Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

У истоков военно-воздушных сил России

С прекращением к началу 1880-х годов деятельности Комиссии для обсуждения вопросов применения воздухоплавания к военным целям (по мере выбывания её членов) под председательством военного инженера-генерала Э.И. Тотлебена в России наметился определённый застой в развитии военного воздухоплавания. Частично функции Комиссии на себя взяли общественные структуры: частное воздухоплавательное общество и VII воздухоплавательный отдел Императорского Русского технического общества.

Осенью 1884 года управляющий делами Военно-ученого комитета Главного штаба генерал-майор Л.Л. Лобко обратился с докладной запиской к начальнику Главного штаба русской армии генералу от инфантерии Н.Н. Обручеву с предложением образования воздухоплавательной роты и Комиссии для наблюдения за развитием воздухоплавательного дела и разработки научных вопросов по этой проблеме. По его мнению: «После войны 1870 года[1] мы значительно отстали от прочих держав в отношении аэростатного дела и применения баллонов к военным целям»[2]. В рассматриваемый период в Европе уже полным ходом шло строительство Военного Воздушного флота (ВВФ) на постоянной основе. В частности, в 1878 году во Франции была учреждена воздухоплавательная школа в Медине и создана специальная военная воздухоплавательная комиссия. Англия имела военно-воздухоплавательную школу в Вулвиче и несколько воздухоплавательных рот. В Германии была создана рота воздухоплавателей.

Генерал-майор Л.Л. Лобко предлагал создать систему управления военным воздухоплаванием по французскому варианту, где исполнительная часть была отделена от части наблюдательной и учёной[3]. Военный министр генерал от инфантерии П.С. Ванновский горячо поддержал это предложение и представил соответствующий доклад на одобрение императору Александру III. Глава государства одобрил их и предложил министру внести представление в Государственный Совет о выделении необходимых средств.

3 января 1885 года предложения по созданию особой постоянно действующей Комиссии по руководству воздухоплаванием в русской армии и кадровой команды аэронавтов были доложены Военному совету при военном министре.

5 января при Главном инженерном управлении (ГИУ) под председательством заведующего гальванической частью генерал-майора М.М. Борескова была образована Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям (далее – Комиссия).

В её состав были назначены: член конференции Михайловской артиллерийской академии генерал-майор Н.П. Федоров, член Военно-учёного комитета Главного штаба генерал-майор Л.Л. Лобко, делопроизводитель гальванической части ГИУ полковник Л.И. Брониш, преподаватель (впоследствии профессор) Николаевской инженерной академии[4]. Туда же вошли ведущие специалисты военных академий, журналисты, учёные-воздухоплаватели. В различные годы в Комиссии работали: генерал-лейтенант О.Э. Штубендорф, генерал-майоры А.Н. Сигунов, К.Л. Кирпичёв, полковники Ю.Д. Мельницкий, О.А. Бертельс, В.Н. Рамбах, Н.А. Орлов, И.И. Яснецкий, капитан К.И. Величко, штабс-капитан А.М. Кованько.

На Комиссию, вобравшую в себя функции предыдущей Комиссии под председательством генерал-адъютанта Э.И. Тотлебена, были возложены следующие задачи: рассмотрение новейших открытий по аэронавтике и всех поступавших по этой части предложений; разработка вопросов по устройству в военном ведомстве кадровых станций голубиной почты и кадровой команды воздухоплавателей с указанием способов обучения этой команды; составление соображений по дальнейшему развитию и применению воздухоплавания и голубиной почты к военным целям; рассмотрение вопросов об устройстве разного рода вышек для разведочной службы.

На проведение всех мероприятий Комиссии было ассигновано 270 тыс. рублей. Это было во много раз больше, чем выделялось ранее предыдущей Комиссии[5].

7 февраля 1885 года в связи с решением Военного совета при военном министре была сформирована первая в русской армии штатная воздухоплавательная часть, которая называлась «Кадровая воздухоплавательная команда» (далее – Кадровая команда). Подразделение военных воздухоплавателей было расквартировано в Санкт-Петербурге, в казармах бывшей батареи артиллерийского комитета на полигоне Московско-Ямской слободы (Волково поле). Первоначально Кадровая команда состояла из одного офицера, двух унтер-офицеров и 19 нижних чинов гальванической роты гвардейского сапёрного батальона, уже накопившего опыт работы с первыми привязными аэростатами.


Воздухоплавательный парк на Волковом поле.

По ходатайству постоянного члена Комиссии полковника Ю.Д. Мельницкого перед военным министром начальником команды военных воздухоплавателей был вскоре назначен делопроизводитель Комиссии лейб-гвардии сапёрного батальона поручик А.М. Кованько (с правами ротного командира), исполнявший ранее эту должность временно.

В программу Кадровой команды воздухоплавателей входило обучение: устройству воздушных шаров и их употреблению; способам добывания газов, необходимых для наполнения аэростатов; обращению со зрительными трубами для наблюдения с высоты за неподвижными и движущимися предметами; телеграфной азбуке и употреблению ключа Морзе; употреблению различных аппаратов, необходимых при пользовании аэростатами и голубиной почтой для военных целей; технике пилотирования[6].

Создание первичных кадровых структур военного воздухоплавания положило начало формированию системы управления нарождавшегося Военного Воздушного флота России. Общее руководство и строительство воздухоплавательных подразделений в русской армии возлагалось на управление гальванической части инженерного ведомства, подготовка и обучение – на Кадровую команду, подчинённую указанной части.

В качестве воздухоплавательного парка Кадровой команде были приданы два свободных аэростата «Сокол» и «Орёл» объёмом по 1000 м3, приобретённых во Франции генералом Боресковым[7]. Из-за отсутствия газодобывающих аппаратов их наполняли светильным газом. В дальнейшем аэростат «Орёл» был забракован Комиссией из-за постоянной утечки газа.


Подъем воздушного шара «Сокол». 1885 г.

Уже летом 1885 года на Волковом поле были проведены подъёмы воздушного шара, в которых приняли участие генерал-майоры М.М. Боресков и Н.П. Фёдоров, а также офицеры кадра воздухоплавателей. В конце октября того же года военные воздухоплаватели приняли участие в войсковых учениях под Красным Селом и Брест-Литовском. В связи с этим Кадровая команда была разделена на два временных воздухоплавательных парка. В следующем году её личный состав участвовал в войсковых манёврах Варшавского и Виленского военных округов.

В октябре 1886 года в манёврах войск под Красным Селом император Александр III выразил желание лично ознакомиться с участвовавшим в них воздухоплавательным аппаратом. По его указанию подпоручик А.А. Трофимов и офицер Генерального штаба полковник А.П. Скугаревский поднялись в воздух для обозрения расположения условного неприятеля.

Учитывая важность применения воздухоплавательных судов в военном деле, а также имеющийся анализ проведённых войсковых манёвров в 1885–1886 годах, возникла необходимость увеличения штата Кадровой команды аэронавтов.

В мае 1887 году по ходатайству генерал-лейтенанта Борескова военный министр принял решение о преобразовании Кадровой воздухоплавательной команды в Учебный кадровый воздухоплавательный парк (УКВП) с постоянным составом в 12 офицеров и 76 нижних чинов под руководством постоянного члена Комиссии полковника И.И. Яснецкого[8]. В том же году личный состав УКВП совершил до 100 подъёмов привязных шаров и 5 свободных полётов.

В октябре 1887 года Комиссией под руководством генерала Борескова было разработано Положение о воздухоплавательной части, позднее представленное на рассмотрение Военному совету при военном министре. Планировалось создать несколько типов воздухоплавательных парков (кадровый, крепостной и полевой). Учебный кадровый парк предлагалось содержать как в мирное, так и в военное время, а также утвердить его штат (до этого времени УКВП штатно не был оформлен). Крепостные парки, носящие название по крепостям, должны были формироваться в военное время, а в мирное время иметь лишь материальное имущество без личного состава. Полевые парки предлагалось создавать только в военное время по мере надобности при УКВП из его запасного имущества и чинов переменного состава[9].

В апреле 1888 года генерал-инспектор по инженерной части инженер-генерал К.Я. Зверев представил доклад военному министру, где изложил разработанные ранее Комиссией предложения Главного инженерного управления по созданию в русской армии воздухоплавательной службы. Предлагалось сформировать крепостные воздухоплавательные отделения в западных военных округах Российской империи: Варшаве, Ковно, Новогеоргиевске, Бресте, Ивангороде, Осовце, Дубно. Позднее, вследствие больших физических затрат, ограничились лишь несколькими военными крепостями.

В мае 1890 года Военное министерство издало Положение о воздухоплавательной службе, согласно которому военное воздухоплавание являлось составной частью инженерных войск. Непосредственное руководство Учебным кадровым воздухоплавательным парком (в ноябре того же года преобразован в Учебный воздухоплавательный парк – УВП) осуществлял заведующий управлением гальванической частью инженерного корпуса генерал-лейтенант М.М. Боресков[10]. Его заместителем являлся генерал-майор М.И. Лисовский (помощник начальника гальванической части ГИУ), помощниками: полковник А.И. Геккель, подполковники Н.И. Радиваноский, И.С. Сущинский, капитаны Я.П. Петров, Н.П. Першин и инженерный чиновник М.А. Максимов. К управлению были прикомандированы штабс-капитан Н.И. Утешев и 16 человек переменного состава[11].

В соответствии с приказом по Инженерному корпусу от 28 июня 1890 года № 18 новым начальником УВП был назначен поручик А.М. Кованько. При его активном участии начались работы по формированию первых воздухоплавательных подразделений в русской армии. В следующем году состоялся первый выпуск десяти офицеров-воздухоплавателей, окончивших курс обучения в офицерском классе Учебного воздухоплавательного парка[12].

Среди первых кадровых подразделений отечественного воздухоплавания в войсках стало Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение, сформированное на постоянной основе 27 декабря 1891 года на основании приказа по военному ведомству того же года № 291[13]. В дальнейшем, по мере подготовки кадров и поступления материальной части, началось формирование и других воздухоплавательных подразделений. В 1892 году такое отделение было создано в крепости Осовец, а в 1893 году в крепостях Новогеоргиевск (Модлин) и Ивангород (Демблин).

К началу XX века УВП являлся единственным в России центром воздухоплавания, играя важнейшую роль в дальнейшем становлении и развитии отечественного Военного Воздушного флота. Главное инженерное управление сосредоточило в Парке всю работу по подготовке лётных кадров, производству аэростатов и другого воздухоплавательного имущества. Первые крупные по тому времени воздухоплавательные подразделения (роты, батальоны) успешно прошли апробацию в ходе Русско-японской войны 1904–1905 годов. С активным развитием аэродинамических средств (самолётов) в составе воздухоплавания началось создание первых авиационных отрядов, заложивших основы будущей отечественной военной авиации.

Алексей Лашков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук

__________________________________________________________

[1] Речь идет о Франко-прусской войне 1870–1871 годов. 

[2] Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов / Под ред. В.А. Попова. М., 1956. С. 277.

[3] Там же.

[4] Там же. С. 284.

[5] Становление и развитие отечественного воздухоплавания в России с момента зарождения до Великой Отечественной войны (декабрь 1869 г. – июнь 1941 г.). М., 2000. С. 10.

[6] Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. С. 285.

[7] Аэростат «Орел» был изготовлен из китайского шелка, «Сокол» – из пераля. – А. Ю.

[8] Лашков А.Ю., Голотюк В.Л. 100 лет Военно-воздушным силам России (1912–2012 годы) / Под общ. ред. В.Н. Бондарева. М., 2012. С. 17.

[9] Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. С. 367–369.

[10] Становление и развитие отечественного воздухоплавания в России … С. 13.

[11] Там же.

[12] Шестерикова Л. Даты истории отечественной авиации и воздухоплавания. М.: Изд-во ДОСААФ, 1953. С. 32.

[13] Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. С. 500.

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false