Биография
Ботезат Георгий Александрович (George de Bothezat) (07.07.1882, Яссы, Румыния, – 01.02.1940, Бостон, США), румыно-российско-американский ученый-математик, авиаконструктор и изобретатель.
Происходил из старинного молдавского дворянского рода. В 1902 г. окончил гимназию в Кишиневе. Учился в Ясском университете «Александру Ион Куза», с 1905 по 1907 г. был студентом Электротехнического института Монтефо в Бельгии; в 1908 г. окончил механическое отделение Харьковского технологического института; завершил свое образование в Геттингенском университете. В 1911 г. в Сорбонне защитил первую в области авиации докторскую диссертацию «Исследования в области стабильности аэроплана». С 1911 г. преподавал в Санкт-Петербургском политехническом институте, продолжая теоретические исследования полетов аппаратов тяжелее воздуха. В 1914 г. принял предложение занять должность директора Политехнического института в Новочеркасске, но разразившаяся Первая мировая война заставила его вернуться в Санкт-Петербург, где он работал в качестве эксперта в различных военно-технических учреждениях. В 1915 г. рассчитал и опубликовал стандартные таблицы бомбометания для военно-воздушного флота. Руководил группой конструкторов завода акционерного общества «Дюфлон, Константинович и К°» («Дека») в Санкт-Петербурге, где разработал одномоторный самолет, испытанный в 1917 г. Весной 1916 г. вместе с профессорами С. Тимошенко, А. Фан-дер-Флитом и А. Лебедевым вошел в состав Технического комитета вновь созданного Управления Военно-воздушного флота Военного министерства.
После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Яссы, где начал работу над конструкцией вертолета, а позднее эмигрировал в США. Работал экспертом в Национальном консультативном комитете по аэронавтике, читал лекции в Массачусетском технологическом институте и Колумбийском университете. В 1921 г. Конгресс выделил ему значительную сумму на постройку экспериментального вертолёта. Четырехвинтовой вертолет был построен в 1922 г. и за два года совершил более 100 полетов. Это был первый вертолёт американских ВВС и первый вертолёт, успешно совершивший управляемый полёт. Однако в армии проект сочли неэффективным и закрыли, считая серийное производство вертолетов преждевременным. Позже Ботезат основал фирму по производству мощных вентиляторов, продукция которой использовалась на флоте, и только в 1938 г. вернулся к экспериментам с вертолётами, основав фирму «Helicopter Corporation of America». В научном плане кроме исследований в области самолетов и вертолетов занимался исследованиями траекторий полета в воздушном и безвоздушном пространстве, в частности рассчитал траекторию полета на Луну, позже использованную при разработке проекта «Апполо». Умер в 1940 г. в Бостоне после операции на сердце. Похоронен в Нью-Йорке.
|