Воздушная мощь России
Необходимость создания отечественной дальней авиации (ДА) определялась решением задач по организации ведения дальней (стратегической) разведки в интересах Русской армии. Инициатором создания первых многомоторных самолётов стал выдающийся авиаконструктор Игорь Сикорский, с 1912 года главный конструктор авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода.
4 марта[1] 1913 года он завершил постройку самолёта-гиганта «Гранд Балтийский» (с июня того же года — «Русский витязь»). Указанный проект был представлен императору Николаю II, который остался довольным увиденным. К этому времени конструктор приступил к созданию многомоторного самолёта (воздушного корабля) «Илья Муромец» (продолжение развития самолёта «Русский витязь»).
Император Николай II и конструктор И.И. Сикорский с военными лётчиками.
Красное Село. 7 августа 1913 г.
Новый самолёт был способен одновременно решать задачи ведения стратегической разведки и выступать в качестве бомбардировщика дальнего действия. Накануне Первой мировой войны центром формирования ДА стали учебные корпуса и аэродром авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине. С началом войны военное ведомство потребовало от Русско-Балтийского вагонного завода ускорить постройку 10 ранее заказанных воздушных кораблей. Тяжёлые самолёты предусматривалось распределить по крепостям — по два на каждый крепостной авиационный отряд.
Воздушный корабль «Илья Муромец»
В июле 1914 года был утвержден штат «Команды для аэроплана типа «Илья Муромец» (4 офицера, 1 военный чиновник и 40 нижних чинов). По объёму решаемых задач каждый воздушный корабль приравнивался к полевому авиаотряду и придавался штабам армий и фронтов. 20 августа того же года Военный совет при Военном министре принял постановление о формировании первых четырёх команд воздушного корабля «Илья Муромец», утвержденное императором Николаем II. Боевой отряд состоял из воздушного корабля и 2–3 легких самолётов, возглавлялся военным лётчиком – командиром воздушного корабля «Илья Муромец».
1 августа 1914 года АО ОВШ, на базе которого велась подготовка кадров для тяжёлых самолётов, был преобразован в Военную авиационную школу (ВАШ). 19 августа в приказе № 2 по школе был объявлен список офицерского состава и нижних чинов команд ВК «Илья Муромец» и назначение их командиров (штабс-капитаны: Е.В. Руднев, С.М. Бродович, поручики А.В. Панкратьев и С.К. Модрах). В составе Военной авиационной школы было создано специальное отделение особого назначения – по обучению полётам на ВК «Илья Муромец».
Непосредственная работа по подбору и подготовке кадрового состава отрядов воздушных кораблей возлагалась на заместителя начальника Гатчинской школы штабс-капитана Г.Г. Горшкова. По инициативе председателя правления акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода М.В. Шидловского Верховный Главнокомандующий 21 декабря 1914 года утвердил Положение об Управлении эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», предоставив ему широкие полномочия в организации боевой работы.
23 декабря император Николай II утвердил решение Военного совета при Военном министре о разделении авиации Сухопутных войск на тяжёлую, подчиненную Штабу Верховного Главнокомандующего, и лёгкую, входившую в войсковые соединения и подчинённую заведующим организацией авиационного дела в армиях Северо-Западного и Юго-Западного фронтов. В 1999 году приказом главнокомандующего Военно-воздушных сил 23 декабря 1914 года официально признано датой рождения дальней авиации.
Руководителем Управления эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» назначен генерал-майор В.М. Шидловский. В конце 1914 года основным место базирования эскадры стал аэродром возле деревни Старая Яблонна (Царство Польское). К боевой работе экипажи воздушных кораблей приступили в конце февраля следующего года. Появление тяжёлых самолётов вызвало у германского командования состояние, близкое к панике. Для уничтожения аэродрома Управления эскадры воздушных кораблей противник начал совершать на него регулярные налёты, что потребовало организации противовоздушной обороны лётного поля и ангаров Эскадры. Вскоре Управление было преобразовано в Эскадру воздушных кораблей с увеличением её самолётного парка до 12 воздушных кораблей.
Летом 1915 года Эскадра была переведена в город Лида, где 3 августа был проведён эксперимент по испытанию бомбы весом 400 кг. Более мощные бомбы (640 кг), предназначавшиеся для нанесения удара по германской базе подводных лодок в Либаве (Лиепая), были изготовлены в начале 1916 года на Балтийском судостроительном заводе.
Осенью того же года новым местом базирования Эскадры стал район г. Псков (Северный фронт). В интересах фронта был сформирован второй боевой отряд Эскадры воздушных кораблей, а первый боевой отряд был временно откомандирован в распоряжение командования третьей армии Юго-Западного фронта. Позднее, вследствие выхода техники из эксплуатации, первый боевой отряд завершил свою работу.
Приказом Верховного Главнокомандующего от 4 декабря 1915 года № 272 были утверждены новые штаты Эскадры воздушных кораблей с увеличением самолётного парка до 20 боевых машин и разделения ее на три боевых отряда. В штат Эскадры включалась зенитная батарея, а в штат каждого отряда — 14 лёгких самолётов. В ходе кампании 1915 года экипажи воздушных кораблей осуществили около 100 боевых полётов, сбросив на противника свыше 19,5 тонн бомб.
В следующем году самолётный парк Эскадры планировалось довести до 30 воздушных кораблей. Накануне наступления армий Юго-Западного фронта (Брусиловский прорыв) «муромцы» совершили ряд бомбардировочных налётов на стратегические пункты и железнодорожные узлы австро-венгерских войск, причинив им ощутимый урон. Осенью 1916 года командование Эскадры было переведено в город Винница. С вступлением в войну на стороне Антанты Румынии возникла необходимость развертывания на территории этой страны базы Эскадры для организации боевой работы в интересах Дунайской армии. Всего в ходе кампании 1916 года в состав действующей армии поступило 39 воздушных корабля «Илья Муромец» различной модификации. Экипажи Эскадры совершили 156 боевых вылетов, на противника было сброшено более 18,8 тонн бомб. В феврале 1917 года начальник Штаба Верховного Главнокомандующего утвердил новое временное Положение об Эскадре воздушных кораблей. Число боевых отрядов увеличилось до пяти штатных единиц, экипажей воздушных кораблей — до 40 (из них пять — для обслуживания учебных кораблей).
Февральская революция 1917 года внесла серьёзные коррективы в управление тяжёлой авиацией. Эскадра перешла в непосредственное подчинение начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего. Накануне июньского наступления Русской армии тяжёлая авиация организовала работу по сбору разведывательных сведений в оперативной глубине обороны противника. В дальнейшем, в ходе наступательной операции, экипажи воздушных кораблей активно действовали по транспортным коммуникациям вражеских войск, стремясь нарушить их работу. За всю кампанию 1917 года «муромцы» действовали преимущественно на двух фронтах: Юго-Западном и Румынском. Экипажи совершили около 70 боевых полётов, сбросив на противника до 10,4 тонн бомб.
С предоставлением советским правительством широкой автономии Украине активизировался процесс «украинизации» большинства частей Юго-Западного и Румынского фронтов, дислоцированных на её территории. Остатки Эскадры, дислоцированные в Виннице, перешли в ведение новых украинских властей.
В начале 1918 года в составе вновь формируемого Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота началось восстановление тяжёлой авиации — Северной группы воздушных кораблей. Местом её базирования стал Нижний Новгород, позднее — город Липецк. Тяжёлой авиации было возвращено старое название — Эскадра воздушных кораблей. Осенью 1918 года она была подчинена Полевому управлению авиации и воздухоплавания действующей армии, а в оперативном отношении — начальнику и комиссару Военно-Воздушного Флота Южного фронта. Позднее Эскадра была переименована в Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». Первое боевое применение тяжёлой авиации в Гражданской войне состоялось 8 августа 1919 года. Несколько воздушных кораблей было включено в состав Авиационной группы особого назначения, созданной по личному указанию председателя СНК РСФСР В.И. Ленина для борьбы с четвертым конным корпусом белой Донской армии, совершавшего рейд по тылам Южного фронта РККА. В мае 1920 года на советско-польском фронте начал боевую работу 1-й боевой отряд ДВК в интересах 16-й советской армии. Объектами воздушных ударов стали части и соединения польских войск и их крупные транспортные узлы. В дальнейшем отряд перешёл в оперативное подчинение начальнику авиации 13-й армии Южного фронта, где экипажи ВК выполнили 9 боевых полётов. Всего в ходе Гражданской войны «муромцы» осуществили 16 боевых вылетов, сбросив на объекты противника и его живую силу более 2,6 тонн бомб, 192 кг металлических стрел, 105 кг агитационной литературы.
Боевой корабль «5-й» № 280 перед отправкой на фронт. Сарапул, июль 1920 г.
В соответствии с Постановлением Совета Труда и Обороны РСФСР от 1 мая 1921 года Дивизион был временно привлечён к обслуживанию опытной линии воздушных сообщений «Москва – Харьков». За 43 воздушных рейса с 1 мая до начала октября 1921 года было перевезено 60 пассажиров и более двух тонн грузов. В августе следующего года в связи с крайней изношенностью самолётного парка ДВК был расформирован, специальное имущество передано в отдел тяжёлой авиации Школы воздушной стрельбы и бомбометания (г. Серпухов).
16 сентября 1924 года была введена новая организационная структура ВВС, предусматривавшая наличие двух тяжёлобомбардировочных эскадрилий. С возрождением отечественной авиационной промышленности на вооружение тяжёлой авиации стали поступать бомбардировщики ТБ-1, позднее – ТБ-3. В конце 1933 года в составе ВВС РККА имелось 77 авиационных бригад, в том числе 24 тяжёлобомбардировочных. На их основе началось формирование авиационных корпусов.
К середине 1930-х годов отечественная тяжёлая авиация представляла собой довольно внушительную силу. На наиболее важных направлениях командование ВВС могло достаточно быстро сосредоточить до 200 воздушных кораблей. В апреле 1938 года на вооружение ВВС РККА был официально принят тяжёлый бомбардировщик ТБ-7, годом ранее – высокоманёвренный дальний бомбардировщик ДБ-3. В предвоенные годы заводы построили несколько тысяч самолётов такого типа и его вариантов, в том числе торпедоносного для авиации Военно-Морского Флота. В 1936–1938 годах в составе ВВС РККА были сформированы три армии особого назначения (АОН), подчиненные непосредственно Главному командованию и предназначенные для самостоятельного решения крупных оперативно-стратегических задач. Самолётный парк каждой армии включал 250–260 самолётов (в т.ч. 150–170 ТБ-3). В 1940 году АОН были расформированы, а их соединения и части вошли во вновь созданную дальнебомбардировочную авиацию Главного командования (ДБА ГК).
И.В. Сталин лично осматривает бомбардировщик ТБ-3
Боевое крещение дальние бомбардировщики получили в ходе вооружённого конфликта в 1938 году в районе оз. Хасан. За период боевых действий советская авиация произвела 1003 самолётовылета, в том числе: ТБ-3 – 41, СБ – 346. На противника было сброшено 4265 бомб разных калибров. В дальнейшем свою проверку тяжёлая авиация прошла в Китае в ходе Японо-китайской войны 1937–1945 годов, в вооружённом конфликте на р. Халхин-Гол в 1939 году, походах Красной армии 1939–1940 годов и в Советско-финляндской войне 1939–1940 годов.
К началу Великой Отечественной войны на советско-германском фронте имелись четыре авиационных корпуса и одна отдельная дивизия ДБА (1001 самолёт типа ТБ-3 и ДБ-3). В первые три дня войны дальние бомбардировщики подвергли ударам военно-промышленные центры противника, причинив им значительный ущерб. Существенный урон экипажи ДБА нанесли также группировкам немецко-фашистским войск, выполнив до 10 июля 1941 года 2112 боевых самолётовылетов. В начале войны в ДБА появились свои герои. 26 июня 1941 года огненные тараны совершили экипажи капитанов А.С. Маслова и Н.Ф. Гастелло.
Экипаж бомбардировщика перед вылетом на боевое задание
В ночь с 10 на 11 августа 1941 года бомбардировщики 81-й авиадивизии дальнего действия впервые после авиации ВМФ подвергли воздушной бомбардировке столицу Третьего рейха. В целом до 5 сентября того же года ДБА произвела 10 налётов на Берлин и другие города Германии, сбросив на них 21,5 тонн бомб. Ранее бомбовым ударам подверглись предприятия нефтяной промышленности Румынии: в Плоешти, Констанце и Бухаресте. В результате налётов производственная мощность нефтяной промышленности Румынии снизилась на 30%.
К концу 1941 года ДБА ГК выполнила 20 741 боевой вылет (из них, 5781 ночью), сбросив на объекты противника 270 850 бомб различного калибра. 5 марта 1942 года, на основании постановления Государственного Комитета Обороны № 1392сс, ДБА ГК была преобразована в Авиацию дальнего действия (АДД, командующий – генерал-майор авиации А.Е. Голованов). С момента своего создания «дальники» участвовали практически во всех крупных операциях Великой Отечественной войны. АДД успешно действовала в интересах войск Западного, Крымского, Брянского фронтов и на сталинградском направлении, оказывала помощь партизанскому движению на оккупированных территориях СССР и движению Сопротивления за его пределами. Одновременно часть сил АДД по решению Ставки ВГК продолжала наносить удары по столицам нацистской Германии и её сателлитов – Венгрии и Румынии, а также по крупным военно-промышленным объектам противника. В августе 1942 года первые пять полков АДД были преобразованы в гвардейские.
В ходе Сталинградской битвы АДД выполнила 13 874 самолётовылетов, сбросив 14 954 тонн бомб. Она также решала транспортные задачи по переброске личного состава и грузов за линию фронта. Так, по заявкам Центрального штаба партизанского движения в 1942 году «дальники» выполнили 529 самолётовылетов, в результате чего было доставлено 494 тонны груза, эвакуировано до 1000 раненых.
В 1943 году АДД сыграла значительную роль в борьбе за стратегическое господство в воздухе и ослабление бомбардировочной группировки противника на театре войны. Накануне битвы на Курской дуге завершился переход Авиации дальнего действия на корпусную структуру. К 5 июля в её составе имелось: 7 авиакорпусов (из них 4 гвардейских), 16 авиационных дивизий (8 гвардейский), 32 авиаполка (из них 22 гвардейских). Всего в ходе Курской битвы соединения АДД выполнили 8433 самолётовылета.
С июля 1943 года в состав АДД были включены соединения и части Гражданского воздушного флота, подчинявшиеся до этого времени командованию ВВС Красной армии. В целом экипажи Авиации дальнего действия в течение 1943 года выполнили 74 304 самолётовылета, из которых непосредственно по войскам противника – 29 416, по железнодорожным узлам, станциям и перегонам – 27 437, по аэродромам – 8674. В этот период Авиации дальнего действия имела в своем составе уже 27 гвардейских и 5 краснознаменных частей.
К началу 1944 года АДД представляла собой внушительную силу, способную решать самостоятельные стратегические задачи. В течение февраля она нанесла воздушные удары по военно-промышленным объектам на территории Финляндии. Их результаты и успешно проведенная позднее советскими войсками Выборгско-Петрозаводская наступательная операция заставили финское военно-политическое руководство принять решение о выходе своей страны из войны. К весне 1944 года в составе АДД имелось 9 авиационных корпусов, включавших в себя 22 дивизии и 66 авиаполков, из них 43 гвардейских. Самолётный парк насчитывал 1047 дальних бомбардировщиков, имелось 898 подготовленных лётных экипажей.
Активное участие авиация дальнего действия приняла в разгроме группы армий вермахта «Центр». В ходе Белорусской наступательной операции («Багратион») АДД выполнила 13 451 самолётовылет. Освобождение Белоруссии создало условия для освобождения территории Польши и выхода к границам Третьего рейха. Особо отличились части 4-го гвардейского и 6-го авиационных корпусов дальнего действия.
С целью ускорения вывода Венгрии из состояния войны Ставка ВГК поставила перед командованием АДД задачу произвести воздушную операцию путём разрушения важнейших военно-промышленных объектов в Будапеште. В сентябре 1944 года АДД нанесла ряд сильных ударов по аэродромам, военным, промышленным центрам и узлам железных и шоссейных дорог Венгрии. На выполнение этих задач было произведено 2905 самолётовылетов и сброшено 3100 тонн бомб. Результативность вылетов оказалась очень высокой. Соединения и части АДД приняли активное участие в ходе Львовско-Сандомирской и Ясско-Кишиневской наступательных операций. В результате успешно проведенной войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов последней при поддержке воздушных армий, АДД и авиации Черноморского флота были разгромлены основные силы группы армий «Южная Украина». Румыния и Болгария объявили войну нацистской Германии. Возникли благоприятные условия для освобождения народов Венгрии, Чехословакии и Югославии и усиления народно-освободительной войны на территории Греции и Албании. Значительную поддержку экипажи АДД оказали словацким партизанам в период Словацкого национального восстания.
В октябре 1944 года в состав АДД вошла Отдельная гвардейская воздушно-десантная армия, преобразованная позднее в 9-ю гвардейскую армию. С целью широкого использования авиации дальнего действия в предстоящих операциях и более чёткого взаимодействия с фронтовой авиацией постановлением ГКО от 6 декабря 1944 года № 7082 АДД была преобразована в 18-ю воздушную армию с непосредственным подчинением командующему ВВС Красной армии. В её составе находились четыре авиакорпуса, 19 дивизий, 58 полков, 1461 самолёт и 1627 экипажей.
До завершения войны 18 ВА сыграла большую роль в ходе стратегических наступательных операций, в первую очередь, в Висло-Одерской, Восточно-Прусской и Берлинской. Всего в 1945 году экипажами 18 ВА было выполнено 20 115 самолётовылетов, сброшено 99 077 авиабомб. Самолётами перевезено 19 357 человек и 4117 тонн грузов вывезено 10 307 раненых, сброшено 1 966 000 листовок.
Всего за годы Великой Отечественной войны экипажи дальних бомбардировщиков совершили около 220 тыс. боевых вылетов, сбросили на войска и объекты противника 2 276 000 бомб различного калибра (около 33% всех бомб, сброшенных на врага всей советской авиацией). Из общего числа бомб сброшено по административно-политическим и военно-промышленным объектам в глубоком тылу противника – 6628 тонн, железнодорожным узлам и станциям – 74 819 тонн; аэродромам – 22 685 тонн; военно-морским портам – 5914 тонн и войскам на поле боя – 92 082 тонны[2]. Кроме того, было сброшено около 400 млн экземпляров листовок, газет и брошюр. За боевые заслуги 4 авиакорпуса, 12 дивизий, 43 полка дальнего действия были преобразованы в гвардейские, 7 дивизий и 38 полков награждены орденами, 8 корпусов, 20 дивизий и 48 авиаполков получили почётные наименования. В годы войны около 25 тыс. авиаторов дальней авиации были удостоены государственных наград, 267 стали Героями Советского Союза, 6 человек удостоились этого звания дважды (С.И. Кретов, А.И. Молодчий, В.Н. Осипов, В.В. Сенько, П.А. Таран и Е.П. Федоров).
После безоговорочной капитуляции нацистской Германии началась подготовка к войне с милитаристской Японией. Основная нагрузка легла на 19-й бомбардировочный корпус, оперативно подчиненный командующему 9 ВА 1-го Дальневосточного фронта. В составе других ВА имелись отдельные авиационные части дальнего действия. К началу осени 1945 года боевые действия на Дальнем Востоке были завершены.
Постановлением СМ СССР от 3 апреля 1946 года № 721-283 на базе 18 ВА была создана Дальняя авиация (ДА) в составе 3-х воздушных армий, включавших соединения тяжелобомбардировочной авиации. Она была выделена из состава ВВС и подчинена Генеральному штабу ВС СССР. На её вооружение поступили бомбардировщики Ту-4 и Ту-14. В 1948 году Дальняя авиация вновь была включена в состав Военно-воздушных сил. 18 октября 1951 года в обстановке строжайшей секретности были проведены первые воздушные испытания отечественного ядерного оружия.
В 1953 году штабом ВВС впервые были разработаны вопросы применения авиацией ядерного оружия, созданы основы для подготовки авиационных частей и соединений к боевым действиям в операциях с применением средств массового поражения. В том же году с учётом полученных результатов были проведены манёвры в Прикарпатском военном округе, где впервые действия войск и авиации отрабатывались в условиях применения ядерного оружия. 14 сентября 1954 года на Тоцком полигоне в Оренбургской области состоялись первые в СССР войсковые учения с использованием ядерного оружия и участием самолётов-носителей дальней авиации.
В конце 1953 года на вооружение частей ДА поступил первый дальний реактивный многоцелевой бомбардировщик Ту-16. В течение ближайших 10 лет было выпущено более 1,5 тыс. самолётов такого типа различных модификаций. В начале 1960-х годов, в связи с частичным сокращением Вооруженных Сил, воздушные армии ДА были переформированы в отдельные тяжёлые бомбардировочные авиационные корпуса. С обновлением самолётного парка на ракетоносцы Ту-16К, дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22, Ту-22К, Ту-95К. Дальняя авиация стала авиационной составляющей триады стратегических ядерных сил. Возложенные на неё задачи оттачивались в ходе ежегодных учений, проводимых под руководством Министра обороны СССР и главнокомандующего ВВС: «Радуга», «Север-70», «Запад-72», «Зенит-72», «Удар-72», «Запад-73», «Гранит-76» и т.д. В первой половине 1980-х годов в ходе строительства Вооруженных Сил СССР были допущены определенные просчёты, связанные с реорганизацией ВВС (в их составе ДА). Управление дальней авиации было переформировано в управление 37 ВА ВГК стратегического назначения (СН). На основе частей дальней и фронтовой авиации были сформированы воздушные армии стратегического и оперативного назначения: 46 ВА ВГК (СН), 24 ВА ВГК (ОН), 30 ВА ВГК (г. Иркутск), перешедшие в подчинение заместителя главнокомандующего ВВС по ДА.
Полёт звена реактивных бомбардировщиков Ту-16
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 112-30 от 25 января 1988 года на базе командования 37 ВА было воссоздано управление командующего ДА. Ему также подчинялись: 30 и 46 ВА ВГК, Оперативная группа в Арктике и 43-й центр боевого применения и переучивания лётного состава дальней авиации, дислоцированный в Рязани. В боевом составе ДА было 10 авиационных дивизий, дислоцированных на территории 14 военных округов. В мае 1987 года в строевые части ДА начали поступать первые стратегические ракетоносцы Ту-160.
Ту-160 «Илья Муромец» в полёте
СамолётыДА приняли участие в боевых действиях в Афганистане. Все боевые полёты совершались с территории СССР. Тяжёлые бомбардировщики решали задачи для нанесения ударов по важным защищённым объектам в горах (крупным складам оружия и боеприпасов) и дезорганизации боевого управления иррегулярных вооружённых формирований противника. Только за три месяца 1988 года с самолётов Ту-16 было сброшено 289 девятитонных бомб ФАБ-9000М-54. Всего в ходе боевых действий экипажами ДА было выполнено более 1150 боевых вылетов. За проявленное мужество при выполнении боевых задач 159 военнослужащих были награждены орденами и 290 человек – медалями.
В конце 1980-х годов советское политическое руководство, взяв курс на разрядку международной напряжённости, приступило к одностороннему сокращению армии и флота. С распадом Советского Союза началось строительство Вооруженных Сил Российской Федерации, где командование дальней авиации (КДА) продолжало оставаться оперативно-стратегическим объединением ВВС. Самолётный парк был заметно сокращён с сохранением новых или модифицированных воздушных кораблей.
Дальняя авиация в воздушной части парада Победы в Москве 9 мая 1995 года была представлена шестью воздушными кораблями: Ту-160 – один, Ту-95 – один, Ил-78 – два, Ту-22М3 – три. Парадную колонну на именном стратегическом бомбардировщике Ту-160 «Илья Муромец» лично возглавил главком ВВС генерал-полковник авиации П.С. Дейнекин.
Дальнейшее развитие организационно-штатной структуры ДА осуществлялось в соответствии с утверждённым Президентом РФ в январе 2001 года «Планом строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации на 2001–2005 гг.» и «Государственной программой вооружения, военной и специальной техники на 2001–2010 гг.». В 2001 году стратегические ракетоносцы впервые после 10-летнего перерыва появились над Северным полюсом. В учебных полётах ДА приняли участие представители высшего военно-политического руководства страны: министр обороны РФ С.Б. Иванов в 2004 году и президент РФ – Верховный Главнокомандующий ВС РФ В.В. Путин в 2005 году.
С целью расширения зоны действий воздушных кораблей началось прокладывание новых маршрутов. В сентябре 2008 года впервые в отечественной истории два стратегических бомбардировщика ВВС Ту-160 совершили перелёт на военно-воздушную базу Либертадор (Венесуэла).
С 1 августа 2015 года Дальняя авиация ВВС официально вошла в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации. Являясь стратегическим резервом Верховного Главнокомандования, ДА продолжала выступать важнейшим компонентом стратегических ядерных сил России. Основу самолётного парка дальней авиации составили стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС; дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М3; дальние самолёты-разведчики Ту-22МР и самолёты-топливозаправщики Ил-78.
С началом проведения операции группировки ВС РФ в Сирийской Арабской Республике в её состав были включены подразделения ДА. C 17 ноября 2015 года стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, и дальние бомбардировщики Ту-22М3 приступили к планомерному нанесению ракетно-бомбовых ударов по объектам и скоплениям войск незаконных вооружённых формирований в Сирии.
Наряду с боевой работой, соединения и части ДА продолжали принимать активное участие в масштабных военных учениях: «Запад-2017», «Восток-2018», «Центр-2019», а также в ходе плановых лётно-тактических учений дальней авиации. С целью обновления её самолётного парка в настоящее время ведется разработка нового стратегического ракетоносца Ту-160М2, перспективного авиационного комплекса (ПАК ДА), модернизация ракетоносца-бомбардировщика Ту-95МС.
Перспективный российский авиационный комплекс дальней авиации
В современных условиях Дальняя авиация продолжает оставаться важнейшим компонентом сил ядерного сдерживания Российской Федерации и успешно решает стоящей перед ней боевые задачи.
Алексей Лашков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук