Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

У истоков воздушной разведки в России

В XIX веке наибольшее предпочтение в развитии военного воздухоплавания отдавалось ведению воздушной разведки. В период австро-итало-французской войны 1859 г. впервые в мировой практике был проведен эксперимент по осуществлению фотографирования в военных целях наземных объектов с воздушного судна.

В победном для объединенных войск Франции и Сардинского королевства сражении у Сольферино 24 июня 1859 г. парижский фотограф Ф. Турнашон впервые провел фотосъемку позиций австрийских частей с борта привязного аэростата. Тем самым было положено начало применению воздушной фотосъемки, как средства документальной разведки на войне[1]. Вскоре это новшество прочно вошло в повседневную практику.

Идея воздушной съемки у Ф. Турнашона возникла еще в середине 1850-х годов. В 1855 г. он взял привилегию на воздушную фотографию, указывая, что по воздушным фотоснимкам он сможет точно обозначить границы земельных участков и тем самым заменить землемерную съемку. Первый эксперимент был проведен в 1858 г. Фотограф сделал снимок (плохого качества) небольшой деревушки с привязного шара с высоты около 80 м. Позднее ему удалось усовершенствовать этот процесс. В том же году французский изобретатель Г.Ф. Турначе провел первую успешную аэросъемку г. Парижа (в мирных целях).

В России родоначальником отечественной воздушной фотосъемки стал начальник первой в русской армии кадровой команды воздухоплавателей[2] поручик лейб-гвардии саперного батальона А.М. Кованько.

Ранее, 3(15) февраля 1885 года, Военному министру генералу от инфантерии П.С. Ванновскому поступил доклад от товарища генерал-инспектора по инженерной части генерал-лейтенанта К.Я. Зверева о подготовке сформированной кадровой команды воздухоплавателей для участия в маневрах войск гвардии и об ассигновании средств на приобретение воздухоплавательного имущества. В частности, предлагалось приобрести по линии Военного ведомства портативный фотографический аппарат Д.П. Езучезского, российского ученого-физика и изобретателя стереофотоаппарата, с выделением для этой цели 150 рублей[3].

18(30) мая следующего, 1886 года, поднявшись на воздушном шаре (аэростате) с территории кадровой воздухоплавательной команды (Волково поле, г. Санкт-Петербург), поручик Кованько произвел на высоте 800 м первую опытную воздушную съемку российской столицы, второй снимок был сделан уже с высоты 1200 м. Фотографирование осуществлялось при наклонном положении оптической оси обыкновенного раздвижного фотоаппарата с простым моментальным затвором и форматом снимка 12 X 16 см. Третий снимок был произведен над Петропавловской крепостью с высоты 1350 м при приближенно отвесном положении оптической оси камеры.


Фотоснимок Санкт-Петербурга с воздушного шара с высоты 800 м, сделанный поручиком А. М. Кованько 18(30) мая 1886 г.

В июле 1886 г. во втором экспериментальном съемочном полете на воздушном шаре, принадлежавшем Императорскому Русскому техническому обществу, приняли участие воздухоплаватели поручик А.М. Кованько и Л.Н. Зверинцев. Последний осуществлял съемки, используя специальную фотокамеру, сконструированную и изготовленную руководителем фотографического VII (Воздухоплавательного) отдела Императорского Русского технического общества В.И. Срезнеевским.

Конструкция этого фотокамеры явилась шагом вперед в создании специальной аппаратуры для воздушной съемки. Она была снабжена компасом для ориентирования и отсчета азимута снимка; этой цели служили и две взаимно перпендикулярные линии, нанесенные на ее поверхности. Камера была отфокусирована на бесконечность, и объектив прочно закреплен в таком положении. В качестве кассет на одну пластинку форматом 24 X 24 см использовались специальные светонепроницаемые чехлы из прорезиненной ткани с белой наклейкой для записей карандашом условий съемки. Позднее именно этот аппарат стал предшественником камеры В.Ф. Потте, получившей широкую известность в первой четверти ХХ века.

В августе 1886 г. фотограф варшавского университета К. Брандль с борта привязного аэростата впервые сделал фотосъемку больших маневров войск в западных районах Российской империи.

В следующем году заведующий фотографическим павильоном Учебного кадрового воздухоплавательного парка поручик Д.Д. Беляев в свободном полете на высоте 900 – 1800 м вновь фотографировал Петербург,  на этот раз при отвесном положении оптической оси обыкновенного фотоаппарата. Впервые аэрофотосъемку на пленке выполнил инженер-полковник запаса Н.А. Козлов.

Ранее, 4(16) июля 1886 г., он подал прошение в Комиссию по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям под председательством генерал-майора М.М. Борескова «о разрешении испытывать на воздушных шарах военного ведомства его электро-автоматический аппарат для фотографирования»[4] с получением положительного решения.

В 1887 г. в России появилась первая публикация[5] о фотографировании с воздушных шаров, составленная Л.Н. Зверинцевым на основании опыта, накопленного им и его коллегами.

В отчетах деятельности Учебного кадрового воздухоплавательного парка (УКВП) за тот же год вопросам организации воздушных съемок было уделено особое внимание.

По докладу и. д. начальника Парка полковника И.И. Яснецкого в ходе подъемов аэростатов: «… испытывались различные камеры, объективы, затворы и кассеты при фотографировании с шара, а согласно полученных результатов построена камера, предназначенная для производства снимков с шара. Производились удачные опыты над ортохроматическим фотографированием; применить же его к снимкам с шара, за недостатком времени, еще не удалось»[6].

Наряду с применением для фотографирования свободных аэростатов, в России делались многочисленные попытки использовать привязные шары, причем последним отдавалось явное предпочтение, так как в свободном полете можно было фотографировать только случайные объекты, а с привязного шара – заранее намеченные объекты на местности.

Одновременно в штат Парка был включен специальный фотографический павильон, а в программу подготовки военных воздухоплавателей добавлена информация, имевшая теоретическое и практическое значение: «по фотографии, т.е. химическом действии света и использование им для получения изображений, о материальной части фотографии воздухоплавательного парка, о применении фотографии к воздухоплаванию и голубиной почте»[7].

2(14) декабря 1887 года инженер-полковник запаса Н.А. Козлов предложил руководству Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям новый способ фотографирования местности с воздушного шара в темное время суток с помощью дистанционных светящихся гранат. Предварительные испытания были проведены на территории УКВП 17(29) ноября того же года с положительным результатом.

Автор проекта предложил также способ «обчерчивания полученных фотографических изображений гектографическими чернилами», который он с успехом испытал 3(15) декабря 1887 г. в Парке и через 17 минут после снимка получил первый позитивный отпечаток.

В январе следующего года Н.А. Козлов подготовил докладную записку на имя Военного министра по вопросам воздушного фотографирования с приложением соответствующего акта комиссии УКВП под председательством инженера В. Бекона, при участии поручика Д.Д. Беляева, технолога Л.Н. Зверинцева и академиста-архитектора А. Малаховского.

По мнению членов комиссии, «по способу т. Козлова возможно получить фотографические снимки местности в копиях, в желаемом масштабе. Результаты опытов показали: а) что, не считая времени фотографические съемки, возможно получить … 150 штук неувеличенных копий снимков и б) увеличенных же копий в то же время 300 экземпляров отпечатков»[8].

В 1891 г. в России были изданы «Наставления для пользования воздухоплавательным компасом и фотограмметрическим прибором инженера-полковника Н.А. Козлова».

С последующим развитием военного воздухоплавания в России неуклонно возрастала и степень востребованности в воздушной фотографии (в интересах военной разведки). Одновременно шло техническое совершенствование фотоаппаратуры. В 1898 г. русский изобретатель Р.Ю. Тилле сконструировал первый в мире специальный многокамерный автоматический аппарат для воздушной фотографии – «панорамограф». Этот аппарат состоял из семи фотоаппаратов, которые одновременно производили съемку большой площади. Одновременно с применением воздушных шаров (привязных и свободнодвижущихся) в 1890-е гг. получили широкое распространение змейковые аэростаты (воздушные змеи). С их появлением началось активное развитие фотосъемки в автоматизированном режиме.

При помощи ручной лебедки на принятую высоту (обычно от 200 м до 2 км) запускался большой змей с прикрепленным к нему (или к его лееру) фотоаппаратом. В иных случаях аппарат при помощи специальной парусной тележки досылался по лееру к змею позднее. После автоматического спуска затвора змей притягивался к земле или опускалась по лееру парусная тележка.

Особую популярность в России имели беспилотные змеи коробчатой формы, обладавшие наибольшей подъемной силой и устойчивостью. Один из первых эксперименты со змейковыми аэростатами в 1895 году начал проводить поручик Варшавской крепостной артиллерии С.А. Ульянин. Позднее он разработал фотоаппарат собственной конструкции. В начале 1910 года Ульянин выступил с докладом на заседании подсекции при XII съезде естествоиспытателей и врачей в г. Москве на тему: «Воздушный змей для подъема людей и автоматической фотографии». Им была разработана система фотографирования с высоты до 200 м для военных целей и топографической съемки (с проявлением пластинки в походной лаборатории около 20 минут)[9].


Снимок сделанный аэрофотоаппаратом С.А. Ульянина

В дальнейшем отечественные разработки в области воздушного фотографирования прошли успешную апробацию в боевой обстановке в ходе Русско-японской 1904 – 1905 гг. и Первой мировой войн и показали свою важность в военном деле.
__________________________________________________

[1] Вейгелин К.Е. Очерки по истории лётного дела. [Киев]: Государственное издательство оборонной промышленности, 1940. С. 178.

[2] Кадровая воздухоплавательная команда создана в соответствии с решением Военного министра от 26 января (7 февраля) 1885 года.

[3] Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. / Сборник документов и материалов / Под редакцией В.А. Попова. М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1956. С. 300.

[4] Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. С. 321.

[5] Статья Л.Н. Зверинцева «Фотографирование с воздушного шара» опубликована в «Записках императорского Русского технического общества» (1887, стр. 63 – 64).

[6] Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. С. 385.

[7] Там же. С. 381.

[8] Там же. С. 390.

[9] Ульянин Ю.А. Пионер русской авиации. М.: Независимое издательство «Пик», 2001. С. 20.
 

Алексей Лашков, старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ,
кандидат исторических наук

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false