Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Грибков Анатолий Иванович

ГРИБКОВ Анатолий Иванович (23.3.1919, с. Духовое Воронежской губ. – 12.02.2008, Москва), советский военачальник, генерал армии (1976). Родился Анатолий Грибков в многодетной крестьянской семье. Его родители – Иван Васильевич и Серафима Кузьминична – воспитали семерых сыновей и трех дочерей. Уже в послевоенные годы мать Анатолия Ивановича была удостоена почетного звания матери-героини. Начав учиться в родном селе, Анатолий Грибков в 1936 году окончил семь классов в школе крестьянской молодежи. В 1937 году поступил в Тамбовский техникум механизации сельского хозяйства. Как и его родители, он собирался возделывать землю, был трактористом, комбайнером, но обстоятельства сложились иначе, и в августе 1938 года Анатолий Грибков поступил в Военное бронетанковое училище имени И.В. Сталина в Харькове. В связи со сложной обстановкой на советско-финляндской границе в декабре 1939 года был досрочно выпущен из училища в звании лейтенанта и направлен в действующую армию на Финский фронт командиром танкового взвода.

Боевое крещение молодой лейтенант А. Грибков получил 21 января 1940 года, будучи командиром взвода танков Т-26 непосредственной поддержки пехоты в составе танкового батальона, приданного 122-й стрелковой дивизии на кандалакшском направлении.


Заполярье. Командир танкового взвода А.Грибков (первый справа). Март 1940 г.

Со своей супругой, Лидией Дмитриевной, артисткой ансамбля песни и пляски, Анатолий Грибков познакомился на Финском фронте. Вместе с мужем она прожила долгую жизнь, преодолев все невзгоды и трудности военного времени. Их дети – Станислав и Анна – рано ушли из жизни, оставив родителям на попечение четырех внуков.

После окончания Советско-финляндской войны 1939–1940 годов Анатолий Грибков с июня по октябрь 1940 года проходил службу в должности помощника начальника штаба отдельного танкового батальона по разведке, а затем до июня 1941 года был адъютантом командира 18-й стрелковой дивизии Московского военного округа.

Великую Отечественную войну лейтенант Грибков встретил в качестве командира танковой роты, с которой в составе 127-й танковой бригады участвовал в боях в Белоруссии и Смоленской области. В дальнейшем Анатолий Иванович в своих воспоминаниях о годах войны и послевоенной службе расскажет о памятных, носивших судьбоносный и знаковый характер, встречах с маршалами Г.К. Жуковым, А.М. Василевским, К.К. Рокоссовским, Р.Я. Малиновским, С.С. Бирюзовым, М.В. Захаровым, В.И. Чуйковым и другими выдающимися полководцами.

Одна из таких встреч состоялась в сентябре 1941 года – с генерал-майором К.К. Рокоссовским, из рук которого Грибков получил свой первый орден Красной Звезды и был направлен на учебу на кратковременные курсы в Военную академию имени М.В. Фрунзе. Но в связи с создавшейся сложной обстановкой под Москвой Анатолию Грибкову пришлось принять непосредственное участие в боях на подступах к столице в должности командира противотанкового 45-миллиметрового орудия, за что он впоследствии был награжден медалью «За оборону Москвы».

После окончания учебы на пятимесячных курсах в мае 1942 года в звании капитана Грибков был назначен в корпус офицеров – представителей Генерального штаба в войсках, которые направлялись тогда на фронты, в армии, корпуса и дивизии. Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников утвердил положение и инструкции для этих офицеров, согласно которым они были независимы от командующих, командиров и начальников, при которых находились, имели право беспрепятственно пользоваться всеми средствами связи и передвижения и обязаны были докладывать в Генеральный штаб истинную обстановку на фронте, положение и состояние войск. Анатолий Грибков был направлен на Брянский фронт, в 1-й танковый корпус генерала М.Е. Катукова. Затем с октября 1942 года служил в 1-м механизированном корпусе генерала М.Д. Соломатина на Калининском фронте.


Капитан А. Грибков (справа) среди офицеров на Калининском фронте. 1942 г.

Первая встреча Анатолия Грибкова с генералом армии Г.К. Жуковым произошла в декабре 1942 года. В ходе операции «Марс» 1-й механизированный корпус и несколько частей 6-го стрелкового корпуса оказались в окружении. Несмотря на то что своими действиями они сковали три танковые дивизии гитлеровцев, обстановка сложилась критическая. По плану, разработанному командованием корпуса при участии А.И. Грибкова, выход из окружения намечался на 23.00 15 декабря двумя пешими колоннами, а три танка Т-34, оставшиеся в строю, должны были отвлечь внимание немцев и принять огонь на себя. Предусматривались отсечный огонь на флангах выходящих войск и огненный ориентир, в направлении которого должны идти войска. Сигналом начала выхода должен был послужить подрыв нескольких оставшихся секретных реактивных установок – «катюш». Г.К. Жуков, прибывший в это время на Калининский фронт, план утвердил и сделал все, чтобы войска с меньшими потерями вышли из окружения. Но в самом начале операции случилось непредвиденное: на танках не оказалось трех членов экипажа. Чтобы не срывать операцию, Анатолий Грибков предложил взять на себя вместе с начальником политотдела полковником Купаревым командование первым танком; на втором разместился командир корпуса с начальником штаба, а на третий, без башни, на брезенте положили трех тяжело раненых. Группа из трех уцелевших в корпусе танков выдвинулась по намеченному маршруту, приняла на себя огонь противника и, несмотря на то что в ходе этого маневра танк Грибкова был подбит, успешно завершила операцию. Выход из окружения в целом прошел по плану.

После боя капитану Грибкову как офицеру – представителю Генерального штаба и командиру корпуса предстоял доклад Г.К. Жукову. Вместо ожидаемого сурового разноса состоялся откровенный и подробный разговор, в конце которого заместитель Верховного Главнокомандующего заметил: «Хотя корпус и понес большие потери, но свою задачу выполнил, сковав три танковые дивизии немцев, которые предназначались для действий под Сталинградом». Г.К. Жуков распорядился представить М.Д. Соломатина к ордену Суворова и званию «генерал-лейтенант», а Грибкова к ордену Красного Знамени и званию «майор».

В январе 1943 года офицера А.И. Грибкова направляют в 19-й танковый корпус генерал-майора И.В. Васильева, действовавший на Курской дуге. В ходе ожесточенных боев корпус овладел Курском и вышел к Севску. В донесении в Генеральный штаб А.И. Грибков доложил о больших потерях соединения, и, вопреки решению командующего фронтом генерал-полковника М.А. Рейтера, корпус был выведен в резерв на переформирование. На шифровке, отправленной в Генштаб, М.А. Рейтер написал резолюцию: «1) Корпус вывести в резерв. 2) Грибкова с фронта откомандировать». С этой резолюцией был ознакомлен начальник Генерального штаба, и в адрес генерал-полковника М.А. Рейтера пришла ответная шифровка: «Грибков послан в корпус Генеральным штабом, выполняет поставленные перед ним задачи и будет отозван тогда, когда Генштаб сочтет это необходимым». Этот факт свидетельствует о том, что руководство Генерального штаба относилось с доверием и уважением к своим представителям, которые с честью выполняли возложенные на них задачи.

Летом 1943 года при подготовке и в ходе сражения на Курской дуге Анатолий Грибков был офицером – представителем Генерального штаба при 2-м гвардейском Тацинском танковом корпусе генерал-лейтенанта В.М. Баданова. Корпус предназначался для нанесения контрудара и дислоцировался вблизи города Короча. Здесь и состоялась памятная для офицера встреча с А.М. Василевским. За несколько недель до начала наступления немцев Маршал Советского Союза А.М. Василевский, как представитель ставки Верховного Главнокомандования, собрал руководящий состав Воронежского фронта в районе города Короча. Были приглашены командующие армиями, командиры танковых и механизированных корпусов, в том числе командир и начальник штаба 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса. А.И. Грибков также оказался в числе приглашенных на совещание. Офицеры – представители Генштаба при штабах фронта, армий и корпусов представились Василевскому. Здороваясь с ними, он сказал: «Это хорошо, что вы тоже присутствуете и будете в курсе разговора». Маршал А.М. Василевский заслушал командующих и командиров с целью еще раз убедиться, а при необходимости убедить, в правильности принятого в первых числах июня Верховным Главнокомандующим решения о переходе к преднамеренной стратегической обороне на орловском и белгородском направлениях. Все выступающие единодушно одобрили решение о переходе к обороне на всем Курском выступе как единственно правильное в сложившейся обстановке. В ходе оборонительной операции 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус наносил контрудар в направлении Короча – Гостищево, где наступала оперативная группа германских войск «Кемпф». 12 июля после шестидневных ожесточенных боев остатки корпуса были выведены под Воронеж на переформирование. В этот период А.И. Грибкова вызвали с отчетом в Генеральный штаб, где он получил предписание прибыть в штаб Южного фронта в городе Новошахтинске.

При штабе Южного (4-го Украинского) фронта офицер Оперативного управления Генерального штаба Красной армии А.И. Грибков прошел всю Левобережную Украину, Крым, участвовал в освобождении Севастополя. В этот период службы ему приходилось часто выполнять поручения А.М. Василевского, который координировал действия войск 4-го и 3-го Украинских фронтов. Из рук маршала Анатолий Иванович получил два ордена Отечественной войны и орден Красной Звезды. Впоследствии Маршал Советского Союза Г.К. Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» дал высокую оценку офицерам Генерального штаба. Он писал: «Важным звеном в системе органов Генштаба был особый корпус офицеров Генерального штаба. <…> Это были боевые, знающие свое дело офицеры. Скромные труженики войны, они заслужили нашу величайшую благодарность и добрую память».

В ноябре 1944 года Анатолия Грибкова перевели в Москву на должность помощника начальника 1-го прибалтийского направления Оперативного управления Генерального штаба. Как офицер-оператор он прослужил в Оперативном управлении Генштаба на различных должностях до ноября 1949 года. В этом же году особым решением в то время военного министра Маршала Советского Союза А.М. Василевского подполковника А.И. Грибкова, не имевшего высшего образования, направили учиться в Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. В декабре 1951 года он окончил ее с золотой медалью и дипломом с отличием и был направлен в Ленинградский военный округ, где проходил службу в должностях: начальника отдела оперативной подготовки, начальника оперативного отдела, начальника Оперативного управления – заместителя начальника штаба округа. В 1958 году Грибкову было присвоено воинское звание «генерал-майор». В Ленинградском военном округе ему пришлось работать под руководством генералов армии А.А. Лучинского, М.В. Захарова и Н.И. Крылова.

В декабре 1959 года генерал-майор А.И. Грибков получил направление в Киевский военный округ начальником Оперативного управления – заместителем начальника штаба округа. В этой должности он проработал в течение года с двумя командующими: Маршалом Советского Союза В.И. Чуйковым и генерал-полковником П.К. Кошевым. В ноябре 1960 г. Грибкова назначают заместителем начальника, а в июне 1961 года – начальником оперативного управления Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.

Сложная военно-политическая обстановка начала 1960-х гг. и продолжавшаяся холодная война максимально обострились летом 1962 года, когда развернулись события, известные под названием «Карибский кризис». В США тогда вели подготовку операции по вторжению на Кубу под кодовым названием «Мангуста», а мир был на грани ядерной катастрофы. Руководством Советского Союза во главе с Н.С. Хрущевым было принято решение о недопущении агрессии со стороны США. Начальник Оперативного управления ГОУ ГШ ВС СССР генерал-майор А.И. Грибков был тогда одним из разработчиков операции, получившей кодовое название «Анадырь». Планом операции предполагалось скрытно перебросить морским путем на Кубу группировку советских войск с новейшим вооружением под командованием дважды Героя Советского Союза генерала армии И.А. Плиева. Ее основу составляли стратегические и тактические ядерные ракеты (Р-12 и Р-14 с дальностью пуска от 2 до 4,5 тыс. км), а также части ПВО, ВВС, ВМФ и Сухопутных войск. Во время всего кризиса – в октябре и ноябре – Грибков с группой генералов и адмиралов находился на Кубе в качестве представителя министра обороны. Перед ним стояла задача как можно быстрее привести войска в боевую готовность и оказать помощь в организации взаимодействия советских и кубинских войск для отражения агрессии со стороны США, которые продолжали ее подготовку. Была объявлена блокада Кубы. Обстановка все более накалялась. Пик кризиса пришелся на 27 октября 1962 года. Ядерную катастрофу удалось предотвратить благодаря благоразумию президента США Д. Кеннеди и Генерального секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева.

За участие в реализации операции «Анадырь» А.И. Грибкова в 1963 году награждают орденом Ленина и присваивают звание «генерал-лейтенант». С учреждением ордена Че Гевары он был удостоен и этой награды, а в 1999 году Государственный совет Кубы наградил генерала орденом «Солидарность».

В декабре 1963 года Анатолия Ивановича назначают заместителем начальника Главного оперативного управления Генерального штаба. В июне 1965 года, благодаря министру обороны Маршалу Советскому Союза Р.Я. Малиновскому он получает возможность вернуться на командную должность в войска: его назначают командующим войсками 7-й гвардейской армии, дислоцированной в Армении. По словам Анатолия Ивановича, это были лучшие годы его службы.


Командарм А.И. Грибков проводит занятия на местности.

Следующий этап службы для А.И. Грибкова начался в декабре 1968 года, когда он прибыл в Ленинград для продолжения службы в должности первого заместителя командующего войсками Ленинградского военного округа (ЛенВО). В декабре 1972 г. ему было присвоено звание «генерал-полковник», а в феврале 1973 года он был назначен командующим ЛенВО. В том же году его награждают орденом Октябрьской Революции.

Период пребывания Анатолия Ивановича в должности командующего войсками ЛенВО обернулся для подразделений и частей округа временем напряженной боевой учебы, глубокого изучения оружия и военной техники. В середине 1976 года в ЛенВО было проведено масштабное войсковое учение под условным наименованием «Север». Ход учения освещался в печати, по радио и телевидению, на нем присутствовали военные наблюдатели из ряда зарубежных стран. Штабом учений во главе с генерал-полковником А.И. Грибковым была создана сложная тактическая обстановка, максимально приближенная к боевой. Это потребовало от командиров и штабов, всего личного состава творческой активности, инициативы, высокого боевого мастерства, предельного напряжения физических и моральных сил. При подведении итогов учения командующий доложил следующее: «Учение «Север» показало, что в полевой выучке у нас имеется немало положительного. Необходимо все ценное, передовое, что проявилось на учении, глубоко, самокритично проанализировать, обобщить и внедрить в практику подготовки войск. В этом деле, как и в любом другом, мы должны непрерывно идти вперед. Идти для того, чтобы не отстать от жизни, каждодневно быть на уровне современных требований».

После подписания в Варшаве 14 мая 1955 года Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи стран Варшавского договора были созданы и Объединенные вооруженные силы этих государств. По решению правительств стран – участниц Договора в октябре 1976 года А.И. Грибкова назначают начальником штаба Объединенных вооруженных сил. Одновременно с этим он был назначен первым заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Ему было присвоено звание «генерал армии» с вручением «Маршальской Звезды». В этих должностях, совмещавших в себе военные аспекты, дипломатическую и политическую деятельность, он прослужил до 1989 года, когда передал исполняемые обязанности своему ученику, генералу армии В.Н. Лобову. В 1992 году генерал армии А.И. Грибков вышел в отставку.

Всего генерал армии Анатолий Иванович Грибков, присягнувший Родине в 1938 году, прослужил в Вооруженных Силах 55 календарных лет. Награжден 13 орденами Советского Союза, в том числе тремя орденами Ленина, тремя – Отечественной войны, Октябрьской Революции, двумя – Красного Знамени, тремя – Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й ст., а также восемью орденами социалистических стран и многими советскими и иностранными медалями.

А.И. Грибковым были написаны книги: «На службе Советского Союза», «Судьба Варшавского договора», «Операция «Анадырь», «Исповедь лейтенанта», «Встречи с полководцами». Более ста его работ опубликованы в различных журналах. Он является доктором исторических наук, профессором Российской академии естественных наук и почетным членом Международной славянской академии. С 1998 по 2002 год Анатолий Иванович принимал участие в съемках документальных сериалов «Шпионские игры – во Второй мировой войне», «Холодная война», «Школа времени». Являлся Почетным гражданином городов Ярцево (Смоленская область) и Лиски (Воронежская область).

Генерал армии А.И. Грибков скончался 12 февраля 2008 года Похоронен на Троекуровском кладбище г. Москвы.


Могила А.И. Грибкова на Троекуровском кладбище. г. Москва.

В память о нем на родине генерала, в Лискинском районе Воронежской области, в бывшей школе № 12, где учился Анатолий Иванович, был организован именной краеведческий музей, в котором представлены его книги, публикации, генеральский мундир, фотографии. На окраине района установлен памятный каменный обелиск, у которого в праздничные дни несут караул школьники. В городе Лиски одна из улиц носит название «Улица генерала Грибкова».

Жизненный путь Анатолия Ивановича Грибкова – от сельского механизатора до крупного военачальника – достойный пример верного, самоотверженного и ответственного служения своему Отечеству. Выдающиеся организаторские способности, высокая штабная культура и достойные командирские качества в сочетании с природным умом, мудростью и внимательным отношением к людям явились основой его заслуженного авторитета в армии.

Игорь Некрасов,
научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат военных наук

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false