Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Инцидент, конфликт или война? К 75-летию с начала событий на реке Халхин-Гол

 
Советские войска выдвигаются к Халхин-Голу

В 1925 г. Япония и СССР установили друг с другом дипломатические отношения. Несмотря на это, Япония не оставляла надежд на захват советского Дальнего Востока. Японский генералитет разработал план, в соответствии с которым отторжение восточных районов от основной территории страны предполагалось осуществить, перерезав Транссибирскую магистраль. Наиболее просто это было сделать в районе озера Байкал ударом с юга на север с территории Монголии. Основные положения этой военной акции были отображены в плане Генерального штаба Японии «Оцу».

Готовясь к предстоящим боевым действиям, японцы захватили крупный плацдарм в Манчжурии на северо-востоке Китая, инициировав в 1932 г. создание марионеточного государства Манчжоу-Го. Здесь было размещено одно из самых боеспособных объединений японских сухопутных войск – Квантунская армия. Когда японцы уверенно закрепились в континентальном Китае, они приступили к дальнейшему наращиванию военной мощи, строительству инженерных сооружений и прокладке автомобильных и железнодорожных путей к монгольской и советской границам. Понимая стратегическую значимость Монголии для обеспечения безопасности СССР, 12 марта 1936 г. советское правительство заключило с правительством Монгольской Народной Республики Протокол о взаимной военной помощи. На основании этого документа, в Монголию были направленные советские войска, объединенные в 57-й особый корпус.

В районы СССР и Монголии, прилегающие к Манчжоу-Го, было направлено множество японских шпионов и диверсантов, которые вели подрывную деятельность и собирали информацию. Высокая концентрация войск в регионе, и постоянные провокации со стороны японцев вели к обострению ситуации на границе. Еще большее обострение наступило после того, как генеральный штаб Японии предписал военачальникам на местах самостоятельно определять положение границы на тех участках, где оно не ясно.

Первой «пробой пера» для Квантунской армии стал конфликт на озере Хасан. Японцы атаковали советский пограничный наряд, что положило начало вооруженному столкновению в районе никому до тех пор не известного степного озера. Бои с использованием стрелковых, механизированных и авиационных подразделений длились около месяца, и были остановлены усилиями дипломатов. Советская сторона потеряла убитыми 717 человек, а японцы – около 500.

Из конфликта на озере Хасан японцами был вынесен важный урок. Он продемонстрировал японскому генералитету, что в районе границы сосредоточены крупные военные силы СССР. Это не охладило пыл японцев, а заставило наращивать свой контингент в Маньчжурии и искать удобный случай для нового нападения. К лету 1939 г. в районе границы им удалось сконцентрировать 350 тыс. человек, более 1000 артиллерийских орудий, 385 танков и 355 самолетов, объединенных в 6-ю армию.

Всевозможные провокации со стороны японцев продолжились. В качестве нового места нападения была выбрана восточная часть монгольской границы в районе реки Халхин-Гол, «где противник не ожидал наступления». Этот безлюдный степной район охранялся лишь пограничными дозорами, действовавшими с застав, удаленных от границы на 20-30 км. Сама река в случае необходимости, являлась прекрасной линией обороны. Крутые берега делали эту реку, шириной 150 м и глубиной до 2 м, труднодоступной для форсирования тяжелой техникой.

11 мая 1939 г. японцы объявили, что граница между Монголией и Манчьжоу-Го проходит по реке Халхин-Гол, присвоив себе, таким образом, полосу территории соседнего государства шириной около 20 км. Патрули монгольских пограничников были оттеснены вглубь монгольской территории, между ними и бойцами 6-й армии завязались приграничные бои. В ответ на эти действия в район боев были стянуты подразделения 57-го особого корпуса, возглавляемого комкором Н.В. Фекленко. Наблюдая за событиями, происходящими на границе, советское военное руководство приняло решение об усилении контингента в Монголии и преобразовании его в 1-ю армейскую группу под руководством комкора Г.К. Жукова.

28 мая на «вновь обретенные» территории вошли японские части, однако, уже на следующий день они были выбиты с монгольской земли советскими войсками. Откатившись назад, японцы в течение июля продолжили наращивать силы и предприняли ряд попыток захватить плацдарм на западном берегу Халхин-Гола. Все их частные действия пресекались советскими войсками, поэтому японское военное командование сделало ставку на крупную операцию по всему фронту, которая должна была позволить им закрепиться на западном берегу реки и овладеть важной высотой Баин-Цаган.

Несмотря на временное затишье на земле, связанное с подготовкой обеих противоборствующих сторон к активным боевым действиям, небо над Халхин-Голом стало ареной противостояния советских и японских летчиков. Первые же воздушные бои показали превосходство японских пилотов, уже имевших опыт ведения воздушных боев, над советскими. Несмотря на то, что к моменту начала конфликта ВВС РККА располагало в Монголии 82 самолетами против 52 японских, в мае-июне 1939 г. инициатива и господство в воздухе принадлежали противнику. СССР удалось перебросить в Монголию значительные воздушные силы, включая подразделения, укомплектованные опытными летчиками. Один из полков, срочно переброшенных в район боевых действий, был укомплектован пилотами, прошедшими через воздушные сражения Испании, многие из которых были удостоены звания Героя Советского Союза. Усиление ВВС с обеих сторон еще больше обострило противостояние в небе, в котором советские летчики постепенно захватили инициативу. С 22 мая по 19 августа они уничтожили 355 вражеских самолетов.

Советско-монгольское военное командование также пришло к мнению о необходимости разгромить противника одной операцией. Ее начало было назначено на 20 августа. Советским и монгольским войскам предстояло сковать действия обороняющейся стороны мощным фронтовым ударом, нанеся при этом фланговые удары с севера и юга по сходящимся направлениям. Окруженную таким образом группировку предполагалось в дальнейшем рассечь и уничтожить.

К началу августа, когда обе стороны предполагали начать активные боевые действия, в районе Халхин-Гола советско-монгольские войска располагали 57 тыс. человек, 542 орудиями и минометами, 498 танками, 385 бронемашинами и 515 самолетами. Монгольская армия была представлена 3 кавалерийскими дивизиями численностью 4.8 тыс. человек под руководством маршала Х. Чойбалсана.


Маршал Х. Чойбалсан и комкор Г. Жуков

Координацию советских и монгольских войск осуществляло фронтовое управление во главе с командармом 2 ранга Г.М. Штерном. 6-я армия под командованием японского генерала Огису Риппо имела более 75 тыс. человек, 500 артиллерийских орудий, 182 танка и 500 самолетов.

Для реализации замысла советского командования советско-монгольские силы были разделены на 3 группы: северную, центральную и южную. Наиболее мощный удар предполагалось нанести с юга, где была сконцентрирована основная масса танков. Фланги танковых подразделений должна была прикрывать монгольская кавалерия. В 6:15 20 августа советские артиллерийские батареи открыли огонь по передовым позициям японцев. Вслед за ними, удар по врагу нанесли 153 бомбардировщика, прикрываемые сотней истребителей. После перенесения огня вглубь неприятельской обороны в 9:00 в атаку пошли танки, бронеавтомобили и пехота. Как выяснилось позже, советское наступление, начавшееся 20 августа, упредило наступление японцев всего на 4 дня.

К исходу дня 1-й армейской группе удалось потеснить японцев с фронта и углубиться в их оборону на флангах. Несмотря на определенный успех, наступление развивалось не так, как было задумано Жуковым. Понтонный мост, наведенный через Халхин-Гол, разрушился под тяжестью боевых машин, что заставило танкистов преодолевать преграду вплавь, теряя темп наступления. Оправившись от первого неожиданного удара, японцы дали советским войскам упорный оборонительный бой. Особо жестокие схватки завязались у подножия высоты Фуй, название которой переводится на русский язык, как «палец». Лишь с переправой 6-й танковой бригады и вводом в сражение из резерва 9-й мотоброневой бригады 21-22 августа сопротивление врага было сломлено. Советские войска устремились с севера и юга навстречу друг другу, замыкая кольцо окружения вокруг японских войск.


Противовоздушная оборона советских позиций

После завершения окружения советские войска приступили к уплотнению боевых порядков вокруг японцев. Внешний фронт, противостоявший основным силам противника, состоял из мотоброневых, кавалерийских и стрелковых частей. Внутренний фронт, состоявший из стрелковых подразделений, приступил к уничтожению окруженной группировки. Оказавшись в кольце, японцы отчаянно сопротивлялись. Тем не менее, 27 августа окруженные силы 6-й армии были рассечены на части, а в последующие дни ликвидированы.

К утру 31 августа монгольская территория была полностью очищена от японских войск. Попытки вернуться на плацдарм, предпринятые японцами в начале сентября, были успешно отражены. 16 сентября 1939 г. японское правительство вынуждено было признать поражение своих войск в приграничном конфликте, и обратиться с просьбой о прекращении боевых действий.

За 4 месяца необъявленной войны в районе реки Халхин-Гол японские войска потеряли 61 тыс. человек, из которых 25 тысяч убитыми, а остальные ранеными и пленными. Было сбито и уничтожено на земле 660 самолетов, потеряна практически вся боевая техника 6-й армии. Общие потери советско-монгольских войск составили 18,5 тыс. человек. Примечательно, что значительная часть этих потерь была связана не с боевым воздействием противника, а с болезнями. Советская авиация, достигшая к концу боевых действий безоговорочного господства в воздухе, лишилась 297 машин.

Боевые действия на Халхин-Голе обогатили советское оперативное искусство опытом массированного применения моторизованных частей, авиации и артиллерии. Впервые в советском военном искусстве было проведено окружение противника с созданием внутреннего и внешнего кольца и последующей ликвидацией окруженной группировки.

Боевые действия показали преимущества ходовых качеств танков БТ-7 в условиях пустынной местности. Однако, их броня, как и броня танка Т-26 пробивалась 37-мм снарядами вражеских орудий. Бронеавтомобили БА-6 и БА-10 показали свою слабость при использовании в пустыне. Зато ошеломляющий эффект на противника произвели огнеметные танки ОТ-26, применявшиеся для уничтожения вражеской живой силы в окопах и укрытиях. Советские артиллерийские орудия, использовавшиеся в боях на Халхин-Голе (45-мм противотанковая пушка образца 1937 г., 107-мм пушка образца 1930 г.) показали превосходство по своим тактическим характеристикам над орудиями японцев. Лишь 76-мм пушка образца 1931 г. была признана неэффективной. Выводы, полученные по итогам использования в небе над Халхин-Голом самолетов, подтвердили выводы, сделанные ранее по итогам участия советских летчиков в воздушных боях над Испанией. Свои первые боевые вылеты здесь совершили бомбардировщики ТБ-3. Советские авиаторы приобрели в боевых действиях на Халхин-Голе первый опыт использования реактивного оружия. Боевые действия выявили недостатки и преимущества отечественного стрелкового оружия, а также гранат. Полученный богатый материал лег в основу пересмотра боевых руководящих документов, и создания новых образцов оружия и боевой техники.

Ценнейший опыт получили службы, обеспечивавшие ведение боевых действий. В то время в Монголии не было ни железных, ни автомобильных дорог. Ближайшая к району боевых действий железнодорожная станция располагалась на советской территории на удалении 750 км. В таких условиях командованию армейской группы удалось организовать переброску войск, а тыловикам наладить их обеспечение всем необходимым, в первую очередь боеприпасами и горючим. Большие сложности были связаны с климатическими и географическими особенностями района боевых действий. Бездорожье и иссушающие ветра препятствовали использованию гужевого транспорта. Днем под палящим солнцем температура поднималась до +40°С.

За мужество и героизм в боях на Халхин-Голе, 24 соединения и части были награждены орденами СССР. 70 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Летчики С.И. Грицевец, Г.П. Кравченко и Я.В. Смушкевич стали первыми дважды Героями. Все участники боевых действий были отмечены советским знаком «Участнику Хасанских боев». Многие из них были удостоены монгольского знака «Халхин-Гол. Август 1939».


Фрагмент армейской газеты с материалом о боях на Халхин-Голе

О том, какое значение имел опыт, полученный советскими войсками в боях на реке Халхин-Гол, и какой след оставили эти бои в памяти советских солдат, говорит еще один интересный факт. Стальной шлем СШ-36, принятый на вооружение в 1936 г., и использовавшийся советскими воинами в боях на территории Монголии, вошел в лексикон всех последующих поколений советских воинов под названием «халхинголка».

В заграничную историографию события на реке Халхин-Гол 1939 г. вошли, как «инцидент у Номон-Хана» по названию одной из высот на манчжурско-монгольской границе. В советскую и российскую военную историю, они вошли, как «Халхин-Голский конфликт», хотя по своей продолжительности и степени вовлеченности войск он превосходил иные войны и вполне мог претендовать на статус войны. Японцы по достоинству оценили значимость этих боев. Ряд японских историков придерживается термина «вторая русско-японская война». Как ни называй четырехмесячное противостояние СССР и Японии на китайско-монгольской границе, а оно стало значимым событием в судьбе всех участвующих государств. Американский историк Д. Макшерри так оценил его итоги: «Демонстрация советской мощи в боях на Хасане и Халхин-Голе имела далеко идущие последствия, показав японцам, что большая война против СССР будет для них катастрофой».

Владимир Прямицын,
заместитель начальника отдела
Научно-исследовательского института
военной истории Военной академии
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации,
кандидат военных наук

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false