Карась Андрей Григорьевич
Карась Андрей Григорьевич (27.9.1918, с. Александровка Лозовского у-да, Харьковской губ. – 02.01.1979, Москва), советский военачальник, генерал-полковник (1978). Детство Андрея Григорьевича Карася не было простым: в возрасте полутора лет он, лишившись родителей, оказался в большой семье деда. С девяти лет мальчика воспитывал брат отца. В 1932 г. Андрей Карась, окончив семь классов школы, поступил в педагогический техникум в г. Лозовая Харьковской области. Уже тогда будущего военачальника отличали грамотная и образная речь. В дальнейшем это не раз помогало ему владеть аудиторией при проведении занятий и на различных совещаниях любого уровня. Осенью 1935 г., сразу же после окончания техникума, Андрей поступил на геодезический факультет Харьковского механико-строительного института.
Обстановка в мире была напряженной: в Германии уже бесчинствовали гитлеровские молодчики, призывая к порабощению народов и господству третьего рейха над всем миром. В СССР тогда зазвучал призыв: «Молодежь – в артиллерию!». «И вот однажды, – вспоминал Анатолий Филиппович Коломийцев, лучший друг Андрея Григорьевича, – к нам в институт пришел политрук, агитировал поступать в Одесское артиллерийское училище. Рассказал об армейской жизни, о высоком предназначении советского офицера и его роли в Красной армии, его профессиональном мастерстве, доблести и чести».
Так Андрей Карась и Анатолий Коломийцев решили связать свою жизнь с армией. Близкая дружба их выдержала все испытания временем. Начавшись на первом курсе института, она длилась более сорока лет.
После первого курса института друзья 1936 г. поступили в Одесское артиллерийское училище, которое успешно окончили двумя годами позднее. Лейтенант А.Г. Карась был направлен в Подольское артиллерийское училище, где сначала он был командиром взвода курсантов, а с 1941 года – помощником командира батареи курсантов. В училище формируются его морально-боевые качества, проявляется исключительное усердие при выполнении служебных обязанностей.
В Москве он знакомится со своей будущей женой – Ниной Васильевной Зориной, студенткой Московского финансового техникума. Взаимопонимание, искреннюю дружбу и глубокую нежность друг к другу они пронесли через всю жизнь. Всегда и везде Нина Васильевна была рядом с мужем: на фронте, на Государственном центральном полигоне (Капустин Яр), на космодроме Байконур. Радость и горе, удачи и невзгоды, тяготы армейской жизни они всегда делили на двоих.
22 июня 1941 г. вероломное нападение нацистской Германии на нашу страну прервало мирные будни. Началась война. С первых ее дней старший лейтенант А.Г. Карась в действующей армии. Вслед за первой легендарной батареей «Катюш» капитана И.А. Флерова формируется несколько дивизионов этих грозных боевых машин. Отдельный гвардейский дивизион под командованием капитана А.Г. Карася осенью 1941 года громил противника на дальних подступах к Москве. Личным мужеством, собранностью и выдержкой командир всегда вселял уверенность в своих бойцов. Недаром между собой солдаты с любовью называли его «батько Карась». Отличился его дивизион в боях под городами Юхнов и Белев, затем в разгроме противника на московском направлении. В тяжелых беспрерывных боях прошел трудный 1942 год. Накапливался опыт, оттачивалось боевое мастерство. С начала 1943 г. А.Г. Карась командовал 40-м гвардейским минометным полком. Под умелым руководством решительного командира полка три дивизиона «Катюш» БМ-13 наносили противнику ощутимый урон. Полк Андрея Григорьевича отличился в боях на орловском направлении при освобождении городов Хотинец и Карачев, затем в рейде с кавалерийским корпусом при форсировании Десны. А.Г. Карась умел собрать все силы полка в кулак и нанести врагу удар в самое уязвимое место.
Генерал-лейтенант А.И. Нестеренко, командовавший тогда гвардейскими минометными частями Брянского фронта, вспоминал: «Из вновь прибывших полков, вошедших в состав Брянского фронта, по состоянию боевых машин и автотранспорта, по своей организованности и мобильности в выполнении боевых задач в лучшую сторону выделялся 40-й гвардейский минометный полк под командованием красивого, стройного молодого двадцатипятилетнего майора А.Г. Карася. На чистом и бронзовом от загара его лице светились добрые, выразительные голубые глаза. Своим внешним видом, тактом и вежливостью он внушал уважение и доверие, являлся образцом офицера гвардии Великой Отечественной войны».
В журнале боевых действий полка было отмечено, что его дивизионы принимали активное участие в боях за такие города, как Калинин (Тверь), Ржев, Рогачев, Жиздра, Болохов, Кричев, Орел, при освобождении городов Брянск, Невель и Пустошка.
За участие в боях за Таллин приказом Верховного Главнокомандующего от 22 февраля 1944 г. полку присвоено почетное наименование «Таллинский», а личному составу объявлена благодарность. За участие в освобождении города Брно, второго по величине и значению города Чехословакии, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1945 г. полк награжден орденом Богдана Хмельницкого. Гвардейское знамя полка при вручении награды держал гвардии полковник А.Г. Карась.
За годы войны Родина отметила отважных гвардейцев полка Карася высокими наградами: 313 человек – боевыми орденами, 930 – медалями, а двум воинам – Геннадию Бабайдуллину и Николаю Винникову присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
О заслугах командира полка Андрея Григорьевича Карася говорят многочисленные боевые награды. Командир прославленного 40-го гвардейского Таллинского, ордена Богдана Хмельницкого минометного полка полковник А.Г. Карась с честью выполнил свой воинский долг, внес достойный вклад в дело великой Победы.
В послевоенных воспоминаниях родных и друзей Андрей Григорьевич предстает перед нами человеком разносторонних интересов, натурой увлекающейся, романтической, с чутким, отзывчивым сердцем: он любил литературу (поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» знал наизусть), увлекался живописью. В новых городах Андрей Григорьевич обычно досконально знакомился с их достопримечательностями. «С волнением торопился по набережной к “Авроре” на встречу с историей, сам являясь живой историей», – вспоминал о совместной поездке в Ленинград (Санкт-Петербург) его сослуживец подполковник В.В. Строна.
Но главным делом его жизни, которому были отданы все силы, была все-таки военная служба. После Великой Отечественной войны гвардии полковник А.Г. Карась в 1946 г. поступил на факультет наземной артиллерии Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского. После ее окончания в 1951 г., привыкнув всегда быть на передовых рубежах, А.Г. Карась, не колеблясь, дает свое согласие на назначение его на 4-й Государственный центральный полигон (ГЦП). Это был самый начальный, а потому самый трудный период создания первого ракетного полигона, впоследствии сыгравшего огромную роль в летных испытаниях баллистических и оперативно-тактических ракет. Своей инициативной и добросовестной работой на ГЦП начальник штаба А.Г. Карась оказывал незаменимую помощь начальнику полигона генералу В.И. Вознюку.
Вот как вспоминал об этом первый начальник космодрома Байконур генерал-лейтенант А.И. Нестеренко: «Мне неоднократно приходилось бывать на ГЦП и наблюдать за работой Андрея Григорьевича, и каждый раз я по-хорошему завидовал генералу Вознюку, что у него такой начальник штаба. Особенно близко сталкивался я с Андреем Григорьевичем, когда я был председателем Государственной комиссии по летным испытаниям ракеты P-11. Я видел и чувствовал его энергичную организующую роль в обеспечении летных испытаний и уважительное отношение к нему со стороны конструкторов и представителей промышленности».
Высокую оценку деятельности А.Г. Карася на ГЦП дает заместитель Главного конструктора С.П. Королева академик Б.Е. Черток в книге «Ракеты и люди. Подлипки – Капустин Яр – Тюратам»: «Вознюк и Карась – очень колоритные фигуры в истории становления полигона в Капустином Яре и вообще первых лет нашей ракетной техники. Боевым генералам в первые дни на новом месте пришлось… корректно обращаться с «этими гражданскими» – главными конструкторами, подчиняться нескольким начальникам из Москвы, отчитываться не перед командующим армией или фронтом, а перед ЦК, да еще и перед генералом И.А. Серовым (председатель КГБ при Совете Министров СССР). Им приходилось решать массу хозяйственных задач, заботиться о жилье и быте офицеров, их семей, детей и тысяч прикомандированных строителей. Кроме того, надо было научиться разбираться и в новой технике».
Весь коллектив ГЦП уважал Андрея Григорьевича за глубину и основательность знаний, принципиальность и настойчивость в достижении целей, черпал в нем силы и уверенность на новых, еще не изведанных путях совершенствования вооружения и укрепления оборонной мощи Советской армии.
На полигоне А.Г. Карась познакомился с С.П. Королевым и членами возглавляемого им Совета главных конструкторов, ведущими специалистами ракетно-космической техники, с которыми он впоследствии долгие годы плодотворно сотрудничал на космическом поприще.
1 ноября 1956 г. А.Г. Карась по решению заместителя Министра обороны СССР по специальному вооружению и реактивной технике главного маршала артиллерии М.И. Неделина был назначен начальником штаба НИИП-№ 5 (космодрома Байконур). В этот период шло интенсивное строительство полигона, измерительных пунктов, технических зданий и самого городка. 15 мая начались летные испытания межконтинентальной ракеты Р-7. Близился исторически важный момент: шла напряженная работа по подготовке к запуску первого искусственного спутника Земли. Карась с головой ушел в работу, но тут резко ухудшилось его здоровье. Дали о себе знать война, семь лет работы в Капустином Яре, работы на износ по 18–19 часов в сутки. Как писал начальник полигона Байконур генерал-лейтенант Нестеренко, «А.Г. Карась буквально таял с каждым днем. Чтобы не погубить преждевременно этого замечательного офицера, я возбудил ходатайство перед маршалом М.И. Неделиным о переводе его в Москву на должность консультанта в НИИ-4 МО».
После лечения в госпитале А.Г. Карась в июле 1957 г. возвращается на службу уже в новой должности. Все свои силы, знания, умение, опыт он отдает делу развития космической техники. В эти годы советские специалисты оказывали практическую помощь КНР в становлении космической программы, и А.Г. Карась возглавлял одну из групп специалистов-ракетчиков.
К 1959 г. Андрей Григорьевич сформировался как талантливый организатор. 15 июля его назначают начальником Центра по управлению работой и эксплуатацией измерительных средств объектов «Д» и «Е», в дальнейшем переименованного в Центр командно-измерительных комплексов (Центр КИК) искусственных спутников Земли и космических объектов, где он прослужил до 1965 года.
В тот период в Центре КИК шла активная подготовка научно-измерительных пунктов (НИП) к работе по объекту «Восток-1», в первую очередь готовились НИП-3, НИП-4, НИП-6, НИП-12. Весь руководящий состав Центра во главе с А.Г. Карасем вылетал в части для проверки готовности личного состава и оказания помощи при подготовке к ответственным работам. Большая заслуга в налаживании работы средств НИП и личного состава принадлежит руководящему составу пунктов: офицерам Н.И. Бугаеву, Н.Г. Лану, Ф.Ф. Мельнику, М.С. Пастернаку, А.П. Работягову, Г.А. Сыцко, А.Л. Федорову, которые были надежными помощниками Андрея Григорьевича.
Запуски первых объектов «Восток» позволили отработать техническую схему измерений, оперативное взаимодействие всего комплекса при обеспечении полета объекта и показали готовность измерительного комплекса к выполнению поставленных задач. В дальнейшем были отработаны системы, обеспечивающие жизнедеятельность человека в космическом корабле, безопасность полета и возвращение объекта на Землю. В результате был получен большой научный материал для осуществления полетов человека в космос и отработаны действия номеров расчетов средств связи, измерительных и телеметрических станций Командно-измерительного комплекса. Его личный состав с поставленной задачей справился, обеспечив бесперебойное управление работой технических средств. Общее руководство осуществлял начальник Центра КИК инженер-полковник А.Г. Карась.
В 1961 г. ученые готовили полет космического корабля с человеком на борту. Работал над этой задачей и коллектив КИК.
12 апреля 1961 г. – день, навеки вошедший в историю человечества. В космос был запушен первый в мире человек – советский космонавт Ю.А. Гагарин. 108 минут продолжался его полет. Все системы КИК отработали на отлично. 6 августа на орбиту был выведен космический корабль «Восток-2», пилотируемый летчиком-космонавтом СССР Г.С. Титовым. За этими полетами стоит кропотливый труд многотысячного коллектива, возглавляемого А.Г. Карасем.
Генерал-лейтенант А.Г. Карась вручает Боевое знамя Командно-измерительного комплекса
Работа по первым искусственным спутникам Земли (ИСЗ) показала огромную значимость Командно-измерительного комплекса в освоении космического пространства. Теперь предстояло его развивать и совершенствовать. С этой целью под руководством А.Г. Карася НИП-2 был переформирован в НИП-15 и перебазирован через всю страну на Дальний Восток. А в Крыму разворачиваются новые пункты – ИП-41Е и НИП-16, а также плавучий измерительный комплекс в составе кораблей «Ильичевск», «Краснодар» и «Долинск». Далее последовали запуски спутников серии «Космос», космических кораблей серии «Восток», «Восход», «Венера», «Марс» и др. В течение 1963 года КИК управлял 15 космическими объектами, причем разнообразными по типу и по своим задачам.
Важным этапом в истории укрепления и развития Командно-измерительного комплекса явилось выведение его из состава НИИ-4 и подчинение РВСН. А.Г. Карась считал, что НИИ-4 должен заниматься наукой, а Центр – задачами управления.
За годы руководства Командно-измерительным комплексом Андрей Григорьевич Карась обеспечил развитие и надежное функционирование всех его средств и систем. Он обосновал в нем необходимость не только функций руководства его воинскими частями и техническими средствами, но и функций телеконтроля и телеуправления космическими аппаратами. В связи с этим в Центре КИК были созданы специализированные подразделения испытаний и эксплуатации космических аппаратов военного, научного и народно-хозяйственного назначения, а также подразделения баллистического, телеметрического обеспечения и научных исследований.
С космонавтом Г.С. Титовым
Техническое оснащение научно-измерительных пунктов пополнилось качественно новыми станциями командных и командно-программных радиолиний, командно-измерительными станциями. В целом, будучи начальником КИК, Андрей Григорьевич умело осуществлял руководство работами по обеспечению надежного и оперативного управления большим количеством беспилотных ИСЗ военного, двойного и иного назначения, пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, а также космических аппаратов, предназначенных для дальнейшего изучения Луны, планет Солнечной системы и околосолнечного пространства. Он последовательно проводил в жизнь концепцию единого Командно-измерительного комплекса для всех космических аппаратов страны, укрепил значимость, место и роль его в выполнении Государственной программы освоения космоса. Карась успешно решал в Правительстве вопросы оснащения Командно-измерительного комплекса новой техникой и капитального строительства его уникальных объектов, был инициатором создания системы автоматизированного управления космическими аппаратами «Скат» и ввода ее в постоянную (войсковую) эксплуатацию. Под его руководством было подготовлено правительственное решение о размещении командного пункта КИК в подмосковном военном городке Голицыно-2.
В 1965 г. А.Г. Карась был назначен начальником Центрального управления космических средств (ЦУКОС), а в 1970 – начальником Главного управления космических средств Министерства обороны СССР (ГУКОС).
В 1966 г. для хранения космической техники ЦУКОС были подчинены два арсенала РВСН. В 1968 году был принят в эксплуатацию комплекс спутниковой связи «Молния-1», а на следующий год – космической системы «Метеор». В 1968–1970 гг. на вооружение поступили контрольно-юстировочные комплексы ДС-П1-Ю и ДС-П1-И. В 1971 г. на вооружение принята подсистема обзорного радиотехнического наблюдения «Целина-О», в следующем году – навигационно-связная система «Циклон», геодезический комплекс «Сфера», а в 1975 г. – система связи и боевого управления «Корунд».
А.Г. Карась уделял большое внимание развитию военно-космических исследований. Благодаря его активным действиям в 1972 году был создан сначала космический филиал НИИ-4, а затем на его базе – 50-й Центральный научно-исследовательский институт космических средств Министерства обороны СССР.
На крейсере Аврора
Возглавив ГУКОС, А.Г. Карась оказывал действенную помощь командованию КИК в скорейшем перебазировании в Голицыно-2 всех служб и испытательных управлений, в строительстве зданий и сооружений технической и жилой зон. Он внес большой вклад в организацию будущих Военно-космических сил МО РФ, формирование частей космического назначения, разработку и реализацию перспективных планов создания космического вооружения, в расстановку и воспитание личного состава. А.Г. Карась непосредственно участвовал во всех наиболее значимых запусках космических аппаратов различного назначения, являлся членом и председателем ряда государственных комиссий. Вот как рассказывает о А.Г. Карасе его сослуживец полковник А.П. Бачурин: «Андрей Григорьевич был человеком интеллигентным, потрясающе преданным делу, очень честным, он оставался на посту до тех пор, пока все намеченное на день не было выполнено».
За участие в экспериментах и исследованиях, разработке конструкции и комплексных средств, обеспечивающих высокую степень надежности выполнения специальных задач, на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 февраля 1970 г. А.Г. Карась был удостоен Государственной премии СССР.
В 1978 г. А.Г. Карасю присвоено воинское звание генерал-полковник. В том же году Андрей Григорьевич тяжело заболел. Всего три месяца прожил он после своего шестидесятилетнего юбилея.
2 января 1979 г. его не стало.
Памятник А.Г. Карасю
Труд А.Г Карася высоко оценен. Он награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.
В 1999 г. на здании командного пункта Командно-измерительного комплекса установлена мемориальная доска, посвященная А.Г. Карасю. Ежегодно в канун Дня Победы командование Космических войск, ветераны КИК возлагают венки и цветы к подножию памятника патриоту и военачальнику Андрею Григорьевичу Карасю. С 2001 года А.Г. Карась – Почетный гражданин города Байконур. Совет общественной организации «Ветераны космоса» учредил памятную медаль имени генерал-полковника А.Г. Карася.
Сергей Мигулин,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук