Семен Матвеевич Штеменко
Сергей Матвеевич Штеменко родился 7 (20) февраля 1907 г. в станице Урюпинская Области Войска Донского в семье крестьянина. Окончил церковно-приходское училище и школу второй ступени (средняя общеобразовательная школа вначале 1920-х гг.). В 1925 г., имея большое желание учиться, уехал в Москву, где работал чернорабочим, а затем продавцом газет Московского контрагентства печати. В 1926 г. он поступил в Московскую артиллерийскую школу им. Красина, потом был переведен для дальнейшей учебы в Севастопольскую школу зенитной артиллерии, которую в числе восьми курсантов окончил досрочно с отличием в 1930 г. После выпуска из военной школы три года проходил службу в Украинском военном округе на должностях: командира взвода и батареи, начальника штаба отдельного артиллерийского дивизиона, а затем первого помощника начальника штаба артиллерийского полка.
В 1937 г. окончил Военную академию механизации и моторизации РККА им. И.В. Сталина и был направлен в Киевский военный округ, в котором один год в Харькове, а затем под Житомиром командовал учебным батальоном тяжелых танков 5-й танковой бригады Резерва Главного Командования. В служебной аттестации 1938 г. на командира учебного батальона С.М. Штеменко отмечалось: «Умело руководит боевой подготовкой. Хорошо планирует рабочее время свое и подчиненных. Обладает волевыми качествами. Настойчив. Имеет широкий общий и тактический кругозор. В полевой обстановке разбирается быстро, правильно и четко ставит задачи».
В 1938 г. С.М. Штеменко, как перспективного командира, зачислили слушателем Академии Генерального штаба РККА, которую он успешно окончил в 1940 г. За время учебы в академии он получил не только основательные военные знания, но и практические навыки в штабной оперативной работе. В сентябре – октябре 1939 г. С.М. Штеменко в составе группы слушателей академии Генерального штаба был прикомандирован к штабу Украинского фронта и участвовал в походе Красной армии в Западную Украину. В Советско-финляндскую войну 1939–1940 гг. он проходил стажировку в Оперативном управлении Генерального штаба, где выполнял обязанности оперативного дежурного по направлению 14-й, а затем 9-й армий. В отзыве о его стажировке, подписанном в июле 1940 года заместителем начальника Оперативного управления генерал-майором А.М. Василевским, указывалось: «Проведенная практическая работа в Оперативном управлении Генерального штаба показала, что тов. Штеменко может быть использован на работе в крупном штабе».
В 1940 г., после окончания академии, подполковника С.М. Штеменко направили для дальнейшего прохождения службы в Оперативное управление Генерального штаба Красной армии на должность старшего помощника начальника Ближневосточного отдела.
В период Великой Отечественной войны С.М. Штеменко служил в Генеральном штабе Красной армии, который являлся основным оперативным рабочим органом Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК).
С августа 1941 года по апрель 1943 г. он заместитель начальника, а затем начальник Ближневосточного направления Оперативного управления Генерального штаба.
Ставка ВГК и руководство Генерального штаба в годы войны требовали, чтобы «генштабисты хорошо знали практику войны». Поэтому все генералы и офицеры Генерального штаба обязательно выезжали в действующую армию. Начальники направлений около половины времени проводили в штабах и войсках своего фронта.
В начале войны С.М. Штеменко направлен на усиление Юго-Западного отдела Оперативного управления. Об этом этапе службы он вспоминал: «Мы вели карты обстановки, передавали в войска дополнительные указания, принимали оттуда новую информацию, писали справки и донесения. Нередко мы знали о противнике гораздо лучше, чем о своих войсках. Операторы сами летали выяснить, где проходит передовой край нашей обороны, куда переместились штабы фронтов и армий. При этом одни погибали, другие надолго выходили из строя по ранению».
В октябре – ноябре 1941 г., в период битвы под Москвой, в целях надежного управления войсками при чрезвычайных обстоятельствах, Генеральный штаб был эвакуирован из Москвы, а в столице для обеспечения Ставки ВГК оставалась оперативная группа Генерального штаба из девяти человек под руководством А.М. Василевского, в которую входил и С.М. Штеменко. В ноябре 1941 г. С.М. Штеменко присвоили воинское звание полковник.
В августе – сентябре 1942 г. С.М. Штеменко по заданию Ставки ВГК в составе группы под руководством члена Государственного Комитета Обороны (ГКО) Л.П. Берия работал в штабе Закавказского фронта, размещавшемся в городе Тбилиси. Маршал Советского Союза А.М. Василевский в 1967 г., беседуя с писателем К.М. Симоновым, вспоминал: «Сталин послал на Кавказ Берию с поручением спасти там положение после поражения Южного фронта. Берия просил рекомендовать, кого из работников Генерального штаба ему взять с собой, и мы ему рекомендовали Штеменко как молодого и способного штабного работника. Он взял его с собой, и несколько месяцев Штеменко был с ним. Эта поездка, к сожалению, многое потом определила в его судьбе...».
В ноябре 1942 г. постановлением Совета Народных Комиссаров ему присвоили воинское звание генерал-майора.
В марте 1943 г., в период битвы за Кавказ, С.М. Штеменко по заданию Ставки ВГК работал в Северной и Черноморской группах войск Северо-Кавказского фронта.
В апреле 1943 г. С.М. Штеменко назначили первым заместителем (с присвоением очередного воинского звания генерал-лейтенанта), а через месяц начальником Оперативного управления Генерального штаба Красной армии. На этой должности С.М. Штеменко служил до конца Великой Отечественной войны.
Оперативное управление Генерального штаба отвечало за планирование военных операций, сбор и анализ данных по обстановке на фронтах, осуществляло контроль за выполнением директив Верховного Главнокомандования, а также готовило приказы в честь побед, одержанных войсками фронтов.
На доклад в Ставку ВГК вместе с начальником Генерального штаба обычно ездил начальник Оперативного управления. Они обязаны были знать не только о положении на фронтах, состоянии резервов, об оперативных перевозках, но и иметь готовые предложения по возникающим проблемным вопросам. Обстановка по фронтам докладывалась на разложенных на столе картах, никакие предварительные записи не использовались.
Начальник Генерального штаба генерал армии А.И. Антонов и начальник Оперативного управления генерал-полковник С.М. Штеменко. 1944 г.
Генерал армии С.М. Штеменко в мемуарах писал: «Служба в Генеральном штабе никогда не была легкой, тем более в военное время. И.В. Сталин установил порядок круглосуточной работы Генштаба и лично регламентировал время его руководящего состава. Например, заместителю начальника Генштаба А.И. Антонову, полагалось находиться при исполнении своих обязанностей по 17–18 часов в сутки. На отдых ему отводилось время с 5–6 часов утра до 12 дня. А мне, начальнику Оперативного управления, отдыхать разрешалось с 14 до 18–19 часов. Установленный Сталиным жестокий порядок работы Генштаба никто не мог изменить. Огромный объем работы, ее неотложность делали службу здесь крайне изнурительной. Работали на износ, наперед зная, что даже за малейшую ошибку с тебя будет строго взыскано. Не каждый мог выдержать такое напряжение. Некоторые из моих товарищей длительное время страдали впоследствии истощением нервной системы, сердечными заболеваниями. Многие сразу же после войны, не дослужив до возрастного срока, ушли в запас».
В апреле – мае 1943 г. С.М. Штеменко вместе с представителем Ставки ВГК Г.К. Жуковым, а также командующим ВВС А.А. Новиковым и наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым находились на Северо-Кавказском фронте и участвовали в планировании операции по ликвидации вражеского плацдарма на Таманском полуострове.
На Тегеранской конференции 1943 г. глав правительств антифашистской коалиции С.М. Штеменко сопровождал Верховного Главнокомандующего в Тегеран, обеспечивая его оперативными данными о состоянии дел на фронтах. В ноябре этого года ему присвоили воинское звание генерал-полковника.
В декабре 1943 г. Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов вместе с С.М. Штеменко были направлены Ставкой ВГК на Керченский плацдарм для подготовки операции по освобождению Крыма, путем совместных действий войск Отдельной Приморской армии, Черноморского флота и Азовской флотилии.
В феврале – марте 1944 г. С.М. Штеменко в качестве начальника штаба при представителе Ставки ВГК Маршале Советского Союза С.К. Тимошенко находился на 2-м Прибалтийском фронте, участвовал в организации прорыва обороны противника в районе города Идрица Псковская обл.
В апреле 1944 г. С.М. Штеменко входил в комиссию под председательством члена ГКО Г.М. Маленкова по проверке Западного фронта, а затем в качестве представителя Ставки ВГК выезжал для решения вопросов, связанных с разделением Западного фронта на 2-й и 3-й Белорусские фронты.
В мае 1944 г. он вылетал Крым, где контролировал ход отправки в резерв Ставки ВГК войск упраздненного 4-го Украинского фронта после освобождения Крымского полуострова.
В июне 1944 г. С.М. Штеменко, находясь с группой офицеров на 2-м Белорусском фронте, занимался подготовкой и проведением Могилевской операции, являвшейся составной частью стратегической Белорусской наступательной операции «Багратион». Он подчинялся представителю Ставки ВГК Г.К. Жукову, на которого была возложена координация действий 1-го и 2-го Белорусских фронтов. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков в «Воспоминаниях и размышлениях» дал высокую оценку организаторской деятельности С.М. Штеменко в штабе 2-го Белорусского фронта и помощи, которую он оказал генерал-полковнику Г.Ф. Захарову, только что вступившему в командование фронтом.
В июле 1944 г. в качестве полномочного представителя Ставки ВГК С.М. Штеменко убыл на 3-й Прибалтийских фронт, где участвовал в организации и проведении Псковско-Островской наступательной операции, в ходе которой был прорван укрепленный оборонительный рубеж противника «Пантера» и освобождены два старинных русских города Псков и Остров.
В сентябре 1944 г. генерал Штеменко входил в состав делегации на переговорах между СССР и Финляндией и подписании 19 сентября Московского перемирия, фактически ликвидировавшего советско-финский фронт Великой Отечественной войны.
В январе – мае 1945 г. С.М. Штеменко участвовал в разработке планов операций Советских вооруженных сил, приведших к освобождению стран Центральной, Юго-Восточной Европы и взятию Берлина.
Вспоминая о совместной с ним службе в 1943–1945 гг., генерал армии С.П. Иванов отмечал: «Мне, в то время работнику Оперативного управления Генерального штаба, начальнику штаба ряда фронтов и штаба Главнокомандующего на Дальнем Востоке, приходилось часто встречаться с С.М. Штеменко. Его всегда отличали компетентность в оперативных вопросах, трудолюбие, дисциплинированность и творческий подход к делу. Он умел из множества событий определить главное, основное, сделать убедительные выводы и с предельной четкостью доложить их. Будучи требовательным к себе, С.М. Штеменко строго, но с большим чувством такта относился к подчиненным, создавал в управлении атмосферу высокой ответственности, безукоризненной исполнительности и деловых отношений».
В период Великой Отечественной войны С.М. Штеменко тесно работал с А.М. Василевским и А.И. Антоновым, являвшимися его начальниками по службе в Генеральном штабе.
Маршал Советского Союза А.М. Василевский, который с июня 1942 по февраль 1945 г. возглавлял Генеральный штаб, в мемуарах писал: «Мне особенно хочется отметить работу моих основных и непосредственных помощников – А.И. Антонова, С.М. Штеменко, А.А. Грызлова, Н.А. Ломова».
Писатель И.И. Гаглов – биограф генерала армии А.И. Антонова, отмечал: «В судьбе этих двух военачальников много общего. Совместная служба в Генеральном штабе с конца 1942 года продолжалась до окончания войны. Их дороги сходились и в послевоенные годы. Антонов и Штеменко понимали друг друга с полуслова. Случались между ними и споры, расхождения во взглядах на отдельные вопросы, но они всегда носили деловой, принципиальный характер и заканчивались принятием совместного решения, наиболее полно отвечающего обстановке».
После Великой Отечественной войны С.М. Штеменко занимал должность начальника Оперативного управления – заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Об этом периоде своей жизни он вспоминал: «Режим военного времени оставался в Генштабе почти неизменным вплоть до смерти Сталина: мы по-прежнему заканчивали свой трудовой день в 3–4 часа утра, а к 10–11 часам дня обязаны были опять являться на службу».
Основные усилия Генерального штаба в это время были направлены на завершении мероприятий, связанных с выполнением СССР союзнических обязательств – вступления в войну против милитаристской Японии в соответствии с решениями Крымской конференции 1945 г. Еще в конце сентября 1944 г. А.И. Антонов, С.М. Штеменко и начальник Дальневосточного направления генерал-майор Н.А. Ломов начали готовить предварительные расчеты на случай войны с Японией. Верховный Главнокомандующий использовал их при переговорах с премьер-министром Великобритании У. Черчиллем и его министром иностранных дел А. Иденом, находившимся в Москве в октябре того же года. Летом 1945 г. С.М. Штеменко внес большой вклад в разработку замысла и плана операции по разгрому японской Квантунской армии в Маньчжурии.
В 1946 г. при Министерстве Вооруженных сил СССР был создан Высший военный совет, ответственным секретарем которого назначили С.М. Штеменко.
В 1947 г. его избирали депутатом Верховного совета РСФСР от Орловского избирательного округа.
В ноябре 1948 г. С.М. Штеменко назначили начальником Генерального штаба – заместителем министра Вооруженных сил СССР с присвоением воинского звания генерал армии.
Конец 1940 – начало 1950-х годов характеризовались началом «холодной войны», обострением военного противостояния между СССР и США, и их союзниками. В этот период Генеральный штаб под руководством С.М. Штеменко провел большую работу по совершенствованию организационной структуры Вооруженных сил СССР, повышению их боеспособности и боеготовности.
В 1950 г. С.М. Штеменко принимал Первомайский военный парад на Красной площади, что явилось единственным случаем в истории советских Вооруженных сил, когда это дело поручили начальнику Генерального штаба.
В июне 1952 г. С.М. Штеменко назначен начальником штаба – первым заместителем командующего Группой советских оккупационных войск в Германии. В октябре того же года его избрали на XIX съезде КПСС кандидатом в члены ЦК КПСС.
В марте 1953 г. он возвратился в Москву на должность первого заместителя начальника Генерального штаба.
На июльском Пленуме ЦК КПСС 1953 г., в условиях развернувшейся после смерти В.И. Сталина внутриполитической борьбе за власть, Л.П. Берия был обвинен в преступных антипартийных и антигосударственных действиях и предан суду. Генерала армии С.М. Штеменко обвинили в связях с Л.П. Берий, за что его понизили в воинском звании до генерал-лейтенанта и назначили начальником штаба Западно-Сибирского (с января 1956 г. – Сибирского) военного округа.
Стремясь отстоять честное имя, С.М. Штеменко 21 июля 1953 г. отправил первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву письмо: «Мог ли я в каких-то карьеристских целях докладывать Берия что-либо, кроме служебных вопросов с тем, чтобы выслужиться перед ним. Нет, не мог! Свидетельством этому служит моя добросовестная 27-летняя служба в армии... Во время войны я неоднократно просился на фронт, а в мирное время в войска... Я солдат и всегда работал там, куда меня назначат и никогда ни у кого не просил для себя поблажек, льгот или каких-то теплых мест... Заканчивая свое письмо к Вам, я еще раз со всей ответственностью заявляю, что я могу ошибиться, допустить оплошность, прозевать, но я никогда не совершал и не совершу какого-либо дела или поступка во вред своей Родине. Скоро месяц, как я существую как отщепенец без пользы для дела и не знаю, как со мной поступят дальше. Прошу Вас, помогите мне в определении на работу, я еще не стар и, по мере своих сил и возможностей, смогу принести пользу Родине, служению которой я всегда отдавал и отдам впредь все свои силы и энергию, а когда потребуется, то и свою жизнь».
В августе 1956 г. Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Г.К. Жуков назначил С.М. Штеменко начальником Главного разведывательного управления Генерального штаба Советской армии – заместителем начальника Генерального штаба по разведке, также ему вторично присвоили воинское звание генерал-полковник.
После октябрьского пленума ЦК КПСС 1957 г., на котором Г.К. Жукова по инициативе Н.С. Хрущева освободили с поста министра обороны СССР, С.М. Штеменко снова перевели служить на периферию с понижением – первым заместителем командующего войсками вначале Приволжского, а затем Закавказского военных округов.
По свидетельству современников С.М. Штеменко мужественно переносил превратности судьбы и продолжал на высоком профессиональном уровне выполнять воинский долг.
В служебной аттестации на С.М. Штеменко, подписанной в 1962 г. командующим войсками Закавказского военного округа генерал-полковником А.Т. Стученко, указывалось: «Тов. Штеменко имеет большой опыт штабной работы в крупных штабах. Работая в течение последних лет в должности первого заместителя командующего войсками округа, хорошо изучил войска и получил дополнительный богатый опыт в руководстве ими и в организации боевой подготовки и службы войск. Полностью понимает и развито чувство нового в оперативном искусстве. Хорошо знает тактику. Энергичный, работоспособный и настойчивый в работе генерал. Достоин выдвижения на должность командующею войсками округа или в крупный штаб».
Добросовестное отношение к службе не осталось незамеченным. В июле 1962 г. С.М. Штеменко назначили начальником Главного штаба – первым заместителем Главнокомандующего Сухопутных войск, а в апреле 1964 г. его перевели в центральный аппарат, где он возглавил Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных сил.
В феврале 1968 г. постановлением Совета министров СССР С.М. Штеменко вторично присвоили воинское звание генерал армии, и в августе этого года его назначили на должность начальника Штаба Объединенных Вооруженных сил государств – участников Варшавского договора и первого заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР. На этом высоком посту С.М. Штеменко служил до конца жизни, прервавшейся 23 апреля 1976 г., внеся большой вклад в укрепление военной безопасности стран социалистического содружества. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. Восемнадцатилетняя служба советского военачальника в Генеральном штабе уникальна: он прошел должности начальника Генерального штаба, первого заместителя начальника Генерального штаба, начальников трех Главных управлений Генерального штаба. В годы Великой Отечественной войны С.М. Штеменко, как начальник Оперативного управления Генерального штаба, вместе с другими советскими полководцами и военачальниками участвовал в планирование и проведении стратегических операций, приведших к разгрому вооруженных сил фашисткой Германии и милитаристской Японии. Богатый опыт службы в Генеральном штабе С.М. Штеменко обобщил в мемуарах «Генеральный штаб в годы войны».
Генерал армии Сергей Матвеевич Штеменко на сессии Верховного Совета РСФСР.
Первая половина 1970-х гг.
За ратный труд генерал армии С.М. Штеменко награжден: орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени и одним орденом Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранками наградами. Имя генерала носит Краснодарское высшее военное училище.
Сергей Корин,
старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института военной истории
Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил
Российской Федерации, кандидат исторических наук.