Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Байдуков Георгий Филиппович

Биография

БАЙДУКОВ Георгий Филиппович [13(26).05.1907, разъезд Тарышта Омской железной дороги, Томская губ., — 28.12.1994, Москва], советский военачальник, генерал-полковник авиации (1961), Герой Советского Союза (24.07.1936).

До службы в армии Г.Ф. Байдуков с 1920-го по 1924 г. учился в Омской профтехшколе, затем работал в службе пути Омской, Томской и Забайкальской железных дорог. В 1926 г. поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА, по прохождении теоретического курса в октябре того же года переведён в 1-ю военную школу лётчиков им. А.Ф. Мясникова в пгт Кача (Крым) для обучения практическим полётам. После окончания школы в июне 1928 г. назначен в 20-й отдельный авиаотряд ВВС Московского военного округа, где проходил службу младшим и старшим лётчиком. В июле 1930 г. переведён в Научно-испытательный институт ВВС на должность лётчика-инструктора 1-го класса испытательного отдела боевого применения. С мая 1931 г. – старший инструктор-лётчик, а с июня 1933 г. – командир корабля 1-й эскадрильи авиационной бригады института. С ноября 1934 г. слушатель инженерного факультета Военно-воздушной академии РККА им. проф. Н.Е. Жуковского. После 1-го курса в феврале 1935 г. зачислен пилотом в экипаж С.А. Леваневского.

20 августа того же года 2-м пилотом с Леваневским (командир) и В.И. Левченко (штурман) на самолёте АНТ-25 (РД) участвовал в перелёте из Москвы через Северный полюс в США. Перелёт был прерван из-за неисправности в масляной системе двигателя. С сентября 1935 г. служил лётчиком-испытателем на авиационном заводе № 22 в Москве. 20–22.07.1936 г. в качестве 2-го пилота в экипаже с В.П. Чкаловым (командир) и А.В. Беляковым (штурман) на самолёте АНТ-25 (РД) совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный Ледовитый океан – Петропавловск-Камчатский – о. Удд. Постановлением ЦИК СССР от 24.07.1936 г. все члены экипажа были удостоены звания Героя Советского Союза. 18–20 июня 1937 г. экипаж в том же составе совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный полюс в США. Через 63 ч 16 мин самолёт произвёл посадку на военном аэродроме Ванкувер близ г. Портленд (США). С ноября 1937 г. Байдуков продолжил служить лётчиком-испытателем на заводе № 22 в Москве. В феврале 1938 г. ему было присвоено звание полковника. Участник Советско-финляндской войны 1939–1940 гг., в ходе которой командовал авиагруппой самолетов ДБ-3 в составе 85-го бомбардировочного полка. По окончании боевых действий в марте 1940 г. вернулся на авиазавод № 22 на прежнюю должность.

В начале Великой Отечественной войны в августе 1941 г. полковник Г.Ф. Байдуков был откомандирован в США для решения вопросов, связанных с поставками в СССР американских самолётов и переучивании на них советских лётчиков. С ноября 1941 г. и.д. заместителя командира 31-й смешанной авиационной дивизии, а с февраля 1942 г. – командир этой дивизии. Воевал на Калининском фронте. С марта того же года и.д. командующего ВВС 4-й ударной армии этого же фронта. Участвовал с ней в битве под Москвой. В мае 1942 г. вступил в командование 211-й смешанной авиационной дивизией, которая в июне была переименована в 212-ю штурмовую и включена в состав 3-й воздушной армии Калининского фронта. В составе фронта дивизия участвовала в Ржевско-Сычёвской и Великолукской наступательных операциях. В мае 1943 г. за боевые отличия она была преобразована в 4-ю гвардейскую штурмовую авиационную дивизию. Позднее дивизия в составе 5-го штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии Воронежского (с 20 октября 1943 г. – 1-го Украинского) фронта участвовала в Курской битве, освобождении Левобережной Украины и битве за Днепр.

В декабре 1943 г. генерал-майор авиации (звание присвоено в марте 1943 г.) Г.Ф. Байдуков был назначен командиром вновь формируемого 4-го штурмового авиационного корпуса, который в составе 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта участвовал в освобождении городов Бобруйск и Осовец. В августе 1944 г. ему присваивают звание генерал-лейтенанта авиации, а корпус был передан в 4-ю воздушную армию 2-го Белорусского фронта и в его составе участвовал в Восточно-Прусской, Восточно-Померанской наступательных операциях. Всего с августа 1944-го по май 1945 г. соединения корпуса произвели 10790 боевых самолёто-вылетов, нанесли противнику большие потери в живой силе и технике. За образцовое выполнение боевых заданий командования 48 лётчиков корпуса были удостоены звания Героя Советского Союза.

После войны генерал-лейтенант авиации Г.Ф. Байдуков продолжал командовать корпусом. В декабре 1945 г. его назначают заместителем командующего 13-й воздушной армией Ленинградского военного округа. С июля 1946 г. - заместителем начальника по лётной части Государственного Краснознамённого научно-исследовательского института ВВС, с декабря 1947 г. – начальником Главного управления ГВФ. После окончания в феврале 1952 г. Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова назначен заместителем начальника Главного штаба Войск противовоздушной обороны (ПВО) страны. С мая 1953 г. и.д. заместителя начальника Главного штаба Войск ПВО страны по спецтехнике. С июня 1955 г. - 1-й заместитель начальника, а с апреля 1957 г. – начальник 4-го Главного управления МО СССР. В мае 1961 г. ему присваивают звание генерал-полковника авиации. С сентября 1972 г. занимал должность научного консультанта главнокомандующего Войсками ПВО страны. В мае 1988 г. уволен в отставку. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Лауреат Государственной премии СССР (1970). Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён орденами: советскими – 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й и 2-й ст., 2 орденами Суворова 2-й ст., орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., Трудового Красного Знамени, 4 орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 1, 2 и 3-й ст., медалями; российским – Дружбы народов; иностранными орденами: МНР – «За боевые заслуги», ПНР – Виртути Милитари 2-й ст., Возрождения Польши 4-й ст. и Грюнвальдским крестом 3-й ст., а также медалями. Его именем назван остров в Охотском море.


Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false