Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Макаров Степан Осипович

Биография

МАКАРОВ Степан Осипович [27.12.1848 (08.01.1849), Николаев, Херсонская губ., – 31.03(13.04).1904, близ Порт-Артура], российский флотоводец и учёный, вице-адмирал (1896).

Родился в семье прапорщика флота. На военной службе с 1858 г. В 1865 г. окончил по первому разряду Николаевское-на-Амуре морское училище в звании кондуктора корпуса флотских штурманов. С 1861 г. плавал на кораблях Сибирской флотилии и эскадры Тихого океана. В 1866 – 1867 гг. совершил плавание на корвете «Аскольд» в Японию и Африку. За особые успехи в учёбе и службе в июле 1867 г. в виде исключения переаттестован в гардемарины. С 1867 г. на Балтийском флоте: служил на корвете «Дмитрий Донской», а в мае 1869 г. получил первый офицерский чин мичмана. Назначенный в 1869 г. на броненосную лодку «Русалка», начал исследования по проблемам непотопляемости судна, предложил в этих целях разделять корабль на водонепроницаемые отсеки, устанавливать магистральные трубопроводы с мощными помпами и ответвлениями в отсеках, использовать специальный пластырь для заделки пробоин. В дальнейшем он много раз обращался к исследованию проблемы непотопляемости корабля и опубликовал на эту тему несколько трудов, а в 1873 г. на Всемирной выставке в Вене демонстрировал своё изобретение – пластырь для заделки пробоин судов. В 1870 – 1872 гг. на винтовой шхуне «Тунгус» совершил переход на Дальний Восток. В январе 1871 г. произведен в лейтенанты.
 
С октября 1876 г. на Черноморском флоте. Под его руководством пароход «Великий князь Константин» был переоборудован для транспортирования катеров с шестовыми минами в район стоянки судов противника для проведения атаки. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. осуществил несколько успешных атак турецких кораблей спускаемыми на воду катерами, использовал шестовые мины. В январе 1878 г. им впервые на русском флоте для атаки вражеских кораблей была применена самодвижущаяся мина (торпеда) Уайтхеда: на рейде Батума он торпедировал турецкий броненосный корабль «Интибах», который после атаки затонул. В 1878 г. Макарову был присвоен чин капитана 2 ранга. В 1880 – 1881 гг. в должности заведующего морской частью при войсках, действовавших в Закаспийском крае, он участвовал в Ахалтекинской экспедиции, где организовал водную доставку грузов и припасов из Астрахани в Красноводск. В январе 1881 г. произведен в капитаны 1 ранга. В 1881 – 1882 гг., командуя пароходом «Тамань», осуществил комплекс гидрологических работ в Босфоре и в 1885 г. издал труд «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей», удостоенный премии РАН. С февраля 1882 г. флаг-капитан Практической шхерной эскадры, затем командир броненосного фрегата «Князь Пожарский».

В 1886 г. принял под команду корвет «Витязь», на котором в 1886 – 1889 гг. совершил кругосветное плавание и провёл ряд научных исследований. Изданная им по результатам исследований в 1894 г. книга “«Витязь» и Тихий океан” была удостоена премии Академии наук и золотой медали Российского географического общества. В январе 1890 г. произведен в контр-адмиралы и вскоре назначен младшим флагманом Балтийского флота, в 1891 – 1894 гг. – главный инспектор морской артиллерии, затем командующий Средиземноморской эскадрой, во главе которой в 1894 – 1896 гг. совершил 2-е кругосветное плавание. В августе 1896 г. произведен в вице-адмиралы и утвержден старшим флагманом Практической эскадры Балтийского моря. В 1897 г. предложил оригинальный конструктивный проект судна для исследований в Арктике. На построенном по этому проекту под его руководством ледоколе «Ермак» в 1899 и 1901 гг. совершил походы в Арктику, достигнув районов Шпицбергена, Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. С 1899 г. главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта.

С началом Русско-японской войны 1904—1905 гг. назначен командующим флотом Тихого океана. Прибыв в конце февраля 1904 г. в Порт-Артур (ныне - Люйшунь, Китай), за короткий срок активизировал действия сил флота (дозорная служба, минные постановки, траление, контрбатарейная борьба, отражение атак противника в ночное время). Погиб при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск».

Внёс значительный вклад в решение задач строительства и применения флота, улучшения боевых качеств кораблей, гидрографии, кораблестроения, обучения и воспитания военных моряков; разработал тактику броненосного флота, исследовал проблемы непотопляемости и живучести кораблей. Автор свыше 50 научных работ по различным отраслям военно-морского дела. Его именем названы 17 географических объектов в Тихом океане, Арктике и Антарктиде, корабли и суда, учебные заведения. В Кронштадте сооружён памятник Макарову, на котором начертан его девиз: «Помни войну». В июне 1913 г. после подъёма броненосца останки адмирала были погребены в г. Дайрен (ныне - Далянь, Китай) на кладбище погибших русских моряков.

Награждён российскими орденами: Св. Анны 2-й ст., Св. Станислава 1-й и 2-й ст., Св. Владимира 4-й ст., Св. Георгия 4-й ст. и золотым оружием.


Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false