Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Сражение при Ларге


План сражение при Ларге 7(18) июля 1770 г.

Сражение при Ларге – сражение 7(18).7.1770 г. у реки Ларга (ныне – Молдавия, близ границы с Румынией) в ходе Русско-турецкой войны 1768–1774 гг., в котором войска под командованием П.А. Румянцева  разбили османское войско под предводительством крымского хана Каплан-Гирея.


Портрет командующего
1-й армией генерал-аншефа
П. А. Румянцева.
Неизвестный художник
конца XVIII века.

Летом 1770 г. 1-я русская армия (38 000 солдат при 115 орудиях) под командованием генерал-аншефа П.А. Румянцева наступала на юг с целью овладеть территорией в нижнем течении Дуная. В первых числах июля она вышла к реке Ларга (левый приток реки Прут). Сюда же выдвинулись и главные силы турецкой армии – до 80 тыс. конницы и пехоты (65 тыс. татарской конницы и 15 тыс. турецкой пехоты)[1].

Турецкий лагерь, расположенный за р. Ларга на возвышенном плато, занимал выгодную для обороны местность. С севера (с фронта) позицию прикрывала непроходимая вброд река Ларга, с запада – реки Балаш и Прут, с юга и юго-востока – река Бабикул. С северо-востока и востока позиция не имела естественных препятствий и была наиболее уязвимой.

Турки учли преимущества и недостатки позиции и укрепили ее четырьмя ретраншементами. Первый, наиболее уязвимый фланг, был укреплен сильным подковообразным ретраншементом с тем, чтобы, опираясь на него, не допустить обхода позиции справа. Все ретраншементы были заняты пехотой. Конница была сосредоточена за правым флангом.

План Румянцева состоял в том, чтобы, произведя демонстрацию с фронта, нанести основной удар по наиболее слабому правому флангу противника. С фронта должна была действовать одна дивизия генерал-поручика П.Г. Племянникова (6 тыс. человек и 25 орудий)[2]. В ее задачу входило привлечь силы противника на себя и затем одновременно с фланговым ударом по лагерю неприятеля перейти в атаку.


Генерал-аншеф Н. В. Репнин. 1792.
 Художник Д. Г. Левицкий.

Для нанесения главного удара предназначались силы авангарда генерал-квартирмейстера Ф.В. Баура (до 4 тыс. человек при 14 орудиях) и дивизия генерал-поручика Н.В. Репнина (11 тыс. человек и до 30 орудий). Главные силы под командованием самого Румянцева составляли резерв и располагались за войсками Баура и Репнина (11 тыс. пехоты и 8 тыс. человек конницы)[3]. Чтобы скрыть от противника свои намерения, Румянцев построил войска в боевой порядок в 8 км от турецкого лагеря. Скрытность обеспечивалась и соблюдением звуковой и световой маскировки.

Пехота русской армии была построена в несколько каре численностью 2 – 4 тыс. человек каждое. Конница разместилась между каре, а также позади их и на флангах. Артиллерия была придана дивизиям, часть ее выделялась в резерв.

В ночь на 7(18) июля главные силы русской армии переправились по заранее наведенным мостам через реку Ларга и двинулись к лагерю турок. В первой линии находились три каре под начальством генералов Репнина, Г.А. Потемкина и Баура.

Впереди каре густой цепью шли егеря; во второй линии двигалось каре под начальством П.А. Румянцева, третью линию составляла тяжелая конница. Легкая конница находилась за левым флангом каре первой линии. Артиллерия (7 батарей) передвигалась в интервалах между каре первой линии.


Предполагаемый портрет
генерала от артиллерии
П.И. Мелиссино.
Художник И. Дарбес 
К 4 часам утра каре первой линии, сбив передовые посты неприятеля, приблизились к правому флангу и под прикрытием артиллерийского огня (60 орудий, генерал-майор П.И. Мелиссино) начали атаку. Наступление русских с фланга явилось неожиданным. Турецкое командование начало перебрасывать свои войска и артиллерию с фронта на атакованный фланг. Это было использовано сковывающей группой русских (дивизией Племянникова), ворвавшейся в лагерь с фронта. Попытка татарской конницы контратакой вдоль долины реки Бабикул выйти во фланг и тыл главной группировке русских войск не имела успеха. Выдвинутые к долине артиллерийская бригада и русская кавалерия, а также егерские батальоны сосредоточенным огнем смели конницу противника.

В целях нанесения поражения турецкой пехоте в укрепленном лагере Румянцев ввел в сражение вторую линию боевого порядка, которую он выдвинул из-за флангов первой линии. Это привело к увеличению силы первоначального удара и расширению фронта атаки. Не выдержав согласованных ударов русских войск, турки и татары отступили из лагеря, а затем, бросив артиллерию, обоз и знамена, бежали. Противник потерял около 1 тыс. человек убитыми, всю артиллерию (33 орудия) и большой обоз. Русские потеряли убитыми и ранеными 91 человека[4].

Сражение при Ларге замечательно тем, что в нем выявилось преимущество новых тактических приемов. Расчленение армии на дивизионные и полковые каре позволяло действовать наступательно и маневрировать на поле боя. Успеху сражения при Ларге способствовало также применение рассыпного строя егерей, действовавших перед фронтом каре. Румянцевым была усовершенствована система походных движений и развертывания войск. При марше армия двигалась несколькими походными колоннами, которые соответствовали частям будущего боевого порядка. Этим облегчилось построение к бою.

Развертывание войск осуществлялось на относительно широком фронте (около 8 км) двумя взаимодействующими группами. Сосредоточение войск на поле боя было организовано самостоятельным подходом каждой группы войск.

Сражение при Ларге является образцом осуществления главного удара сосредоточенными силами на решающем направлении. Румянцев искусно выбрал главный пункт позиции противника, а для нанесения по нему удара выделил большую часть войск с сильным резервом. Большую роль в победе сыграла русская артиллерия[5]. Победа была достигнута благодаря умелому руководству войсками со стороны Румянцева, а также мужеству и стойкости русских солдат. Так, Румянцев в своей реляции Екатерине II о сражении при Ларге доносил: «Хотя неприятель сильным огнем из своей артиллерии и мелкого ружья, продолжая более четырех часов, устремлялся давать отпор, но ни сила орудий, ни персональная его хитрость, которой в сем случае надлежит отдать справедливость, не постояли против превосходного мужества наших солдат»[6].

___________________________________________

[1] См.: П.А. Румянцев: Документы. М., 1953. Т. 2. С. 326.

[2] Там же.

[3] История русской армии и флота. М., 1911. Т. 2. С. 77–78.

[4] См.: П.А. Румянцев: Документы. Т. 2. С. 327.

[5] История отечественной артиллерии. Т. 1. Кн. 2. С. 366.

[6] Фельдмаршал Румянцев. Сборник документов и материалов. М., 1947. С. 168.

Юрий Алексеев,
старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института военной истории
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false