Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Первый флаг Военно-воздушных сил России

Во второй половине XIX века Россия приступила к строительству собственного военного воздушного флота. 19 июля[1] 1870 года в Санкт-Петербурге осуществлен подъем первого специально построенного военного воздушного шара, испытания которого позднее проводились на плацу 1-го Павловского военного училища и на Усть-Ижорском саперном полигоне.

По результатам испытаний был сделан вывод о необходимости создания специального войскового подразделения, названного «воздухоплавательным обозом». Предполагалось также сформировать различные по укомплектованности учебные, полевые и крепостные воздухоплавательные отряды.

Осенью 1884 года начальник канцелярии Военного министерства генерал-майор Л.Л. Лобко обратился с ходатайством в Главный штаб о необходимости формирования на кадровой основе воздухоплавательной роты и Комиссии для наблюдения за развитием воздухоплавательного дела, а также дальнейших научных исследований в данной области. Военный министр генерал от инфантерии П.С. Ванновский поддержал это предложение и представил соответствующий доклад на одобрение императору Александру III.

В соответствии с решением Военного совета при Военном министре от 3 января 1885 года, утвержденным императором Александром III, при Главном инженерном управлении (ГИУ) под председательством помощника заведующего гальванической частью в Инженерном корпусе генерал-майора М.М. Борескова была образована Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям. В феврале того же года в Санкт-Петербурге была создана отдельная воинская часть под названием «Кадр военных воздухоплавателей», выделенная из состава гальванической роты гвардейского Саперного батальона, уже накопившего опыт работы с первыми привязными аэростатами. Начальником команды военных воздухоплавателей, по ходатайству постоянного члена Комиссии полковника Ю.Д. Мельницкого, вскоре был назначен делопроизводитель Комиссии поручик лейб-гвардии Саперного батальона А.М. Кованько. Первое подразделение военных воздухоплавателей было расквартировано в казармах бывшей батареи Артиллерийского комитета в Санкт-Петербурге. Оно состояло из офицера, двух унтер-офицеров и 19 нижних чинов гвардейского Саперного батальона.


Казармы и двор команды военных воздухоплавателей на Волковом поле в 1885 г.

Важность применения воздухоплавательных судов в военном деле, а также накопленный в ходе войсковых маневров 1885–1886 годов опыт потребовали значительного увеличения штата воздухоплавателей. Весной 1887 года команда была преобразована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк (УКВП) с постоянным составом в 12 офицеров и 76 нижних чинов под руководством полковника И.И. Ясницкого.

В октябре того же года комиссией под руководством генерала М.М. Борескова было разработано Положение о воздухоплавательной части, позднее представленное на рассмотрение Военному совету. Предлагалось создать несколько типов воздухоплавательных парков. Учебный кадровый парк предусматривалось содержать на постоянной основе как в мирное, так и в военное время. Крепостные парки, носящие название по крепостям, должны были формироваться в военное время, а в мирное время иметь лишь материальное имущество без личного состава. Полевые парки предлагалось создавать только по мере надобности в военное время из запасного имущества УКВП и чинов переменного состава.

На основании заключения Главного штаба, указавшего на необходимость наличия воздухоплавательных частей и «непрерывных упражнений в воздухоплавательной службе», зимой 1888–1889 годов комиссией под руководством генерала М.М. Борескова был составлен новый проект устройства воздухоплавательной части. Согласно него УКВП предназначался для производства технических опытов, подготовки офицеров для службы в воздухоплавательных частях и должен был «служить кадром для сформирования полевых воздухоплавательных отделений».

Военное ведомство с каждым днем все более убеждалось в необходимости усиления воздухоплавательной службы в армии. В январе 1889 года ГИУ подготовило проект о реорганизации УВКП в Учебный воздухоплавательный парк (УВП) с расширением его функций и задач. Предлагалось преобразовать его в учебный и научно-исследовательский центр и использовать в качестве основной базы при формировании воздухоплавательных частей. Одновременно предлагалось сформировать девять крепостных воздухоплавательных отделений (КВО). Этот проект был реализован приказом по военному ведомству от 14 июля 1890 года № 126.

Двумя месяцами ранее было утверждено Положение о воздухоплавательной службе, согласно которому подразделения военного воздухоплавания являлись составной частью инженерных войск. Непосредственное руководство УВП возлагалось на заведующего гальванической частью инженерного корпуса.

27 ноября 1890 года император Александр III утвердил рисунки и подробное описание униформы воздухоплавательных частей. В качестве отличительного знака был выбран якорь с крыльями. Якорь, в качестве специального приспособления, входил в комплект каждого воздушного шара. Рассматривая подробно каждый элемент этого знака в своем труде «О тактике воздушных трудов», постоянный член Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям подполковник Н.А. Орлов отмечал, что «необходимою частью при спусках после свободных полетов является якорь, который служит для того, чтобы зацепиться за что-нибудь и остановить движение шара, увлекаемого ветром»[2].


Обер-офицер и рядовой Учебного воздухоплавательного парка (слева), рядовые крепостного (Варшавского) воздухоплавательного отделения и Учебного воздухоплавательного парка. 1890 г.

Вскоре «крылатый якорь», как успешное сочетание связи между воздушной стихией и земной твердыней, получил прописку в шифровках на погонах и эполетах офицерского состава и нижних чинов российских авиаторов.

Исторически гюйс (носовой или бушпритный флаг) был официально введен на русском флоте в 1700 году. Он представлял собой белый крест на красном поле, прорезанном Андреевским крестом на белой подкладке. Позднее гюйс стал рассматриваться в виде крепостного флага. Появление его на воздухоплавательном флаге указывало на то, что большинство воздухоплавательных отделений создавались при военных крепостях Российской империи. Изображение в нижнем части флага красного крылатого якоря определялось наличием на вооружении воздухоплавательных частей привязных воздушных шаров и змейковых аэростатов.

К осени 1890 года в Учебном парке были подготовлены кадры, достаточные для укомплектования одной учебной воздухоплавательной команды и трех крепостных воздухоплавательных отделений по штатам мирного времени[3]. Среди первых кадровых подразделений отечественного воздухоплавания в войсках стало Варшавское КВО, сформированное на постоянной основе 27 декабря 1891 года. В следующем году такое отделение было сформировано в крепости Осовец, а в 1893 году в крепостях Новогеоргиевск и Ивангород.

21 апреля 1894 года император Александр III утвердил рисунок и описание флага воздухоплавательных частей, объявленные 12 мая того же года приказом по военному ведомству за № 94. 


Приказ № 94 по военному ведомству

С 1 января 1892 года функции Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям перешли к вновь образованному особому Электротехническому комитету[4].

26 июля 1894 года Электротехнический комитет на очередном совещании рассмотрел проект правил о флаге военного воздушного флота. В обсуждении приняли участие видные представители инженерного ведомства: генерал-лейтенант М.М. Боресков, генерал-майоры М.И. Лисовский, И.В. Воронцов-Вельяминов, полковники В.А. Романов, А.И. Геккель. В числе приглашенных в совещании участвовали штабс-капитаны А.М. Кованько и Р.Э. Шен. В ходе обсуждения было принято следующее решение: «1) Придавать флагу значение войскового знамени или флага военного судна или крепости ни в каком случае не следует, так как воздухоплавательный парк не представляет собою сильной боевой единицы, а служит только для передачи при помощи воздушных шаров сведений рекогносцировок, подачи сигналов и т.п.; 2) В случае спуска шаров на землю в месте расположения неприятеля находящиеся на шаре в числе 2–3-х человек не в состоянии оказать сопротивления, и флаг постоянно, как военный трофей, будет добычею неприятеля. На основании изложенного комитет полагает, что флаг может иметь значение лишь отличительного воздухоплавательного знака, о чем и представить на усмотрение главного начальника инженеров»[5].

В ходе совещания было принято решение оставить за ним статус аэродромного флага, который должен подниматься при организации полетов на воздушных шарах, а позднее – на аэропланах. В неизменном виде он просуществовал до начала Первой мировой войны.


Аэростат типа «Парсеваль» русских воздухоплавательных частей с изображением аэродромного флага

С возникновением необходимости введения в России специальных опознавательных знаков для летательных аппаратов аэродромный флаг получил свое второе предназначение в качестве отличительного символа воздухоплавательных судов русской императорской армии. Это решение было окончательно закреплено постановлением Военного совета при Военном министре, которое состоялось 21 августа 1913 года.

Позднее на оболочках военных дирижаблей и аэростатах одновременно с аэродромным флагом стали рисовать трехцветные круги цвета государственного флага России, хорошо заметные и с земли, и с воздуха[6].

Таким образом, флаг воздухоплавательных частей официально получил статус военного опознавательного знака. В годы Первой мировой войны он также размещался на фюзеляжах воздушных кораблей: тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец» и отдельных легких самолетов в виде изображения национального флага.

21 июня 1916 года Верховный главнокомандующий император Николай II по докладу Морского министра Н.К. Григоровича повелел «установить для судов военного ведомства, комплектуемых военнослужащим личным составом, кормовой флаг, представляемого рисунка на воздухоплавательных аппаратах, аэропланах, ангарах, складах, автомобилях и пр. …Флаг этот – белый с гюйсом в крыже: на белом поле нижнего противолежащего крыжу угла помещается рисунок красного цвета специального знака, присвоенного данной воинской части на плечевых погонах»[7]. В авиационных подразделениях (отрядах, парках и дивизионах) таким знаком являлся воздушный винт (пропеллер) с крыльями.

Свое мнение на военную символику военного воздушного флота имело руководство авиации и воздухоплавания действующей армии. Летом 1916 года начальник Управления военного воздушного флота генерал-майор Н.В. Пневский направил в Технический комитет Главного интендантского управления проект авиационного флага. В сопроводительном письме, в частности, говорилось: «С развитием авиации и формированием у нас авиационных частей в Главном Военно-Техническом Управлении, в введении коего стояли ранее авиационные части, еще до начала текущей войны неоднократно поднимался вопрос об утверждении и присвоении флага и авиационным частям, в соответствии с таковым же отличительным знаком, Высочайше дарованным воздухоплавательным частям русской армии (приказ по военному ведомству 1894 года № 94).

Ныне Его Императорское Высочество Августейший Заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии, признавая необходимым и своевременным поощрить заслуги молодых авиационных частей установлением и для сих частей почетного отличительного знака, вновь поднял вопрос об утверждении флага для авиационных частей, и по приказанию Его Высочества Управлением Заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии разработан проект рисунка такового флага.

За основу проектируемого рисунка флага канцелярией Августейшего Заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии был взят флаг, высочайше утвержденный 9 апреля 1894 года для воздухоплавательных частей, причем гюйс с изображением на нем в красном четырехугольнике синего Андреевского креста проектировалось пришивать к флагу. В нижнем углу правой половины белого поля авиационного флага трафаретным способом предложено изображать черной краской авиационный знак, присвоенный, согласно приказу по военному ведомству 1913 года за № 417, для ношения на погонах и эполетах офицеров – военных летчиков.

Кроме того, Августейший Заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии высказал пожелание иметь на кораблях воздушного флота, применительно к морским судам, кроме флага еще и вымпел с теми же рисунками, как и на флаге, но изображенными на белом поле, имеющем форму равнобедренного треугольника.

Ввиду вышеизложенных пожеланий Великого Князя Александра Михайловича, а также принимая во внимание, что воздухоплавательные части еще с 1894 года имеют соответствующий флаг, Управление Военного Воздушного Флота, препровождая при сем проекты: от рисунка флага и описания вымпела для авиационных частей, просит не отказать рассмотреть означенные проекты рисунка и описаний и, при неимении затруднений с технической стороны, выразить по ним согласие и сделать соответствующие представления»[8]. Этот флаг был утвержден приказом по военному ведомству от 8 августа 1916 года № 439.


Авиационный флаг образца 1916 г.

В советский период с установлением новой военной символики в изображении аэродромного флага произошли некоторые изменения. Так из общего поля флага был убран старый гюйс, который заменила пятиконечная звезда, размещенная на фоне красного прямоугольного. Немного позднее новое изображение флага получило статус флага воздухоплавательных частей Красного Воздушного Флота[9] с оставлением ему прежних функций.

Алексей Лашков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
институтом военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук

_________________________________________________

[1] Все даты приводятся по новому стилю.

[2] Орлов Н.А. О тактике воздушных шаров. СПб., 1892, С. 8.

[3] Штат воздухоплавательного отделения объявлен приказом по Военному ведомству 1890 г. № 126 // РГВИА. Ф. 802. Оп. 3. Д. 1090. Л. 15; Ф. 1. Оп. 1. Д. 46967. Л. 50–51.

[4] РГВИА. Ф. 802. Оп. 3. Д. 945. Л. 19.

[5] Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов / Под ред. В. А. Попова. М., 1956. С. 572.

[6] Воздухоплавание и Андреевский флаг // Военно-исторический журнал. 2001. № 8. С. 72.

[7] Кибовский А.В., Степанов А.Б., Цыпленков К.В. Униформа российского военного воздушного флота. Т. 1. М., 2004. С. 93.

[8] Там же. С. 93–94.

[9] Изображение нового флага воздухоплавательных частей было приведено в 1923 г. в «Альбоме флагов и вымпелов РСФСР Союзных советских республик и иностранных государств».

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false