Первая русская победа «на парусах» в морской баталии
ЭЗЕЛЬСКИЙ БОЙ 1719, бой между русскими и шведскими кораблями 24 мая (4 июня) около о-ва Эзель (Саарема) в ходе Северной войны 1700–1721 годов.
На заключительном этапе Северной войны превосходство русских на суше было подавляющим. На море всё было не так очевидно. Несмотря на Гангутскую победу 1714 года, достигнутую благодаря численному превосходству русского галерного флота и умению абордажного боя, шведы всё еще обладали значительными морскими силами.
В 1715–1719 годах русский флот проводил крейсерские и десантные операции в Балтийском море. Русские корабли боролись со шведскими каперами, захватывали торговые суда и высаживали десанты на острова и побережье Швеции.
В начале мая 1719 года от капитана одного из захваченных шведских «купцов» русские узнали о том, что в прусском порте Пиллау [современный Балтийск в Калининградской обл. – Авт.] находится вражеская эскадра, предназначенная для конвоирования судов с зерном.
15 (26) мая из Ревеля (Таллин) в море вышел отряд капитана 2 ранга Наума Сенявина. В составе русского отряда были шесть 52-пушечных корабля: «Портсмут» (вымпел Сенявина), «Девоншир» (капитан 3 ранга К. Зотов), «Ягудиил» (капитан-поручик Д. Деляп), «Уриил» (капитан 3 ранга В. Торнгоут), «Рафаил» (капитан 3 ранга Я. Шапизо), «Варахаил» (капитан 2 ранга Я. Стихман). В качестве связного вспомогательного судна к ним прикрепили шняву «Наталья» с 18 орудиями (лейтенант С. Лопухин). Всего на вооружении русского отряда находилось 330 орудий.
Генерал-адмирал Федор Апраксин так поставил задачу перед Сенявиным:
«1. Когда пройдете Наргин и Оденсгольм [современные о-ва Найсаар и Осмуссаар в Балтийском море – Авт.], объявить капитанам, которые будут с вами на кораблях, для чего и куда посланы, дабы, егда штормом или туманом разлучатся, знали б где друг друга найти.
2. Идти к Пиллау и искать трех шведских кораблей, которые там стоят для провожания хлеба оттоль в Стокгольм, а буде там нет, идти к Данцигу и в обоих местах об них осведомляться, и ежели найдете, то чинить над ними промысел так, как доброму и верному офицеру надлежит… Будь же более числом и не под силу, то в азарт не вступать.
3. В сем курсе далее не быть двух недель…
5. Как к Пиллау едучи, так и назад возвращаясь, все торговые корабли, идущие в Швецию и из Швеции, брать, чьи бы они не были…»[1].
Как доносил царю Петру I капитан 2 ранга Н. Сенявин: «…сего мая против 24-го числа в полночь увидели мы три судна, идущих от нас к весту между островов Эзеля и Готско-санда [о-в Готска-Сандён – Авт.], за которыми, сделав сигнал моей эскадре и распустя все парусы, пошел в начале 3-го часу»[2].
Отряд, которым командовал капитан-командор А. Врангель, включал линейный корабль «Вахтмейстер», фрегат «Карлскруна Вапен» и бригантину «Бернгардус». Из них лишь флагман по вооружению был равен или даже превосходил линейные корабли русских, имея, по разным данным, от 48 до 56 орудий. На фрегате было 30 орудий, а на бригантине – только 12. Таким образом, по огневой мощи русская эскадра превосходила противника почти в четыре раза.
Увидев незнакомые корабли, шведский капитан-командор сразу приказал взять курс на северо-запад, надеясь укрыться в ближайшем родном порту на острове Сандхамне.
Два головных корабля «Портсмут» (флагман) и «Девоншир» вырвались вперёд. Не дожидаясь подхода всей русской эскадры, они, подняв шведский флаг для маскировки, начали преследование с целью определить национальную принадлежность неизвестных кораблей.
В пять часов утра Сенявин приблизился на дистанцию артиллерийского огня и сделал два предупредительных выстрела с целью заставить командиров неизвестных кораблей поднять свои флаги. После второго выстрела на кораблях взвились шведские флаги и брейд-вымпел Врангеля.
В результате искусных манёвров два русских корабля заняли наветренное положение. По сигналу Сенявина были подняты Андреевские флаги, и русские корабли открыли огонь.
Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года. Художник А.П. Боголюбов
«Портсмут» и «Девоншир» напали на «Вахтмейстер», отделяя его от фрегата и бригантины. Однако артиллеристы шведского флагмана довольно успешно отстреливались. Огонь шведского флагмана был в первую очередь направлен на рангоут и такелаж атаковавших его кораблей. Помогали ему в меру своих орудий и фрегат с бригантиной. Около 9 часов флагманский корабль Сенявина «Портсмут» получил повреждение парусов, и его ветром начало сносить на «Вахтмейстер». Врангель, полагая, что Сенявин идет на абордаж, уклонился вправо. Сенявин сделал поворот, прорезал строй противника и, оказавшись на курсе шведского фрегата «Карлскруна Вапен», залпом бортовых орудий нижней палубы причинил ему серьёзные повреждения. После этого шведский фрегат спустил флаг. «Бернгардусу» досталось меньше, но бригантина, окруженная русскими кораблями, тоже предпочла капитулировать.
Вышедший из боя шведский флагман попытался скрыться. Подошедшие «Ягудиил» и «Рафаил» по приказу Сенявина устремились за ним в погоню, в то время как «Девоншир» со шнявой «Наталья» остались с пленёнными фрегатом и бригантиной. Исправив повреждения, в погоню за шведским флагманом направился и сам Сенявин на «Портсмуте».
Второй этап боя начался около полудня, когда преследователи вышли на траверз «Вахтмейстера». «Рафаил» атаковал неприятельский корабль, но, имея больший ход, проскочил вперед. В то же время «Ягудиил» приблизился к нему на минимальное расстояние, позволившее капитану Деляпу отдать команду солдатам о подготовке к абордажу. Эта команда была услышана на «Вахтмейстере», и шведские матросы изготовились к отражению атаки, оставив пушки. Но русский корабль изменил курс и произвёл залп всей бортовой артиллерией. Как отмечал капитан-командор Врангель в своих показаниях: «И тогда он у меня испортил много такелажа, також и руля, что мне невозможно было корабль свой править, понеже что оный мой корабль с такой жестокой пальбы со всех сторон весьма поврежден; и как я всех своих людей паки послал на низ к пушкам, увидел я что и другие два корабля задние стали гораздо ко мне приближаться… и корабль мой, как выше было объявлено, весь был поврежден от такой непрестанной и долгой пальбы; так я приказал спустить флаг для отдачи своего корабля»[3]. К трем часам пополудни всё было закончено.
Линейный корабль «Вахмейстер» сражается против русской эскадры в 1719 году. Художник Л. Рихард.
Взятые корабли были приведены в Ревель. Шведы в бою потеряли около 50 чел. убитыми, 14 ранеными и 336 пленными, среди которых был и капитан-командор А. Врангель. Русский флот потерял трёх офицеров и шесть матросов, девять человек было ранено[4].
Эзельский бой явился первой победой русского флота в открытом море без применения абордажа («на парусах»). Он был выигран благодаря умелой организации поиска противника в заданном районе, искусному маневрированию при преследовании его и занятии наветренного положения, применению решительных тактических приёмов морского боя.
Пётр I высоко оценил эту победу парусных кораблей, назвав её «добрым почином российского флота»[5]. 17 (28) июня царь пришёл с флотом в Ревель. Как сообщает заведующий походной канцелярией царя А.В. Макаров князю А.Д. Меншикову, когда Синявин прибыл на флагманский корабль «Ингерманланд», Пётр «пожаловал его капитан-командором, также и прочих, которые с ним взяли шведские корабли, изволил всех офицеров переменить чинами… изволил быть на взятых шведских воинских кораблях и там изрядно изволил веселиться»[6]. Шапизо и Зотов были произведены в капитаны 2 ранга, Деляп – в капитаны 3 ранга. Участникам сражения были выданы 11 тыс. рублей призовых денег. По особому именному указу Петра на монетном дворе были отчеканены 67 золотых медалей разного достоинства для раздачи офицерам кораблей-победителей[7].
Медаль «За взятие трёх шведских кораблей». 1719 г.
Материал подготовлен в Научно-исследовательском
институте военной истории ВАГШ ВС РФ
______________________________________________
[1] Материалы для истории русского флота. Ч. II. СПб., 1865. С. 360.
[2] Там же. С. 368.
[3] Там же. С. 371.
[4] Соколов А. Морские кампании, 1715–1721 // Морской сборник. 1851. №4.
[5] Цит. по: Ростунов И. И., Авдеев В. А., Осипова М. Н., Соколов Ю. Ф. История Северной войны 1700–1721. М., 1987. С. 154.
[6] Материалы для истории русского флота. С. 376.
[7] Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. V. № 3394. С. 717–718.