Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Воздушная мощь России

Необходимость создания отечественной дальней авиации (ДА) определялась решением задач по организации ведения дальней (стратегической) разведки в интересах Русской армии. Инициатором создания первых многомоторных самолётов стал выдающийся авиаконструктор Игорь Сикорский, с 1912 года главный конструктор авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода.

4 марта[1] 1913 года он завершил постройку самолёта-гиганта «Гранд Балтийский» (с июня того же года — «Русский витязь»). Указанный проект был представлен императору Николаю II, который остался довольным увиденным. К этому времени конструктор приступил к созданию многомоторного самолёта (воздушного корабля) «Илья Муромец» (продолжение развития самолёта «Русский витязь»).


Император Николай II и конструктор И.И. Сикорский с военными лётчиками.
Красное Село. 7 августа 1913 г.

Новый самолёт был способен одновременно решать задачи ведения стратегической разведки и выступать в качестве бомбардировщика дальнего действия. Накануне Первой мировой войны центром формирования ДА стали учебные корпуса и аэродром авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине. С началом войны военное ведомство потребовало от Русско-Балтийского вагонного завода ускорить постройку 10 ранее заказанных воздушных кораблей. Тяжёлые самолёты предусматривалось распределить по крепостям — по два на каждый крепостной авиационный отряд.


Воздушный корабль «Илья Муромец»

В июле 1914 года был утвержден штат «Команды для аэроплана типа «Илья Муромец» (4 офицера, 1 военный чиновник и 40 нижних чинов). По объёму решаемых задач каждый воздушный корабль приравнивался к полевому авиаотряду и придавался штабам армий и фронтов. 20 августа того же года Военный совет при Военном министре принял постановление о формировании первых четырёх команд воздушного корабля «Илья Муромец», утвержденное императором Николаем II. Боевой отряд состоял из воздушного корабля и 2–3 легких самолётов, возглавлялся военным лётчиком – командиром воздушного корабля «Илья Муромец».

1 августа 1914 года АО ОВШ, на базе которого велась подготовка кадров для тяжёлых самолётов, был преобразован в Военную авиационную школу (ВАШ). 19 августа в приказе № 2 по школе был объявлен список офицерского состава и нижних чинов команд ВК «Илья Муромец» и назначение их командиров (штабс-капитаны: Е.В. Руднев, С.М. Бродович, поручики А.В. Панкратьев и С.К. Модрах). В составе Военной авиационной школы было создано специальное отделение особого назначения – по обучению полётам на ВК «Илья Муромец».

Непосредственная работа по подбору и подготовке кадрового состава отрядов воздушных кораблей возлагалась на заместителя начальника Гатчинской школы штабс-капитана Г.Г. Горшкова. По инициативе председателя правления акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода М.В. Шидловского Верховный Главнокомандующий 21 декабря 1914 года утвердил Положение об Управлении эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», предоставив ему широкие полномочия в организации боевой работы.

23 декабря император Николай II утвердил решение Военного совета при Военном министре о разделении авиации Сухопутных войск на тяжёлую, подчиненную Штабу Верховного Главнокомандующего, и лёгкую, входившую в войсковые соединения и подчинённую заведующим организацией авиационного дела в армиях Северо-Западного и Юго-Западного фронтов. В 1999 году приказом главнокомандующего Военно-воздушных сил 23 декабря 1914 года официально признано датой рождения дальней авиации.

Руководителем Управления эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» назначен генерал-майор В.М. Шидловский. В конце 1914 года основным место базирования эскадры стал аэродром возле деревни Старая Яблонна (Царство Польское). К боевой работе экипажи воздушных кораблей приступили в конце февраля следующего года. Появление тяжёлых самолётов вызвало у германского командования состояние, близкое к панике. Для уничтожения аэродрома Управления эскадры воздушных кораблей противник начал совершать на него регулярные налёты, что потребовало организации противовоздушной обороны лётного поля и ангаров Эскадры. Вскоре Управление было преобразовано в Эскадру воздушных кораблей с увеличением её самолётного парка до 12 воздушных кораблей.

Летом 1915 года Эскадра была переведена в город Лида, где 3 августа был проведён эксперимент по испытанию бомбы весом 400 кг. Более мощные бомбы (640 кг), предназначавшиеся для нанесения удара по германской базе подводных лодок в Либаве (Лиепая), были изготовлены в начале 1916 года на Балтийском судостроительном заводе.

Осенью того же года новым местом базирования Эскадры стал район г. Псков (Северный фронт). В интересах фронта был сформирован второй боевой отряд Эскадры воздушных кораблей, а первый боевой отряд был временно откомандирован в распоряжение командования третьей армии Юго-Западного фронта. Позднее, вследствие выхода техники из эксплуатации, первый боевой отряд завершил свою работу.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 4 декабря 1915 года № 272 были утверждены новые штаты Эскадры воздушных кораблей с увеличением самолётного парка до 20 боевых машин и разделения ее на три боевых отряда. В штат Эскадры включалась зенитная батарея, а в штат каждого отряда — 14 лёгких самолётов. В ходе кампании 1915 года экипажи воздушных кораблей осуществили около 100 боевых полётов, сбросив на противника свыше 19,5 тонн бомб.

В следующем году самолётный парк Эскадры планировалось довести до 30 воздушных кораблей. Накануне наступления армий Юго-Западного фронта (Брусиловский прорыв) «муромцы» совершили ряд бомбардировочных налётов на стратегические пункты и железнодорожные узлы австро-венгерских войск, причинив им ощутимый урон. Осенью 1916 года командование Эскадры было переведено в город Винница. С вступлением в войну на стороне Антанты Румынии возникла необходимость развертывания на территории этой страны базы Эскадры для организации боевой работы в интересах Дунайской армии. Всего в ходе кампании 1916 года в состав действующей армии поступило 39 воздушных корабля «Илья Муромец» различной модификации. Экипажи Эскадры совершили 156 боевых вылетов, на противника было сброшено более 18,8 тонн бомб. В феврале 1917 года начальник Штаба Верховного Главнокомандующего утвердил новое временное Положение об Эскадре воздушных кораблей. Число боевых отрядов увеличилось до пяти штатных единиц, экипажей воздушных кораблей — до 40 (из них пять — для обслуживания учебных кораблей).

Февральская революция 1917 года внесла серьёзные коррективы в управление тяжёлой авиацией. Эскадра перешла в непосредственное подчинение начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего. Накануне июньского наступления Русской армии тяжёлая авиация организовала работу по сбору разведывательных сведений в оперативной глубине обороны противника. В дальнейшем, в ходе наступательной операции, экипажи воздушных кораблей активно действовали по транспортным коммуникациям вражеских войск, стремясь нарушить их работу. За всю кампанию 1917 года «муромцы» действовали преимущественно на двух фронтах: Юго-Западном и Румынском. Экипажи совершили около 70 боевых полётов, сбросив на противника до 10,4 тонн бомб.

С предоставлением советским правительством широкой автономии Украине активизировался процесс «украинизации» большинства частей Юго-Западного и Румынского фронтов, дислоцированных на её территории. Остатки Эскадры, дислоцированные в Виннице, перешли в ведение новых украинских властей.

В начале 1918 года в составе вновь формируемого Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота началось восстановление тяжёлой авиации — Северной группы воздушных кораблей. Местом её базирования стал Нижний Новгород, позднее — город Липецк. Тяжёлой авиации было возвращено старое название — Эскадра воздушных кораблей. Осенью 1918 года она была подчинена Полевому управлению авиации и воздухоплавания действующей армии, а в оперативном отношении — начальнику и комиссару Военно-Воздушного Флота Южного фронта. Позднее Эскадра была переименована в Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». Первое боевое применение тяжёлой авиации в Гражданской войне состоялось 8 августа 1919 года. Несколько воздушных кораблей было включено в состав Авиационной группы особого назначения, созданной по личному указанию председателя СНК РСФСР В.И. Ленина для борьбы с четвертым конным корпусом белой Донской армии, совершавшего рейд по тылам Южного фронта РККА. В мае 1920 года на советско-польском фронте начал боевую работу 1-й боевой отряд ДВК в интересах 16-й советской армии. Объектами воздушных ударов стали части и соединения польских войск и их крупные транспортные узлы. В дальнейшем отряд перешёл в оперативное подчинение начальнику авиации 13-й армии Южного фронта, где экипажи ВК выполнили 9 боевых полётов. Всего в ходе Гражданской войны «муромцы» осуществили 16 боевых вылетов, сбросив на объекты противника и его живую силу более 2,6 тонн бомб, 192 кг металлических стрел, 105 кг агитационной литературы.


Боевой корабль «5-й» № 280 перед отправкой на фронт. Сарапул, июль 1920 г.

В соответствии с Постановлением Совета Труда и Обороны РСФСР от 1 мая 1921 года Дивизион был временно привлечён к обслуживанию опытной линии воздушных сообщений «Москва – Харьков». За 43 воздушных рейса с 1 мая до начала октября 1921 года было перевезено 60 пассажиров и более двух тонн грузов. В августе следующего года в связи с крайней изношенностью самолётного парка ДВК был расформирован, специальное имущество передано в отдел тяжёлой авиации Школы воздушной стрельбы и бомбометания (г. Серпухов).

16 сентября 1924 года была введена новая организационная структура ВВС, предусматривавшая наличие двух тяжёлобомбардировочных эскадрилий. С возрождением отечественной авиационной промышленности на вооружение тяжёлой авиации стали поступать бомбардировщики ТБ-1, позднее – ТБ-3. В конце 1933 года в составе ВВС РККА имелось 77 авиационных бригад, в том числе 24 тяжёлобомбардировочных. На их основе началось формирование авиационных корпусов.

К середине 1930-х годов отечественная тяжёлая авиация представляла собой довольно внушительную силу. На наиболее важных направлениях командование ВВС могло достаточно быстро сосредоточить до 200 воздушных кораблей. В апреле 1938 года на вооружение ВВС РККА был официально принят тяжёлый бомбардировщик ТБ-7, годом ранее – высокоманёвренный дальний бомбардировщик ДБ-3. В предвоенные годы заводы построили несколько тысяч самолётов такого типа и его вариантов, в том числе торпедоносного для авиации Военно-Морского Флота. В 1936–1938 годах в составе ВВС РККА были сформированы три армии особого назначения (АОН), подчиненные непосредственно Главному командованию и предназначенные для самостоятельного решения крупных оперативно-стратегических задач. Самолётный парк каждой армии включал 250–260 самолётов (в т.ч. 150–170 ТБ-3). В 1940 году АОН были расформированы, а их соединения и части вошли во вновь созданную дальнебомбардировочную авиацию Главного командования (ДБА ГК).


И.В. Сталин лично осматривает бомбардировщик ТБ-3

Боевое крещение дальние бомбардировщики получили в ходе вооружённого конфликта в 1938 году в районе оз. Хасан. За период боевых действий советская авиация произвела 1003 самолётовылета, в том числе: ТБ-3 – 41, СБ – 346. На противника было сброшено 4265 бомб разных калибров. В дальнейшем свою проверку тяжёлая авиация прошла в Китае в ходе Японо-китайской войны 1937–1945 годов, в вооружённом конфликте на р. Халхин-Гол в 1939 году, походах Красной армии 1939–1940 годов и в Советско-финляндской войне 1939–1940 годов.

К началу Великой Отечественной войны на советско-германском фронте имелись четыре авиационных корпуса и одна отдельная дивизия ДБА (1001 самолёт типа ТБ-3 и ДБ-3). В первые три дня войны дальние бомбардировщики подвергли ударам военно-промышленные центры противника, причинив им значительный ущерб. Существенный урон экипажи ДБА нанесли также группировкам немецко-фашистским войск, выполнив до 10 июля 1941 года 2112 боевых самолётовылетов. В начале войны в ДБА появились свои герои. 26 июня 1941 года огненные тараны совершили экипажи капитанов А.С. Маслова и Н.Ф. Гастелло.


Экипаж бомбардировщика перед вылетом на боевое задание

В ночь с 10 на 11 августа 1941 года бомбардировщики 81-й авиадивизии дальнего действия впервые после авиации ВМФ подвергли воздушной бомбардировке столицу Третьего рейха. В целом до 5 сентября того же года ДБА произвела 10 налётов на Берлин и другие города Германии, сбросив на них 21,5 тонн бомб. Ранее бомбовым ударам подверглись предприятия нефтяной промышленности Румынии: в Плоешти, Констанце и Бухаресте. В результате налётов производственная мощность нефтяной промышленности Румынии снизилась на 30%.

К концу 1941 года ДБА ГК выполнила 20 741 боевой вылет (из них, 5781 ночью), сбросив на объекты противника 270 850 бомб различного калибра. 5 марта 1942 года, на основании постановления Государственного Комитета Обороны № 1392сс, ДБА ГК была преобразована в Авиацию дальнего действия (АДД, командующий – генерал-майор авиации А.Е. Голованов). С момента своего создания «дальники» участвовали практически во всех крупных операциях Великой Отечественной войны. АДД успешно действовала в интересах войск Западного, Крымского, Брянского фронтов и на сталинградском направлении, оказывала помощь партизанскому движению на оккупированных территориях СССР и движению Сопротивления за его пределами. Одновременно часть сил АДД по решению Ставки ВГК продолжала наносить удары по столицам нацистской Германии и её сателлитов – Венгрии и Румынии, а также по крупным военно-промышленным объектам противника. В августе 1942 года первые пять полков АДД были преобразованы в гвардейские.

В ходе Сталинградской битвы АДД выполнила 13 874 самолётовылетов, сбросив 14 954 тонн бомб. Она также решала транспортные задачи по переброске личного состава и грузов за линию фронта. Так, по заявкам Центрального штаба партизанского движения в 1942 году «дальники» выполнили 529 самолётовылетов, в результате чего было доставлено 494 тонны груза, эвакуировано до 1000 раненых.

В 1943 году АДД сыграла значительную роль в борьбе за стратегическое господство в воздухе и ослабление бомбардировочной группировки противника на театре войны. Накануне битвы на Курской дуге завершился переход Авиации дальнего действия на корпусную структуру. К 5 июля в её составе имелось: 7 авиакорпусов (из них 4 гвардейских), 16 авиационных дивизий (8 гвардейский), 32 авиаполка (из них 22 гвардейских). Всего в ходе Курской битвы соединения АДД выполнили 8433 самолётовылета.

С июля 1943 года в состав АДД были включены соединения и части Гражданского воздушного флота, подчинявшиеся до этого времени командованию ВВС Красной армии. В целом экипажи Авиации дальнего действия в течение 1943 года выполнили 74 304 самолётовылета, из которых непосредственно по войскам противника – 29 416, по железнодорожным узлам, станциям и перегонам – 27 437, по аэродромам – 8674. В этот период Авиации дальнего действия имела в своем составе уже 27 гвардейских и 5 краснознаменных частей.

К началу 1944 года АДД представляла собой внушительную силу, способную решать самостоятельные стратегические задачи. В течение февраля она нанесла воздушные удары по военно-промышленным объектам на территории Финляндии. Их результаты и успешно проведенная позднее советскими войсками Выборгско-Петрозаводская наступательная операция заставили финское военно-политическое руководство принять решение о выходе своей страны из войны. К весне 1944 года в составе АДД имелось 9 авиационных корпусов, включавших в себя 22 дивизии и 66 авиаполков, из них 43 гвардейских. Самолётный парк насчитывал 1047 дальних бомбардировщиков, имелось 898 подготовленных лётных экипажей.

Активное участие авиация дальнего действия приняла в разгроме группы армий вермахта «Центр». В ходе Белорусской наступательной операции («Багратион») АДД выполнила 13 451 самолётовылет. Освобождение Белоруссии создало условия для освобождения территории Польши и выхода к границам Третьего рейха. Особо отличились части 4-го гвардейского и 6-го авиационных корпусов дальнего действия.

С целью ускорения вывода Венгрии из состояния войны Ставка ВГК поставила перед командованием АДД задачу произвести воздушную операцию путём разрушения важнейших военно-промышленных объектов в Будапеште. В сентябре 1944 года АДД нанесла ряд сильных ударов по аэродромам, военным, промышленным центрам и узлам железных и шоссейных дорог Венгрии. На выполнение этих задач было произведено 2905 самолётовылетов и сброшено 3100 тонн бомб. Результативность вылетов оказалась очень высокой. Соединения и части АДД приняли активное участие в ходе Львовско-Сандомирской и Ясско-Кишиневской наступательных операций. В результате успешно проведенной войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов последней при поддержке воздушных армий, АДД и авиации Черноморского флота были разгромлены основные силы группы армий «Южная Украина». Румыния и Болгария объявили войну нацистской Германии. Возникли благоприятные условия для освобождения народов Венгрии, Чехословакии и Югославии и усиления народно-освободительной войны на территории Греции и Албании. Значительную поддержку экипажи АДД оказали словацким партизанам в период Словацкого национального восстания.

В октябре 1944 года в состав АДД вошла Отдельная гвардейская воздушно-десантная армия, преобразованная позднее в 9-ю гвардейскую армию. С целью широкого использования авиации дальнего действия в предстоящих операциях и более чёткого взаимодействия с фронтовой авиацией постановлением ГКО от 6 декабря 1944 года № 7082 АДД была преобразована в 18-ю воздушную армию с непосредственным подчинением командующему ВВС Красной армии. В её составе находились четыре авиакорпуса, 19 дивизий, 58 полков, 1461 самолёт и 1627 экипажей.

До завершения войны 18 ВА сыграла большую роль в ходе стратегических наступательных операций, в первую очередь, в Висло-Одерской, Восточно-Прусской и Берлинской. Всего в 1945 году экипажами 18 ВА было выполнено 20 115 самолётовылетов, сброшено 99 077 авиабомб. Самолётами перевезено 19 357 человек и 4117 тонн грузов вывезено 10 307 раненых, сброшено 1 966 000 листовок.

Всего за годы Великой Отечественной войны экипажи дальних бомбардировщиков совершили около 220 тыс. боевых вылетов, сбросили на войска и объекты противника 2 276 000 бомб различного калибра (около 33% всех бомб, сброшенных на врага всей советской авиацией). Из общего числа бомб сброшено по административно-политическим и военно-промышленным объектам в глубоком тылу противника – 6628 тонн, железнодорожным узлам и станциям – 74 819 тонн; аэродромам – 22 685 тонн; военно-морским портам – 5914 тонн и войскам на поле боя – 92 082 тонны[2]. Кроме того, было сброшено около 400 млн экземпляров листовок, газет и брошюр. За боевые заслуги 4 авиакорпуса, 12 дивизий, 43 полка дальнего действия были преобразованы в гвардейские, 7 дивизий и 38 полков награждены орденами, 8 корпусов, 20 дивизий и 48 авиаполков получили почётные наименования. В годы войны около 25 тыс. авиаторов дальней авиации были удостоены государственных наград, 267 стали Героями Советского Союза, 6 человек удостоились этого звания дважды (С.И. Кретов, А.И. Молодчий, В.Н. Осипов, В.В. Сенько, П.А. Таран и Е.П. Федоров).

После безоговорочной капитуляции нацистской Германии началась подготовка к войне с милитаристской Японией. Основная нагрузка легла на 19-й бомбардировочный корпус, оперативно подчиненный командующему 9 ВА 1-го Дальневосточного фронта. В составе других ВА имелись отдельные авиационные части дальнего действия. К началу осени 1945 года боевые действия на Дальнем Востоке были завершены.

Постановлением СМ СССР от 3 апреля 1946 года № 721-283 на базе 18 ВА была создана Дальняя авиация (ДА) в составе 3-х воздушных армий, включавших соединения тяжелобомбардировочной авиации. Она была выделена из состава ВВС и подчинена Генеральному штабу ВС СССР. На её вооружение поступили бомбардировщики Ту-4 и Ту-14. В 1948 году Дальняя авиация вновь была включена в состав Военно-воздушных сил. 18 октября 1951 года в обстановке строжайшей секретности были проведены первые воздушные испытания отечественного ядерного оружия.

В 1953 году штабом ВВС впервые были разработаны вопросы применения авиацией ядерного оружия, созданы основы для подготовки авиационных частей и соединений к боевым действиям в операциях с применением средств массового поражения. В том же году с учётом полученных результатов были проведены манёвры в Прикарпатском военном округе, где впервые действия войск и авиации отрабатывались в условиях применения ядерного оружия. 14 сентября 1954 года на Тоцком полигоне в Оренбургской области состоялись первые в СССР войсковые учения с использованием ядерного оружия и участием самолётов-носителей дальней авиации.

В конце 1953 года на вооружение частей ДА поступил первый дальний реактивный многоцелевой бомбардировщик Ту-16. В течение ближайших 10 лет было выпущено более 1,5 тыс. самолётов такого типа различных модификаций. В начале 1960-х годов, в связи с частичным сокращением Вооруженных Сил, воздушные армии ДА были переформированы в отдельные тяжёлые бомбардировочные авиационные корпуса. С обновлением самолётного парка на ракетоносцы Ту-16К, дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22, Ту-22К, Ту-95К. Дальняя авиация стала авиационной составляющей триады стратегических ядерных сил. Возложенные на неё задачи оттачивались в ходе ежегодных учений, проводимых под руководством Министра обороны СССР и главнокомандующего ВВС: «Радуга», «Север-70», «Запад-72», «Зенит-72», «Удар-72», «Запад-73», «Гранит-76» и т.д. В первой половине 1980-х годов в ходе строительства Вооруженных Сил СССР были допущены определенные просчёты, связанные с реорганизацией ВВС (в их составе ДА). Управление дальней авиации было переформировано в управление 37 ВА ВГК стратегического назначения (СН). На основе частей дальней и фронтовой авиации были сформированы воздушные армии стратегического и оперативного назначения: 46 ВА ВГК (СН), 24 ВА ВГК (ОН), 30 ВА ВГК (г. Иркутск), перешедшие в подчинение заместителя главнокомандующего ВВС по ДА.


Полёт звена реактивных бомбардировщиков Ту-16

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 112-30 от 25 января 1988 года на базе командования 37 ВА было воссоздано управление командующего ДА. Ему также подчинялись: 30 и 46 ВА ВГК, Оперативная группа в Арктике и 43-й центр боевого применения и переучивания лётного состава дальней авиации, дислоцированный в Рязани. В боевом составе ДА было 10 авиационных дивизий, дислоцированных на территории 14 военных округов. В мае 1987 года в строевые части ДА начали поступать первые стратегические ракетоносцы Ту-160.


Ту-160 «Илья Муромец» в полёте

СамолётыДА приняли участие в боевых действиях в Афганистане. Все боевые полёты совершались с территории СССР. Тяжёлые бомбардировщики решали задачи для нанесения ударов по важным защищённым объектам в горах (крупным складам оружия и боеприпасов) и дезорганизации боевого управления иррегулярных вооружённых формирований противника. Только за три месяца 1988 года с самолётов Ту-16 было сброшено 289 девятитонных бомб ФАБ-9000М-54. Всего в ходе боевых действий экипажами ДА было выполнено более 1150 боевых вылетов. За проявленное мужество при выполнении боевых задач 159 военнослужащих были награждены орденами и 290 человек – медалями.

В конце 1980-х годов советское политическое руководство, взяв курс на разрядку международной напряжённости, приступило к одностороннему сокращению армии и флота. С распадом Советского Союза началось строительство Вооруженных Сил Российской Федерации, где командование дальней авиации (КДА) продолжало оставаться оперативно-стратегическим объединением ВВС. Самолётный парк был заметно сокращён с сохранением новых или модифицированных воздушных кораблей.

Дальняя авиация в воздушной части парада Победы в Москве 9 мая 1995 года была представлена шестью воздушными кораблями: Ту-160 – один, Ту-95 – один, Ил-78 – два, Ту-22М3 – три. Парадную колонну на именном стратегическом бомбардировщике Ту-160 «Илья Муромец» лично возглавил главком ВВС генерал-полковник авиации П.С. Дейнекин.

Дальнейшее развитие организационно-штатной структуры ДА осуществлялось в соответствии с утверждённым Президентом РФ в январе 2001 года «Планом строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации на 2001–2005 гг.» и «Государственной программой вооружения, военной и специальной техники на 2001–2010 гг.». В 2001 году стратегические ракетоносцы впервые после 10-летнего перерыва появились над Северным полюсом. В учебных полётах ДА приняли участие представители высшего военно-политического руководства страны: министр обороны РФ С.Б. Иванов в 2004 году и президент РФ – Верховный Главнокомандующий ВС РФ В.В. Путин в 2005 году.

С целью расширения зоны действий воздушных кораблей началось прокладывание новых маршрутов. В сентябре 2008 года впервые в отечественной истории два стратегических бомбардировщика ВВС Ту-160 совершили перелёт на военно-воздушную базу Либертадор (Венесуэла).

С 1 августа 2015 года Дальняя авиация ВВС официально вошла в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации. Являясь стратегическим резервом Верховного Главнокомандования, ДА продолжала выступать важнейшим компонентом стратегических ядерных сил России. Основу самолётного парка дальней авиации составили стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС; дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М3; дальние самолёты-разведчики Ту-22МР и самолёты-топливозаправщики Ил-78.

С началом проведения операции группировки ВС РФ в Сирийской Арабской Республике в её состав были включены подразделения ДА. C 17 ноября 2015 года стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, и дальние бомбардировщики Ту-22М3 приступили к планомерному нанесению ракетно-бомбовых ударов по объектам и скоплениям войск незаконных вооружённых формирований в Сирии.

Наряду с боевой работой, соединения и части ДА продолжали принимать активное участие в масштабных военных учениях: «Запад-2017», «Восток-2018», «Центр-2019», а также в ходе плановых лётно-тактических учений дальней авиации. С целью обновления её самолётного парка в настоящее время ведется разработка нового стратегического ракетоносца Ту-160М2, перспективного авиационного комплекса (ПАК ДА), модернизация ракетоносца-бомбардировщика Ту-95МС.


Перспективный российский авиационный комплекс дальней авиации

В современных условиях Дальняя авиация продолжает оставаться важнейшим компонентом сил ядерного сдерживания Российской Федерации и успешно решает стоящей перед ней боевые задачи.

Алексей Лашков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false