Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Елизавета Петровна

Биография

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА [18(29).12.1709, с. Коломенское, близ Москвы, – 25.12.1761(5.01.1762), Санкт-Петербург], российская императрица (1741—1761), последняя представительница династии Романовых по прямой женской линии. Младшая дочь Петра I и Екатерины I, рожденная за два года до их вступления в брак, она с детства была под влиянием встречных культурных течений: с одной стороны, уклада семейной жизни своей тетки, царицы Прасковьи, где все было построено на преданиях старины, а с другой – новых европейских влияний в лице отца. Елизавета Петровна вступила на престол в результате дворцового переворота, свергнув малолетнего Ивана VI Антоновича. Ее правление отмечено возрождением традиций и идеалов Петровского периода, восстановлением Правительствующего сената, учреждением Московского университета (1755) и Академии художеств (1757), постройкой грандиозных дворцов. В стране устранялось засилье иностранцев, на государственные посты выдвигались талантливые люди из среды русского дворянства. С целью облегчить кредит был учрежден дворянский и купеческий заемный банк. В 1754 г. было предпринято генеральное размежевание земель., проводилось заселение южных окраин приглашаемыми из-за границы иностранными колонистами, упразднялись внутренние таможни и совершенствовалась внешняя торговля.

В военном строительстве при Елизавете Петровне восстанавливались порядки и органы управления, созданные при Петре I. Была перевооружена армия, усовершенствована организационная структура и система управления. Страна разделялась на 5 военных округов. Комплектование армии по-прежнему проводилось путем набора рекрутов, произошла замена большинства иностранных офицеров российскими офицерами. Численность армии выросла до 322 тыс. чел., были упразднены прусские методы в организации обучения и боевом применении войск. На вооружение армии поступили качественно новые орудия гаубичного типа – единороги. Введены уставы и инструкции, возрождавшие петровские принципы обучения и воспитания войск. Наращивался военно-морской флот, пришедший к началу 40-х гг. 18 в. в упадок. На южных границах гос-ва были построены форты и укрепления, организована пограничная сторожевая служба из казаков, упорядочена их воинская служба в расположенных на Юге России регулярных полках. Для подготовки офицерских кадров открывались учебные заведения – Сухопутный шляхетский корпус, Морской шляхетский кадетский корпус, Артиллерийская школа и др.

Внешняя политика в годы правления императрицы Елизаветы Петровны была подчинена задаче борьбы против шведских притязаний на принадлежавшие России земли Балтийского побережья и агрессивных устремлений Пруссии в Европе. В начале ее царствования Россия находилась в состоянии войны со Швецией. Нерешительные действия флота в ходе кампаний 1742 и 1743 гг. представили разительную противоположность блестящим операциям финляндской армии фельдмаршала П.П. Ласси. В 1743 г. в Або был заключен мир, по которому Россия получила часть Финляндии до р. Кюмень. В феврале 1748 г. Россия приняла участие в войне за Австрийское наследство 1740–1748 гг., выслав корпус своих войск на помощь Австрии и Англии к берегам Рейна. Появление русских армии заставило воюющие стороны заключить в 1748 г. мир в Аахене.

В 1756 г. Россия была вовлечена в Семилетнюю войну, вступив в коалицию с Австрией и Францией против Пруссии. Эта война, продолжавшаяся до смерти императрицы Елизаветы Петровны, потребовала от России огромного напряжения. Несмотря на то, что вся тяжесть легла на русскую армию, т. к. союзники действовали крайне нерешительно и что противником был один из лучших полководцев Европы – прусский король Фридрих Великий, русская армия покрыла себя неувядаемой славой. В сражениях при Гросс-Егерсдорфе, Цорндорфе и Кунерсдорфе Фридриху II. были нанесены столь сильные поражения, что прусский король Фридрих отчаянно писал брату: «Я не вижу больше никаких надежд, думаю, что все погибло». Война, доставившая ряд блестящ. побед русской армии, не принесла России никаких материальных выгод. в истории нашей армии и страны в XVIII в. Семилетняя война имела огромное воспитательное значение и явилась для армии отлично боевой школой, хотя и дорого оплаченной.

Погребена в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Награждена орденами: российскими – Св. Андрея Первозванного, Св. Екатерины, Св. Александра Невского; польским – Белого Орла, прусским – Черного Орла.


Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false