Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Яцук Николай Александрович

Биография

ЯЦУК Николай Александрович [11(23).01.1884, Кемери Рижского у-да Лифляндской губ., – 08.04.1930, Москва], российский военный летчик, капитан 2 ранга (1916), советский военный деятель.

После окончания в 1900 г. Псковской гимназии поступил на механическое отделение Морского инженерного училища, которое окончил в мае 1903 г., младший инженер-механик. С мая 1903 г. служил судовым инженер-механиком миноносца № 221, с февраля 1904 г. – младший инженер-механик на крейсере «Аврора», а с апреля 1904 г. – судовой инженер-механик эскадренного миноносца «Бодрый». В январе 1905 г. переименован в поручики. Участник Русско-японской войны 1904–1905 гг. За мужество в бою, проявленное в Цусимском сражении, награжден орденом Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом. По окончании войны служил помощником старшего инженер-механика крейсера «Терек». С февраля 1906 г. исполнял обязанности командира Владивостокского морского воздухоплавательного парка, а после его расформирования в августе того же года вернулся в С.-Петеребург. В декабре 1907 г. произведен в штабс-капитаны. В 1908 г. окончил механическое отделение Николаевской морской академии и был назначен в 1-й Балтийский экипаж преподавателем в машинной школе. Во время учёбы в академии дополнительно изучал воздухоплавание и радиоуправление. С июля 1909 г. участвовал в приемных испытаниях крейсера «Паллада». В 1909 г. построил планёр собственной конструкции и совершил на нём ряд полётов. В том же году провёл опыты по радиоуправлению подводных лодок и летательных аппаратов. С ноября 1910 г. состоял в распоряжении военного министра при Военно-электротехнической школе, как заведующий радиотелеграфными приборами особого назначения. В сентябре 1911 г. откомандирован в Офицерскую воздухоплавательную школу. В 1911 г. он опубликовал в журнале «Вестник воздухоплавания» заметку о военном применении аэропланов, в которой впервые высказал мысль о воздушном таране. Сдав в июне 1912 г. при авиационной школе Императорского Всероссийского аэроклуба экзамен на звание лётчика, продолжил работать в школе инструктором. С декабря 1912 г. начальник авиационной школы Императорского Всероссийского аэроклуба. Руководя авиашколой, одновременно возглавил отдел гидропланов в аэроклубе и участвовал в их первых демонстрационных полетах в мае 1913 г.

Участник Первой мировой войны, командир 34-го корпусного авиационного отряда Особого Добровольческого авиаотряда. Неоднократно вылетал на воздушные разведки. За отличие в июне 1915 г. ему было присвоено звание военного летчика, а в апреле 1916 г. – чин капитана 2-го ранга. В 1917 г. его избирают командиром перешедшего на сторону большевиков авиационного отряда, а в следующем году – членом Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом, начальником отдела и затем помощником начальника Главвоздухофлота. Являлся одним из основных разработчиков наставлений, пособий и уставов для авиационных частей Красной Армии. После Гражданской войны перешёл на преподавательскую работу в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (с сентября 1922 г. – Академия Воздушного флота имени Н.Е. Жуковского), профессор. Читал также лекции в других авиационных военно-учебных заведениях РККА. Умер от тяжелой болезни.

Награжден орденами: Св. Анны 2-й ст. с мечами и 3-й ст. с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й ст. с мечами, Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом; Георгиевским оружием.


Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false