К 320-летию Российского военно-морского флота
Вид Воронежа. Гравюра XVIII в.
В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) сохранился фрагмент документа, под названием «Статьи удобныя, которыя принадлежат к взятию крепости или фортеции от турок Азова», в котором записаны вопросы и предложения Петра I, а также решения Боярской думы. Так как предложения были новыми, а для их реализации требовались огромные средства, дума заседала дважды – 20[1] октября и 4 ноября 1696 г.
В документе Боярской думы от 20 октября записано: «Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми, о том выписать и доложить». 4 ноября были определены и сроки постройки Азовского флота: «Корабли сделать со всею готовностию и с пушками, и с мелким ружьем, как им быть в войне, к 1697 году, к апрелю…».
Для строительства кораблей землевладельцы были поделены на «кумпанства» (компании). Каждая компания должна построить один корабль и вооружить его. По первоначальной программе планировали построить 52 корабля: 19 кораблей – светские землевладельцы, 19 кораблей духовенство и 14 кораблей – купечество.
С весны 1697 г. кораблестроительные работы шли полным ходом. Строились двух- и трехмачтовые боевые корабли с 25–40 орудиями на борту. Воронеж стал настоящей «колыбелью» петровского флота. Осенью Пётр I обязал землевладельцев и купцов построить дополнительно ещё 25 кораблей. К 1699 г. постройка большинства кораблей была завершена.
Одновременно шёл процесс создания основ военной организации флота, его боевого управления. В 1700 г. учредили «Приказ адмиралтейских дел», который позже был преобразован в Адмиралтейскую коллегию. Это был центральный государственный орган по управлению строительством, снабжением и обеспечением флота. Кораблестроительными работами руководили лучшие русские мастера, среди них своим талантом выделялся Ф. Скляев. Огромный талант и отличные способности выдвинули его в число родоначальников русской школы военного кораблестроения. По его проектам и под руководством мастера на воду было спущено более 200 парусных и гребных судов для Азовского, Балтийского и Белого морей. Вместе со Скляевым в Воронеже начали свою кораблестроительную деятельность мастера Л. Верещагин и Г. Меншиков. Также выделялись своим мастерством: А. Моляров, М. Черкасов, И. Немцов, А. Алатчанинов.
Карта-схема. Азовские походы 1695 и 1696 гг. Строительство русского флота
14 августа 1699 г. было отправлено 10 больших кораблей: «Скорпион» под флагом генерал-адмирала Фёдора Головина, «Благое начало», «Цвет войны», «Растворенные врата», «Апостол Петр», «Сила», «Безбоязнь», «Соединение», «Меркурий» и «Крепость». Кроме того, в эскадру вошли галеры «Периная тягота» и «Заячий бег», царская яхта, два галиота, три бригантины и четыре морских казачьих струга. На них шли несколько сотен донских казаков во главе с атаманом Фролом Минаевым.
Азовский флот. Гравюра из книги Иоганна Корба «Дневник путешествия в Московию»
18 августа близ Керчи совершенно неожиданно для турецкого губернатора города и командующего турецкой эскадрой адмирала Гасан-паши (у Керчи стояла турецкая эскадра из 4 кораблей и нескольких галер) появились корабли русской эскадры. Это был для них неприятный сюрприз. Турки первоначально отказывались пустить русское посольство на корабле. Но русские посланники были непреклонны. В итоге турки согласились с их планом, но попросили, чтобы русская эскадра поскорее ушла из вод Керченского пролива. 28 августа, когда подул попутный восточный ветер «Крепость» вышла в путь. Рано поутру 2 сентября показался Анатолийский берег, а утром 7 сентября русский корабль встал на якорь напротив султанского дворца. Русское посольство было размещено на берегу. А корабль стал объектом пристального внимания европейцев и турок. В Стамбуле были ошарашены появлением русского корабля, а ещё большее удивление вызвало известие о посещении Керчи русской эскадрой. 8 сентября «Крепость» осмотрел снаружи визирь, а на следующий день такой же осмотр совершил сам османский султан.
46-пушечный корабль "Крепость". Со старинной гравюры
Переговоры о мире шли напряженно и долго. Резкую негативную реакцию турецких представителей вызвало требование посланников России о внесении в мирный договор статьи, которая бы разрешила плавание по Черному морю русских торговых судов. Переговоры шли почти год. Пётр торопил своего посланника, согласившись на значительные уступки, ему нужен был мир на южных рубежах, так как уже было принято решение на войну со Швецией.
Мирный договор был подписан в июле 1700 г., срок его действия был определён на 30 лет. Азов с областью (на расстояние 10-часовой конной езды) отходил Российскому государству. За Россией оставались вновь построенные городки — Таганрог, Павловский город, Миюс. Кроме того, Москва была освобождена от давнего обычая – уплаты ежегодной дани («подарков») Крымскому ханству. Но договориться по поводу свободного плавания русских судов в Чёрном море не удалось. Россия отказывалась от притязаний на Керчь. Османской империи возвращали занятую русскими войсками часть Поднепровья с мелкими турецкими укреплёнными пунктами, они подлежали немедленной ликвидации. Обе стороны обязывались не строить новых укреплений в пограничной полосе, не допускать вооруженных набегов друг на друга. Стамбул должен был освободить русских пленных, а также предоставить Российскому государству право на дипломатическое представительство в столице Османской империи на равных правах с другими державами. Константинопольский договор обеспечил нейтралитет Порты и позволил Петру I вступить в войну со Швецией, не опасаясь за южные рубежи.
Победа Петра I во втором Азовском походе привела ко многим переменам в России. Возросло национальное самосознание русского народа, Россия впервые доказала всему миру, что обладает своим военным морским флотом. Азовская победа подвигла Петра на учреждение первого высшего ордена Российского государства – Андрея Первозванного, первым кавалером которого стал Федор Головин. Учреждение ордена в свою очередь привело к появлению главной гордости Российского флота – Андреевского флага.
[1] Даты приведены по старому стилю.
Материал подготовлен в Научно-исследовательском
институте военной истории ВАГШ ВС РФ