Генерал армии Алексей Иннокентьевич Антонов
Имя генерала армии А.И. Антонова по праву стоит в ряду выдающихся советских военачальников. Он внес значительный вклад в строительство советских Вооруженных Сил, совершенствование структуры Генерального штаба и войсковых штабов, в развитие советского военного искусства. Особенно широко и всесторонне раскрылся его талант в годы Великой Отечественной войны на посту первого заместителя и начальника Генерального штаба. Разработанные при его непосредственном участии планы военных кампаний и стратегических операций, проведенных в 1943–1945 гг., служат ярким примером творческого подхода к решению сложных задач стратегического планирования, руководства войсками действующей армии.
Алексей Иннокентьевич Антонов родился 15(28) сентября 1896 г. в Гродно в семье офицера русской армии. Ему было 12 лет, когда умер отец, несколько позже умерла и мать. С ее кончиной прекратилась выдача пенсии за отца. Оставшись практически без средств к существованию, Алексей по совету знакомых Алексей Антонов переехал в Петроград. Здесь ему удалось окончить гимназию без оплаты за обучение как неимущий сын офицера. В 1915 г. он поступил даже в университет, но нужда вынудила его прервать учебу и пойти работать на завод.
В 1916 г. А.И. Антонов был призван в армию и направлен в Павловское военное училище. После окончания ускоренных курсов он получил чин прапорщика и был зачислен в егерский полк. В июле 1917 г. участвовал в боях, получил ранение, за проявленную храбрость был награжден орденом Святой Анны 4-й степени. В революционном 1917 г. молодой офицер, чутко принимавший к сердцу чаяния и тревоги народа, все более сближался с людьми в серых шинелях – солдатами. Его избрали помощником полкового адъютанта. В этой должности в составе полка он участвовал в ликвидации корниловского мятежа. По расформировании частей русской армии А.И. Антонов в мае 1918 г. уволился в запас.
Новый этап в его жизни наступил в апреле 1919 г., когда он вступает в Красную армию. В должности помощника начальника штаба 1-й Московской рабочей дивизии, а затем начальника штаба бригады 15-й Инзенской стрелковой дивизии Алексей Иннокентьевич участвует в боевых действиях на Южном и Кавказском фронтах. Уже тогда он проявил недюжинные способности штабного работника. После окончания Гражданской войны А.И. Антонов, находясь на штабной работе, усердно совершенствует свою военную подготовку.
Важным событием в его жизни явился 1928 год: он поступил на учебу в Военную академию имени М. В. Фрунзе. Рекомендуя его для учебы в академии, командующий войсками Украинского военного округа И.Э Якир характеризовал Антонова следующим образом: «Обладает живым, пытливым умом, широкой инициативой, умело разбирается в любой обстановке, имеет большой практический опыт и знания в штабной работе. Особо важными качествами его как штабного работника являются аккуратность, точность, исполнительность, настойчивость и добросовестность при выполнении порученного ему дела, требовательность к себе и своим подчиненным».
После окончания академии А.И. Антонов проходил практику в должности начальника штаба 46-й стрелковой дивизии, а затем снова учился – теперь уже на одногодичных высших курсах оперативного факультета Военной академии имени М. В. Фрунзе. Завершив учебу, успешно работал на различных штабных должностях: начальника штаба дивизии, укрепленного района, начальника оперативного отдела штаба Харьковского военного округа.
Учитывая способности Алексея Иннокентьевича к оперативной работе, командование округа направило его в открывшуюся в 1936 г. Военную академию Генерального штаба РККА, которая готовила высшие командные кадры для советских Вооруженных Сил. На одном курсе с ним учились будущие Маршалы Советского Союза И.Х. Баграмян, А.М. Василевский, Л.А. Говоров, М.В. Захаров, генералы армии Н.Ф. Ватутин, М.И. Казаков, В.В. Курасов, П.А. Курочкин, Г.К. Маландин. В Военной академии Генштаба Алексей Иннокентьевич значительно расширил свой военно-теоретический кругозор, выйдя на оперативно-стратегический уровень.
По окончании академии А.И. Антонов проходил службу в должностях начальника штаба 46-й стрелковой дивизии, укрепленного района, начальника первого (оперативного) отдела штаба Харьковского военного округа, а затем начальника штаба Московского военного округа. В 1938–1941 гг. он готовил командные кадры в Военной академии им. М. В. Фрунзе, вначале – в качестве старшего преподавателя, а затем заместителя начальника кафедры общей тактики. В марте 1941 г. был назначен заместителем начальника штаба Киевского особого военного округа.
Время было тревожное, война стояла у порога. В этой обстановке от работников штаба требовались величайшая сосредоточенность и оперативность в работе. А. И. Антонов сумел быстро войти в курс дела, о чем свидетельствует И.Х. Баграмян, возглавлявший тогда оперативный отдел штаба округа. «Решая организационно-мобилизационные вопросы, – писал он, – Антонов сумел быстро разобраться в обстановке, оценить всю важность плана прикрытия границы. Он оказал огромную помощь во всей нашей работе».
В первые месяцы Великой Отечественной войны генерал А.И. Антонов находился в самом пекле сражений, возглавив в августе 1941 года штаб Южного фронта. При его непосредственном участии были подготовлены и проведены Донбасская оборонительная операция (29 сентября – 4 ноября 1941 г.) и Ростовская наступательная операция (17 ноября – 4 декабря 1941 г.). За успешные действия во второй операции Антонов был удостоен ордена Красного Знамени. В декабре 1941 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта.
Когда в июле 1942 г. резко обострилась обстановка на южном крыле советско-германского фронта и потребовалось усиление руководства войсками, решением Ставки Верховного Главнокомандования генерал-лейтенант А.И. Антонов возглавил сначала штаб Северо-Кавказского фронта, а затем Черноморской группы войск. В начале ноября этого же года он становится начальником штаба Закавказского фронта. В самой сложной обстановке Антонов проявил себя отличным организатором с аналитическим мышлением, способным предвидеть замыслы противника и находить способы противодействия им.
Начальник Генерального штаба А.М. Василевский быстро оценил организаторские способности А.И. Антонова. Как вспоминал С.М. Штеменко (в 1942 г. – начальник направления Оперативного управления Генштаба), «отлично понимая, сколь отрицательно сказывается на работе Генштаба частое отсутствие на месте его начальника, Александр Михайлович Василевский настойчиво искал себе достойного заместителя. И такой человек был найден» В декабре 1942 г. по рекомендации Василевского Алексей Иннокентьевич был назначен заместителем начальника Генерального штаба и начальником Оперативного управления.
Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин сначала присматривался к А.И. Антонову, проверял его деловые качества. В январе 1943 г. он направил его в действующую армию в помощь А.М. Василевскому, который, являясь представителем Ставки ВГК, координировал действия войск на воронежско-курском и харьковском направлениях.
Начальник Генерального штаба А.М. Василевский (в центре), его заместитель А.И. Антонов (справа) и командующий войсками Центрального фронта
К.К. Рокоссовский в поселке Свобода Курской области. 1943 г.
В конце марта 1943 г. Антонов возвратился в Генеральный штаб. Доложив Верховному Главнокомандующему результаты проведенных операций, он сделал четкие выводы о сложившейся обстановке на орловском и харьковском направлениях и изложил соображения Генштаба о перспективе дальнейших действий войск на Курской дуге. Сталин остался доволен его работой. Алексею Иннокентьевич начал работать непосредственно в Ставке ВГК. 6 апреля 1943 г. он впервые подписал вместе с Верховным Главнокомандующим директиву Ставки.
«Отличная теоретическая подготовка, высокие организаторские способности, ясный ум и большая выдержка наряду с выдающимся оперативным дарованием А.И. Антонова, – вспоминал С.М. Штеменко, – предвещали, казалось, длительное пребывание его у кормила Оперативного управления. Но в отсутствие А.М. Василевского, а оно становилось все чаще и длительнее, на плечи Алексея Иннокентьевича ложился непомерный груз обязанностей начальника Генерального штаба. Исполнять одновременно две такие тяжелые должности, да еще во время войны, было не под силу даже Антонову. Убедившись в этом, Ставка освободила его от непосредственного руководства Оперативным управлением, что позволило Алексею Иннокентьевичу практически возглавить Генеральный штаб, конечно поддерживая самый тесный контакт с А.М. Василевским, постоянно информируя его о всем существенном и получая взамен соответствующие указания, советы, поддержку».
В мае 1943 г. Антонов назначается первым заместителем начальника Генерального штаба. Он становится и самым частым посетителем кремлевского кабинета Сталина. Не на «пальцах», не по «глобусу», но строго по картам масштаба 1: 200 000, подготовленным по каждому фронту с нанесенной обстановкой до дивизии, а то и до полка, Антонов подробно докладывал Верховному Главнокомандующему о положении наших и вражеских войск, намерениях и действиях командующих. В результате, под прямым воздействием Антонова Генеральный штаб стал подлинным «мозгом армии», заработал четче, организованнее и эффективнее.
Круг обязанностей А.И. Антонова был обширен. Со всеми фронтами, флотами, армиями надо было поддерживать бесперебойную связь, в сжатые сроки проводить огромную работу по налаживанию и поддержанию устойчивого управления войсками, собирать необходимую информацию, анализировать ее и вырабатывать предложения Ставке ВГК по оперативному и стратегическому использованию Вооруженных Сил, ставить задачи войскам, разрабатывать совместно с командованием фронтов планы стратегических операций, их всестороннего обеспечения, осуществлять контроль и помощь войскам в проведении операций, накапливать резервы.
Генерал А.И. Антонов находился при исполнении служебных обязанностей по 17–18 часов в сутки. Много внимания он уделял совершенствованию работы своих подчиненных: учил их тщательной разработке боевых документов, проявляя при этом творчество, прививал умение крепко держать в своих руках оперативное руководство боевыми действиями войск. Совещания он проводил только в исключительных случаях и всегда коротко. На поощрения был скуп, и заслужить их могли лишь люди думающие, инициативные, точные и безукоризненные в работе.
А.И. Антонов участвовал в работе по планированию и подготовке практически всех военных кампаний и стратегических операций. Об этом свидетельствуют многие полководцы и военачальники Великой Отечественной войны. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, вспоминая о совместной работе над планом действий советских войск в 1943 г. на Курской дуге, писал: «Весь день 12 апреля мы с Александром Михайловичем Василевским и его заместителем Алексеем Иннокентьевичем Антоновым готовили нужные материалы для доклада Верховному Главнокомандующему. С раннего утра все трое засели за порученную нам работу, и, так как между нами было полное взаимопонимание, все к вечеру было готово. А.И. Антонов, кроме всех своих других достоинств, обладал блестящим умением оформлять материал, и, пока мы с А.М. Василевским набрасывали план доклада И.В. Сталину, он быстро подготовил карту обстановки, карту-план действий фронтов в районе Курской дуги». Вклад Антонова в подготовку и проведение битвы ив Курской дуге был отмечен присвоением ему звания генерала армии и орденом Суворова 1-й степени.
Генерал С.П. Иванов, возглавлявший осенью 1943 г. штаб 1-го Украинского фронта, вспоминал: «Большую помощь командованию и штабу 1-го Украинского фронта оказали Генеральный штаб и лично А.И. Антонов при подготовке Киевской наступательной операции, особенно по выполнению решения Ставки ВГК, приказавшей фронту провести перегруппировку войск для усиления его правого крыла и создания на лютежском плацдарме более сильной ударной группировки. РИС. 4.
С А.И. Антоновым было обсуждено несколько вариантов сосредоточения дополнительных сил и средств в районе Лютежа, проделана большая работа по всевозможным расчетам, подготовке маршрутов, созданию системы пунктов управления, организации комплекса дезинформационных мер. В результате невероятно сложная перегруппировка огромной массы войск с букринского на лютежский плацдарм в основном прошла скрытно, быстро и организованно. Это во многом обеспечило оперативную внезапность в ноябрьской наступательной операции фронта, способствовало разгрому врага и освобождению столицы Украины».
Можно привести другой пример. Анализ оперативной обстановки, сложившейся в начале 1944 г., объективная оценка ее факторов дали возможность А.И. Антонову внести много ценных предложений в первоначальный вариант плана Белорусской стратегической операции, в основе замысла которой была заложена идея одновременного прорыва вражеского фронта на четырех основных участках, далеко отстоящих друг от друга. На совещании в Ставке ВГК после тщательной корректировки замысел операции был утвержден. Результаты и значение этой операции общеизвестны.
Вслед за Курской битвой Ставка спланировала и успешно провела зимнюю кампанию 1944 г., в результате которой были разгромлены крупные группировки противника под Ленинградом и Новгородом, на Правобережной Украине и в Крыму. Важную роль сыграл А.И. Антонов в разработке стратегического плана летне-осенней кампании 1944 г., отличавшейся еще более решительными целями и невиданным до сих пор размахом.
Первый заместитель начальника Генерального штаба А.И. Антонов (справа) и начальник Оперативного управления Генерального штаба С.М. Штеменко. 1944 г.
Целеустремленная и плодотворная работа А.И. Антонова в Генеральном штабе создала ему высокий авторитет в Вооруженных Силах, в Ставке, во фронтах и армиях. Когда в феврале 1945 г. встал вопрос о назначении начальника Генерального штаба в связи с переходом А.М. Василевского на командную должность (командующим 3-м Белорусским фронтом), на этот высокий пост была предложена кандидатура Алексея Иннокентьевича. Василевский отмечал, что Верховный Главнокомандующий дал согласие на это потому, «что Генеральный штаб к тому времени уже имел у себя, в лице А.И. Антонова, кандидата на эту должность, вполне подготовленного, прошедшего хорошую штабную школу и заслужившего за последние полтора года своей работы в должности первого заместителя начальника Генерального штаба высокий авторитет не только в Вооруженных Силах, но и в Центральном Комитете партии, в ГКО и в Ставке».
Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, генерал армии А.И. Антонов
и маршал авиации Ф.Я. Фалалеев (справа налево). 1945 г.
Одновременно с назначением начальником Генерального штаба А.И. Антонов постановлением Государственного Комитета Обороны был включен в состав Ставки ВГК. Круг его обязанностей расширился. Характерными чертами его деятельности являлись: глубокая и всесторонняя оценка стратегической обстановки в интересах обоснования выбора направления главного удара; тщательный учет всех факторов при выработке замысла кампаний и стратегических операций; стремление обеспечить достижение стратегической внезапности нанесения удара по врагу; высокая штабная культура и четкая организованность в работе; тесная увязка теоретических положений с практикой, глубокое изучение опыта войны и оперативное внедрение его в боевые действия войск.
Под руководством А.И. Антонова была проведена большая и напряженная работа по планированию и подготовке стратегических операций завершающей кампании в Европе (Восточно-Прусской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской, Венской, Берлинской, Пражской и др.). Почти все они готовились в сжатые сроки. Общий замысел начал складываться еще в ходе летне-осеннего наступления советских войск в 1944 г. Учитывая возросшие военно-экономические возможности страны, боевую мощь Вооруженных Сил, искусство военачальников и мастерство войск, завершающая кампания планировалась с решительными целями. Конечной ее целью явился сокрушительный разгром вермахта и безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Важной заслугой Алексея Иннокентьевича в подготовке этой кампании было то, что он лично увязывал, решал все важнейшие вопросы стратегического планирования и успешно справился с этой сложной и ответственной задачей. Как военный представитель А.И. Антонов входил в состав советских делегаций на Ялтинской (февраль 1945 г.) и Потсдамской (июль – август 1945 г.) конференциях.
Военные советники СССР на Ялтинской конференции 1945 г. В центре – генерал армии А.И. Антонов
В центре Европы еще полыхало пламя войны, когда Ставка ВГК и Генеральный штаб в соответствии с решением Крымской конференции приступили к подготовке кампании на Дальнем Востоке против милитаристской Японии. В тот период у начальника Генштаба не было освобожденного заместителя, и основная работа выполнялась непосредственно А.И. Антоновым с привлечением ограниченного круга лиц. В разработку плана этой кампании Алексей Иннокентьевич вложил свой богатый опыт, творчество и энергию, показав при этом совершенство в применении на практике основных принципов советского военного искусства: внезапности, решительности, гибкости, маневра, массирования сил и средств на направлении главных ударов. В короткие сроки отборная группировка, составлявшая, по сути дела, ядро сухопутных войск вооруженных сил Японии, была полностью разгромлена. Япония капитулировала.
После Великой Отечественной войны А.И. Антонов проводил большую работу по дальнейшему укреплению Вооруженных Сил. С марта 1946 г., по возвращении А.М. Василевского на пост начальника Генштаба, Алексей Иннокентьевич – его первый заместитель. Опала со стороны И.В. Сталина, обрушившаяся после войны на ряд военных деятелей, затронула отчасти и А.И. Антонова: с ноября 1948 по апрель 1954 г. он – первый заместитель командующего, затем командующий войсками Закавказского военного округа.
В апреле 1954 г. Алексей Иннокентьевич снова возвратился в Генеральный штаб на должность первого заместителя начальника Генштаба, одновременно стал членом коллегии Министерства обороны СССР. В мае 1955 г. он был назначен начальником штаба Объединенных Вооруженных сил (ОВС) государств – участников Варшавского договора. Антонов горячо взялся за это новое большое дело. В короткий срок был налажен аппарат управления для армий стран Варшавского договора, организовано обучение войск совместным действиям в современной войне. Начальник штаба ОВС лично участвовал во многих учениях войск союзных стран, щедро делясь с офицерами и генералами своим богатым опытом. Это было достойное завершение военной карьеры уникального человека. Жизнь А.И. Антонова оборвалась 18 июня 1962 г. Урна его с его прахом покоится в кремлевский стене на Красной площади.
Алексей Иннокентьевич был женат дважды. Первым браком – на Марии Дмитриевне Антоновой (скончалась в 1955 г.). В 1956 г. женился второй раз – на народной артистке СССР, известной балерине Ольге Лепешинской. Детей не имел.
На всех высоких военных постах А.И. Антонов отдавал все свои силы и способности служению Отечеству. С 1946 г. он избирался депутатом Верховного Совета СССР. 4 июня 1945 г. его военная биография отмечена высшим военным орденом «Победа. Алексей Иннокентьевич стал единственным генералом армии – кавалером этого полководческого ордена. Он также награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1-й степени, орденами Кутузова 1-й степени и Отечественной войны 1-й степени, 14 иностранными орденами. Именем полководца в 1980 г. названа одна из улиц Москвы (в Юго-Западном административном округе). В г. Гродно (Белоруссия), где он родился, его имя носят средняя школа № 11 и улица в восточной части города.
Николай Ковалевский,
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат философских наук