Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Первый военный министр (К 270-летию со дня рождения С.К. Вязмитинова)


Портрет Сергея Кузьмича Вязмитинова.
Автор –  предположительно
художник О.А. Кипренский
Становление Военного министерства России, равно как и всей министерской системы Российского государства, во многом связано с именем генерала от инфантерии Сергея Кузьмича Вязмитинова. Именно ему, вице-президенту Военной коллегии, император Александр I в 1802 г. доверил высокий государственный пост министра военных сухопутных сил. Такой выбор государя не был случайным, тем более что список кандидатур на должность главы военного ведомства был достаточно велик. Генерал от инфантерии Вязмитинов обладал богатым опытом военной деятельности и государственного управления, выдвинувшись на этих поприщах еще во время царствования императрицы Екатерины II.

Происходил он из дворянского рода польского происхождения, представители которого известны на русской службе с начала XVII в. Родился Сергей Кузьмич 7 (18) октября 1744 г. в семье рыльского помещика Кузьмы Семеновича Вязмитинова. Военную службу он начал в 1759 г. унтер-офицером в Обсервационном корпусе действующей в Пруссии армии. В 1761 г. его производят в первый офицерский чин прапорщика и переводят в Украинский ландмилиционный корпус. В 1762 г. производят в подпоручики, а через 2 года определяют обер-аудитором полка в том же корпусе.

Вязмитинову довелось стать участником 2-х русско-турецких войн: 1768 – 1774 и 1787 – 1791 гг. Во время первой войны, с 1770 г. он исполнял обязанности флигельс-адъютанта при вице-президенте Военной коллегии генерал-аншефе З. Г. Чернышеве, а через 2 года в чине премьер-майора назначен генеральс-адъютантом при президенте Военной коллегии. С 1771 г. подполковник Вязмитинов состоял при штабе прославленного русского полководца П.А. Румянцева-Задунайского, которого он считал своим учителем.

Послужной список военачальника свидетельствует о его заслугах перед Отечеством. В 1777 г. его производят в полковники и назначают командиром Вологодского пехотного полка. В 1786 г. он сформировал, а затем командовал Астраханским гренадерским полком, одним из прославленных полков русской армии. В его личном формуляре значатся участие во взятии сильных турецких крепостей Хотин, Аккерман и Бендеры. После окончания «екатерининских турецких войн» генерал-майор С.К. Вязмитинов назначается Могилевским генерал-губернатором. Одновременно он с 1790 г. командует Белорусским егерским корпусом. Затем в 1784 г. следуют назначения сенатором, симбирским и уфимским генерал-губернатором. В 1793 г.его производят в генерал-поручики.

В 1793 г. его направляют в Киргиз-кайсацкую орду для прекращения волнений и организации нового хана. С 1794 г. он – генерал-губернатор Симбирского и Уфимского наместничеств, а в 1795 назначен командующим Оренбургским корпусом. Именно на этой значимой для того времени высокой государственной должности раскрылись военно-административные дарования Сергея Кузьмича Вязмитинова, его организаторские способности. Он много сделал для гражданского управления обширного края, усиления Оренбургской степной укрепленной линии, совершенствования пограничной системы крепостей и укрепления Уральского и Оренбургского казачьих войск. При Вязмитинове государственная граница здесь стала хорошо защищенной от постоянных разбойных набегов хивинцев, началось хозяйственное освоение Южного Урала, развитие горнозаводского дела и землепашества на плодородных землях.

В 1797 г. С. К. Вязмитинова назначают на должность коменданта Санкт-Петербургской крепости. Почти одновременно он становится членом Военной коллегии и управляющим Комиссариатской экспедицией. В самые короткие сроки под руководством Вязмитинова для русской армии было изготовлено обмундирование нового образца. В 1798 г. следует его производство в чин полного генерала — в генералы от инфантерии.

В 1799 г. Вязмитинов неожиданно для многих, в том числе и для самого себя, попадает в опалу у императора Павла I. Генерал выходит в отставку. Однако опала продолжалась недолго. Уже через 2 года воцарившийся на российском престоле император Александр I возвращает генерала к активной государственной деятельности. Новый российский монарх ценил его за богатый жизненный опыт, воинскую доблесть и активную деятельность на губернаторском поприще и в Военной коллегии. Вязмитинов назначается управляющим губерниями Малороссии, а затем 1 (13) января 1802 г. становится вице-президентом Военной коллегии. Президентом ее тогда был один из самых авторитетных людей своего времени – прославленный российский полководец генерал-фельдмаршал Н.И. Салтыков.

С обнародованием высочайшего манифеста императора Александра I от 8 (20) сентября 1802 г. о введении министерской системы государственного управления именно Вязмитинову, назначенному главой Министерства военных сухопутных сил, довелось осуществить перевод военного управления с коллегиального к единоначалию. Одновременно он становится членом Государственного совета, в котором он представлял интересы своего министерства. Суть проведенной Александром I реформы военного управления заключалась в том, что вице-президент Военной коллегии становился министром военных сухопутных сил. Но отныне это государственное лицо было уже не «первым среди равных», каким был президент Военной коллегии, а полновластным (в объеме его служебных прав и обязанностей) начальником этой коллегии, ставшей основой министерства.

Согласно императорскому манифесту, Военная коллегия ставилась в прямое подчинение министру военных сухопутных сил и тем самым лишалась прежней самостоятельности при решении военных вопросов. Министр становился полномочным лицом, ответственным за повседневную деятельность своего ведомства, в том числе и Военной коллегии, перед императором и Государственным советом. Глава военного сухопутного ведомства мог самым решающим образом влиять на результаты обсуждения проблем русской армии. Однако на первых порах генералу от инфантерии С. К. Вязмитинову приходилось при принятии важнейших решений считаться с мнением Военной коллегии. Но это было лишь временной традиционной «данью» прошлому. В соответствии с высочайшим манифестом представительная по своему составу Военная коллегия становилась только совещательным органом при министре военных сухопутных сил. Ему отдавалась вся полнота исполнительной власти, и он же нес персональную ответственность за нее. Министр военных сухопутных сил в лице генерала от инфантерии С.К. Вязмитинов обладал правом изменять по своему усмотрению постановления Военной коллегии. Однако на практике такое случалось редко, так как между Вязмитиновым и хорошо знакомой ему Военной коллегией достигалось полное взаимопонимание по большинству решаемых вопросов.Следует отметить, что император Александр I увидел в Вязмитинове опытного организатора управления в военной области, и тот пользовался его большим доверием. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что российский монарх представил министру военных сухопутных сил ко многому обязывающее право «припечатывать Высочайшие повеления Собственною Его Величества печатью». За время непродолжительного пребывания генерала от инфантерии С.К. Вязмитинова на посту министра военных сухопутных сил, с сентября 1802 г. по январь 1808 г., им были воплощены в жизнь целый ряд важнейших мероприятий управленческого характера.

Прежде всего, военный министр упорядочил повседневную деятельность своего совещательного органа – Военной коллегии, многие влиятельнейшие члены которой с трудом «признавали» свое новое государственное предназначение – быть, «состоять» при главе военного ведомства. Произошло объединение власти над Комиссариатским и Провиантским департаментами в руках генерал-интенданта армии. Это быстро сказалось на улучшении централизованного снабжения сухопутных войск, прежде всего по левой армии и особенно в условиях военного времени. Был образован Инженерный департамент, что стало важной вехой в развитии военно-инженерных войск русской армии, поскольку все их текущие дела теперь сосредоточивались в одних руках. Улучшилось управление Артиллерийским департаментом, который теперь ведал только делами армейской полевой и крепостной артиллерии. Он больше не занимался военными инженерами. Произошло переустройство военно-судной части, что повлекло за собой повышение уровня организованности и дисциплинированности в армейских рядах, улучшение правопорядка в войсках. Состоялось переустройство счетной части, отчего военная статистика заметно выиграла.Было создано Медицинское управление военного ведомства, что заметно улучшило медицинское и санитарное обеспечение военных сухопутных сил. До этого военная медицина подчинялась Министерству внутренних дел. Был образован Департамент министра военных сухопутных сил, выполнявший функции его личной канцелярии, занимавшейся разработкой большинства вопросов, которые глава военного ведомства проводил в жизнь. Среди прочих прямых обязанностей военного министра был личный прием посетителей в специально назначенный день каждой недели. Состав таких посетителей-просителей каким-либо положением не определялся. Поэтому на прием к министру военных сухопутных сил без особых сложностей мог попасть армейский штаб- и обер-офицер, военный чиновник любого ранга, вдова военнослужащего, отставной офицер и так далее. Для России той эпохи это было совершенно новым явлением.

Генералу от инфантерии С.К. Вязмитинову удалось собрать вокруг себя круг единомышленников, считавших службу в русской армии делом чести российского дворянина. Первыми помощниками министра военных сухопутных сил стали: генерал-интендант армии генерал-лейтенант князь Д. П. Волконский, генерал-кригскомиссар генерал-лейтенант С. С. Борщов, управляющий инспекторской экспедицией генерал-лейтенант Д.М. Хрущов, генерал-провиантмейстер генерал от инфантерии Н.С. Свечин, инспектор всей артиллерии генерал-лейтенант А.И. Корсаков, управляющий счетной экспедицией генерал-лейтенант граф И.А. Апраксин, генерал-аудитор генерал-лейтенант князь С.И. Салагов, директор Департамента министра (его личной канцелярии) генерал-лейтенант И.И. Яковлев и генерал-квартирмейстер армии инженер-генерал П.К. фон Сухтелен.

Первому военному министру России пришлось работать в непростых условиях. Реформа центральных органов военной власти 1802 г. пока еще не определяла в точности ни степени власти министра военных сухопутных сил, ни компетенции Военного министерства, ни его устройства и его взаимоотношений с другими центральными органами государственной власти. Было положено только начало министерской системе управления в военной области. На долю  генерала от инфантерии С.К. Вязмитинова, как главы Министерства военных сухопутных сил, выпала крайне тяжелая и многосложная задача одновременного усовершенствования и русской армии, и органов ее управления.

Европейский континент находился в преддверии длинной серии наполеоновских войн, в которых России предстояло принять самое активное участие и в одиночестве отразить Русский поход 1812 года императора французов Наполеона Бонапарта во главе созданной им 600-тысячной Великой армии. В том, что Российское государство вышло из всех этих испытаний с честью, выиграло Отечественную войну 1812 года и стало одним из главных победителей наполеоновской Франции, была немалая доля заслуг впервые созданного в России Военного министерства и его первого главы генерала от инфантерии Сергея Кузьмича Вязмитинова.

С началом Отечественной войны 1812 года Сергей Кузьмич управлял столицей при отсутствии императора и одновременно являлся министром полиции, руководил Комитетом министров. В 1816 г. его назначают военным генерал-губернатором Санкт-Петербурга. За свою многолетнюю деятельность на государственной службе он был награжден орденами Св. Андрея Первозванного, Св. Александра Невского и алмазными знаками к ордену, Св. Владимира 2-й ст., Св. Анны 1-й ст., Св. Иоанна Иерусалимского. С 1818 г. он являлся почетным членом Российской академии.

Скончался генерал от инфантерии граф Сергей Кузьмич Вязмитинов 15(27) октября 1819 г. в Северной столице. Похоронен он был в Лазоревской церкви Александро-Невской лавры в С.-Петербурге.

Алексей Шишов,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского института
военной истории Военной академии Генерального штаба  
Вооруженных Сил Российской Федерации,
кандидат исторических наук

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false