Павел Алексеевич Курочкин (к 115-летию со дня рождения)
Комдив Павел Алексеевич Курочкин. Фото 1939 г. |
Павел Алексеевич Курочкин – видный военачальник, генерал армии (1959 г.), Герой Советского Союза. Всю свою жизнь он посвятил служению Отечеству. Его военный талант, организаторские способности, решительность и мужество особенно ярко проявились в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Павел Алексеевич родился 6(19) ноября 1900 г. в деревне Горнево ныне Вяземского района Смоленской области в семье крестьянина. |
Когда мальчику исполнилось 13 лет, отец определил его на «хозяйские харчи». В Петербурге он работал посыльным в кондитерской, а через 3 года – в паровозоремонтных мастерских. В отряде красногвардейцев-железнодорожников П.А.Курочкин участвовал в штурме Зимнего дворца. Вот тогда-то и определилась судьба крестьянского паренька. Чтобы защищать завоевания революции, в 1918 г. он вступает в ряды Красной армии.
В биографии Павла Алексеевича просматриваются 3 значительных периода. Это – Гражданская война и военная интервенция, советско-польская и финляндская войны (1-й период); Великая Отечественная война и послевоенный период.
Во время Гражданской войны П.А.Курочкин участвовал в боях при отражении наступления войск генерала П.Н. Краснова под Гатчиной, сражался с интервентами на Севере, защищал Петроград от войск генерала Н.Н. Юденича. В 1920–1921 гг. он командовал взводом, эскадроном и кавалерийским полком. Сражался на Западном фронте с белополяками, участвовал в подавлении восстания А.С. Антонова на Тамбовщине. За мужество при ликвидации мятежа награжден маузером с дарственной надписью Реввоенсовета Республики: «Стойкому защитнику пролетарской революции».
Параллельно с боями Павел Алексеевич продолжал свое образование. Надо сказать, что тяга к знаниям у простых крестьянских и рабочих парней была удивительная. Накопив большой боевой опыт и получив глубокие теоретические знания в академиях, многие из них в дальнейшем станут генералами, маршалами, командующими армиями и фронтами (А.И. Антонов и И.Х. Баграмян, А.М. Василевский и Н.Ф. Ватутин, Л.А. Говоров и М.В. Захаров и другие – это блестящая плеяда красных командиров, слушателей Академии Генштаба, товарищей П.А. Курочкина). Вначале Павел Алексеевич окончил Петроградские кавалерийские курсы (1920 г.), Высшую кавалерийскую школу (1923 г.). С 1924 г. он уже начальник полковой школы. В 1932 г. окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе и адъюнктуру при ней (1934 г.). С февраля 1934 г. П.А. Курочкин – старший тактический руководитель кафедры конницы в этой академии. Молодой преподаватель особое внимание уделял полевым поездкам, решениям тактических задач, внедрению передового опыта, заражая своим энтузиазмом и увлеченностью слушателей.
Закрепив военно-теоретические знания, Павел Алексеевич снова в войсках. Он назначается начальником штаба, затем командиром бригады, а в 1935 г. – командиром кавалерийской дивизии. За достижение высоких результатов в боевой и политической подготовке награждается орденом «Знак Почета». С декабря 1937 г. по июнь 1939 г. Павел Алексеевич – начальник учебного отдела кавалерийских курсов усовершенствования комсостава Рабоче-крестьянской Красной армии. В середине 1939 г. начальник штаба кавалерийского корпуса, с октября – армейской кавалерийской группы. Участвовал в походе в Западную Украину.
Забегая вперед, скажем, что в 1940 г. П.А. Курочкин окончил Академию Генерального штаба (ныне – Военная академия Генштаба).
Во время советско-финляндской войны 1939–1940 гг. он командовал 28-м стрелковым корпусом, который по льду Финского залива вышел в тыл выборгской группировке противника и перерезал коммуникации врага, чем способствовал наступлению Красной армии на Карельском перешейке. С января 1941 г. П.А. Курочкин стал командующим войсками Забайкальского военного округа. А накануне Великой Отечественной войны (19 июня) назначен командующим войсками Орловского военного округа.
Итак, за плечами Павла Алексеевича было три войны. Но уже начало Великой Отечественной войны показало, что немецкие войска, молниеносно покорившие почти всю Европу, прекрасно вооруженные и организованные, это сильный и коварный враг, для борьбы с которым потребуются новые приемы и способы военного искусства. Как приобретался новый боевой опыт, особенно в первые месяцы войны, какую высокую цену платили бойцы и командиры, отстаивая каждую пядь своей земли, – об этом знают только те, кто выстоял в этом пекле.
5 июля 1941 г. генерал-лейтенант П.А.Курочкин вступил в командование 20-й армией. Задача была трудной: не допустить прорыва танковых и механизированных дивизий гитлеровцев в междуречье Западной Двины и Днепра. Ведя подвижную оборону, 20-я армия сумела задержать противника, рвавшегося к Смоленску. В последующих боях под Сенно, Оршей, Смоленском 20-я армия смелыми контрударами наносила чувствительный урон войскам противника, отвлекая на себя ударные части гитлеровцев, что позволило создать прочную оборону в районе Смоленска. Бои шли непрерывно, круглосуточно. В итоге танковые и моторизованные соединения немецкой группы армий «Центр» к 23 июля потеряли до 50 процентов, а пехотные - до 20 процентов своего состава. И все же превосходство противника в людях и технике было огромным. 22 июля в районе Ярцева немцам удалось замкнуть кольцо окружения, в котором оказались войска 20-й и 16-й (генерал-лейтенанта М.Ф. Лукина) армий.
Ставка ВГК поручила П.А. Курочкину вывести войска этих армий из окружения. В результате огромных усилий Западного фронта, а также благодаря мужеству и решительности командующего 20-й армией соединения 20-й и 16-й армий прорвали окружение, переправились через Днепр, заняв оборону на восточном берегу и надолго сковав здесь крупную группировку противника. Впервые во Второй мировой войне немецкие войска вынуждены были перейти к обороне.
Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко, главнокомандующий Западным направлением, в донесении об этом сообщал: «… Оценивая действия Курочкина и Лукина в продолжение такого большого времени против крупных сил, яростно нападавших с целью окружения и уничтожения наших войск, массируя большую авиацию на поле боя, Курочкину и Лукину нужно отдать должное, как героям». 27 июля 1941 г. командарма 20-й армии наградили орденом Красного Знамени за боевое мастерство, мужество, организаторские способности. Так в огне Смоленского сражения проявился его талант военачальника, закалилась воля и окрепла вера в победу.
В начале августа в качестве представителя Ставки Павел Алексеевич прибыл на Северо-Западный фронт, который понес большие потери в результате контрудара под Старой Руссой. В течение пяти дней он изучал обстановку, объехал почти все участки фронта, уяснил истинное положение дел, а 23 августа 1941 г. уже был назначен командующим войсками этого фронта. Возглавляемый П.А. Курочкиным Северо-Западный фронт провел Торопецко-Холмскую и Демянскую операции. В 20-х числах января на левом крыле фронта полностью и успешно завершилась Торопецко-Холмская операция. Были освобождены города Холм, Торопец, многие населенные пункты. Советские войска продвинулись на витебском направлении на 250 км, глубоко вклинились между группами армий «Север» и «Центр», затруднив их оперативное взаимодействие. С запада обошли ржевско-вяземскую группировку противника, создав выгодные условия для ее разгрома. Глубоко охваченной с севера и юга оказалась демянская группировка противника (6 дивизий). Но ликвидация ее затянулась. И на то были объективные причины. Не было резервов, окруженная группировка не была блокирована с воздуха. Из-за неблагоприятных условий местности (болота, глубокий снег, отсутствие грунтовых дорог) подвоз боеприпасов и продовольствия, теплого обмундирования красноармейцам осуществлялся с трудом. Кроме того, противник вынуждал рассредоточивать усилия на борьбу за отдельные, сильно укрепленные им в инженерном отношении очаги, выигрывая время для организации обороны.
Павел Алексеевич, анализируя ход боевых действий, нашел наиболее целесообразный способ действий. Он потребовал от командиров частей и соединений не атаковать с фронта сильно укрепленные населенные пункты, не окружать их, сковывая и замораживая при этом свои крупные силы, а обходить их и двигаться вперед. Это было верное и своевременное решение. И все же в середине марта гитлеровцы, разорвав кольцо окружения, создали рамушевский коридор, по которому перебрасывали окруженным войскам на самолетах пополнение, продовольствие, боеприпасы (было сделано 3000 самолето-вылетов). В марте–мае шли безуспешные попытки ликвидировать этот коридор. Демянская операция не достигла своих целей, хотя и сковала значительные силы противника.
В сборнике «На Северо-Западном фронте» П.А. Курочкин дал объективный и честный анализ боевых действий Северо-Западного фронта. «… Следует отметить, – писал он, – что Северо-Западный фронт в первые годы минувшей войны сделал очень многое для перелома борьбы с фашистской Германией». «Во время обороны Москвы Северо-Западный фронт, сковывая значительные силы гитлеровской армии, не позволял бросить их на столицу. У группы армий «Центр» не осталось в резерве ни одной дивизии (на завершающей фазе нашего сражения)». И очень важный вывод: «Опыт, полученный нами в трудном 1942 году, со всеми достоинствами и недостатками, был неоценим для будущего, и он во многом, очень многом облегчил нам победоносные кампании 1943–1945 гг.». Надо сказать, что демянский плацдарм был ликвидирован в 1943 г.
Как же складывалась дальнейшая судьба П.А. Курочкина? С ноября 1942 г. он возглавлял 11-ю армию, а с марта 1943 г. – 34-ю армию, с которой участвовал в Старорусской операции. С июня по ноябрь 1943 г. П.А.Курочкин вновь командующий Северо-Западным фронтом. 27 августа 1943 г. ему присвоили звание генерал-полковника.
Командующий Северо-Западным фронтом П.А. Курочкин (справа), командующий 1-й ударной армией В.З. Романовский (в центре), член Военного совета армии Д.Е. Колесников. 1942 г.
С декабря 1943 г. генерал-полковник П.А. Курочкин назначен на должность 1-го заместителя командующего 1-м Украинским фронтом. Командующим фронтом был Н.Ф.Ватутин, с которым вместе учились в Академии Генерального штаба и вместе воевали на Северо-Западном фронте (он был начальником штаба фронта). На своем посту заместителя П.А. Курочкин внес большой вклад в подготовку и успешное проведение операции. Здесь прежние ошибки были им учтены. К началу операции на 1-м Украинском фронте создано почти двукратное превосходство по пехоте и трехкратное – по танкам и артиллерии. В условиях распутицы, когда на разбитых дорогах застревали танки, генерал П.А. Курочкин так организовал работу, что все задания командующего были выполнены в срок и в полном объеме. Мощными ударами войск 1-го Украинского фронта с запада и 2-го Украинского фронта (генерал армии И.С. Конев) с востока противник к 28 января 1944 г. был окружен. Операция по окружению и уничтожению врага была проведена блестяще, она характеризовалась широким маневром войск и массированным применением танков и авиации. Всего в кольце оказались части 10 дивизий и одной бригады. В боях противник потерял 55 тысяч солдат и офицеров убитыми и ранеными и более 18 тысяч – пленными. За умелое командование войсками в этой операции генерал-полковник П.А.Курочкин был награжден орденом Кутузова 1-й степени.
С февраля 1944 г. П.А. Курочкин – командующий 2-м Белорусским фронтом, который участвовал в Полесской наступательной операции (15 марта – 5 апреля). Начало операции оказалось неожиданным для противника и проходило успешно. Но поскольку операция готовилась в предельно сжатые сроки, к началу ее были развернуты лишь 13 дивизий из 25. Немцы стали вводить свежие силы, а наращивание сил 2-го Белорусского фронта шло медленно. Что мог сделать командующий фронтом, если не было поддержки авиации, войска из-за раскисших грунтовых дорог снабжались плохо? 70-я армия, например, перешла в наступление двумя дивизиями из семи. Поэтому фронт лишь частично выполнил поставленную задачу.
С апреля 1944 г. и до конца войны Павел Алексеевич – командующий 60-й армией. Летом 1944 г. 1-й Украинский фронт (Маршал Советского Союза И.С. Конев) готовился к проведению Львовско-Сандомирской наступательной операции. 60-я армия П.А. Курочкина входила в состав ударной группировки фронта и наносила удар на Львов. 14 июля 1944 г. началась мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Едва огонь был перенесен в глубину, как передовые стрелковые полки атаковали врага на всем участке прорыва. В результате была пробита брешь – колтовский коридор. И как только образовался колтовский коридор, П.А. Курочкин перенес туда свой передовой командный пункт. Впоследствии он вспоминал: «… Когда солдаты и офицеры видят, что здесь же, на передовой, командарм, генералы и офицеры штаба армии, то у них появляется чувство еще большей ответственности, моральное состояние становится еще выше». В образовавшийся 6-километровый коридор были немедленно введены 3-я гвардейская и 4-я танковые армии. Ворвавшись во вражеский тыл, танкисты громили резервы немцев, помогая соединениям 60-й армии успешно выполнить боевую задачу. 27 июля во взаимодействии с другими объединениями фронта 60-я армия освободила Львов. Вклад ее был высоко оценен Родиной. Многие воины удостоились высоких наград, а Курочкин П.А. получил орден Суворова 1-й степени.
Последующие операции, в которых участвовала 60-я армия, были не менее героическими и успешными. После овладения Краковом (благодаря умелым действиям наших войск древний город Польши был взят целым и невредимым) войска 60-й армии участвовали в освобождении Селезского промышленного района. В результате стремительного наступления почты все шахты, рудники, заводы района были возвращены польскому народу неразрушенными. А 27 января 1945 г. войска 60-й армии вступили в Освенцим, где освободили оставшихся в живых узников концлагеря.
Герой Советского Союза генерал армии Павел Алексеевич Курочкин. Фото 1982 г. |
Под руководством П.А. Курочкина 60-я армия участвовала в Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижне- и Верхнесилезской, Моравска-Остравской и Пражской операциях. Войска армии отличились при освобождении городов: Тернополь, Львов, Дембица, Краков, Катовице, Нейссе, Бискау (Польша), Моравска-Острава (Чехия), Прага. За успешные боевые действия они 14 раз отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего. За умелое руководство войсками, личное мужество и героизм Павлу Алексеевичу в июне 1945 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны с июля 1945 г. генерал-полковник П.А. Курочкин – командующий войсками Кубанского военного округа. |
С июля 1946 г. заместитель главнокомандующего советскими войсками и главноначальствующего советской военной администрации в Германии. С мая 1947 г. помощник главнокомандующего войсками Дальнего Востока по боевой подготовке. С февраля 1951 г. Павел Алексеевич – заместитель начальника Высшей военной академии (Военная академия Генштаба). С мая 1954 по 1968 г. Курочкин П.А. – начальник Военной академии имени М.В. Фрунзе, профессор (1962 г.). Обладая богатым боевым опытом, широкой эрудицией, он внес большой вклад в совершенствование учебного процесса академии, подготовку высококвалифицированных офицеров для Вооруженных Сил страны. Под его руководством научным коллективом разработан ряд фундаментальных трудов по теории общевойскового боя. В 1968–1970 гг. Павел Алексеевич являлся представителем Главного командования Объединенных вооруженных сил государств – участников Варшавского договора в ГДР. С сентября 1970 г. он в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Был депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва. Удостоился Ленинской премии (1980 г.) за участие в создании киноэпопеи «Великая Отечественная».
Наряду с названными наградами Павел Алексеевич Курочкин был также награжден 5 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 1-й степени, орденами Отечественной войны 1-й степени, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами. Павел Алексеевич умер 29 декабря 1989 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Пусть память о выдающемся, талантливом военачальнике, который вел к победе наши доблестные войска на протяжении всех грозных лет Великой Отечественной войны, вечно живет в наших сердцах.
Алина Дмитриева,
научный сотрудник Научно-исследовательского института
военной истории Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации