Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

К 115-летию со дня рождения главного маршала артиллерии Н.Н.Воронова

Генерал-полковник артиллерии Воронов Николай Николаевич. 1940 г.

Николай Николаевич Воронов — советский военачальник, бессменный командующий артиллерией Красной армии во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы, главный маршал артиллерии (21.02.1944), Герой Советского Союза (7.5.1965).

Он родился 5 мая (по старому стилю 23 апреля) 1899 г. в Санкт-Петербурге в семье мелкого конторского служащего. Отец, Николай Терентьевич, в 1906 г. потерял работу и перебивался случайными заработками. Оставшись без матери, семья испытала ещё большую нужду, отчего Николаю пришлось прервать учёбу в реальном училище. В 1915 г. он устроился на должность технического секретаря частного присяжного поверенного. В Первую мировую войну отца мобилизовали в армию, и тогда на плечи Воронова-младшего полностью легла забота о сестре. Несмотря на это, Николай продолжил самостоятельное обучение и в 1917 г. сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости.

В марте 1918 г. Николай Воронов поступил на 2-е Петроградские командные артиллерийские курсы, после окончания которых в сентябре был назначен в запасной мортирный артиллерийский дивизион Петрограда командиром взвода 2-й батареи. В Гражданскую войну в составе войск 15-й армии он принимал участие в боях с войсками генерала Н.Н. Юденича в районе Пскова, где не раз проявлял личную храбрость. В 1919 г. Воронов вступил в РКП(б). Знаменательно, что одним из рекомендовавших его в партию был будущий Маршал Советского Союза Матвей Васильевич Захаров. С апреля 1920 г. Николай Воронов в составе войск 16-й армии участвовал в Советско-польской войне 1920 г. В мае его назначили командиром батареи. Во время наступления на Варшаву батарея Воронова, вооружённая лёгкими орудиями, находилась в боевых порядках 28-й стрелковой бригады, прикрывая пехоту. 17 августа бригада, обескровленная в непрерывных боях, была окружена поляками в селе Юзефов. В результате скоротечного боя Воронов, получив тяжёлую контузию, попал в польский плен. За несколько месяцев плена он перенёс воспаление лёгких, тиф и едва не лишился обеих ног. В апреле 1921 г. вместе с другими советскими военнопленными его репатриировали в РСФСР.

После длительного лечения в начале 1922 г. Н.Н. Воронова вновь назначили командиром батареи – сначала во 2-ю, а затем в 27-ю Омскую стрелковую дивизию. Осенью следующего года его направили на учёбу в Высшую артиллерийскую школу комсостава. После её окончания Николай Николаевич продолжил службу в той же дивизии в должности командира лёгкого учебного артиллерийского дивизиона. В этот же период началось становление Н.Н. Воронова и как военного учёного – с написания им статей в научный журнал артиллерийских курсов. На межокружных манёврах, проходивших летом 1926 г. под руководством начальника Штаба РККА М.Н. Тухачевского, Воронов хорошо зарекомендовал себя, командуя артиллерией сводной дивизии Белорусского военного округа, и в качестве награды был направлен в Москву на учёбу в Академию им. М.В. Фрунзе. Окончив в 1930 г. обучение и успешно защитив дипломную работу на тему «Влияние развития артиллерии на оперативное искусство и тактику в Первую мировую войну», Н.Н. Воронов получил назначение в знаменитую 1-ю Московскую Пролетарскую дивизию на должность командира и военкома артиллерийского полка. В составе советской военной миссии в августе 1932 г. он присутствовал на войсковых манёврах, проходивших в Италии. В 1933 г. участвовал в разработке 2-й части Боевого устава артиллерии, будучи членом комиссии, возглавляемой новым начальником Штаба РККА – А.И. Егоровым. Затем Воронов исполнял должность начальника артиллерии дивизии, а в апреле 1934 г. его назначили начальником и военкомом 1-го Ленинградского артиллерийского училища. За успешное руководство этим училищем в 1936 г. он получил свою первую награду — орден Красной Звезды. В 1935 г. Н.Н. Воронова вновь направили в составе советской военной миссии в Италию. С введением персональных воинских званий в ноябре того же года он стал комбригом.

В конце 1936 г. молодой комбриг отправился на свою вторую гражданскую войну — на этот раз в Испанию, где как «волонтёр Вольтер» работал старшим советником по артиллерии при республиканском руководстве, занимаясь вопросами координации действий, обучения и снабжения артиллерийских частей Мадридского фронта. Здесь он ещё раз убедился в том, что артиллерия как род войск не утратила своего важного значения. Умелые действия Воронова в той «командировке», завершившейся в июне 1937 г., были отмечены советским правительством двумя высокими наградами — орденами Ленина и Красного Знамени.

В СССР в это время набирал обороты маховик репрессий, и ощущалась острая нехватка опытных военных кадров. Поэтому после возвращения на Родину карьера Воронова стремительно пошла вверх – он представлен к внеочередному воинскому званию комкора и назначен на высокую должность начальника артиллерии РККА. В короткий срок он, опираясь на полученный боевой опыт, разработал программу развития артиллерийского вооружения и смог существенно доработать Боевой устав артиллерии.

Летом 1938 г. в период советско-японского вооружённого конфликта у озера Хасан Воронов, в составе комиссии Наркомата обороны, участвовал в проверке боевой подготовки войск Дальневосточного фронта. В июне 1939 г. он уже непосредственно руководил действиями артиллерии 57-го особого корпуса (с июля – 1-я армейская группа) во время боёв с японцами в районе реки Халхин-Гол. Позднее, в сентябре того же года, отвечая за координацию действий артиллерии во время похода советских войск в Западную Белоруссию, Николай Николаевич попал в тяжёлую автомобильную аварию и только чудом остался жив. В результате той аварии он получил сотрясение мозга, переломы и травмы внутренних органов, которые напоминали о себе всю оставшуюся жизнь.

В ноябре 1939 г. в составе комиссии Наркомата обороны Н.Н. Воронов проверял боеготовность войск Ленинградского военного округа, а в ходе Советско-финляндской войны 1939–1940 гг. руководил артиллерийскими частями, участвовавшими в прорыве линии Маннергейма. По итогам войны он был награждён вторым орденом Ленина и повышен в воинском звании до командарма 2-го ранга. С введением офицерских воинских званий в 1940 г. он стал генерал-полковником артиллерии. Во время похода Красной армии в Бессарабию и Северную Буковину Н.Н. Воронов контролировал действия артиллерии Южного фронта. Приказом наркома обороны СССР от 13 июля 1940 г. должность начальника артиллерии Красной армии была ликвидирована, одновременно введена должность заместителя начальника Главного артиллерийского управления (ГАУ), на которую был назначен Воронов. Начальником ГАУ – заместителем наркома обороны в то время был Маршал Советского Союза Г.И. Кулик, с которым у Николая Николаевича сложились довольно непростые отношения. В результате буквально за 3 дня до начала Великой Отечественной войны Воронов был перемещён на пост начальника Главного управления ПВО Красной армии (вместо репрессированного генерал-полковника Г.М. Штерна) и перешёл в непосредственное подчинение наркому обороны Маршалу Советского Союза С.К. Тимошенко.

В первый месяц начавшейся войны Н.Н. Воронов занимался усилением ПВО Москвы, развёртыванием резервных частей для противовоздушной обороны важных объектов и налаживанием взаимодействия войск ПВО и ВВС. 19 июля последовало новое назначение – на восстановленную должность начальника артиллерии Красной армии (с сентября 1941 г. по май 1943 г. одновременно являлся заместителем наркома обороны СССР И.В. Сталина). Уже на следующий день Воронов выехал в район г. Ельни (районный центр в 80 км к юго-востоку от Смоленска), где противник создал плацдарм для дальнейшего наступления на Москву. На основе увиденного в этой поездке Воронов обосновал решение о выводе из угрожаемых районов в тыл артиллерийских орудий большой и особой мощности, производство которых перед войной было прекращено. Кроме того, после возвращения в Москву он совместно с начальником артиллерии Резервного фронта Л.А. Говоровым разработал подробную инструкцию для артиллерии по противотанковой борьбе. Документ вскоре был направлен в войска в виде директивы Ставки Верховного Командования. В августе – декабре 1941 г. Воронов несколько раз выезжал в Ленинград (С.-Петербург) для построения противотанковой обороны и организации боевой деятельности артиллерии и войск ПВО, оказания помощи командованию Ленинградского фронта в проведении частных наступательных операций, обеспечения в городе артиллерийского производства и организации противовоздушной обороны Дороги жизни. Много внимания он уделял и обороне Москвы, в частности срочному формированию и укомплектованию создаваемых на этом направлении противотанковых артиллерийских полков. Одним из важнейших направлений своей деятельности Н.Н. Воронов считал усиление централизации в управлении подчинёнными артиллерийскими формированиями. С этой целью в сентябре 1941 г. ГАУ было подчинено начальнику артиллерии Красной армии и создан Штаб артиллерии во главе с генерал-майором И.А. Суслопаровым. В феврале следующего года Воронов в своём докладе Верховному Главнокомандующему поставил вопрос о руководстве войсковой ПВО, в результате в начале июня 1942 г. ему через начальников артиллерии армий и фронтов были подчинены все наземные подразделения и части ПВО, действовавшие в прифронтовой зоне.

В начале июня 1942 г. по заданию Ставки ВГК Воронов принимал участие в подготовке и проведении частных наступательных операций на левом фланге Западного фронта, в которых участвовали 1, 6 и 61-я армии. В июле он выехал в район боёв на сталинградском направлении для проверки боевой готовности и оказания помощи отступавшим 62-й и 64-й армиям. В сентябре Воронов сопровождал начальника Генштаба А.М. Василевского в поездке по Юго-Западному, Сталинградскому и Донскому фронтам. На основе полученных сведений была начата разработка операции «Уран», в ходе которой на начальника артиллерии и Штаб артиллерии Красной армии возлагалась задача по планированию артподготовки, артсопровождения, снабжению артиллерии и расчёту её потребности в боеприпасах. После утверждения плана операции Воронов совместно с начальниками артиллерии фронтов осуществлял непосредственный контроль подготовки к ней армейских частей. В дни проведения операции он находился непосредственно на командно-наблюдательном пункте 21-й армии, где оценивал действия артиллерии армии и присутствовал на допросах военнопленных. 31 октября по инициативе Воронова нарком обороны издал приказ о создании артиллерийских дивизий Резерва Верховного Главного Командования (ВГК).

С 16 по 19 декабря Воронов как представитель Ставки ВГК занимался координацией действий артиллерийских частей Юго-Западного и Воронежского фронтов, задействованных в Сталинградской наступательной операции, а затем был откомандирован на Донской фронт для помощи в разработке и осуществлении операции по ликвидации окружённой группировки вражеских войск. Операция, получившая кодовое наименование «Кольцо», началась 10 января 1943 г. с мощной артподготовки. За руководство действиями артиллерии в этой операции Воронов был награждён орденом Суворова 1-й степени, а 18 января ему было присвоено воинское звание маршала артиллерии.

Слева направо: К.К. Рокоссовский, Н.Н. Воронов, Ф.И. Толбухин,
М.С. Громадин после вручения орденов. Москва, 1943 г.

31 января Воронов лично руководил допросом взятого в плен командующего немецкой 6-й армией генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса.


К.К. Рокоссовский (слева) и Н.Н. Воронов (в центре)
на допросе Ф. Паулюса. 1943 г.

В начале февраля 1943 г. Воронов был откомандирован на Северо-Западный фронт с целью оказания помощи в подготовке и проведении второй Демянской наступательной операции. В апреле он принял под своё командование гвардейские миномётные части, вооружённые реактивными установками «катюша», которые до этого были подчинены непосредственно Ставке ВГК. При этом самоходная артиллерия, вопреки его настойчивым просьбам, была включена в состав бронетанковых и механизированных войск. Постановлением Государственного Комитета Обороны наименование должности, которую занимал Воронов, было изменено на «командующий артиллерией Красной армии», что подчёркивало её возросшее значение. В конце весны – начале лета Н.Н. Воронов контролировал формирование первых 5 артиллерийских корпусов прорыва. В июне ему были подчинены также Войска ПВО территории страны. С 5 июля 1943 г. он – представитель Ставки на Брянском фронте, проверял подготовку артиллерии фронта к проведению Орловской операции, а 3 августа был откомандирован на Западный фронт для контроля за подготовкой и проведением Смоленской наступательной операции. 30 августа по приказу Ставки ВГК Н.Н. Воронов направлен с проверкой в войска Калининского фронта, с 20 октября координировал действия 1-го и 2-го Прибалтийских, а также Западного фронтов.

В начале 1944 г. в связи с ухудшением состояния здоровья Воронов был вынужден сложить с себя полномочия представителя Ставки и вернуться в Москву для лечения. Позже он руководил скрытной переброской боеприпасов, средств артиллерийского снабжения и орудий особой мощности на Дальний Восток в связи с подготовкой военных действий против Японии.

После войны Воронов продолжал командовать артиллерией Красной армии (с 1946 г. – артиллерией Сухопутных войск, затем артиллерией ВС СССР). В июне 1946 г. по его инициативе создаётся Академия артиллерийских наук, первым президентом которой стал известный военный учёный А.А. Благонравов.

Как и некоторые другие полководцы и военачальники, выдвинувшиеся в годы войны, Н.Н. Воронов в марте 1950 г. был неожиданно освобождён от занимаемой должности. Но в отличие от них он не подвергся опале или репрессиям, а после длительного нахождения в распоряжении военного министра СССР в декабре занял почётную должность президента Академии артиллерийских наук. В апреле 1953 г. эта научная организация была упразднена, и в октябре Воронов стал начальником Военной артиллерийской командной академии в Ленинграде. В течение 6 лет его руководства академией в ней помимо занятий со слушателями проводились уникальные исследования, в том числе связанные со стрельбой реактивными снарядами и управлением артиллерийским огнём. В октябре 1958 г. Воронов по состоянию здоровья был освобождён от занимаемой должности и переведён в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

В 1965 г. Н.Н. Воронов в связи с 20-летием Победы в Великой Отечественной войне был удостоен высшего почётного звания – Героя Советского Союза. За многолетнюю службу Родине в рядах Вооружённых Сил он награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, Почётным оружием, а также орденами Монголии, Польши и Югославии.

Главный маршал артиллерии Воронов Николай Николаевич. 1966 г.

В последние годы жизни Николай Николаевич вёл значительную работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Он – автор монографии «Советская артиллерия в Великой Отечественной войне» (1946) и мемуаров «На службе военной» (1963). Главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов скончался 28 февраля 1968 г. после тяжёлой болезни. Урна с его прахом была захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Память о Николае Николаевиче Воронове увековечена в названиях улиц в Волгограде и Нижнем Новгороде. В 1968 г. его имя было присвоено Пензенскому высшему артиллерийскому инженерному училищу.

Сергей Федосеев, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат исторических наук

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false