Россия на защите интересов славянских народов: военно-политические итоги Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
Васильева Н.В.
Почти весь ХIХ век прошел у России под знаком Восточного вопроса, связанного с освобождением от власти Турции православных народов Балканского полуострова. Подчеркнем, что на протяжении столетий Балканы занимали особое место в системе внешнеполитических интересов России, что объяснялось не только их геополитическим положением, задачами обеспечения безопасности российских границ, но и культурно-цивилизационной общностью, этнической, языковой, духовной близостью славянских народов, населявших этот регион. В значительной степени эти факторы определяли балканский вектор политики России.
Национально-освободительная борьба народов Балканского полуострова против османского владычества всегда вызывала сочувствие в России. Особенно широко движение в поддержку южных славян развернулось в годы Восточного кризиса второй половины 70-х гг. XIX века, завершением которого стала русско-турецкая война 1877–1878 гг.
Война 1877–1878 гг. занимает особое место, как в отечественной, так и в мировой истории. Она объективно способствовала освобождению балканских народов от многовекового рабства и оформлению их государственности.
Русско-балканские связи накануне русско-турецкой войны 1877–1878 гг. составляют особый этап в отношениях Российской империи и балканских народов. Как известно, Восточный кризис 1875–1877 гг. был вызван усилением национально-освободительного движения порабощенных Турцией народов на территории Балканского полуострова, преимущественно со славянским этносом.
В Боснии и Герцеговине, а затем Болгарии вспыхнули антитурецкие восстания. При этом, Австро-Венгрия, Великобритания, Франция, Италия и Германия национально-освободительную борьбу славянских народов не поддержали и выступили за сохранение их существующего статуса. Опасаясь, что распад Османской империи приведет к усилению геополитического положения России, Великобритания и Франция оказывали поддержку «больному человеку Европы» - Османской Порте.
Единственной страной, оказавшей помощь национально-освободительному движению славянских народов, была Российская империя.
Поскольку защита Россией интересов славянских народов рассматривалась западными державами как шаг к усилению ее стратегического положения на Балканах, возникла реальная угроза для перерастания войны против Османской Порты в войну против коалиции европейских государств. В связи с этим русская дипломатия ставила задачу во что бы то ни стало организовать выступление западных держав в защиту славян.
В апреле 1876 г. вспыхнуло восстание в Болгарии, которое было жестоко подавлено: более 30 тысяч болгар было убито, их селения сожжены. Действия турецких карателей в Болгарии вызвали возмущение европейской общественности, особенно в России, в которой началось широкое движение в поддержку болгар. Кроме того, не прекращались массовые расправы турецких властей с населением Боснии и Герцеговины. Однако, несмотря на средневековые, по своей жестокости, методы расправы над мирным славянским населением, западные страны рассматривали их как правомерное восстановление законности.
Так, британский премьер-министр лорд Б. Дизраэли, оправдывая турецкие зверства, говорил о «неизбежности насилия на Балканах по причине отсталости населения». Необходимо отметить, что для некоторых западных стран подобная оправдательная риторика военных конфликтов является актуальной и в настоящее время.
Российская империя прилагала усилия урегулировать вопрос дипломатическими методами, предложив обсудить его еще раз на совещании стран, входящих в «Союз трех императоров» - России, Германии и Австро-Венгрии. Итогом совещания стало подписание «Берлинского меморандума» 13 мая 1876 г. Несмотря на то, что он предусматривал сохранение целостности Османской империи, в нем утверждался ряд мероприятий, улучшавших положение славянских народов. Меморандум был одобрен также правительствами Италии и Франции, но встретил решительное противодействие со стороны Великобритании, не желавшей усиления влияния России на Балканах. Поддержка Англии турецкого правительства способствовала усилению карательных мер против славянского населения на Балканах.
30 июня 1876 г. Сербия и Черногория объявили Турции войну. В русской прессе развернулась активная кампания в защиту «единоверных братьев-славян». Из России в Сербию и Черногорию направилось до 5 тысяч добровольцев.
Тем не менее, военные действия складывались неблагоприятно для Сербии. 31 октября 1876 г. Российская империя предъявила турецкому султану ультиматум заключить с Сербией перемирие. Одновременно в западных губерниях была проведена частичная мобилизация войск. Твердая позиция России спасла сербскую армию от полного разгрома.
В январе 1877 г. в Будапеште была подписана тайная русско-австрийская конвенция, согласно которой Австро-Венгрия обязывалась оказывать России дипломатическую поддержку и соблюдать нейтралитет в случае военного конфликта России с Турецкой империей. Весной 1877 г. российское правительство сделало последнюю попытку урегулировать балканский кризис мирным путем. 31 марта 1877 г. был подписан «Лондонский протокол» шести европейских государств, обязывавший турецкого султана провести реформы в христианских областях на Балканах. После отказа султана принять условия этого протокола дипломатические отношения России с Турцией были прерваны.
12 апреля 1877 г., чтобы не потерять влияние на Балканах, а также под огромным воздействием русской общественности внутри страны, император Александр II объявил Турции войну. Ее начало вызвало мощный всплеск патриотизма среди населения Российской империи. В обществе вновь ожила идея о «славянском единстве» и необходимости военной помощи славянам.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. существенным образом отличалась от прежних вооруженных столкновений России с Османской империей. В войне участвовала армия, обновленная преобразованиями 1870-х гг., сформированная на основе всеобщей воинской повинности. Боевые действия развернулись на Балканах и в Закавказье.
В мае 1877 г. на кавказском театре военных действий русские войска захватили Ардаган и осадили Карс.
После осуществления операции по формированию Дуная русская армия была разделена на три отряда под командованием генералов И.В. Гурко, Н. Криденера, и великого князя Александра Александровича.
Передовой отряд под командованием генерала В.И. Гурко в конце июня 1877 г. овладел г. Тырново (древней столицей Болгарии) преодолел Балканы и направился к Адрианополю. Однако был вынужден отойти к Шипке, где захватил стратегически важный Шипкинский перевал, который совместно с войсками генерала М.Д. Скобелева героически оборонял до конца 1877 г.
В первой половине августа русские войска выдержали ожесточенные бои с турецкой армией за Шипку, в ходе которых турки потеряли 45% армии и вынуждены были прекратить атаки. Планы турецкого командования были сорваны.
Отряд генерала Н. Криденера до ноября 1877 г. осаждал Плевну. После капитуляции ее 40-тысячного гарнизона русские войска начали переход через Балканы. Состоялся ряд сражений у Шипки, Софии, Шейново. В январе 1878 г. войска генерала И.В. Гурко разбили турецкую армию у Пловдива, а армия генерала М.Д. Скобелева заняла Адрианополь. На Кавказе были взяты крепости Карс и Баязет, очищена от турецких войск территория Абхазии. Под угрозой полного поражения Турция предложила провести мирные переговоры
Наступление русских войск на европейском театре военных действий заставило западные державы активизировать свои действия. 13 февраля 1878 г. Великобритания ввела свою эскадру в Мраморное море. Австро-Венгрия обещала ей помощь своей сухопутной армией. Перед угрозой вмешательства в русско-турецкий военный конфликт других европейских держав войска Российской императорской армии остановились в 12 км от Константинополя.
19 февраля (3 марта по новому стилю ) 1878 г. в местечке Сан-Стефано был заключен прелиминарный мирный договор. По этому договору провозглашалась полная независимость Сербии, Черногории и Румынии, которые получали значительные территориальные приращения: Сербия расширялась к югу за счет присоединения к ней Старой Сербии, к Черногории отходили часть Албании и территория по Адриатическому побережью, что обеспечивало ее выход к Адриатическому морю, Румынии передавалась Северная Добруджа. Боснии и Герцеговине предоставлялась автономия, в которой Турция обязывалась провести обещанные ранее реформы. К России возвращалась отторгнутая от нее в 1856 г. Южная Бессарабия, а в Закавказье к ней отходили крепости Ардаган, Карс, Батум и Баязет с прилегающими к ним территориями. Кроме того, Турция обязывалась выплатить России в счет понесенных военных издержек 310 млн. руб. контрибуции.
Россия получала право иметь черноморский флот в Севастополе.
Большое значение Сан-Стефанский мир имел для освобождения Болгарии, находившейся 500 лет под османским игом. Вся Болгария (с включением в нее Македонии) от Дуная до Эгейского моря и от Черного моря до Охридского озера провозглашалась самостоятельным, хотя номинально и вассальным от султана, княжеством, со своим правительством и народной милицией. Первым болгарским князем стал Александр Баттенбергский – родственник Александра II. В Болгарии вводилась конституция. Все турецкие крепости на ее территории должны быть срыты, а турецкие войска выведены. Введение нового образа правления должно было проходить под наблюдением русского комиссара. В течение двух лет на территории Болгарии оставались русские войска численностью 50 тыс. чел.
Условия Сан-Стефанского мирного договора, значительно усиливавшие позиции России на Балканах, вызвали резкое недовольство европейских держав. Великобритания и Австро-Венгрия не признали Сан-Стефанский договор и потребовали созыва европейского конгресса держав для его пересмотра. Реальная угроза новой войны, к которой Российская империя была не готова, вынудила царское правительство согласиться на его созыв.
1 (13 июня) 1878 г. начал свою работу Берлинский конгресс. Все его дела вершила «большая пятерка»: Германия, Россия, Англия, Франция и Австро-Венгрия. Со дня его открытия проявилась полная изоляция России со стороны европейских государств. Великобритания возглавила антирусский блок, поддерживая притязания Австро-Венгрии на территорию Боснии и Герцеговины. Канцлер Германии – Бисмарк, выступая посредником между англо-австрийским блоком и Россией, фактически помогал Лондону и Вене; Франция не проявляла большой заинтересованности в восточном вопросе, поддерживала Великобританию и Австро-Венгрию.
1 июля 1878 г. был подписан Берлинский трактат, вносивший существенные изменения в Сан-Стефанский договор. Территория Болгарского княжества была ограничена северной половиной, южная Болгария стала автономной провинцией Османской империи под названием «Восточная Румелия». Срок пребывания русской армии на территории Болгарии сокращался с двух лет до 9 месяцев. Независимость Сербии, Черногории и Румынии была подтверждена. Однако территория Черногории была урезана по сравнению с Сан-Стефанским договором. Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину. Вопрос о судоходстве на Дунае также был решен в пользу Австро-Венгрии.
Стараниями английских дипломатов Турции был возвращен Баязет. За это содействие турецкий султан согласился на оккупацию Великобританией острова Кипр. Россия получила Батум, Карс и Ардаган.
В итоге, стремясь ослабить влияние Российской империи, западные государства осложнили ситуацию на Балканском полуострове, добавили территориальные противоречия между новыми балканскими государствами в этом «пороховом погребе Европы», создав тем самым предпосылки для последующих Балканских войн начала ХХ века. Именно на Балканах произошло убийство наследника Австро-Венгерского престола, став поводом к началу Первой мировой войны.
Таким образом, попытки народов Балкан самостоятельно разрешить вопрос о приобретении национальной независимости потерпели неудачу. Для борьбы с Турцией они не обладали ни достаточными силами, ни средствами. Решение проблемы могло быть достигнуто при условии объединения усилий балканских народов с усилиями Российской империи, ведущей вековую борьбу с Османской Портой. В результате русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. усилиями русского народа при содействии местного населения Балканского полуострова балканские народы были спасены от физического уничтожения, которое грозило им до вступления России в войну. Она поддерживала интересы народов Балканского полуострова, выступила в их защиту с оружием в руках, что способствовало становлению национальных государств в этом регионе.
Российская империя затратила огромные материальные и людские ресурсы для ведения войны с Османской империей за освобождение народов: Болгарии, Черногории, Сербии и Румынии. За девять месяцев войны русская армия, по официальному источнику — «Военно-медицинскому отчёту...» за 1886 г. потеряла убитыми 22 тысячу 391 человека. Турецкие потери убитыми были не ниже 30 тыс. погибшими. Пленными турки лишились 145 тысяч человек.
Решения Берлинского конгресса не смогли таким образом ликвидировать важнейший результат войны – уничтожение турецкого гнета на большей части Балканского полуострова. Победа в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. была самым крупным военным успехом Российской империи во второй половине XIX в. и укрепила ее влияние на Балканах и в мире.
В заключение хочется привести слова Ф.М. Достоевского, посвященные смыслу российской политики в отношении балканских народов: «Русские уйдут, но великая идея останется. Великий дух русский оставит след в душах, и на русской крови, за них пролитой, вырастет и их доблесть. Ведь убедятся же они когда-нибудь, что помощь русская была бескорыстна и что никто из русских, убитых за них, и не думал их захватывать!»
И в современных условиях во внешнеполитическом курсе Российской Федерации необходимо восстановление многовекторной активности в различных сферах ее взаимоотношений с балканскими странами. Выбор оптимальной модели этих взаимосвязей возможен при условии глубокого изучения прошлого исторического опыта, осознания его уроков и изучения позитивных фактов.