Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Поэт, писатель, патриот Александр Трифонович Твардовский

ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович [8(21).6.1910, хут. Загорье близ дер. Сельцо Смоленской губ., – 18.12.1971, дачный пос. близ г. Красная Пахра Московской обл.], советский писатель, журналист и общественный деятель, подполковник (1944).


Александр Трифонович Твардовский

Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине на «хуторе пустоши Столпово» в Загорье в многодетной семье. Его отец Трифон Гордеевич Твардовский работал деревенским кузнецом. Решив заняться земледелием, он купил через Крестьянский Поземельный банк землю и закрыл кузницу.

Спустя много лет поэт напишет о себе и своей «малой» родине в поэме «За далью – даль» (Ленинская премия, 1961 г.):

«На хуторском глухом подворье

В тени обкуренных берёз

Стояла кузница в Загорье,

И я при ней с рожденья рос…

………………………………………

Не молкнет память жизни бедной,

Обидной, горькой и глухой,

Пускай исчезнувшей бесследно,

С отцом ушедшей на покой.

И пусть она не повторится,

Но я с неё свой начал путь,

Я и добром, как говорится,

Её обязан помянуть.

Была она для всех вокруг

Тогдашним клубом, и газетой,

И академией наук…»

Будучи человеком грамотным, отец Твардовского прививал своим детям любовь к чтению. Благодаря нему Александр познакомился с произведениями Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова и других русских писателей и поэтов.

Первые пробы в стихосложении Александр Твардовский начал в раннем возрасте. А обучаясь в сельской школе, юный поэт пробует себя и в прозе: с 1924 года он пишет небольшие заметки и посылает их в редакции смоленских газет. Иногда их печатают. Позднее он решается послать в редакцию и свои стихи. Первое стихотворение увидело свет в газете «Смоленская деревня». Называлось оно «Новая изба». Родители с осторожностью отнеслись к увлечению сына сочинительством, полагая, что это занятие не принесёт ему в будущем дохода.

Зимой 1926 года, будучи на съезде селькоров в Смоленске, Твардовский идёт в редакцию газеты «Рабочий путь». Здесь он показывает свои стихи известному поэту М.В. Исаковскому, который в это время работал в редакции газеты. Тот выбрал для публикации два стихотворения молодого поэта. Позднее Исаковский вспоминал: «Стихи Твардовского мне понравились. Конечно, они не были совершенны, как и стихи всякого начинающего поэта, но тем не менее не трудно было заметить, что Твардовский пишет не так, как другие: он по-своему видит описываемое в стихах и старается говорить своими словами, не прибегая к … шаблонам стихотворной речи». Через некоторое время в деревню пришла газета с поэтическими произведениями и портретом «селькора-поэта А. Твардовского».

По окончании сельской школы Твардовский переезжает в Смоленск и живёт здесь в пору своего «литературного ученичества». Источником дохода начинающего поэта в этот период был грошовый литературный заработок. Но сворачивать с намеченного пути Александр не собирался. Он ходил по редакциям, предлагая свои стихи, принимал активное участие в литературной жизни Смоленска.


Обложка сборника с произведениями Александра Твардовского. 1927 г.

В конце 1920-х годов свои произведения А. Твардовский отправляет и в московские журналы. Однажды его стихи были напечатаны в журнале «Октябрь». Окрылённый первым большим успехом и желанием покорить своим творчеством столицу, Александр едет в Москву. Однако то, чего он ожидал, не случилось. Твардовский долго ходил по редакциям и предлагал им свои стихи. Иногда их печатали, но большого литературного признания, на которое надеялся молодой поэт, не происходило.

Зимой 1930 года, оставив Москву, Твардовский возвращается в Смоленск. Здесь он работает над поэмами: в 1931 году – «Путь к социализму»; в 1934–1936 годах – «Страна Муравия». В них поэт отражает тот «великий перелом», который произошёл в деревне в годы коллективизации. Одновременно с созданием поэм Александр пишет статьи и корреспонденции о колхозной жизни в местные газеты, ведёт личные дневниковые записи. Впечатления и наблюдения, почерпнутые им в поездках по родному краю в качестве корреспондента областных газет, легли в основу многих его стихотворений той поры.

В Смоленске в 1934 году А. Твардовский поступает в педагогический институт. Учёбу он совмещает с работой в газетах «Рабочий путь» и «Смоленская деревня». Отучившись два года, он переезжает в Москву и продолжает обучение в Московском институте философии, литературы и истории имени Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ), который оканчивает в 1939 году. Переезд в Москву, и тем самым потеря реальных связей с деревней, не означали отхода Твардовского от крестьянской темы. Напротив, напряжённый духовный процесс, который переживала тогда деревня под воздействием больших перемен, поэт отражает в лирических стихах, составивших так называемую «Сельскую хронику», которая вышла из печати в 1939 году.

Призванный на военную службу осенью того же года, А.Т. Твардовский участвует сначала в походе Красной армии в западные области Белоруссии, а затем в Советско-финляндской войне 1939–1940 годов в качестве корреспондента газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины». Событиям этого периода он посвятил цикл стихов «В снегах Финляндии» (1939–1940), а также дневниковые и очерковые заметки под общим названием «С Карельского перешейка» (1939–1941). В апреле 1940 года за участие в финской кампании Твардовский был награждён орденом Красной Звезды.


Слева направо: писатели Н. Тихонов, А. Твардовский и С. Вашенцев. Финляндия, 1940 г.

Во время Советско-финляндской войны А. Твардовский обретает новую тему для творчества – тему Красной армии. В марте 1940 года он напишет своему наставнику и другу М. Исаковскому: «Мне кажется, что армия будет второй моей темой на всю жизнь». Именно в этот период своей творческой деятельности поэт приступает к созданию литературного образа «Васи Тёркина». Само произведение представляло собой логически завершённые эпизоды о войне в стихах, объединённые главным героем. По поводу этого замысла Твардовский напишет: «…думаю, что тот успех «Васи Тёркина», который у него был на финской войне, можно объяснить потребностью солдатской души позабавиться чем-то таким, что, хотя и не соответствует суровой действительности военных будней, но, в то же время, как-то облекает именно их, … в почти что сказочные формы … Трудно сказать, в какой день и час я пришёл к решению всеми силами броситься в это дело, но летом и осенью 1940 года я уже жил этим замыслом … и … это определялось остротой впечатлений пережитой войны …». Поэму «Василий Тёркин» он продолжит писать и в годы Великой Отечественной войны.

В 1939 году к Твардовскому-поэту приходит признание, и с этого же времени он получает первые награды за своё творчество. Его поэма «Страна Муравия», уже получившая в Москве высокую литературную оценку, была включена в школьные и вузовские учебники, а автор был награждён орденом Ленина. Поэма зазвучала с эстрады, по радио, её заучивали наизусть школьники и студенты, а в 1941 году она была удостоена Сталинской премии второй степени.

С первых дней Великой Отечественной войны А.Т. Твардовский находится на фронте в качестве специального корреспондента фронтовой печати. 23 июня 1941 года в Главном управлении политической пропаганды Красной армии вместе с группой писателей и поэтов он получил командировочное предписание. Как позднее вспоминал Е. Долматовский, который отправился вместе с ним к месту назначения, «А.Т. Твардовский имел звание майора и как старший по званию … становился старшиной нашей маленькой литературной команды, которая направлялась в Киев, в штаб Киевского Особого военного округа …». Об этом периоде своей работы во фронтовой газете поэт писал позднее: «В качестве спецкорреспондента, ещё точнее сказать – в качестве именно писателя (была такая штатная должность в системе военной печати), я прибыл на Юго-Западный фронт, в редакцию газеты «Красная армия» и стал делать то, что делали писатели на фронте. Я писал очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки». Вместе с тем Твардовский отмечал, что порой у него возникало чувство неудовлетворённости работой в газете. Он стремился туда, где шла настоящая война, живое дело. Поэтому, когда удавалось выезжать в командировки в районы боевых действий, он подолгу жил в подразделениях, а если того требовали обстоятельства, то шёл вместе с бойцами под вражеский огонь.

Весной 1942 года А.Т. Твардовский был откомандирован с Юго-Западного фронта в Москву, а в начале лета получил новое назначение – корреспондентом в газету «Красноармейская правда» на Западный фронт (с 24 апреля 1944 г. – 3-й Белорусский). В этой газете он проработает до конца войны.


Группа работников редакции газеты «Красноармейская правда».
Первый ряд (слева направо): Н. Баканов, В. Макаров (начальник политуправления фронта), Т. Миронов и А. Твардовский.
Второй ряд (слева направо): О. Верейский, В. Кожевников, М. Слободской, Б. Кушелев (инструктор по печати), Е. Воробьев и А. Григоренко

Вместе с войсками Западного фронта летом 1943 года поэт будет участвовать в освобождении его родной Смоленщины, которая была долгое время оккупирована немцами. В своё родное Загорье поэт вступил буквально с передовыми частями Красной армии. То же будет и со Смоленском, где оставались его родные. Потом были Белоруссия, Литва, Эстония. И везде Твардовский был на направлении главного удара. Оттуда шли его корреспонденции и стихи в газету. Окончание войны поэт встретил в Восточной Пруссии (Тапиау). Художник Орест Верейский, который работал в годы войны вместе с ним в газете «Красноармейская правда», вспоминал тот вечер победного дня: «Гремел салют из разных видов оружия … Стрелял и Александр Трифонович. Палил в светлое от цветных трасс небо из нагана, стоя на крылечке прусского домика – нашего последнего военного пристанища…».


Подполковник А.Т. Твардовский. 1944 г.

За работу во фронтовой газете А.Т. Твардовский был награждён двумя орденами Отечественной войны: в 1944 году – второй степени, а в 1945 году – первой.

Именно на войне, несмотря на все трудности, Александром Трифоновичем были написаны лучшие произведения – поэма «Дом у дороги» (опубликована в 1946 г.; Сталинская премия второй степени, 1947 г.) и прозаическое произведение «Родина и чужбина», которое представляло собой сборник очерков и рассказов, лаконичных зарисовок и корреспондентских заметок, охватывающих период с 1942 по 1945 год (опубликовано в 1947 г. в журнале «Знамя»). Но главным трудом военных лет для Твардовского стала поэма «Василий Тёркин». Части поэмы начинают публиковаться в газете «Красноармейская правда» с 4 сентября 1942 года. Поэма писалась на протяжении всей войны и стала его самым известным произведением (Сталинская премия первой степени, 1946 г.). Можно сказать, что это произведение стало поэтической энциклопедией фронтовой жизни. «Василия Тёркина» читали во всех боевых частях, в окопах и землянках, вся сражающаяся страна на фронте и в тылу говорила словами Васи Тёркина. В 1963 году поэт вновь возвратился к любимому народом литературному герою. В сатирической поэме «Тёркин на том свете» он с большой глубиной и драматической силой обличает косность, бюрократизм, формализм – всё, что мешает движению вперёд.


Памятник А.Т. Твардовскому и Василию Тёркину в Смоленске. Скульптор А.Г. Сергеев

Война закончилась… Для поэта и прозаика А.Т. Твардовского впереди открывались новые творческие горизонты. Но прошедший период оставил глубокий след в жизни каждого советского человека, и фронтовик Александр Твардовский не стал исключением. С темой войны он не расстанется до конца своей жизни. Воспоминания об испытаниях в эти годы, чувство долга перед погибшими он отразит в послевоенных стихах: «Я убит подо Ржевом» (1945–1946), «Их памяти» (1949–1951), «Живая память» (1951), «Ночью все раны больнее болят» (1965), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др. Много лет спустя он писал, что эти стихи «продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу»: вечное обязательство живых перед павшими, невозможность забвенья. В поэме «Дом у дороги», которую поэт завершит в 1946 году, он напишет:

«…Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память гордую о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье!...»

Александр Трифонович Твардовский вёл большую общественную работу, занимая в 1950–1954 и 1959–1971 годах пост секретаря правления Союза писателей СССР.

Кроме писательской деятельности, Александр Твардовский прославился и как журналист. В 1950 году он стал главным редактором журнала «Новый мир», и оставался им до 1954 года. После четырёхлетнего перерыва, в 1958 году, его снова назначают на ту же должность. При нём журнал стал символом «оттепели» в стране. Эти годы были наполнены борьбой с цензурой, которая пыталась «зарезать» много произведений талантливых литераторов. На их защиту вставал Твардовский, всё чаще вызывая на себя недовольство властей. Александр Трифонович приложил немало усилий, чтобы на страницах его журнала появились сочинения опальных поэтов и писателей. Он не боялся печатать А.А. Ахматову, А.И. Солженицына, Г.Н. Троепольского, С.П. Залыгина, Б.А. Можаева. Однако во второй половине 1960-х годов журнал «Новый мир» оказался под сильным давлением со стороны руководства страны, и в 1970 году Твардовский был вынужден оставить занимаемую должность.


Главный редактор журнала «Новый мир» А.Т. Твардовский с членами редакции

Умер А.Т. Твардовский 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Кроме перечисленных выше наград, Александр Трифонович был удостоен ещё двух орденов Ленина и ордена Трудового Красного Знамени.

Надежда Гришина,
младший научный сотрудник
Научно-исследовательского института
военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false