Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Воеводский Степан Аркадьевич

Биография

ВОЕВОДСКИЙ Степан Аркадьевич [22.03(03.04).1859), Санкт-Петербург, – 18.08.1937, Виши, Франция], российский государственный и военно-морской деятель, адмирал (1913).

Происходил из дворянского рода, известного с середины XVII в. и числящегося по Смоленской губернии. Отец, адмирал Аркадий Васильевич Воеводский, член Адмиралтейств-совета и главный командир Петербургского порта. В сентябре 1874 г. поступил в Морской корпус воспитанником, а в апреле 1875 г. зачислен на действительную службу. Во время обучения в училище совершил ряд плаваний по Балтийскому морю на корветах «Варяг» и «Гиляк». В ноябре 1877 г. произведен в старшие унтер-офицеры. Из корпуса выпущен в апреле 1878 г. в 5-й флотский экипаж с производством в гардемарины. В 1878 – 1881 гг. в составе команды клипера «Джигит» под началом капитан-лейтенанта К.К. Деливрона совершил кругосветное плавание из Кронштадта через Магелланов пролив на Дальний Восток с посещением Гонолулу, Иокогамы и Владивостока. В августе 1879 г. ему был присвоен чин мичмана, а в сентябре 1881 г. Воеводский возвратился в Кронштадт. В ноябре 1884 г. он окончил по 1-му разряду курс Николаевской морской академии по кораблестроительному отделению, произведен в чин лейтенанта и прикомандирован к Петербургской конторе. Служа здесь, он в течение полугода наблюдал за постройкой миноносцев в Новом Адмиралтействе, выполняя роль военной приемки. С мая 1885 г. плавал в Балтийском море и за границей: вахтенный начальник на корвете «Боярин», командир роты команды императорской яхты «Царевна», старший штурман на этой же яхте, старший офицер на крейсере 2-го ранга «Азия». В 1895 г. произведен в чин капитана 2-го ранга и назначен старшим офицером крейсера 1-го ранга «Светлана», строительство которого заканчивалось в Гавре.

В августе 1899 г. переведён в 1-й флотский экипаж и назначен командиром канонерской лодки «Храбрый», строившейся на Санкт-Петербургском адмиралтейском заводе. В первое же заграничное плавание лодка потекла. Представленное по этому поводу донесение Воеводского произвело сенсацию разоблачением недостатков нашего судостроения, фактическим руководителем которого был адмирал В.П. Верховский. Лодка была отправлена во Францию и исправлена на верфи в Тулоне. В апреле 1901 г. Воеводский был освобожден от командования лодкой, переведен в 14-й флотский экипаж и назначен командиром учебного судна «Верный». С сентября 1902-го по апрель 1903 г. Воеводский повышал свою квалификацию в Николаевской морской академии, где он прослушал курс военно-морских наук. В апреле 1904 г. его назначают заведующим учебной командой строевых квартирмейстеров и командующим крейсера 1-го ранга «Герцог Эдинбургский», а в декабре того же года производят в чин капитана 1 ранга и утверждают в должности командира крейсера.

В 1906 г. он командовал отрядом судов Морского корпуса и в августе того же года был назначен начальником Николаевской морской академии и директором Морского кадетского корпуса. Находясь на этом посту, Воеводский в апреле 1907 г. был произведен в чин контр-адмирала и зачислен в свиту Его Величества. В 1908 г. его назначают товарищем морского министра, а в январе 1909 г. – морским министром. В сентябре этого же года его производят в вице-адмиралы. Деятельность Воеводского в должности морского министра носила характер отказа от уже начатой после Русско-японской войны 1904–1905 гг. реформы морского ведомства, необходимость которой сознавалась как правительством, так и личным составом самого флота. Им постепенно были ликвидированы даже те слабые попытки нового курса, которые были сделаны его предшественниками. Так, положение о начальниках морских сил наших морей, на которых возлагалась ответственность за боевую подготовку флота, постепенно изменялось, и полномочные начальники опять превращались в прежних флагманов с ограниченным кругом действий, зависимых от береговых учреждений. Учебные отряды, из которых одно время только и состоял русский флот, вновь разрастались в ущерб боевому флоту. Разрабатывался план восстановления прежних флотских экипажей, в которые вновь предполагалось поселять на зиму свозимые с кораблей команды. Хозяйство морского ведомства при Воеводском оставалось в прежнем состоянии, играя самодовлеющую, а не подчиненную боевым задачам флота роль. С 1908 г. являлся членом, а в 1909–1911 гг. – председателем Адмиралтейств-совета.

В марте 1911 г. Воеводский был уволен с поста министра и назначен членом Государственного Совета, где принадлежал к группе правых. В декабре 1913 г. произведен в чин адмирала. В декабре 1917 г. уволен от службы. Затем эмигрировал. Проживал в Германии, где являлся членом Союза офицеров бывшей Российской армии и флота и председателем суда чести Союза. Позднее переехал во Францию и проживал в Ницце. Являлся председателем местной Кают-компании. Сотрудничал с пражским «Морским журналом». Умер в Виши, похоронен на русском кладбище Кокад в Ницце.

Награжден орденами: российскими – Белого Орла, Св. Владимира 2-й, 3-й и 4-й ст. с бантом, Св. Анны 1-й, 2-й и 3-й ст., Св. Станислава 1-й, 2-й и 3-й ст.; иностранными: болгарским – св. Александра, бухарским – Короны, датским – Данеброга 5-й ст., испанским – «За морские заслуги» 3-й ст., китайским – Двойного Дракона 1-й ст. 3-го класса, португальскими – Непорочного зачатия Девы Марии 2-й ст. и Сан-Бенто д’Авис, прусским – Красного Орла 1-й ст., французскими – Почетного Легиона 4-й ст. и Королевским орденом Камбоджи 1-й ст., шведским – Меча 1-й ст., японским – Восходящего Солнца 1-й ст.


Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false