Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Кронштадт. Морская крепость России

Морская крепость на острове Котлин в Финском заливе была основана последним русским царем Петром I для защиты со стороны Балтики Санкт-Петербурга, которому предстояло стать «северной» столицей Российской империи. Строительство первых крепостных укреплений в южной части острова, находившегося в 30-ти верстах от быстро растущего города на Неве, началось в 1703 году (работами руководил генерал-губернатор А.Д. Меншиков).


Петр I на берегах Балтики. Худ. А.Н. Бенуа.

Крупнейшую морскую крепость назовут Кронштадтом только в 1723 году. До этого она называлась Кроншлот (Коронный замок). Это была многопушечная башня-батарея в виде морского форта между островом Котлин и южным берегом Финского залива. Огромный деревянный сруб был поставлен на льду, весной он сел на мель, его засыпали камнями и надстроили под многопушечную батарею. Она, прикрывая фарватер и находясь на расстоянии прямого пушечного выстрела от Котлина, надежно закрыла путь неприятельскому флоту к устью Невы. Таково было первое фортификационное сооружение будущего Кронштадта.


Форт Кроншлот. Гравюра П. Пикара

Первый морской форт Кронштадтской крепости в торжественной обстановке вошел в строй 18(29) мая 1723 года. Первоначальное его название было Кроншлосс (Коронный ключ). Но оно не прижилось и вскоре по царскому повелению было изменено на Кроншлот.

Петр I прекрасно понимал огромное значение первой морской крепости России на Балтике. Поэтому коменданту Кроншлота дадут строжайшую инструкцию, первый пункт которой гласил: «Содержать сию цитадель… аще случится до последнего человека». Как известно, цитадель во все времена являлась «сердцем», самым укрепленным местом любой крепости.

В ходе Северной войны 1700–1721 годов крепости, возводимой на южной окраине Котлина, пришлось выдержать нападения королевского флота Швеции и отбивать шведские десанты, которые высаживались на остров. Первый боевой экзамен на прочность она выдержала в 1704 году, когда король Карл XII прислал в Стокгольм приказ уничтожить все, что строилось русским царем на берегах Невы и острове Котлин. Иначе говоря, вновь закрыть России «окно в Европу».

За два года строительства морская крепость приобрела грозный вид: форт Кроншлот, три артиллерийские батареи на южном берегу Котлина, подкрепленные сильным гарнизоном. Усиливали ее Петропавловская крепость в устье Невы и молодой Балтийский флот из восьми небольших 24-пушечных фрегатов, пяти 12-пушечных шняв, четырех галер и двух брандеров.

Задача истребления строящейся морской крепости и города на Неве была поставлена генералу Г. Майделю, командиру армейского корпуса в Южной Финляндии. 12 (23) июня 1704 года у крепости появилась эскадра вице-адмирала Я. де Пруа, прикрывавшая восьмитысячный корпус генерала Майделя, шедший на Петербург по суше. Обстрел продолжался двое суток: «но ни единая бомба в Кроншлот не попала, понеже шведские бомбардирские корабли стояли в дальнем разстоянии». Шведы высадили десант на остров Котлин, но поражение Майделя заставило их уйти.

В 1705 году шведы предприняли новую попытку прорваться к Петербургу. В Финский залив от берегов Швеции пришла сильная корабельная эскадра адмирала К. Анкаршерны: шведы продолжали считать Балтику своим «внутренним» морем, господствуя на его водах. Русские корабли перекрыли фарватер между Ивановской батареей на острове Котлин и фортом Кроншлот. Впереди было выставлено боновое заграждение. Утром 4(15) июня 1705 года шведская эскадра, имея на борту сильный десант, появилась перед Кроншлотом. Вражеская эскадра включала: семь 64- и 54-пушечных линейных кораблей, шесть 36- и 28-пушечных фрегатов, два бомбардирских корабля, две шнявы, два прама и два брандера. Противник начал обстрел укреплений на Котлине и Кроншлота. Русские в ответ завязали артиллерийскую дуэль. К вечеру адмирал Анкаршерна увел эскадру подальше, не рискнув идти вперед. Как потом выяснилось, шведы приняли боновое заграждение за мачты затопленных судов и боялись посадить свои корабли на мель.

В последующие дни шведская эскадра неоднократно обстреливала русские укрепления и корабли Балтийского флота, но ее огонь оставался малоэффективным. Первая попытка шведов высадить десант на острове Котлин закончилась полной неудачей. 80 плоскодонных десантных судов русские отразили пушечными залпами картечью и ружейными залпами, отчего «неприятель пришел в конфузию».

14(25) июня вся королевская эскадра подошла к Толбухинской косе, западной конечности острова Котлин, и открыла по ней сильный пушечный огонь. После этого десант приблизился к берегу, но лодки наткнулись на мель. Полагая, что она тянется до самого берега, шведские пехотинцы выпрыгнули из лодок и пошли под прикрытием артиллерийского огня с кораблей вброд. Но вскоре им стало ясно, что дойти до берега они не смогут.

В эти минуты на королевской эскадре замолчали пушки, боясь поразить своих. Этим воспользовались командиры трех пехотных полков котлинского гарнизона, которые обороняли Толбухинскую косу. Русская пехота покинула ретраншамент (окопы) и с берега стала обстреливать вражеских десантников. Те в беспорядке побежали к своим лодкам.

В том бою шведы понесли большие потери в людях – 560 человек убитыми и 114 ранеными. В плен попало 7 офицеров и 28 нижних чинов. Потери защитников Толбухинской косы составили 29 человек убитыми и 50 ранеными. Победа защитников Котлина была полной.

После этой неудачи королевская эскадра ушла к берегам Швеции, прекратив попытки уничтожить крепостные сооружения русских на Котлине и форт Кроншлот. Так начиналась боевая биография морской крепости России на Балтике. То, с какой настойчивостью шведы начали «доставать» строящийся город на Неве и его форпост на острове Котлин, свидетельствовало о следующем:

первое, строящийся Санкт-Петербург становился в ходе Северной войны «костью» в горле;

второе, защитить в скором времени будущую столицу Российской империи, не имея сильного флота и мощной морской крепости, в той войне было невозможно.

Все это Петр I понимал и поэтому Санкт-Петербург и Кроншлот (Кронштадт) строились с особой настойчивостью. В Европе дивились тому, что на некогда пустынном острове в восточной оконечности Финского залива вырастала нешуточная морская крепость, у которой виделось долгое будущее. В 1719 году Кроншлот, ставший основной базой Балтийского флота, принял первые иностранные торговые суда.

Закладка центральной крепости на острове Котлин состоялась 7(18) октября 1723 года, а через два года в строй вошли судоходные каналы, доки и эллинги. Кронштадт превратился в крупный центр кораблестроения. С 20-х годов XVIII века он взял на себя функции главной базы Балтийского флота, а с 1860 года стал именоваться портом 1-го класса.

Биография Кронштадта пополнялась боевыми событиями войн, которые Россия вела на водах Балтики. Это были: Северная война 1700–1721 годов, Русско-шведская война 1788–1790 годов, Восточная (или Крымская) война 1853–1856 годов. В ходе них морская крепость на острове Котлин огнем артиллерии своих фортов и батарей отражала попытки вражеских флотов прорваться в восточную часть Финского залива, к столице России – Санкт-Петербургу.


Кронштадт. План города и острова. Атлас крепостей Российской империи.

Морская крепость Кронштадт с честью справлялась со своим предназначением. В 1854 году у Кронштадта была создана первая в мире минно-артиллерийская позиция (5 линий из 609 мин и 128 крупнокалиберных орудий на фортах), преодолеть которую не смогла прибывшая на Балтику союзная эскадра Англии и Франции.

Подобные минно-артиллерийские позиции, устроенные у морской крепости, надежно проявят себя в ходе Первой мировой и Великой Отечественной войн. Центральным звеном таких позиций являлась Кронштадтская крепость.

В военном порту Кронштадт осуществлялось: строительство и ремонт кораблей, изготовление оружия и технических средств, формирование и снаряжение русских эскадр для походов в Средиземное море (во время русско-турецких войн), Атлантический, Тихий и Индийский океаны, кругосветных походов и научных экспедиций.

В 1857 году в Кронштадте была создана первая морская астрономическая обсерватория. Он стал главной базой подготовки кадров флота, прежде всего военного. Здесь обучались специалисты (штурманы, артиллеристы, минеры, фортификаторы и другие).

В биографию Кронштадта вписано много славных имен из истории государства Российского. Здесь в разное время проходили службу прославленные флотоводцы России: адмиралы – Г.А. Спиридов, Ф.Ф. Ушаков, Д.Н. Сенявин, П.С. Нахимов, С.О. Макаров, известные мореплаватели-первооткрыватели – Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.П. Литке, воспитывались многие известные командиры русского военного флота.


Кронштадтский рейд. Худ. И.К. Айвазовский.

На рейдах Кронштадта испытывались новые образцы вооружения и военно-морской техники флота. В их числе и изобретенное в 1895 году великим отечественным ученым А.С. Поповым радио.

До 80-х годов XIX века Кронштадт являлся одним из основных торговых портов России на Балтийском море. В последующее время он продолжал стоять на страже Отечества как морская крепость, база военного флота на Балтике. Это и было его первоначальным предназначением в российской истории.

С 1896 года Кронштадтская крепость стала модернизироваться: ее форты укреплялись железобетоном и перевооружались современными артиллерийскими системами. Для ремонта кораблей (прежде всего военных) было построено 4 дока, из которых Алексеевский док являлся на то время крупнейшим в мире. Одним из основных судоремонтных предприятий стал Пароходный (Морской) завод.

С сооружением в начале ХХ века на южном берегу Финского залива фортов Красная Горка и Серая Лошадь, и форта Ино – на северном побережье, а также с усилением фортификационных сооружений на острове Котлин было завершено создание мощной линии обороны российской столицы со стороны моря. Здесь Санкт-Петербург прикрывали около 290 артиллерийских орудий крупного калибра.

В те же годы город-крепость Кронштадт становится основным центром обучения личного состава, ремонта судов и материально-технического обеспечения Балтийского флота, самого мощного у России. В ходе Русско-японской войны 1904–1905 годов здесь формировались 1-я и 2-я Тихоокеанские эскадры, почти полностью погибшие в Цусимском морском сражении.

С Кронштадтом связаны многие крупные революционные события, прежде всего Кронштадтские восстания 1905 и 1906 годов. Моряки и крепостной гарнизон поддержали Октябрьский переворот 1917 года, встав на сторону партии большевиков. В Петроград по приказу Военно-революционного комитета (ВРК) и Центробалта был отправлен отряд кораблей с десантом на борту. Кронштадтцы участвовали в штурме Зимнего дворца.

Во время Гражданской войны в России Кронштадт вновь стал морской крепостью для защиты красного Петрограда. В начале 1918 года сюда из Ревеля (Таллина) и портов Финляндии перебазировался Балтийский флот, совершив знаменитый Ледовый поход. Корабли и артиллерия Кронштадтской морской базы (существовала с марта по апрель 1918 года) помогли остановить наступление белых войск на Петроград. Не удались и попытки английских торпедных катеров нанести удары по советским кораблям, стоявшим на кронштадтском рейде.

В марте 1921 года в Кронштадте произошло крупное вооруженное восстание (почти 18 тыс. участников) против политики «военного коммунизма». Для его подавления были стянуты большие силы Красной армии (45 тыс. чел., 159 орудий, 433 пулемета, 3 бронепоезда). Операцией руководили председатель Реввоенсовета Республики Л.Д. Троцкий и главнокомандующий Вооруженными Силами Республики С.С. Каменев. Морскую крепость на острове Котлин штурмовали два раза, и в итоге ценой большой крови сторон она пала. До 8 тыс. кронштадцев по льду Финского залива ушло в Финляндию, более 3 тыс. человек погибло в боях или было расстреляно, более 6 тыс. осуждено. Почти все гражданское население Кронштадта было выселено.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. №65 все участники Кронштадтского восстания реабилитированы, репрессии против них признаны незаконными.

После Гражданской войны Кронштадт стал базой возрождения и укрепления советского ВМФ. Здесь находился главный военный порт и базировались силы Балтийского флота. В 1939 году создается Кронштадтская военно-морская база (ВМБ). Береговая артиллерия Кронштадта состояла из 219 стационарных и железнодорожных орудий калибра 45–305 мм.

В ходе Советско-финляндской войны 1939–1940 годов форты Кронштадта и находящиеся здесь корабли Краснознаменного Балтийского флота наносили мощные артиллерийские удары по укреплениям противника на Карельском перешейке.

В период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в Кронштадте базировались силы Балтфлота. Сражающаяся морская крепость стала деятельным участником исторической битвы за Ленинград 1941–1944 годов. Она подвергалась многочисленным артиллерийским обстрелам и бомбардировкам с воздуха.


Краснофлотцы у 120-мм морской пушки Канэ. Кронштадт

В послевоенный период Кронштадт вошел в состав Ленинградской ВМБ. В 1992 году сюда была перебазирована часть Балтийского флота из Таллина и других портов Эстонии и Латвии.

В ознаменование 250-летия со дня основания и за заслуги по защите подступов к Ленинграду 18 мая 1954 года город-крепость Кронштадт награжден орденом Красного Знамени. Имя Кронштадт присваивалось ряду кораблей русского и советского ВМФ, его славное имя носит одна из малых планет.


Форт «Кроншлот». Современный вид

Сегодня город и порт Кронштадт, отмечающий свое 315-летие, является административным районом города Санкт-Петербурга.

Алексей Шишов,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false