К 185-летию со дня рождения Г.А. Леера, генерала от инфантерии, начальника Николаевской академии Генерального штаба
Выдающийся российский военный теоретик и историк, член-корреспондент Петербургской академии наук (1887), почётный член Королевской Шведской академии военных наук Генрих Антонович Леер родился 4 (16) апреля 1829 г. в Нижнем Новгороде. Учился в Санкт-Петербурге в Ларинской гимназии и в 1844 г. поступил кондуктором в кондукторскую роту Главного инженерного училища; в 1848 г. был произведен в прапорщики полевых инженеров с оставлением при училище для прохождения курса офицерских классов. Ещё будучи в училище, Леер увлёкся военно-историческими исследованиями, даже начал переводить с французского известное сочинение Роконкура по истории военного искусства. И это при том, что военная история преподавалась в училище из рук вон плохо. На действительную службу Генрих Антонович был выпущен в 1850 г. и в том же году оказался в резервном сапёрном батальоне, в составе которого принял участие в Кавказской войне. В 1852 г. он поступил в Императорскую военную академию, которую успешно окончил в 1854 г., и получил назначение старшим адъютантом в штаб корпуса, располагавшийся в Эстляндии (современная Северная Эстония). После окончания Крымской (Восточной) войны 1853–1856 гг. Г.А. Леер кратковременно проходил службу при Департаменте Генерального штаба. Именно с этого времени и началась его плодотворная и долгая научная и педагогическая деятельность: больше он не соприкасался на практике с войсками. В 1858 г. штабс-капитан Г.А. Леер уже адъюнкт-профессор по кафедре тактики Николаевской академии Генерального штаба, одновременно он был приглашён в Инженерную академию читать курс по военной истории. Так как этот курс был поставлен слабо и не заключал в себе ничего поучительного собственно в инженерном отношении, то в 1860 г. Леер предложил новую программу, которая и была утверждена конференцией.
В 1865 г., после того, как закончил свою профессиональную деятельность М.И. Богданович, он начал читать в Академии Генерального штаба курс стратегии и военной истории, получив должность профессора по этой кафедре. В том же году полковник Леер был назначен инспектором офицерских классов во 2-м Константиновском училище. Со свойственным ему стремлением к творчеству он ввел в нём совершенно особую систему преподавания, получившую по своей оригинальности название «Лееровской». Существо её состояло в том, что учебники были отменены; по каждому предмету назначались 2 лекции подряд; первая из них посвящалась чтению, а вторая разъяснению и составлению каждым юнкером конспекта в обработанном виде (конспект должен был заменить учебник при подготовке к репетициям и экзамену). Эта система, прекрасная по замыслу, требовала отличного состава преподавателей, коих было мало, к тому же не все они одобряли её. Программа существовала, пока Леер оставался инспектором, а затем была отменена.
В 1867 г. Леера отправили в командировку во Францию и Германию в целях изучения постановки в этих странах военного образования, а затем в Сербию. В последней он возглавлял комиссию по реорганизации вооруженных сил этого государства. В 1872 г. генерал-майор Г.А. Леер по высочайшему повелению был командирован для сопровождения великого князя Николая Константиновича во время путешествия по Италии и Австрии. После его возвращения шла речь о назначении Леера военным министром Сербии, но он отказался. В 1874 г. Г.А. Леер – участник Брюссельской международной конференции о законах и правилах ведения войны.
Работоспособность Леера была выдающейся: он преподавал одновременно в трех академиях, в училищах, читал лекции высочайшим особам, состоял для поручений при Главном управлении военно-учебных заведений и членом Военно-учебного комитета Главного штаба. В 1881 г. к прежним обязанностям Г.А. Леера прибавилось назначение его членом Главного комитета по устройству и образованию войск. По существу, он уже был и ранее его членом, так как под его редакцией и при самом деятельном участии был издан «Устав полевой службы 1881 г.», отличавшийся полнотой и в высшей степени облегчивший армии изучение полевой службы. В 1882 г. Леер временно исполнял должность начальника Николаевской академии Генерального штаба. В том же году он был командирован на манёвры во Францию, а затем неоднократно принимал участие на манёврах русских войск в качестве посредника. В 1889 г. Г.А. Леер назначен начальником Николаевской академии Генерального штаба (по единодушной просьбе конференции академии он продолжал читать в ней курс стратегии) и находился на этом посту до 1898 г. С 1896 г. Леер являлся членом Военного совета, и в этом же году состоялось его производство в генералы от инфантерии.
Г.А. Лееру принадлежит богатейшее научное наследие: труды по стратегии, тактике, военной истории, истории военного искусства, методологии военной науки, в которых он стремился исследовать и обобщить исторический опыт прошедших войн, особенно войн XIX в., а также современный ему боевой опыт, выявить закономерности и тенденции развития военного искусства, определить влияние на способы ведения войны, военных действий массовых армий, нарезного оружия, железных дорог, парового флота, телеграфа и т.п.
Г.А. Леер внёс ценный вклад в разработку общих проблем военного искусства и стратегии, которую он подразделял на теоретическую и практическую части. Главным результатом его научных достижений является труд «Опыт критико-исторического исследования законов ведения войны (положительная стратегия)» (СПб., 1869. Ч. 1.), который считался оригинальной и лучшей для своего времени работой в области стратегии, был переведён на ряд иностранных языков, выдержал шесть изданий и в четвёртом, наиболее полном варианте, вышел под заглавием «Стратегия (Тактика театра военных действий)» (СПб., 1885–1889. Ч. 1–3). Войну Г.А. Леер рассматривал как общественное явление, подчинявшееся специфическим законам, знание которых обязательно для полководца (военачальника), указывал на тесную связь стратегии с политикой, отводя последней решающую роль. В своём труде он подверг резкой критике кордонную стратегию Г. Ллойда, А. Бюлова, стратегию «генерального сражения» А.А. Жомини и Н.В. Медема, обосновал первым из российских историков и теоретиков качественно новое явление в военном искусстве массовых армий – стратегическую операцию как часть кампании или войны.
В трудах по тактике, в частности в учебнике «Записки тактики для военных училищ» (СПб., 1866), Г.А. Леер развил учение о бое, обосновал необходимость перехода под влиянием нарезного оружия от тактики колонн и рассыпного строя к тактике стрелковых цепей, отмечал исключительную важность согласованных действий основных родов войск (пехоты, конницы и артиллерии) для успеха в бою. Свои труды по тактике и стратегии Г.А. Леер создал после глубокого изучения литературы, главным образом иностранной, притом не только предшествовавшей, но и современной ему, за которой внимательно следил.
Большое внимание Леер уделял военной истории, отводя ей роль опытной лаборатории военной науки. Он глубоко исследовал полководческую деятельность Петра I, обобщил опыт наполеоновских войн, Франко-прусской (1870–1871 гг.) и Русско-турецкой (1877–1878 гг.) войн. Полагал, что именно опыт этих войн с использованием новейших военно-технических средств определяет военное искусство. Он организовал и редактировал два обширных труда: 8-томную «Энциклопедию военных и морских наук» (СПб., 1883–1897), лучшее в XIX в. научно-справочное издание и заменившее устаревший «Военно-энциклопедический лексикон» Л.И. Зедделера, и 4-томный «Обзор войн России от Петра Великого до наших дней» (СПб., 1885–1898), послуживший руководством для изучения отечественной военной истории в военных училищах России, где перед этим она не преподавалась.
Важное значение Г.А. Леер придавал разработке вопросов методологии и методики военной науки, изложив их основные принципы в обобщающих трудах: «Метод военных наук (стратегии, тактики и военной истории)» (СПб., 1894) и «Коренные вопросы. (Военные этюды)» (СПб., 1897). К числу других его крупных работ относятся: «Записки стратегии» (Вып. 1–3. СПб., 1877–1880), «Прикладная тактика» (Вып. 1–2. СПб., 1877–1880), «Значение подготовки к войне вообще и подготовительных стратегических операций в особенности» (СПб., 1875), «Стратегическое значение железных дорог» (СПб., 1830), «Сложные операции» (СПб., 1892) и «Сражения» (СПб., 1899).
Являясь талантливым исследователем и отличным военным педагогом, Г.А. Леер в то же время тяготился административными обязанностями. Поэтому время, когда он был начальником Академии Генерального штаба, не ознаменовалось чем-нибудь примечательным. Вместе с тем, в так называемый Лееровский период руководства академией в ней проводились определенные мероприятия, позволившие сохранить популярность высшего военного образования в офицерской среде, поднять качество подготовки специалистов широкого профиля. Главное из них – введение в действие в 1893 г. нового Положения об академии, возлагавшее на неё две основные задачи: распространение военно-научных знаний в армии и подготовка офицеров к службе в Генеральном штабе. Причём первая цель по замыслу являлась приоритетной.
В большую заслугу Г.А. Лееру следует поставить введение в академии отдельной кафедры истории русского военного искусства, что в значительной степени двинуло вперед разработку военной истории Отечества по архивным материалам и в целом по первоисточникам. Важной чертой руководства академией Г.А. Леера было предоставление профессорско-преподавательскому составу полной инициативы и самостоятельности в выборе содержания, форм и методов изложения читаемых курсов. Он вполне терпимо относился к чужим мнениям как по малознакомым ему проблемам, так и по тем, в которых сам являлся специалистом. Подчёркивая ведущее положение преподавателя как лучшего знатока своего предмета, своей темы, Г.А. Леер говорил: «Если бы кто-нибудь указал мне, что я читаю не то, что, по его мнению, надо, то я сошёл бы с кафедры и предложил бы говорящему это читать самому».
Г.А. Леер являлся всеми глубоко почитаемым военным ученым, преподавателем и руководителем. В декабре 1893 г. во время празднования 35-летия его профессорской деятельности, среди учеников и почитателей таланта Г.А. Леера были с разрешения военного министра собраны по подписке средства (более 20 тыс. рублей) для премии его имени, которой стали отмечать лучшие работы слушателей академии по военному искусству и в особенности по тем разделам военной науки, где трудился сам Леер. Учреждение этой премии не только явилось знаком уважения к крупному ученому, но и способствовало ещё более широкому распространению военных знаний в русской армии. Скончался Г.А. Леер 16 (29) апреля 1904 г., похоронен в Санкт-Петербурге.
Не всё с современной точки зрения равноценно в научном наследии Г.А. Леера, хотя его по значению трудов можно поставить в один ряд с Генри Ллойдом, Генрихом Жомини и Карлом Клаузевицем. Он нередко преувеличивал роль личности, опыт наполеоновских войн; законы и принципы военного искусства зачастую рассматривались им как вечные и неизменные; теория стратегии отождествлялась с военной наукой, а её прикладная часть с тактикой театра военных действий. Но через все его труды красной нитью проходила мысль о необходимости научного подхода к военной теории и истории, превращения теории в руководство к действию, к творчеству при принятии того или иного решения. Труды Г.А. Леера, его научная деятельность в целом оказали влияние на проведение военных реформ в России в середине XIX в. и формирование её военной доктрины во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Владислав Иминов, главный научный сотрудник
Научно-исследовательского института военной истории
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации,
кандидат исторических наук, профессор