Пстыго Иван Иванович
ПСТЫГО Иван Иванович (10.4.1918, дер. Сухополь Инзерского сельсовета Архангельского р-на, Башкирия – 23.02.2009, Москва), советский военачальник, маршал авиации (1975), Герой Советского Союза (1978). Иван Иванович Пстыго родился 10 апреля 1918 г. в белорусской крестьянской семье, которая эвакуировалась в Башкирию в 1914 г. с началом Первой мировой войны. Он был четвертым ребенком в семье, где кроме него воспитывались ещё пять сестер и два брата. В семь лет Иван Иванович пошел учиться в Валентиновскую начальную школу, а после назначения в 1930 г. его отца секретарем Архангельского волостного исполнительного комитета продолжил учебу в Архангельской школе крестьянской молодежи. После окончания семи классов и краткосрочных курсов учителей начальных классов Иван Иванович работал учителем в Асактинской начальной школе недалеко от родного села. Для продолжения образования в 1934 г. он уехал в Уфу, где через два года закончил среднюю школу
Группа Советских войск в Германии. Первый ряд: второй слева - член военного совета 16-й воздушной армии генерал-лейтенант Д.Т. Пароятников; далее - летчик-истребитель В.Г. Иванников, главком ГСВГ генерал армии И.И. Якубовский, летчик-истребитель Ф.М. Зиновьев, командующий 16-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации И.И. Пстыго. Второй ряд: второй справа – генерал-майор А.С. Микоян, третий - командир 61-го гвардейского истребительного авиакорпуса генерал-лейтенант Г.У. Дольников.
Весной 1936 г. по путевке горкома комсомола, пройдя районную и областную медицинскую комиссию, Иван Пстыго был направлен на учебу в Энгельсское военное авиационное училище. Нужно отметить, отбор был жесткий, и из четырех тысяч кандидатов, в училище поехали лишь 47 человек. Пошли напряженные учебные будни. Кроме теоретической подготовки проходила и летная практика. Сначала учебный самолет У-2, затем многоцелевые Р-5, Р-6 и, наконец, выпускной боевой скоростной фронтовой бомбардировщик.
После окончания училища в 1940 г., лейтенанта Пстыго назначили командиром Су-2 в 211-й бомбардировочный авиаполк, расположенный на аэродроме Котовск у границы с Румынией. Свой первый боевой вылет он совершил днем 22 июня 1941 г., действуя по колонне войск наступавших захватчиков. Затем было тягостное отступление – сначала к Дону, а потом до Сталинграда.
Могила маршала авиации И.И. Пстыго на Троекуровском кладбище в Москве.
Оставшись «безлошадным», как говорили в авиации, и переучившись на штурмовик Ил-2, так Иван Иванович отмечает в своих воспоминаниях о годах войны.
«Мне было предписано явиться в Куйбышев, где формировались штурмовые полки. Я полагал, что меня тут же отправят на фронт. А оказался, к своему крайнему неудовольствию, в инструкторском составе. Работы было много. Приходилось не только переучивать опытных летчиков, но и ставить на крыло новичков. За считанные недели готовили мы штурмовиков и отправляли в штурмовые полки, которые нуждались в постоянном притоке свежих сил. Но сердце у меня не лежало к наставнической деятельности. И я приглядел 504-й штурмовой авиаполк, которым командовал майор Ф.З. Болдырихин.
При встрече Болдырихин спросил:
– Вы что – на фронт хотите?
– Так точно!
– Похвально. И должность подходящую небось потребуете? А я вам должности дать не могу. Рядовым пойдете?
– Да кем угодно!..
И Болдырихин взял меня командиром звена.
В мае войска Юго-Западного фронта перешли в наступление. Наш 504-й штурмовой авиаполк включили в состав 226-й штурмовой авиадивизии, и полк перелетел на полевой аэродром Лачиново.
Я всю войну летал ведущим. Знаю: умение хорошо водить группы давалось большим боевым трудом, опытом. Попадал в тяжелые, иногда очень тяжелые условия: атаки истребителей, огонь зенитной артиллерии, когда нервы и воля на пределе. Тут кто-то из ведомых может и сплоховать. Но только не ведущий! Как бы тяжело ни было, но именно ты должен найти силы и подать команду: «Вперед, славяне!..». Надо сказать, слово «славяне» часто употреблялось даже в официальных речах, и было широко распространено среди лихой пилотской братии».
Десятки танков, автоколонн, переправ врага уничтожили группы «горбатых», которых водил молодой комэск. Победы, конечно, давались нелегко – его трижды подбивали, но и он сбил три немецких истребителя. Позже, уже став командиром полка, он водил своих летчиков в небе над Белоруссией, Польшей и, наконец, над самой Германией.
После Победы, окончив Высшие курсы, подполковник Пстыго был назначен на Дальний Восток, где успешно командовал авиационными группами, дивизией и корпусом, переучился на реактивную технику и получил первичное генеральское звание.
Завершив 9-летнюю службу в ДВО, он был зачислен слушателем Военной академии Генерального штаба, а по ее окончании и после непродолжительной службы в ВВС Ленинградского ВО его в 1958 г. назначили первым заместителем командующего BВC Группы советских войск в Германии – мощной авиационной группировки, включавшей в себя более 30 авиаполков разных родов авиации.
Тогда войска НАТО были подальше от наших границ, но их самолеты неоднократно «чиркали» территорию ГДР. Американцы нахально залетали на контролируемую советскими ВВС территорию ГДР на глубину до 70 и 100 км. Однако наши истребители МиГ-21, которые первым из строевых летчиков объединения освоил сам генерал-лейтенант И.И. Пстыго, под его руководством быстро отучили незваных гостей от этих «шалостей», сбив в один год два самолета американцев, а в другой – семь.
Их командующий решил «дать бой» и приехал к И.И. Пстыго, получившем назначение командующим ВВС ГСВГ которому тогда подчинялась авиация Польши, Германии, Чехословакии. Советский командующий спросил: «Господин генерал, если это все получилось случайно, то кто неумелый у вас там командует авиацией? А если не случайно, то, значит, вы их сами посылаете в наше воздушное пространство. Мы с вами трижды обсуждали эту проблему, заключили джентльменское соглашение, а вы по-прежнему посылаете свои самолеты».
Гость возмутился: «Не успели и на 70 км залететь, вы их сбили!». Пстыго: «Что это у вас за мерка – целых 70 км? Что, у вас летчики летать не умеют? Присылайте их к нам, подучим. Не обещаю, господин генерал, что собьем все ваши самолеты, но стремиться к этому будем на пределе наших возможностей». От угощения американец отказался.
– Почему я в Германии без задержки сбивал американцев? – спросил Иван Иванович. – Сейчас уж вам сознаюсь. За давностью лет судить не будут. Один раз мне главком Якубовский за то, что упустили нарушителя, сделал внушение, а в другой говорит: «Накажу!». Дело в том, что разрешение на сбитие мог дать только главком. Однажды, пока я искал Якубовского, самолет-нарушитель ушел обратно. И надо-то было две минуты. Решение нашел такое: сначала сбиваю, потом ищу главкома. Якубовский вызвал начальника штаба и приказал: переделать «дефективный» приказ! И право сбивать получили я, мой первый заместитель и начальник штаба.
Оттого фамилия И.И. Пстыго с 1960 по 1972 год была закрытой для прессы. Люди из органов говорили маршалу: янки за тобой охотятся.
В течение шести лет он успешно руководил этим мощным объединением, которое первым в стране получало новую авиатехнику.
С 1967 г. генерал-полковник И.И. Пстыго – заместитель главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. В 1968 г. ему присвоено почетное звание заслуженного военного летчика СССР. За время своей летной карьеры освоил 52 типа самолётов, лётный стаж его составил 42 года.
В 1975 г. И.И. Пстыго было присвоено звание маршала авиации, а через два года его назначают начальником Центральной инспекции безопасности полетов авиации Вооруженных сил СССР. Маршал тщательно отобрал в ее состав наиболее подготовленных летчиков, штурманов, инженеров и других авиационных специалистов из всех видов и родов военной авиации страны. При успешном руководстве этим коллективом ему удалось в течение шести лет добиться почти на треть снижения аварийности. Маршал И.И. Пстыго был руководителем Инспекции вплоть до 1983 г., до перехода Группу генеральных инспекторов Министерства обороны Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1978 г. «…за личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период, освоение сложной боевой техники» маршалу авиации Пстыго Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11300). Во время войны Иван Иванович Пстыго дважды представлялся к званию Героя Советского Союза, но помешал арест отца в далеких 30-х годах.
Он вспоминал: «Воевали три поколения летчиков. Первое – довоенные. Тут почти все погибли, Иван Пстыго – один из немногих оставшихся в живых. Второе поколение выиграло войну тяжелыми потерями, поскольку подготовка была крайне короткой: пять полетов по кругу – и на фронт. А третьему поколению досталась слава.
– Я за всю войну набрал 164 полета, а кто пришел в 43-м и даже в 44-м, набрали по 300 боевых. Потому что я в 43-м был уже командиром полка, и разрешение на каждый вылет должен был испрашивать у командира дивизии и даже корпуса. Да и немцев в воздухе стало поменьше. В 41-м за 30 эффективных, с подтверждением результатов, боевых вылетов давали Героя. Потом критерием стали 70 вылетов, а потом уже за 100. Об этом вы нигде не прочитаете, но были соответствующие приказы Сталина».
После окончания действительной службы по предельному возрасту в 1983 г. маршал И.И. Пстыго не изменил активного отношения к жизни и конечно, к авиации. Он много писал – о полетах, о войне, об исторических событиях в стране и в мире, встречался с друзьями-ветеранами, а также с бывшими подчиненными, многие из которых службу под его командованием считали лучшим периодом своей жизни.
Жил в городе-герое Москве. Работал консультантом в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.
Скончался 23 февраля 2009 г., на 91-м году жизни. Похоронен 26 февраля 2009 г. на Троекуровском кладбище в Москве.
Обелиск воинской славы на родине маршала авиации И.И. Пстыго в с. Узунпарово, Башкирия.
За выдающиеся заслуги перед Отечеством Иван Иванович Пстыго многократно отмечен: он стал Маршалом авиации, ему было присвоено звание Героя Советского Союза, он награждён: медалью «Золотая Звезда», двумя орденами Ленина (1955, 1978); орденом Октябрьской Революции (1974); семью орденами Красного Знамени (август и октябрь 1942, 1945, 1953, 1956, 1968, 1969); орденом Александра Невского (1944); двумя орденами Отечественной войны 1-й ст. (1943, 1985); двумя орденами Красной звезды (1951); орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й ст. (1988); орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й ст. (2008) и 14-ю медалями.
Сергей Курепин,
кандидат исторических наук, научный сотрудник
Научно-исследовательского института военной истории ВАГШ ВС РФ