Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Кузнецов Федор Исидорович

Федор Исидорович Кузнецов родился 17(29) сентября 1898 г. в д. Балбечино Горецкой волости, Чаусского уезда, Могилевской губернии в крестьянской семье. Родители его занимались хлебопашеством, воспитывали трех сыновей и дочь. В детстве Федор ходил в земскую школу в д. Панкратовка, летом пас скот, а с 14 лет работал на лесопильном заводе в д. Чепелино. С 1912 г. он обучался в начальном училище в г. Горки, затем в том же городе поступил в сельскохозяйственное училище. Но закончить обучение не успел. Начавшаяся Первая мировая война помешала окончить его. В декабре 1915 г. Федор был мобилизован в армию и зачислен вольноопределяющимся в 256-й запасный пехотный полк в г. Ельня. По окончании учебной команды полка его в апреле 1916 г. как грамотного и подающего надежды военнослужащего направили юнкером в школу прапорщиков 2-й армии Западного фронта. В июне того же года Кузнецов был назначен младшим офицером в 18-й пехотный Вологодский полк 5-й пехотной дивизии.

Тем летом на Западном фронте завязались упорные бои. Молодой человек успел проявить себя смелым и решительным офицером, но контузия от разорвавшегося поблизости снаряда вывела его из строя, после лечения в госпитале в г. Орша его назначили начальником команды пеших разведчиков, но вскорое прикомандировали к оперативной части штаба 5-й пехотной дивизии. В ходе июльского наступления 1917 г. Федор вновь был ранен. После госпиталя его в августе 1917 г. сначала прикомандировали к распределительному пункту в Орше, затем направили в Смоленск, где он исполнял обязанности заведующего отделением распределительного пункта, отправлявшего эшелоны на фронт. В ноябре 1917 г. Кузнецова демобилизовали.

Федор вернулся в родное село, где был избран секретарем Горецкого волостного исполкома Могилевской губернии. По совместительству он работал исполняющим обязанности агронома в Чаусском уездном Земотделе. С началом Гражданской войны, когда со стороны контрреволюционных банд и кулачества, в районе возникла угроза советской власти Кузнецов организовал и возглавил местный отряд красногвардейцев. Летом 1918 г. он добровольно вступил в Красную армию и вскоре был назначен командиром роты Чаусского уездного военкомата.

В период с июня 1919 г. по ноябрь 1920 г. Кузнецов воевал на Западном фронте с белополяками в составе 8-й стрелковой дивизии командиром роты, командиром батальона, помощником командира полка, командиром 72-го стрелкового полка. В одном из боев в ноябре 1919 г. под д. Телуша Бобруйского уезда он вновь был контужен. За успешное форсирование 72-м стрелковым полком р. Березина в мае 1920 г. и захват плацдарма на правом ее берегу Кузнецов был награжден орденом Красного Знамени. В ходе боя под д. Негоничи Бобруйского уезда опять был ранен, но, как указано в личном деле, «лечился при 72 сп, не уходя из строя».

В 1920–1921 гг. Федор Исидорович участвовал в борьбе с бандитизмом в Слуцком и Бобруйском уездах Белоруссии. С июня 1921 г. в составе 8-й стрелковой дивизии командовал сначала 23-й, затем 24-й стрелковыми бригадами, последняя с августа 1922 г. была реорганизована в 24-й стрелковый полк.

С сентября 1923 г., когда закончилась в стране Гражданская война, Ф.И. Кузнецов учился в Военной академии РККА (с 1925 г. – им. М.В. Фрунзе). Успешно закончив учебу, он снова возвращается в войска. В июле 1926 г. он был назначен командиром 18-го стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии Московского военного округа. Служебные аттестации и характеристики свидетельствуют, что Федор Исидорович в ходе боевой подготовки войск умело применял на практике полученные знания. Так, в аттестации на должность командира полка за 1928 г. указано: «Имеет хорошие теоретические и практические знания военного дела и большой боевой опыт. Воля и характер чрезвычайно твердые. В оперативной обстановке разбирается быстро... В текущем году полк по целому ряду показателей занял 1 место в дивизии».

Со временем Федора Исидоровича все больше привлекала военно-педагогическая работа. В 1930 г. его назначили начальником учебного отдела Московской Краснознаменной пехотной школы. В его характеристиках за 1930 г. подчеркивается, что Кузнецов – боевой командир, прибывший с должности комполка, в кратчайшие сроки вошел в курс дела, сориентировался в своих новых обязанностях и внес в работу учебного отдела свежую струю армейской обстановки, чем способствовал изжитию в школе остатков вузовской косности и консерватизма. Все вопросы боевой подготовки прорабатывались им вдумчиво, глубоко, с новыми предложениями по поднятию боевой подготовки. Обладая большой инициативой, Федор Исидорович работал, не считаясь со временем и не щадя своих сил. Результатом этой работы стало награждение ценным подарком от командующего войсками Московского военного округа. При такой высокой самоотдаче неудивительно, что уже через два года Ф.И. Кузнецов был назначен начальником штаба, а затем и возглавил школу.

С мая 1935 г. Кузнецов на преподавательской работе в Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе. Он был руководителем и старшим руководителем кафедры общей тактики, с 1937 г. – начальником курса, затем помощником начальника факультета по заочному и вечернему обучению, с августа 1938 г. исполнял должность начальника кафедры общей тактики и начальника тактического цикла академии. В это время в различных военных газетах и журналах появляются его статьи по вопросам тактики. В академии Федор Исидорович вступил в члены ВКП(б). За успешную подготовку командных кадров его в феврале 1939 г. наградили орденом Красной Звезды, в этом же году присвоили ему звание комкора.

В 1939 г. Кузнецов был назначен заместителем командующего войсками Белорусского Особого военного округа. В аттестации за 1939 г., составленной командующим войсками Белорусского Особого военного округа комкором Ковалевым и членом Военного совета дивизионным комиссаром Роговым, указывалось, что  товарищ Кузнецов, исполняя обязанности заместителя командующего, сумел в короткий срок охватить все виды боевой подготовки войск округа и по вопросам ее организации является авторитетным командиром. Руководил рядом общевойсковых учений, в которых проявил себя как опытный командир. Готов к самостоятельной работе в должности командующего большой армейской группой, а также может быть начальником академии. Наверху к их мнению прислушались, и в июле 1940 г. Кузнецова назначают на должность начальника Академии Генштаба РККА.

Тем не менее 15 августа 1940 г. он снова в войсках, но уже командующим сначала Северо-Кавказского военного округа, а с 18 декабря – Прибалтийского Особого военного округа. Новый район и сравнительно небольшие силы (каждая дивизия прикрывала участок границы протяженностью свыше 40 км) потребовали от командующего округом и его штаба ряда мер по инженерному оборудованию театра военных действий и подготовке войск к ведению операций ограниченными силами. Боевой подготовке войск Кузнецов придавал большое значение. Он нередко лично выезжал в соединения и части, постоянно держал под контролем работы по созданию оборонительных сооружений вдоль границы. Постановлением СНК от 22 февраля 1941 г. Ф.И. Кузнецову было присвоено воинское звание генерал-полковник.

С началом Великой Отечественной войны генерал-полковник Ф.И. Кузнецов командовал войсками Северо-Западного фронта. Однако в ходе приграничных сражений войска его фронта потерпели тяжелое поражение. Противнику силами 3-й и 4-й танковых групп удалось уже к исходу первых суток осуществить два глубоких вклинения на шяуляйском и каунасском направлениях. Командование фронта пыталось организовать контрудар на шяуляйском направлении, для чего привлекло 12-й механизированный и часть сил 3-го механизированного корпусов, а также до 6 стрелковых дивизий 8-й армии и резервов фронта. Однако лишь на незначительное время удалось задержать наступление противника, при этом механизированные корпуса понесли невосполнимые потери, практически потеряв всю материальную часть.

На алитусском и каунасском направлениях положение было еще тяжелее: соединения и части 11-й армии, действовавшие разобщено, не смогли оказать должного отпора противнику, поэтому поспешно отходили на Каунас и далее на Псков. Подвижным частям врага удалось продвинуться более чем на 300 км в глубь страны, уже к 25 июня 1941 г. выйти в районе г. Даугавпилс к р. Западная Двина и захватить плацдармы на ее правом берегу. Попытки восстановить положение силами наспех сформированной оперативной группы фронта под командованием генерал-лейтенанта С.Д. Акимова (5-й воздушно-десантный корпус и отдельные части) и подошедшего 21-го механизированного корпуса успеха не принесли. В итоге и на псковском направлении войска были вынуждены спешно отходить. 30 июня генерал-полковник Ф.И. Кузнецов был снят с должности и поступил в распоряжение Ставки Главного Командования.

Герой Советского Союза генерал армии С.П. Иванов (в то время начальник оперативного отдела – заместитель начальника штаба 13-й армии) в своих воспоминаниях так оценивал генерал-полковника Ф.И. Кузнецова: «Это был весьма заслуженный военачальник. Перед войной он возглавлял Прибалтийский Особый военный округ, а затем – Северо-Западный фронт. Войска фронта упорно дрались с врагом, но понесли невосполнимые потери и отошли на юго-восток. Федор Исидорович, переведенный с поста командующего фронтом на должность командарма, видимо, пережил в большей или меньшей степени психологический кризис; ему требовалось время для вхождения в обстановку, но не успел он это сделать, как его назначили командующим Центральным фронтом».

С 10 июля Ф.И. Кузнецов командовал 21-й армией. В составе Западного, а затем Центрального фронтов она вела тяжелые оборонительные бои на гомельском направлении. С 23 июля 1941 г. Ф.И. Кузнецов – командующий войсками Центрального фронта, которые участвовали в Смоленском сражении. С 14 августа 1941 г. он – командующий 51-й отдельной армией, сформированной на территории Крыма для обороны полуострова. О том, в каком состоянии находились эти войска, свидетельствуют выдержки из документа, подписанного 28 августа самим Кузнецовым. В нем указывалось: «Армия будет выполнять директивы Ставки теми силами и средствами, которые ей даны. 106-я и 156-я стрелковые дивизии организованы и втянуты, но не обстреляны. 271-я и 276-я стрелковые дивизии, вновь сформированные, слабо сколочены, с 24 орудиями каждая, требующие серьезной закалки и сколачивания. 40, 42 и 48-я кавалерийские дивизии – нового формирования, требующие серьезной закалки. Крымская стрелковая дивизия – новая единица, но может упорно удерживать свои позиции. 1, 2, 3-я кавалерийские дивизии в стадии формирования, без вооружения и снаряжения. 9-я стрелковый корпус не имеет корпусной артиллерии, но усиливается 24 морскими орудиями мощных калибров. Бронепоезд слабо вооружен... работа органов снабжения армии плохая; в сложной обстановке без решительных мер улучшения тыл армии четко задач не выполнит».

Именно эта армия, несмотря на недостаток вооружения и неполную укомплектованность, героически сражалась с войсками одного из лучших объединений вермахта – 11-й армией под командованием генерала
Э. Манштейна. Упорное сопротивление войск 51-й армии не позволило немецким войскам стремительно продвигаться в Крыму и с ходу захватить Севастополь. Впоследствии войска этой армии, эвакуированные
на Таманский полуостров, заняли оборону на рубеже Темрюк, Тамань, Анапа.

С ноября 1941 г. Ф.И. Кузнецов – начальник штаба 28-й резервной армии Московского военного округа, с декабря – заместитель командующего войсками Западного фронта. В этой должности он участвовал в контрнаступлении Красной армии под Москвой. С января 1942 г. Ф.И. Кузнецов командовал 61-й армией, которая проводила частные наступательные операции на болховском и орловском направлениях, вела оборонительные бои южнее и юго-западнее г. Белев, прикрывая калужское и тульское направления.

В апреле 1942 г. Ф.И. Кузнецов после тяжелой контузии вновь назначен начальником Академии Генерального штаба (в то время она носила название «Высшая военная академия им. К.Е. Ворошилова» и располагалась в г. Уфе на базе авиационного техникума). На этом посту Федор Исидорович проделал значительную работу по улучшению подготовки командных кадров оперативно-тактического звена.

В августе 1942 г. командование академии обратилось с ходатайством к Наркому обороны И.В. Сталину о возвращении академии в Москву, и в ноябре 1942 г. она переезжает в Москву, что положительно сказалось
не только на обучении слушателей, но и на развитии военно-научной работы. Непосредственный контакт академии с Генштабом и центральными органами военного управления НКО позволил полнее учитывать опыт войны. Для изучения слушателями военной техники широко использовались учебные базы других академий. Программа обучения непрерывно совершенствовалась с учетом общей обстановки на фронте и в соответствии с требованиями войск.

С июня 1943 г. Ф.И. Кузнецов состоял в распоряжении Ставки ВГК, с августа того же года он как заместитель командующего войсками Волховского, а затем Карельского фронтов участвовал в операции по прорыву блокады Ленинграда. Наступление советских войск под Ленинградом и Новгородом началось 14 января 1944 г. Почти за два месяца боев Красная армия нанесла тяжелое поражение группе армий «Север». В результате крупная группировка вермахта была разгромлена. За активное участие в этой операции генерал-полковник Ф.И. Кузнецов 1 марта 1944 г. был награжден орденом Суворова 2-й степени.

Вскоре Ф.И. Кузнецов в связи с болезнью (из-за перенесенной ранее контузии), затруднявшей его пребывание на фронте, был назначен командующим войсками Уральского военного округа. На этом посту он отдавал все силы делу подготовки резервов фронта. После войны Федор Исидорович продолжал командовать войсками этого округа.

Но болезнь все чаще давала о себе знать. 8 июля 1948 г. генерал-полковник Кузнецов был уволен в отставку. Тем не менее  Федор Исидорович не оставлял надежды вернуться в строй. Вот строки из письма генерал-полковника Кузнецова военному министру СССР Маршалу Советского Союза А.М. Василевскому: «Когда Вы найдете целесообразным призвать меня в ряды Советской армии, я буду готов выполнить Ваш приказ».

Его заслуги перед Отечеством отмечены двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени и Красной Звезды.

Умер Федор Исидорович Кузнецов 20 марта 1961 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В г. Горки Могилевской области его именем названа улица.

Тарас Левченко,
заместитель начальника отдела Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
подполковник

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false