К 110- летию со дня рождения заслуженного летчика-испытателя Коккинаки Владимира Константиновича
Владимир Константинович Коккинаки родился в г. Новороссийске в семье рабочего, потомка понтийских греков. Рос в большой и дружной семье. Его родители – Константин Павлович и Наталья Петровна – воспитали семерых детей. Пятеро из шести сыновей посвятили себя авиации. Первым из них стал Владимир. С детства он увлекался спортом, в школе был инструктором по физкультуре. Уже в ранней юности проявились замечательные качества его личности: большая целеустремленность, сила воли, мужество, бесстрашие, незаурядные способности. Сложное материальное положение семьи заставило его уже с 12 лет начать работать.
Работал на виноградных плантациях, был матросом и грузчиком в порту. Продолжая самостоятельно учиться по ночам, он смог сдать экстерном экзамены за среднюю школу. С декабря 1925 г. проходил службу в Красной армии, в 221-й стрелковом Черноморском полку. В 1927 г. был направлен на обучение в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, которую окончил в 1928 г. Затем еще два года обучался во 2-й военной школе летчиков в г. Борисоглебске, по окончании которой служил в 11-й авиаэскадрильи. С тех пор авиация стала судьбой Коккинаки. Летая, он все время совершенствовался, искал новые возможности авиации, а вскоре занялся испытанием машин. В апреле – декабре 1931 г. Коккинаки был летчиком-инструктором Ленинградской военно-теоретической школы ВВС, в 1932–1935 гг. – летчиком-испытателем Научно-испытательного института ВВС. Провел государственные испытания истребителей И-16 и ДИ-4, участвовал в государственных испытаниях истребителя И-15, а также в испытаниях «Звена» (самолёт ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях).
Почтовая марка России с изображением В. К. Коккинаки |
С 1935 г. Коккинаки – старший летчик-испытатель конструкторского бюро Сергея Владимировича Ильюшина. Он поднял в небо и участвовал в испытаниях всех самолетов, выпущенных бюро в последующие годы: штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолетов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций. |
Он писал: «Я – летчик-испытатель. Это моя основная профессия. Испытывая самолеты, я должен определить достоинства и недостатки новых конструкций, все их качества и, в первую очередь наибольшую скорость, предельный потолок, максимальную дальность. Работа испытателя самолетов чрезвычайно увлекательна, но и очень кропотлива. Испытатель знакомится с машиной еще в чертежах. Но вот наступает день, когда машину выкатывают из ворот ангара на зеленое поле аэродрома. Пилот садится в кабину, запускает мотор и рулит по полю… Испытатель проводит первый полет, второй, третий, бесчисленное множество полетов. Мы стремимся полностью изучить самолет, чтобы после нас никто не мог что-нибудь добавить к его характеристике. Нашу работу нельзя выполнять формально, казенно. На испытателе лежит огромная ответственность. Подписывая акт о годности машины, мы тем самым берем на себя ответственность за жизнь летчиков, которые потом будут летать на этом самолете. Конечно, новая машина не всегда оказывается «отличной». Мне не раз приходилось попадать в воздухе в очень трудные положения. Однажды на взлете у самолета оторвалось одно колесо, и я вынужден был посадить машину в ненормальном положении. В другой раз над лесом сдали моторы, и пришлось садиться в чащу. Как-то в полете загорелся мотор. Бывали и другие неприятности. Но все это, так сказать, производственные издержки нашей профессии...».
С середины 30-х гг. прошлого века для Владимира Константиновича началось время рекордов. 21 ноября 1935 г. на одномоторном самолете он достиг высоты 14 575 м, а 17 июля этого же года на двухмоторном самолете поднялся на высоту 11 458 м с грузом 500 кг, превысив результаты мировых рекордов. 20 апреля 1936 г. впервые в мире выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолете ЦКБ-26 (прототип ДБ-3). Помимо испытаний новых самолетов и высотных полетов, он также занимался дальними и скоростными полетами, что всегда было одной из самых важных задач авиации. Наиболее известны два таких перелета отважного летчика. 27–28 июня 1938 г. на самолёте ЦКБ-30 «Москва» со штурманом А.М. Бряндинским совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток (г. Спасск-Дальний, Приморский край) протяженностью 7580 километров. Этот перелет вошел в историю как беспрецедентный по степени сложности: в течение 24-х с половиной часов Коккинаки вел машину практически вслепую, на руках, руководствуясь уникальной интуицией пилота и поддержкой надежного штурмана. За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм летчику-испытателю Коккинаки 17 июля 1938 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.
Герои Советского Союза СССР, депутаты Верховного Совета СССР летчики М.Громов, С. Данилин, В. Коккинаки, А. Беляков, Г. Байдуков, В. Чкалов. 1938 г.
Представляет большой интерес то, с помощью чего поддерживалась столь длительная работоспособность летчиков. Владимир Коккинаки в своих воспоминаниях об этом перелете писал, что кроме кофе в термосах экипаж был снабжен специальными таблетками, приготовленными из семян южно-африканского дерева кола. «Врачи, снаряжавшие нас в дальний рейс, горячо рекомендовали «кола», обещали прямо чудодейственные результаты… Доктор Субботник советовал принять первую таблетку через восемь часов полета и дальше продолжать прием ежечасно. Я так и сделал. …Благодаря ему у меня было совершенно ровное самочувствие. Утомления не чувствовалось, спать абсолютно не хотелось. В последние два часа полета обстановка была настолько напряженной, что я забыл о «кола». Перед посадкой почувствовал усталость. Но все же меня хватило на сутки. Обычно же при дальних полетах усталость наступала после 10–12 часов пребывания в воздухе».
Коккинаки неоднократно отмечал, что рекорды скорости, высоты, дальности полета совершались в авиации не только для поднятия престижа государства, но и преследовали вполне конкретные цели укрепления обороноспособности страны. Он, в частности указывал, что скоростная машина лучше и быстрее выполнит боевую задачу, с увеличением высоты полета уменьшается расход горючего, меньше уязвимость от огня зенитной артиллерии и зависимость от погодных условий. «Полеты на дальние расстояния, – писал Владимир Константинович, – показывают, что советские самолеты обладают огромной грузоподъемностью. Это значит, что, уменьшив запасы бензина, мы можем увеличить бомбовую нагрузку и доставить в намеченный пункт достаточно внушительное количество «ягодок» разного размера». Нельзя забывать о том, что полет на Дальний Восток в 1938 г. происходил в условиях нараставшей угрозы японской агрессии. В связи с этим реальный смысл принимают слова из песни того времени, что «если надо, Коккинаки долетит до Нагасаки…». Весной 1935 г. Коккинаки поручили создать пятерку истребителей-пилотажников и выступить с ней на первомайском параде.
28–29 апреля 1939 г. на самолёте ЦКБ-30 «Москва» со штурманом Гордиенко М.Х. совершил беспосадочный перелёт Москва – Северная Америка (по маршруту Москва – Новгород – Хельсинки – Тронхейм – Исландия – мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) – остров Мискоу) протяжённостью 8000 км всего за 22 часа 56 минут. Половина этого сложнейшего пути лежала над водами Финского и Ботнического заливов, Норвежского моря, Датского пролива, северо-западной части Атлантического океана. Над Гренландией самолет встретил мощный циклон, поэтому экипаж был вынужден набрать высоту 7000 м. Запасы кислорода заканчивались, поэтому летчикам пришлось перейти на полуголодный рацион. К Америке машина пробилась вслепую, сквозь сплошные облака. С 1959 г. этот маршрут стал использоваться для регулярных беспосадочных перелетов из Москвы в Нью-Йорк и обратно. 2 января 1963 г. экипаж под командованием Коккинаки совершил первый испытательный полет на лайнере Ил-62. В 1965 г. решением Международной Авиатранспортной ассоциации (IККA) Владимир Константинович был награжден бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой. Ему принадлежат 20 мировых авиационных рекордов по скорости и грузоподъёмности, в т. ч. 7 на самолёте ЦКБ-26, 13 – на Ил-18. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, В.К. Коккинаки Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1957 г. удостоен второй медали «Золотая Звезда».
Члены знаменитой авиационной семьи, оставившей заметный след в истории авиации СССР. Валентин, Владимир и Константин Коккинаки
Во время Великой Отечественной войны в августе 1941 г. летчики Балтийского флота начали совершать налеты на Берлин. Полеты проходили на пределе физических сил летчиков и технических возможностей машин. Однако Ставка ВГК ставила задачу усилить атаки немецкой столицы. Командование интересовало, какие еще самолеты могут одолеть путь до Берлина, и какие бомбы они в состоянии туда нести. На остров Эзель, где базировались летчики, летавшие на Берлин, пригласили Коккинаки. Ознакомившись с ситуацией на месте и побеседовав с личным составом, он дал обстоятельные рекомендации, как и что может выжать из самолета ДБ-3 обычный летчик. Квалифицированные советы летчика были приняты безоговорочно. Поставленные на крылья летчиком штурмовики и бомбардировщики обрушивали свои удары по противнику, прокладывая путь для наступления пехоты и танков в ходе Сталинградской битвы, в сражениях на Курской дуге и на Днепре, Висло-Одерской и других операциях. В ходе войны Коккинаки совмещал работу летчика-испытателя с деятельностью начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности (1943–1947 гг.) и начальника летно-испытательной службы авиационной промышленности.
В 1961 г. знаменитого летчика-испытателя избирают вице-президентом, а в 1967 г. президентом Международной авиационной федерации. Позднее генерал-майор авиации В.К. Коккинаки хотя и находился в запасе, но продолжал трудиться в должности инженера-методиста КБ имени С.В. Ильюшина. В 1968 г. Владимир Константинович Коккинаки был назначен ответственным представителем Генерального конструктора в летно-доводочном комплексе конструкторского бюро. Он являлся автором книг «Курс на Восток», «Как мы летели». Проживал в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Самолет Ил-96-300 RA-96011 Аэрофлота, носящий имя В. Коккинаки
Кроме двух медалей «Золотая Звезда» Коккинаки был награжден также 6 орденами Ленина (1936, 1938, 1939, 1945, 1951, 1984 гг.), орденом Октябрьской Революции (1974 г.), 3 орденами Красного Знамени (1944, 1945, 1957 гг.), орденами Отечественной войны 2-й степени (1944 г.) и 1-й степени (1947 г.), 4 орденами Красной Звезды (1939, 1941, 1944, 1969 гг.), а также медалями и иностранными наградами. Удостоен Ленинской премии (1960 г.), Золотой авиационной медали Международной авиационной федерации (1965 г.), почетных званий: Заслуженный летчик-испытатель СССР (1959 г.), Заслуженный мастер спорта СССР (1959 г.), Почетный гражданин города Новороссийска (1970 г.). Именем лётчика названы улицы в Москве, Ростове-на-Дону, Новокузнецке, Донском Тульской области, в Казахстане (Алматы), на Украине (Славянск, Макеевка, Бровары, Владимир-Волынск). Имя «Коккинаки» носят самолеты Ил-96-300 (RA-96011) авиакомпании «Аэрофлот – Российские Авиалинии», Ил-76ТД-90ВД (RA-76950) авиакомпании «Волга – Днепр» и Як-42 (RA-42446) МЧС РФ. В 1975 г. прославленному летчику-испытателю установлен бронзовый бюст в Новороссийске.
Бюст В.А. Коккинаки в Новороссийске
Полковник Вячеслав Вячеславович Шель,
начальник отдела Научно-исследовательского Института
военной истории, кандидат военных наук