Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Яковлев Александр Сергеевич

ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич [19.3(1.4).1906, Москва – 22.8.1989, там же], советский авиаконструктор, генерал-полковник авиации (1984), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957), академик АН СССР (1976). Будущий прославленный авиаконструктор родился в семье служащего. Его отец, Сергей Васильевич, руководил транспортным отделом в нефтяной фирме «Товарищество братьев Нобель» (позднее – Московская контора «Нефтесиндиката»). Мать, Нина Владимировна, была домохозяйкой. В семье родилось трое детей, Александр был старшим. В 1914 году он поступил в приготовительный класс частной мужской гимназии П.Н. Страхова. Гимназия считалась одной из лучших в Москве, в ней были отлично оборудованные кабинеты и прекрасные преподаватели. После Октябрьской революции гимназия стала государственной, получив новое название – «Единая трудовая школа 2-й ступени № 50» Сокольнического района. Учился Саша с большой охотой. Его любимыми предметами были история, литература и география, по ним он всегда имел отличные оценки, а по физике, математике и химии, которые больше подходили к его будущей специальности, – в основном получал четверки. Любил он и рисование, достаточно важное для будущего конструктора. В этом предмете, поощряемый преподавателями и матерью, он сумел достичь больших успехов. В школьные годы посещал занятия в радиокружке, где собственноручно собрал радиоприемник. Освоил Александр и столярное дело, с увлечением создавал различные модели паровозов, мостов, железнодорожных вагонов.

Событие, которое навсегда изменило жизнь А.С. Яковлева, произошло в 1923 году, когда в последнем классе гимназии он организовал ячейку «Юных друзей воздушного флота» в возникшем в те годы добровольном Обществе друзей воздушного флота. По инструкции в журнале Александр собрал летающую модель планера с размахом крыла два метра и успешно испытал ее. С этого момента начинается его любовь к авиации, которая в итоге сделала А.С. Яковлева одним из самых выдающихся авиационных конструкторов XX века.


А.С. Яковлев (в центре) среди кружковцев Общества друзей воздушного флота

Добиться всемирного признания он смог благодаря огромному желанию создавать новые самолеты, которое сумел пронести через всю свою жизнь. Позднее Александр Сергеевич сам рассказал об этом чувстве в своих воспоминаниях: «Когда я построил планер, мною овладело неодолимое желание сконструировать самолет. Позднее захотелось сделать еще один, но лучше, затем третий… Строишь новый самолет и думаешь: «Только бы он полетел, больше мне ничего в жизни и не надо!», но, когда машина рождается и начинает лететь, возникает новое желание – создать другой самолет, который был бы еще лучше, летал быстрее…»

Уже в 1924 году Александр Яковлев создал свой первый полноценный летательный аппарат – планер под названием АВФ-10, который был оценен премией как один из лучших советских планеров на всесоюзных соревнованиях, проводившихся в Коктебеле. Свой первый полет данный планер совершил 15 сентября 1924 года.

.
Первая самостоятельная конструкция А.С. Яковлева планер АВФ-10 на горе Клементьева в Крыму во время II всесоюзных планерных испытаний

В этом же году А.С. Яковлев призывается в Красную армию и проходит службу в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского (ВВА). Здесь он был вначале подсобным рабочим, а затем мотористом летного отряда академии. В 1927 году им был спроектирован первый самолет – АИР-1 (самолет был назван по инициалам председателя ЦС Осоавиахима Алексея Ивановича Рыкова). Дата первого полета АИР-1 – 12 мая 1927 года – считается днем рождения Конструкторского бюро (КБ) А.С. Яковлева. В июле того же года на самолете АИР-1 летчиком Ю.И. Пионтковским были установлены первые мировые рекорды Советского Союза – по дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч 30 мин) полета. За эти достижения А.С. Яковлев в 1927 году был зачислен слушателем в ВВА вне конкурса. Учился в академии он до 1931 года, попутно продолжая создавать легкие самолеты. После выпуска Яковлев некоторое время трудился инженером на серийном заводе, однако уже в 1932 году построил самолет АИР-6, который снова привлек к себе внимание специалистов. Через год на этом самолете, оборудованном поплавками для посадки на воду, удалось превысить официальный международный рекорд дальности для гидросамолетов. Продолжая трудиться над проектированием спортивных самолетов, А.С. Яковлев создал спортивный двухместный самолет АИР-7. В конце лета 1932 года на этой машине на высоте 1000 метров удалось достичь максимальной скорости полета – 332 км/ч.


Конструктор А.С. Яковлев, инженеры и техники у первого экземпляра
многоцелевого самолета АИР-7 (1932 г.)

Постройка АИР-7 сделала очевидным тот факт, что монопланная схема, дающая превосходство в скорости полета, более целесообразна и лучше подходит для боевых самолетов. В 1935 году молодой конструкторский коллектив, который возглавил Александр Сергеевич, спроектировал и построил учебно-тренировочный свободнонесущий моноплан УТ-2. Это был одноместный самолет со штатным двигателем воздушного охлаждения, развивавшим мощность 100 л. с. В случае установки на самолет форсированного двигателя с мощностью 150 л. с. его максимальная скорость возрастала до 252 км/ч. Благодаря бесценному опыту, который удалось накопить в процессе проектирования и постройки учебно-тренировочных самолетов, КБ под руководством А.С. Яковлева смогло перейти к разработке самолетов-истребителей и было отмечено вниманием руководства страны.


В первом ряду: летчик Ю.И. Пионтковский и авиаконструктор А.С. Яковлев. Во втором ряду: А.А. Андреев, секретарь ЦК ВКП(б), И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов. 12 июля 1935 г.

Первой боевой машиной стал И-26, который значительно отличался от созданных в других КБ страны самолетов данного класса. Как и все летательные аппараты А.С. Яковлева, самолет И-26 отличался малой массой и продуманностью, можно даже сказать – элегантностью, конструктивных форм, что стало его визитной карточкой. В серийное производство данный боевой самолет вышел в 1940 году под обозначением Як-1. На высоте 3400 метров истребитель развивал максимальную скорость полета 600 км/ч, его вооружение состояло из 20-мм пушки и двух 7,62-мм пулеметов. Создание Як-1 стало большим достижением для всего отечественного самолетостроения. Уже в годы войны в КБ А.С. Яковлева был проведен большой объем работ по улучшению аэродинамики самолета Як-1, что позволило спроектировать истребитель, обладавший полетной массой 2650 кг и высокими маневренными и скоростными характеристиками. Этим истребителем стал не менее легендарный самолет Як-3. С форсированным двигателем конструктора В.Я. Климова ВК 105ПФ он мог развивать скорость 660 км/ч, а с еще более мощным двигателем ВК 107 – до 720 км/ч. По завершении испытаний самолета с двигателем ВК 107 было составлено заключение, где отмечалось, что по основным летно-техническим характеристикам в диапазоне высот от земли до практического потолка полета самолет является лучшим из построенных советских и иностранных истребителей. В боевые части данная машина начала поступать с 1943 года. Это был самый маневренный и легкий истребитель Второй мировой войны. Именно на самолетах Як-3 летали французские летчики-добровольцы из знаменитого полка «Нормандия – Неман».

В годы войны для обеспечения надежного прикрытия бомбардировочной авиации КБ А.С. Яковлева был спроектирован истребитель сопровождения, обладавший более тяжелым вооружением и большей дальностью полета, чем истребители Як-1 и Як-3. Этим самолетом стал Як-9, который вооружался 37-мм пушкой и двумя крупнокалиберными 12,7-мм пулеметами. В годы Великой Отечественной войны истребители Як-9 широко использовались и для атак по наземным целям. А появление в составе ВВС самолетов Як-9Д и Як-9ДД, обладавших дальностью полета 1400 и 2200 км соответственно, позволило обеспечить сопровождение транспортных самолетов в Югославию, что было особенно важно на заключительном этапе войны. Всего за годы войны было построено более 40 тысяч истребителей «Як» разных моделей. Тысячи советских летчиков воевали на них, одерживая в воздухе победы над немецкими асами на «мессершмиттах» и «фоккевульфах», в чем была немалая личная заслуга А.С. Яковлева.


Колхозник Ф.П. Головатый и гвардии майор Б.Н. Еремин у истребителя Як-3, май 1944 г.

До июля 1946 года Александр Сергеевич, руководя своим КБ, одновременно трудился заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке, а с марта того же года – заместителем министра авиационной промышленности по общим вопросам. В июле 1946 года в связи с большой загрузкой и занятостью в КБ он оставил эту должность по собственному желанию. С 1935 по 1956 год А.С. Яковлев был главным конструктором КБ, а с 1956 и до выхода на пенсию в 1984 году – занимал пост генерального конструктора.

После завершения Второй мировой войны в авиации произошло перевооружение на реактивную технику. Первым реактивным истребителем, поступившим на вооружение в СССР, стал самолет Як-15. За ним в КБ А.С. Яковлева спроектировали Як-17УТИ, Як-23, первый в СССР всепогодный истребитель-перехватчик Як-25, высотный Як-25РВ и первый советский сверхзвуковой разведчик Як-27Р, а за ним последовало семейство сверхзвуковых самолетов Як-28, включавшее и первый в СССР сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик.

А.С. Яковлев и его конструкторское бюро создавали не только военную технику, но и самолеты гражданского назначения. Например, здесь дали жизнь целому поколению легкомоторных самолетов: многоцелевому Як-12, учебно-тренировочным Як-11 и Як-18, первым в Советском Союзе учебно-спортивным самолетам Як-30 и Як-32. С 1960 года, выступая на самолетах Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50, советские летчики много раз побеждали на чемпионатах Европы и мира по высшему пилотажу. Отдельно можно упомянуть и пассажирский самолет Як-40, который начал перевозить пассажиров в 1968 году. В то время это был единственный самолет в СССР, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупаемый ФРГ, Италией и другими иностранными государствами. Позднее в КБ создадут 120-местный пассажирский самолет Як-42, отличавшийся высокой экономичностью.

Отдельной категорией были самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП), такие, как Як-36, Як-38 и Як-141. В 1967 году, во время парада в Домодедово, был показан первый советский СВВП – Як-36. С 1976 года на вооружение крейсеров класса «Киев» начали поступать боевые самолеты вертикального и короткого взлета и посадки Як-38, ставшие первыми в мире палубными самолетами данного типа.

Всего было построено более 70 тысяч самолетов «Як» всех типов. В самые сложные для страны годы две трети всего парка истребителей составляли именно самолеты Александра Сергеевича Яковлева. Под непосредственным руководством этого выдающегося авиационного конструктора было создано более 200 типов машин, из них более 100 пошли в серийное производство. В разное время на летательных аппаратах КБ А.С. Яковлева было установлено 86 различных мировых рекордов.

Основными чертами деятельности Александра Сергеевича являлись ясность цели, настойчивость, несмотря на трудности и порой неудачи, в доведении начатого дела до конца. В своих воспоминаниях он писал: «Образно говоря, конструктор должен обладать тремя «И». Это прежде всего интеллект – знание и умение. Это, во-вторых, инициатива – способность предложить свои идеи. Наконец, это интуиция – способность найти правильное решение сложной задачи, не имея для этого достаточных данных». Этими тремя «И» А.С. Яковлев владел в совершенстве, показав себя не только выдающимся конструктором, но и блестящим организатором.

После распада СССР, в 1992 году, было создано Акционерное общество открытого типа «Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) им. А.С. Яковлева», руководство которого сумело сохранить ведущих специалистов и создать прекрасный реактивный учебно-боевой самолет Як-130


Як-130 – российский учебно-боевой самолет, разработанный ОКБ им. А.С. Яковлева.

В настоящее время сотрудниками ОКБ им. А.С. Яковлева разработан и выведен на испытания магистральный пассажирский самолет МС-21.


МС-21 (магистральный самолет XXI века) – российский среднемагистральный авиалайнер, разработанный НПК «Иркут» и ОКБ им. А.С. Яковлева.

А.С. Яковлев был обладателем множества премий и наград: шести Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1947 и 1948 гг.), Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1977). Он был награжден 10 орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, орденом Октябрьской Революции, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды. Помимо этого, у советского конструктора были и иностранные награды, в частности, французский офицерский крест ордена Почетного легиона и военный крест, а также Авиационная золотая медаль от FAI (Международной авиационной федерации).

21 августа 1984 года в возрасте 78 лет Александр Сергеевич вышел на пенсию. Проживал в Москве, где скончался 22 августа 1989 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.


Могила авиаконструктора А.С. Яковлева на Новодевичьем кладбище в Москве.

В Парке авиаторов на Ленинградском проспекте в Москве установлен бюст авиаконструктора, а на доме, где он жил – мемориальная доска. В 2006 году, к 100-летию со дня его рождения, в Москве названа улица, – Авиаконструктора Яковлева, также его именем названы улицы в городах Новороссийск и Улан-Удэ.

Сергей Курепин,
научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false