К 100-летию начала Первой мировой войны
Русская пехота марширует по дороге в Польше.
Начальный период Первой мировой войны. 1914 г.
Первая мировая война, или как ее называли в России – Вторая Отечественная, длилась более четырех лет, и по своим масштабам и последствиям не имела себе равных во всей предшествовавшей истории человечества. Начавшись между восемью европейскими странами, она постепенно вовлекла в свою орбиту 38 государств, в том числе большинство государств Европы и все крупнейшие державы мира(в войну были вовлечены, если считать страны-метрополии без колоний, 33 государства. Версальский же договор подписали представители 38 стран, в том числе четырех английских доминионов (Канады, Австралийского союза, Южно-Африканского союза, Новой Зеландии) и Индии. В воюющих странах проживало 1,5 млрд. человек, или около трех четвертей населения Земли. Общее число мобилизованных в армии достигало 73,5 млн человек. Народам мира война принесла поистине неисчислимые бедствия. Около 10 млн убитых (столько, сколько погибло во всех европейских войнах за предшествующую тысячу лет) и 20 млн раненых – таков ее кровавый итог.
Война 1914 – 1918 гг. возникла в результате неравномерного, скачкообразного развития капиталистических стран в эпоху империализма, приведшего к нарушению равновесия между ними, изменению глобального соотношения экономических и военных сил, а в итоге – к резкому обострению противоречий на мировой арене.
В последней трети XIX столетия государства, позже других вступившие на путь капиталистического развития, такие, в первую очередь, как США, Германия и Япония, стремительно начали выдвигаться вперед и теснить страны «старого» капитализма Западной Европы – Англию и Францию занимавшие до этого доминирующее положение в мировом рейтинге.
К началу мирового конфликта Германия стала безоговорочным лидером европейского экономического развития. Ее экономический подъем был неразрывно связан с милитаризацией страны. Она стала претендовать на континентальное преобладание не только в экономической, но и в военной, и в политической сферах. Вместе с тем, утратив свое мировое промышленное первенство, Англия и Франция продолжали оставаться величайшими колониальными державами, с чем никак не хотели смириться страны, вновь вышедшие на авансцену. Они, и особенно Германия, настойчиво стремились к переделу уже поделенного мира, к овладению новыми рынками сбыта, источниками сырья и сферами влияния, что с неизбежностью порождало напряжённость в международной обстановке, делало ее конфликтной и взрывоопасной.
Характерным для данного периода развития межгосударственных отношений было появление в правящих кругах всех без исключения противостоящих государств далеко идущих, амбициозных геостратегических планов, свидетельствовавших об их почти безграничных притязаниях. В частности, в Германии вынашивалась идея усиления экспансии на Ближнем Востоке, в Восточной Азии, создания колониальной империи в Африке, бассейне Тихого океана, расширения и укрепления сферы влияния в Юго-Восточной Европе и Южной Америке. Что касается России, то ее правительство рассчитывало совместно с Англией и Францией не допустить германской гегемонии в Европе, а также установить свое политическое и военное господство на Балканах, расчленить Турцию с целью овладения Константинополем (Стамбулом) и черноморскими проливами, включить в зону российского влияния весь Иран; имело оно определенные экспансионистские замыслы и в отношении Дальнего Востока.
Из всего сложного комплекса противоречий между ведущими державами мира на первое место в конце XIX – начале XX в. выдвинулись и приняли наиболее непримиримый характер противоречия между Германией и Англией. Их интересы сталкивались по всем решающим вопросам (вывоз капитала, рынки сбыта, источники сырья и т.д.) во многих регионах мира, на суше и на морях, но особенно остро – на главных направлениях экономической, политической и колониальной экспансии Германии: в Африке, Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Именно англо-германское противостояние, борьба прежде всего этих стран за преобладание в жизненно важных районах земного шара стали основной причиной возникновения Первой мировой войны. Существенную роль сыграли также противоречия между Германией и Францией, Россией и Германией.
Все это и определило в конечном счете группировку и расстановку сил в Европе, раскол ее на два противостоящих блока: Центральный блок, или Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия), с одной стороны, и Антанта, или Тройственное согласие, в составе Англии, Франции и России – с другой. В 1915 г. к Антанте, порвав с Германией и Австро-Венгрией, примкнула Италия, затем в августе 1916 г. – Румыния, а к Союзу центральных держав в октябре 1914 г. – Турция и в 1915 г. (октябрь) – Болгария.
США не примыкали открыто ни к одному из сложившихся в Европе блоков, хотя и были заинтересованы в устранении такого опасного конкурента, как Германия. Назревавшая война была им выгодна, так как, по мнению американских политиков, привела бы к ослаблению не только Германии, но и других европейских держав и способствовала тем самым реализации вполне проявившегося уже к этому времени стремления правящих кругов Соединенных Штатов к мировому господству.
Помимо возникновения и углубления антагонизмов на мировой арене еще одной причиной развязывания мировой войны 1914 – 1918 гг. явилось обострение противоречий внутри империалистических государств: усиление борьбы трудящихся масс за свои социальные права, активизация национально-освободительного движения колониальных народов. Господствующие классы этих государств надеялись, развязав войну, если не свести на нет, то хотя бы ослабить, замедлить набирающие силу протестный (революционный) и национально-освободительный процессы. Скрывая истинные цели и подлинный характер готовившейся войны под флёром националистической пропаганды или ура-патриотизма, ссылок на территориальную обделенность и национальную разобщенность, угрозу со стороны соседей и др., они призывали народы своих стран сплотиться «во имя спасения нации», встать на «защиту Отечества» и т.п.
Таким образом, мировая бойня готовилась длительное время в тайне от народов. В течение этого периода гонка вооружений, несмотря на проведенную в 1907 г. в Гааге по инициативе России международную конференцию по разоружению, достигла невиданных размеров. Виновниками развязывания мировой войны являлись все ведущие капиталистические страны мира, и прежде всего Германия, располагавшая в то время наиболее подготовленной и хорошо технически оснащенной армией. Эта война была с обеих сторон несправедливой, захватнической, войной за передел уже поделённого мира, за перераспределение колоний и сфер приложения капитала, порабощение других народов. Имевшиеся в ее начале очаги справедливой борьбы (Сербия, Черногория, Бельгия и др.) никакого существенного влияния на общий характер войны не оказали.
С утра 15(28) июня 1914 г. небольшой городок Сараево, центр населенной сербами Боснии, был необычайно оживлен. В этотлетний день жители столицы одной из славянских провинций Австро-Венгрии ожидали приезда наследника императорского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги. Вот автомобиль эрцгерцога въехал на центральную улицу города. Из толпы в него в него полетел букет цветов, который густо дымился. Наследник, догадавшись об опасности, отбросил букет. Находившаяся вместе с цветами бомба разорвалась несколько секунд спустя. Взрывом были ранены офицер свиты и шесть человек из толпы. Однако на этом все не завершилось. Через час на набережной реки Милчки эрцгерцог и его супруга были убиты двумя выстрелами из револьвера. Стрелявший юноша-серб Гаврила Принцип, член националистической сербской террористической организации Млада Босна, был схвачен.
В Сараево после выстрелов Гаврилы Принципа. 29 июня 1914 г.
Происшедшее взволновало весь мир и в первую очередь политиков. Желанный предлог для войны, который давно уже искали могущественные коалиции стран Антанты и Центрального блока, наконец-то был найден. Выстрелы в Сараево оказались подобными взрыву бомбы в пороховом складе. Они стали первыми выстрелами в войне, не имевшей себе равных в истории человечества ни по масштабам, ни по социальным последствиям. По договоренности с Германией Австро-Венгрия предъявила Сербии неприемлемый ультиматум, а 15(28) июля объявила ей войну.
Телеграмма австро-венгерского правительства правительству Сербии
28 июля 1914 г. с объявлением войны.
На следующий день началась бомбардировка Белграда. Русское правительство ответило на это частичной мобилизацией. Германия, заранее начавшая тайную мобилизацию и сосредоточение войск к своим границам, потребовала от России прекращения мобилизации, а в ответ на отказ ее правительства объявила России войну. Спустя 4 дня к ней присоединилась Австро-Венгрия. 21 июля (3 августа) Германия объявила войну Франции, на следующий день – Бельгии. Тогда против Германии повернула оружие Великобритания. Спустя сутки в войну на стороне России вступила Черногория, а через несколько дней о состоянии войны с Австро-Венгрией объявили правительства Великобритании и Франции. Почти 400 млн человек оказалось втянутыми в войну в течение первых ее дней.
Первая мировая война 1914 – 1918 гг. Планы войны.
Развертывание сил воюющих сторон перед войной
Россия, входя в состав крупнейшей коалиции воюющих держав – в Антанту –, явилась активной участницей Первой мировой войны. Она выставила на поля сражений многомиллионную армию и создала гигантский фронт вооруженной борьбы, который стал одним из главных в войне, а происходившие на нем события оказывали существенное влияние на ход и исход глобального военного конфликта.
Российский император Николай II объявляет войну Германии
с балкона Зимнего дворца 20 июля 1914 г.
Восточный (русский) фронт простирался от берегов Балтики до Черного моря, имея протяженность более чем 1600 км к концу 1917 г., не считая 1100 км Кавказского.
Российская империя, как и другие воюющие державы, преследовала в мировой войне свои собственные национальные интересы. Но в условиях коалиционной войны ей приходилось буквально «разрываться» на части между выполнением союзнического долга и решением своих стратегических задач. Основными фронтами для России, исходя из ее интересов, были Юго-Западный и Кавказский, в то время как северо-западное и западное направления имели вторичное значение. Но связанное договорными условиями франко-русской конвенции русское командование в место того, чтобы ограничить в 1914 г. действия в Восточной Пруссии сковывающими ударами войск Северо-Западного фронта, было вынуждено развернуть там полномасштабное наступление. И хотя главный удар русской армии планировалось наносить по Австро-Венгрии, на этом направлении в полосе действий Юго-Западного фронта сосредотачивалось только 52% всех войск, против германцев – 33%. Да еще 15% оставалось для прикрытия Петрограда, Балтийского побережья и границ нейтральной Румынии. Между тем решительный успех Юго-Западного фронта против главного союзника немцев – Австро-Венгрии ставил Германию в несравнимо более тяжелое положение, чем потеря Восточной Пруссии. Да и наносить удар по этой цитадели прусской военщины предполагалась по настоянию французского генерального штаба чуть ли не на 15-й день мобилизации. Такое преждевременное и не подготовленное наступление привело в итоге к тяжелому поражению войск Северо-Западного фронта, но в тоже время оно вынудило германское командование в самое критическое для союзников время битвы на Марне перебросить на восток против русских армий два корпуса и кавалерийскую дивизию из состава наступавшей на Париж ударной группировки. Это спасло Францию. В этой связи можно вспомнить высказывание маршала Ф.Фоша, в 1917-1918 гг. начальника французского генерального штаба, а с апреля 1918-го – Верховного главнокомандующего войсками западных союзников: «Если Франция не была стерта с карты Европы, то этим мы обязаны, прежде всего, России». Русская армия, писал он, «своим активным вмешательством отвлекла на себя значительную часть сил и тем позволила нам одержать победу на Марне». А У. Черчилль писал: «Нужно отдать должное русской нации за ее благородное мужество и лояльность к союзникам, с которой она бросилась в войну. Если бы русские руководствовались лишь собственными интересами, то они должны были бы отвести русские армии от границы до тех пор, пока не закончится мобилизации огромной страны. Вместо этого они одновременно с мобилизацией начали быстрое продвижение не только против Австрии, но и против Германии. Цвет русской армии вскоре был положен в сраженияхна территории Восточной Пруссии, но вторжение в Восточную Пруссию пришлось как раз на решающую фазу битвы за Францию».
Первые дни войны. Мобилизация в Санкт-Петербурге. Молебен. 1914 г.
Западные союзники России использовали Русский фронт как противовес наступлению на Западном и ставили выживание Франции и Англии в зависимость от развития событий на Востоке. Они не раз вынуждали ее военно-политическое руководство преждевременно, без необходимой подготовки бросать в бой свои войска, причем в нарушение собственных интересов и ранее согласованных планов и рассматривали нашу страну в качестве «неисчерпаемого источника» человеческого материала.
Велик был ущерб, нанесенный противнику российскими армией и флотом в этой войне. Германия потеряла на Восточноевропейском театре только убитыми и пропавшими без вести более 300 тыс. человек. Из 4 млн 880 тыс. убитых, раненых и плененных солдат и офицеров австро-венгерской армии на сражения против русских пришлось 2 млн 764 тыс., в том числе убитых 450 тыс. человек. От русского оружия погибло 250 тыс. турецких солдат и офицеров. Российским армии и флоту принадлежит и приоритет в решении многих сложнейших проблем военного искусства, таких, как прорыв позиционного фронта путем нанесения ряда рассекающих ударов, достижение высокой степени устойчивости обороны созданием укрепленных районов, обеспечение успеха совместных действий сухопутных войск и морских сил, борьба на морских коммуникациях, блокирование вражеского флота, защита межсоюзнических перевозок. Боевой вклад России в победу над блоком Центральных держав как участника Первой мировой войны сопоставим со вкладом Англии, Франции и Италии вместе взятых.
«Бисмарк-разжигатель войны.»
Французский плакат периода Первой мировой войны.
При этом общая численность русской армии за войну (всего через нее прошло 15 млн человек) составила 37% от численности армий 9-ти основных воюющих держав Антанты ее союзников. Без преувеличения можно сказать, что без военных усилий России победа над Центральным (германским) блоком в войне была бы немыслима.
Российский плакат «Священная война». 1914 г.
Но и людские потери России были огромны. Они составили в общей сложности 9347,3 тыс. человек, из них безвозвратные потери – 2254,4 (по другим источникам, до 3,5 млн. человек), санитарные – 3749,0, попавшие в плен (без учета возвратившихся оттуда в ходе войны) – 3343,9 тыс. (до 5 млн.) человек. Для сравнения: общие потери Франции составили 4701,8 тыс. человек, Англии – 3303,1, Италии – 564 тыс., Германии – 7860,0 (безвозвратные потери германской армии 2350 тыс. человек, санитарные – 4510 тыс.) и Австро-Венгрии – 4880,0 тыс. человек . Уже к середине 1917 г. Вооруженные силы России потеряли 63 - 65% рядового состава, причем практически был выбит весь кадровый контингент и имевшийся в стране военно-обученный запас, которые составляли основу, можно сказать, ударную силу русской армии. Оказалась выбитой и большая часть кадрового офицерского состава – 25 – 30 тыс. человек из 50 тыс. Аналогичная участь постигла унтер-офицеров, элитные гвардейские соединения и части, которые использовались на наиболее ответственных участках австро-германского фронта. Столь большие потери русской армии привели к тому, что к этому времени в ней проявилось катастрофическое падение боеспособности, а в конце 1917 – начале 1918-го годов армия практически развалилась.
Подписание Компьенского перемирия 11 ноября 1918 г.
Первая мировая война явилась великим испытанием для России как государства, на зрелость, устойчивость и крепость. Она этого испытания, к великому сожалению, не выдержала, поскольку не была к нему готова. Опыт войны показал, что действующая армия и тыл, под которым подразумевается практически вся страна, не могут быть в военное время отдельно управляемыми частями –вооруженные силы и страна должны составлять одно неразделимое целое, единый ведущий борьбу организм. Поэтому необходима тщательно продуманная, спланированная, всеобъемлющая подготовка к войне всей страны, а не только армии и флота. Осуществление такой подготовки возможно лишь при непосредственном участии в этом деле всех государственных и хозяйственных органов, работающих в тесном контакте друг с другом и объединяемых единой волей верховной власти. Именно всеобъемлющая мобилизация и единение армии и тыла позволили нашей стране не только выстоять в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., но и победить в ней. В этом видится урок для будущего.
Брест-Литовские переговоры между правительствами большевистской России и Германии. 1918 г.
Материал подготовлен в Научно-исследовательском институте военной истории
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации