационного корпуса на 1-м Белорусском фронте и вскоре присвоили ему звание генерала бригады Войска Польского. Авиакорпус принимал участие в Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях.

После войны, в декабре 1945 года, Филипп Александрович был назначен командиром 4-го штурмового авиационного корпуса. Весной 1946 года ему присвоили воинское звание генерал-лейтенанта авиации, а через год доверили командовать 16-й воздушной армией. В аттестации 1948 года указывалось, что Агальцов «является дисциплинированным, грамотным и энергичным генералом-руководителем, вдумчивым и заботливым командиром-единоначальником».

В 1949 года Ф.А. Агальцов стал 1-м заместителем, а затем заместителем главнокомандующего ВВС. По должностным обязанностям ему в 1951–1953 годах неоднократно приходилось решать вопросы, связанные с участием советских летчиков в войне в Корее 1950–1953 годов. Например, в апреле – мае 1952 года Филипп Александрович вместе с командующими истребительной авиацией и зенитной артиллерией ПВО страны генерал-лейтенантом авиации Е.Я. Савицким и генерал-лейтенантом артиллерии А.Ф. Гороховым находился в Северо-Восточном Китае, где они оказали помощь командованию 64-го истребительного авиакорпуса по устранению недочетов в боевом использовании наших истребительных авиадивизий в борьбе с американской авиацией. В 1955 году Агальцову было присвоено воинское звание генерал-полковника авиации. В следующем году он был назначен в Главную инспекцию Министерства обороны на должность генерал-инспектора ВВС, но в 1958 году вернулся в ВВС, став заместителем главкома по боевой подготовке.

Филипп Александрович внес значительный вклад в развитие пилотируемой космонавтики. Он принимал участие в создании тренировочной базы и отборе кандидатов в первый отряд космонавтов. 12 апреля 1961 года Агальцов был в числе тех, кто встречал на месте посадки первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина, и лично сопровождал его во время триумфального возвращения в Москву 14 апреля.


Ю.А. Гагарин знакомится с первыми газетными сообщениями о своем полете.
Слева – Ф.А. Агальцов. 13 апреля 1961 г.

В начале 1962 года руководитель подготовки космонавтов генерал Н.П. Каманин поставил перед командованием ВВС вопрос о необходимости реорганизации и расширения Центра подготовки космонавтов (ЦПК). Предлагалось увеличить штат ЦПК, в котором нужно было предусмотреть 80 должностей космонавтов, подчинить Центру смешанный авиационный полк для тренировок космонавтов, вывести ЦПК из состава Института авиационной и космической медицины, сделав его самостоятельной организацией, подчиненной напрямую командованию ВВС. Заместитель Главкома ВВС генерал-полковник Ф.А. Агальцов поддержал эти предложения.

В апреле 1962 года Ф.А. Агальцов возглавил Дальнюю авиацию ВВС. Ему присвоили воинское звание маршала авиации. За семь лет руководства этим родом военной авиации ее командующий внес большой вклад в испытание и внедрение новой авиационной техники. На вооружение Дальней авиации были приняты дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 и первые тяжелые бомбардировщики Ту-16. Дальняя авиация стала ракетоносной, превратилась в авиационную составляющую стратегических ядерных сил.

В январе 1969 года Ф.А. Агальцов по его личной просьбе был освобожден от занимаемой должности в связи с болезнью. Однако в декабре 1970 года Филиппа Александровича назначили на должность военного инспектора-советника Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

В 1978 году за умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской армии и ВМФ маршалу авиации Ф.А. Агальцову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер Филипп Александрович Агальцов 29 июня 1980 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.


Надгробный памятник на могиле маршала авиации Ф.А. Агальцова на Новодевичьем кладбище.

На протяжении всей многолетней военной службы Филиппу Александровичу были присущи такие черты, как целеустремленность, настойчивость и инициативность. Хорошее знание военного дела позволяло ему верно ориентироваться в сложных условиях боевой обстановки, принимать активное участие в строительстве ВВС в мирное время. От своих подчиненных он требовал организованности, слаженной работы, принятия продуманных и обоснованных решений.

Родина высоко оценила заслуги Филиппа Александровича Агальцова, он был награжден четырьмя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, а также иностранными наградами.

Мемориальная доска в честь Ф.А. Агальцова установлена в Москве на доме по улице Гончарная, где он жил в последние годы.

Майор Александр Копылов,
научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВА ГШ ВС РФ,

кандидат исторических наук

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false