Агапкин Василий Иванович
«Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая.
Она веселит сердце воина, ровняет шаг. Музыка удваивает, утраивает армию.
С крестом в руке священника, с распущенными знамёнами
и громогласной музыкой взял я Измаил».
Генералиссимус А.В. Суворов
АГАПКИН Василий Иванович [3(15).02.1884, дер. Шанчерово Михайловского у-да Рязанской губ. – 29.10.1964, Москва], военный дирижер и композитор, полковник (1939). Сегодня в России нет человека, который бы не знал или не слышал мелодию марша «Прощание славянки». С первого звука он западает в душу и навсегда остается в памяти. Марш написан в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка Василием Агапкиным под впечатлением событий первой Балканской войны 1912–1913 гг. Скромный и никому не известный штаб-трубач рождает в провинциальном Тамбове шедевр, равный образцам мировой музыкальной культуры. Нисколько не потеряв своей популярности за многие годы, это музыкальное произведение по существу является нашим национальным маршем, символизирующим проводы на войну для защиты Отечества и на военную службу.
Василий Иванович Агапкин родился в бедной крестьянской семье. Отец его, Иван Иустинович, в поисках заработка перебрался в Астрахань, где работал грузчиком в порту. Через год после рождения сына мать Василия умерла, и Иван Иустинович женился во второй раз. Когда Василию исполнилось 10 лет, умер отец. Мачеха не могла прокормить Василия и двух своих дочерей и вынуждена была отправить их просить милостыню.
Однажды Вася увидел на улице проходивший с музыкой военный духовой оркестр. Эта встреча с военными музыкантами вызвала у него восторг, запала в сердце и определила его будущую судьбу. После окончания трех классов церковно-приходской школы Вася Агапкин по просьбе мачехи был принят воспитанником в 308-й Царевский резервный батальон Астраханского пехотного полка. Обладая абсолютным музыкальным слухом и большим трудолюбием, юный трубач стал через четыре года лучшим солистом полка.
В 1899 году юный Агапкин уезжает на Кавказ, где поступает в Аварский резервный пехотный батальон. Он начинает получать жалование в размере 10 рублей в месяц, часть которого регулярно высылает своим родственникам. Доброта и отзывчивость были свойственны Василию Агапкину на протяжении всей его жизни. В 1900 году Агапкин – солист оркестра 82-го Дагестанского пехотного полка. Еще через год он получает приглашение отправиться в армянский город Александрополь (Гюмри) в 45-й Северский драгунский полк, а затем его переводят в качестве штатного трубача в оркестр 43-го драгунского полка.
В 1906 году Василий Агапкин был призван на действительную военную службу в 16-й Тверской драгунский полк, стоявший под Тифлисом (Тбилиси). После окончания службы в 1909 году он уезжает в Тамбов, где имелась возможность продолжить образование в музыкальном училище и найти место в военном оркестре.
В январе 1910 года Агапкин определяется на сверхсрочную службу штаб-трубачом в 7-й запасной кавалерийский полк. Поступив в Тамбовское музыкальное училище, Василий с осени 1911 года без отрыва от службы стал заниматься в классе медно-духовых инструментов. Класс вел известный педагог Федор Михайлович Кадичев. По вечерам он с другими музыкантами училища давал концерты в саду купеческого собрания. Однажды после одного из таких выступлений Агапкин познакомился со своей будущей супругой – Ольгой Алексеевной Матюниной.
В.И. Агапкин с женой Ольгой Алексеевной. Ок. 1912 г.
В октябре 1912 года Болгария, Греция, Сербия и Черногория начали войну против Османской империи за создание национальных государств. Русские газеты наполнились призывами и воззваниями помощи славянским братьям. Из Петербурга, Москвы, других городов России уезжали добровольцы – солдаты и офицеры, санитарные отряды сестер милосердия. Вести об этом доходят и до тихого Тамбова. Разлетаются тиражи газет «Тамбовский край» с военными сводками. Сыновья и внуки героев 122-го Тамбовского пехотного полка, в войну 1877–1878 годов сражавшихся под Плевной, переживают за братьев-славян. Радостным патриотическим порывом охвачен и трубач Агапкин. Свои чувства Василий Иванович стремится выразить в музыке, подбирает на рояле такую мелодию, которая звала бы славянские народы на священный бой за свою свободу и независимость. В результате творческих поисков рождается марш «Прощание славянки». Многие музыковеды считают, что Агапкин взял за основу марша мелодию песни времен Русско-японской войны 1904–1905 годов, которая неофициально исполнялась в солдатской среде, – «Ах, зачем нас забрали в солдаты, угоняют на Дальний Восток?». Как бы там ни было, музыкальное произведение обессмертившее имя Василия Ивановича, неразрывно связано с историей России, с жизнью каждого поколения, оно выражает чувства и настроения народа и армии в годы тяжелых испытаний.
Сохранившийся до наших дней в архиве семьи композитора экземпляр нотного издания марша украшен трогательной, в духе того времени, картинкой: юная красавица прощается с бравым гусаром, вдали на фоне гор идут боевые полки. Название гласит: «Прощание славянки. Новый марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина». Публичное исполнение марша состоялось осенью 1912 года в Тамбове на строевом смотре полка, в котором служил Василий Иванович. В считанные месяцы марш приобрел невероятную популярность в России.
Позже Василий Иванович так вспоминал о своем произведении: «Марш "Прощание славянки" был мною написан накануне Первой мировой войны, под влиянием предшествующих событий на Балканах, когда Турция агрессивно напала на мирные Балканские государства. Марш посвящен женщинам-славянкам, провожающим своих сыновей, мужей и братьев на священную защиту родины. В мелодии отражено лирически-мужественное прощание». А вот слова на мелодию марша начали появляться значительно позже. Наиболее известными из них стали стихи поэтов А.Я. Федотова (1965), А.А. Галича (1970-е гг.), В.Я. Лазарева (1984), А.В. Мингалева (1990) и др.
В августе 1914 года разразилась Первая мировая война. Марш «Прощание славянки» с большим воодушевлением стали исполнять военные и гражданские оркестры не только в России, но и во Франции и других странах.
В 1915 году штаб-трубач В.И. Агапкин окончил музыкальное училище по классу медно-духовых инструментов. В свидетельстве за номером семьдесят семь, выданном Агапкину, отмечалось: «Совет Тамбовского музыкального училища Императорского русского музыкального общества сим свидетельствует, что мещанин г. Астрахани Василий Иванович Агапкин, 31 года от роду, православного вероисповедания, окончил в мае 1915 года в Тамбовском музыкальном училище курс музыкального образования по классу преподавателя Ф.М. Кадичева. Кроме того, он, Агапкин, обучался военной инструментовке, а потому может с успехом исполнять должность военного капельмейстера».
С февраля 1917 и до марта 1918 года Василий Иванович занимал должность капельмейстера в родном 7-м запасном кавалерийском полку, затем руководил оркестром при Тамбовском союзе оркестровых музыкантов. В июле 1918 года он добровольно вступил в Красную армию в 1-й Красный гусарский Варшавский полк Западной стрелковой дивизии в качестве капельмейстера и осенью вместе с ним отправился на фронт. Больше года он руководил оркестром полка, пока не заболел сыпным тифом.
Выздоровев, Агапкин в марте 1920 года был направлен в Тамбов, где жила его семья. В мае он создает оркестр 115-го (впоследствии 74-го) батальона войск Всероссийской чрезвычайной комиссии, затем такой же коллектив в 27-м отдельном батальоне войск Государственного политического управления (ГПУ). В короткие сроки возглавляемые талантливым дирижером оркестры освоили разнообразный репертуар, после чего с большим успехом выступали в Тамбове на различных мероприятиях.
В 1922 году Агапкин и его оркестр победили в смотре, который состоялся в Москве. Организаторские и творческие способности Василия Ивановича были замечены, и летом того же года его перевели в Москву на должность капельмейстера 117-го особого полка войск Объединенного ГПУ (ОГПУ). В январе 1924 года оркестр Агапкина участвовал в траурной церемонии во время похорон В.И. Ленина. Нет сомнений в том, что имя руководителя оркестра и автора прославленного марша было доложено организаторам похорон, в том числе и И.В. Сталину. В 1928 году Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников, для многих из которых это стало началом профессиональной карьеры музыканта.
В 1930 году Агапкина приглашают на должность капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ (НКВД). Василий Иванович быстро собирает высококлассный коллектив военных музыкантов, проявляя при этом неутомимую энергию. Оркестр Центральной школы регулярно выступает в саду «Эрмитаж», неизменно привлекая внимание слушателей. С участием оркестра были сделаны грамзаписи военной музыки.
Когда началась Великая Отечественная война, Агапкину было уже 57 лет, он являлся одним из ветеранов военно-музыкального дела в Советском Союзе. Именно ему, в ту пору интенданту 1 ранга, руководителю оркестра Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского, доверили дирижировать сводным оркестром Московского гарнизона на историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. Вот как об этом вспоминал Василий Иванович: «2 ноября 1941 года меня вызвал к себе командир дивизии и сообщил, что я должен явиться к коменданту города генералу Синилову. 7 ноября на Красной площади состоится парад войск, – объяснил Синилов, когда я явился к нему. Правительство возложило на вас руководство сводным оркестром гарнизона, который нужно для этой цели организовать из числа находящихся в Москве оркестров. Предупреждаю: необходимо, чтобы ни один музыкант не знал цели репетиции, так как это совершенно секретно! Где вы проведете репетиции и какого числа, ведь времени осталось мало? Мне необходимо не менее двух дней, – ответил я, – прошу Вас провести репетиции в казармах дивизии...». Однако комендантом города Москвы было принято решение проводить репетиции в Хамовниках. Таким образом, не имея достаточного времени для репетиций (всего два дня), в условиях строгой секретности организации самого парада, Василий Иванович сумел собрать, воодушевить и подготовить музыкантов к трудному и ответственному выступлению.
В марте 1942 года Василий Иванович Агапкин получил назначение капельмейстером в Московское военно-техническое училище НКВД, эвакуированное в Новосибирск. В коллективе сложился хороший состав исполнителей. Весной и осенью 1943 года оркестр участвовал в музыкальном сопровождении встреч в аэропорту Новосибирска возвращавшихся из Москвы в США Джозефа Девиса и Дональда Нельсона, которые являлись личными представителями американского президента. Они высоко оценили исполнительское мастерство коллектива и поблагодарили его дирижера.
В 1943 году В.И. Агапкин назначается на должность капельмейстера оркестра Высшей школы Наркомата государственной безопасности (НКГБ) СССР. И снова парад – Парад Победы 24 июня 1945 года. На Красной площади выстроился огромный сводный оркестр из 1400 музыкантов. Управлял им генерал-майор С.А. Чернецкий, выдающийся капельмейстер и композитор. Помощником его был полковник В.И. Агапкин, чей оркестр вошел в состав сводного.
Следует отметить: многие исследователи-музыковеды считают, что марш «Прощание славянки» не звучал на военных парадах в ноябре 1941 и в июне 1945 года. С этим мнением можно согласиться, так как в служебно-строевой репертуар для оркестров Красной армии он был включен с осени 1945 года.
В марте 1946 года в ходе послевоенной реформы исполнительных органов власти НКГБ преобразовали в Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР. В число подразделений этого ведомства вошел и Образцовый оркестр МГБ, дирижером которого в 1947 году стал В.И. Агапкин. Вопреки преклонному возрасту Василий Иванович много трудился, проводил репетиции оркестра и руководил его выступлениями. Он передавал свои знания музыкантам, организовывал и проводил лекции для специалистов по истории русской классической и советской музыки. Лишь в 71 год Василий Иванович ушел в отставку. Скончался он 29 октября 1964 года. В.И. Агапкин похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. На скромном обелиске из мрамора высечены начальные ноты его бессмертного марша. За заслуги перед Родиной и большой вклад в развитие музыкального искусства Василий Иванович был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, многими медалями.
Среди выдающихся произведений В.И. Агапкина такие известные вальсы, как «Волшебный сон», «Голубая ночь», «Любовь музыканта», «Сиротка», «Стон Варшавы», «На берегу Черного моря», полька «Веселый отдых», «Встречный марш для кавалерии», «Монгольский марш» и др. Музыка Агапкина была записана на пластинки, ноты лучших произведений неоднократно переиздавались.
Марш «Прощание славянки» звучит в художественных и документальных фильмах: «Летят журавли» (1957), «Красная площадь» (1970), «Белорусский вокзал» (1971), «Великая Отечественная» (1978) и многих других. Он ежегодно исполняется 9 мая во время военного парада на Красной площади.
В память о В.И. Агапкине на его малой родине в Рязанской области установлен бюст и создан музей. Особо чтут великого дирижера и композитора жители Тамбовщины. В областном центре Василий Иванович увековечен в мемориальной композиции вместе с автором вальса «На сопках Маньчжурии» И.А. Шатровым. На здании Тамбовского музыкального училища, которое окончил Агапкин, установлена мемориальная доска, а на музыку марша «Прощание славянки» написан гимн Тамбовской области.
Могила В.И. Агапкина на Ваганьковском кладбище
В мае 2014 года на территории Белорусского вокзала в Москве был установлен памятник, посвященный легендарному маршу. Скульптурная композиция создана по мотивам сцены проводов добровольцев на войну из кинофильма «Летят журавли».
Скульптурная композиция в Москве на территории Белорусского вокзала. 2014 г.
Алексей Мазур,
научный сотрудник Научно-исследовательского института
военной истории ВАГШ ВС РФ