Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Василий Иванович Чуйков

Чуйков Василий Иванович [31.01(12.02).1900 г., с. Серебряные Пруды Веневского уезда Тульской губернии – 18.3.1982 г., Москва], советский полководец и военный деятель. Маршал Советского Союза (1955 г.). Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945 гг.).

Василий Чуйков родился в многодетной крестьянской семье. Его отец Иван Ионович Чуйков и мать Елизавета Федоровна имели еще семерых сыновей и четырех дочерей. До 1912 года Василий жил в семье родителей, занимался хлебопашеством, окончил сельскую школу и один класс высшего начального училища. В июне 1912 года он уехал на заработки в Петроград и около двух лет работал мальчиком в банях Целебеева на Бассейной улице, затем более двух лет работал учеником и слесарем в шпорной мастерской Савельева. В декабре 1916 года заболел и уехал в село к родителям. Там лечился и работал в хозяйстве отца. В период Первой мировой войны В.И. Чуйков в декабре 1917 года убыл в Кронштадт, где проходили службу матросами три брата, которые помогли ему устроиться на службу в учебный минный отряд Балтийского флота. В начале апреля 1918 года демобилизовался и вернулся на родину.

Но уже 18 апреля 1918 года Василий Чуйков убыл с односельчанами в Москву и добровольно поступил на Военно-инструкторские курсы Рабоче-крестьянской Красной Армии в Лефортово. Будучи курсантом, в июле того же года принимал участие в подавлении контрреволюционного мятежа левых эсеров в Москве. В августе того же года после окончания курсов убыл на Южный фронт. По прибытии он был назначен в Особую бригаду Р.Ф. Сиверса (с сентября — 1-я Украинская особая бригада). В ее составе помощником командира роты участвовал в боях против белогвардейских войск генерала П.Н. Краснова. В ноябре он был отозван в Москву, откуда затем направлен в Казань на должность помощника командира 40-го стрелкового полка 5-й стрелковой дивизии.

В январе 1919 года с полком убыл на Восточный фронт в 28-ю стрелковую дивизию 2-й армии. В первых же боях в районе Мензелинска командир полка был ранен, и В.И. Чуйков принял командование полком. В мае 1919 года 40-й стрелковый полк был переименован в 43-й стрелковый полк, а В.И. Чуйков назначен командиром этого полка и в этой должности прослужил до декабря 1921 г. Участвовал в боях на Восточном фронте против войск адмирала А.В. Колчака, прошел с полком от р. Вятка до Омска. В апреле 1920 года вместе с дивизией убыл на Западный фронт, где сражался с белополяками в районе Лепеля, на р. Березина, участвовал в июльском наступлении и в боях в районах городов Лиды и Вилейки. После окончания Советско-польской войны 1920 года В.И. Чуйков командиром 43-го стрелкового полка нес службу по охране Государственной границы. С мая по декабрь 1921 года с полком принимал участие в подавлении бандитских выступлений в Велижском и Суражском уездах, одновременно был начальником боевого участка № 4, начальником гарнизона г. Велиж и председателем комиссии по борьбе с бандитизмом Витебского района. За время войны был четыре раза ранен и дважды контужен. За боевые отличия он был награжден двумя орденами Красного Знамени.

В январе 1922 года В.И. Чуйков был командирован на учебу в Военную академию РККА, по окончании подготовительного курса был зачислен на основной факультет академии, затем продолжил обучение на восточном факультете (китайское отделение). В 1925 году Василий Иванович женился на односельчанке Валентине Петровне Чуйковой (Павловой), а в 1926 году в семье Чуйковых появился первенец — дочь Ирина. В том же году В.И. Чуйкова направили в первую командировку в Китай на практику с выполнением обязанностей дипкурьера. «Мне предстояло проехать через Харбин, Шаньян, Далянь (Дальний), Тяньцзинь до Пекина и обратно», — пишет он в книге «Миссия в Китае».

После завершения учебы в конце 1927 года по линии Разведывательного управления РККА его направляют в Китай в качестве советника под фамилией Карпов. В 1928 году в Харбине в семье Чуйковых родилась вторая дочь Нинель.

«По роду своей деятельности я много ездил по стране. Мне пришлось побывать в районах Пекина, Тяньцзиня, в провинции Сычуань, я исколесил почти весь северный и южный Китай, научился довольно бегло говорить по-китайски, — вспоминает В.И. Чуйков. — Мы двигались по стране будто в пустоте. Нас как бы не замечали, а те, кому было поручено за нами следить, не отходили ни на шаг. Сопровождали нас полицейские и в форме, и в штатском. Они не грубили, но в глазах у них была холодная ненависть». Назревал конфликт на Китайско-Восточной железной дороге.

По возвращении в СССР в сентябре 1929 года Чуйков–Карпов был назначен начальником разведывательного отдела штаба Особой Краснознаменной Дальневосточной армии в Хабаровске.

«15 ноября 1929 года группа советского командования во главе с В.К. Блюхером выехала из Хабаровска на станцию Даурия. Я находился при штабе Блюхера для особых поручений и докладов и оказался как бы в центре, куда стекались все сведения о складывавшейся обстановке. К тому времени мы уже располагали довольно полными сведениями о китайских войсках, которые сосредоточивались у нашей границы». Там же В.И. Чуйков стал участником конфликта на КВДЖ. На Дальнем Востоке он прослужил до сентября 1932 года, затем его переводят в Москву на должность начальника Курсов усовершенствования командного состава по разведке при Штабе РККА. В 1935 году приказом Управления по начальствующему составу РККА № 83 от 28.12.1935 года было принято решение: «Числить в дальнейшем под фамилией Чуйков». В феврале 1936 года он был направлен на академические курсы технического усовершенствования комсостава при Военной академии механизации и моторизации РККА имени И.В. Сталина, после окончания которых полковника Чуйкова назначают командиром и военным комиссаром 4-й отдельной механизированной бригады Белорусского военного округа (БВО) в Бобруйск. С 7 апреля 1938 года там же он командовал 5-м стрелковым корпусом, а с 23 апреля того же года — Бобруйской армейской группой войск БВО (с 29 июля 1938 года – Белорусский Особый военный округ). 23 июля 1938 года В.И. Чуйкову было присвоено воинское звание «комдив». В сентябре 1939 года Бобруйская армейская группа была переименована в 4-ю армию, с которой В.И. Чуйков участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию. В декабре 1939 г. он был назначен командующим 9-й армией и в этой должности участвовал в Советско-финляндской войне 1939–1940 гг. 4 ноября 1939 года В.И. Чуйкову было присвоено воинское звание «комкор». По окончании боевых действий в мае 1940 года он вновь вступил в командование 4-й армией БОВО (с 11 июля 1940 года — Западный Особый военный округ). 4 июня 1940 года В.И. Чуйкову было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант».

«Осенью 1940 года меня срочно вызвали к наркому обороны С.К. Тимошенко», — вспоминает В.И. Чуйков. Нарком объявил ему о необходимости ехать в Китай и, получив согласие на поездку, представил Чуйкова И.В. Сталину, который поставил конкретные задачи.

С декабря 1940 года В.И. Чуйков вновь находился в Китае в качестве военного атташе при полномочном представительстве СССР и главного военного советника у Чан Кайши.

«24 декабря 1941 года японцы предприняли силами 11-й армии очередное, третье по счету за период войны, наступление на Чанша. Общая численность японских войск в этом районе достигала примерно 100 тыс. человек, а китайских насчитывалось 250 тыс. В ходе сражения под стенами Чанша японцам удалось ворваться в город, однако 5 января 1942 года китайцы предприняли контрнаступление. К середине января японцы были отброшены от города, и положение на фронте восстановилось. Я все больше приходил к убеждению, что основную задачу, возложенную на меня при направлении в Китай, выполнил», — заключает свои воспоминания В.И. Чуйков об этом периоде жизни в книге «Миссия в Китае». В марте 1942 года он возвратился в СССР.

В Великую Отечественную войну генерал-лейтенант В.И. Чуйков 19 мая 1942 года вступил в должность заместителя командующего 1-й резервной армией, преобразованной 10 июля в 64-ю армию, фактически являясь командующим армией. С 12 июля 1942 года армия входила в состав Сталинградского фронта (бывший Юго-Западный фронт). 22 июля он был утвержден в должности командующего этой армией. В начале Сталинградской битвы передовые отряды армии вели упорные бои с авангардами 6-й немецкой армии на реке Цимла, затем ее соединения отражали наступление южной ударной группировки противника на рубеже Суровикино, Рычково и далее по левому берегу Дона. В начале августа, ввиду угрозы прорыва 4-й танковой армии противника к Сталинграду с юго-запада, войска армии были отведены на внешний оборонительный обвод Сталинграда, где продолжали вести оборонительные бои. С 7 августа армия входила в Юго-Восточный фронт. В конце августа ее войска отражали атаки противника на среднем обводе. 9 сентября 1942 года состоялось назначение В.И. Чуйкова командующим 62-й армией, которой он командовал до конца войны.

В составе Юго-Восточного, с 30 сентября — Сталинградского фронтов, армия участвовала в Сталинградской битве. Так описывал В.И. Чуйков в своих мемуарах «Сражение века» оборону Сталинграда: «Бой в городе — это особый бой. Тут решает вопрос не сила, а умение, сноровка, изворотливость и внезапность. Городские постройки, как волнорезы, разрезали боевые порядки наступающего противника и направляли его силы вдоль улиц. Поэтому мы крепко держались за особо прочные постройки, создавали в них немногочисленные гарнизоны, способные в случае окружения вести круговую оборону. Особо прочные здания помогли нам создать опорные пункты, из которых защитники города косили наступающих фашистов огнем пулеметов и автоматов.

В своих контрударах мы отказались от наступления частями и даже большими подразделениями. К концу сентября во всех полках появилась штурмовая группа — малая по численности, сильная ударом, неотразимая в действии и изворотливая, как змея. Объект, занятый фашистами, немедленно подвергался атаке штурмовых групп. Фашисты редко выдерживали удар огня, тола, гранат, подкрепленный штыком и ножом. Борьба шла за здания и в зданиях — за подвал, за комнату, за каждый изгиб коридора. Улица была пуста, площадь тоже».

С началом Сталинградской наступательной операции армия продолжала вести бои в Сталинграде, сковывая силы врага, и одновременно готовилась к переходу в наступление. 1 января 1943 года она была передана Донскому фронту и в его составе участвовала в операции по ликвидации окруженной под Сталинградом группировки немецких войск. Как сказано в Указе Президиума Верховного Совета СССР, «за умелое и мужественное руководство боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях с немецко-фашистскими захватчиками» генерал-лейтенант В.И. Чуйков 28 января 1943 года был награжден орденом Суворова I степени. После завершения Сталинградской битвы с 6 февраля 1943 года 62-я армия входила в группу войск под командованием генерал-лейтенанта К.П. Трубникова, находившуюся в резерве Ставки ВГК. В марте 1943 года армия вошла в состав Юго-Западного фронта и участвовала в создании фронтового оборонительного рубежа на левом берегу р. Оскол. 5 мая 1943 года за мужество и героизм в ходе Сталинградской битвы 62-я армия была преобразована в 8-ю гвардейскую армию. Затем войска армии в составе Юго-Западного фронта занимали оборону по правому берегу р. Северский Донец севернее Славянска, а с июля — участвовали в Изюм-Барвенковской и Донбасской наступательных операциях.

Вот как отмечал командующий Юго-Западным фронтом генерал армии Р.Я. Малиновский в наградном листе от 26 сентября 1943 г. заслуги командующего армией: «8-я гвардейская армия под руководством тов. Чуйкова прорвала сильно укрепленную полосу противника по господствующему крутому и обрывистому западному берегу Северский Донец. Эта трудная наступательная операция армии с форсированием широкого и глубокого на этом участке Северского Донца армией была выполнена отлично, и фронт противника на глубину 8–10 км был прорван, после чего завязались жестокие бои с подошедшими оперативными резервами противника, и в этих боях армия неуклонно отвоевывала километр за километром и завершила свое наступление взятием города и района Барышниково, окончательно сломив сопротивление противника и вынудив его к отходу. В этих боях тов. Чуйков показал себя бесстрашным и смелым командармом, проявил твердую волю и упорное стремление к победе над врагом, за что и заслуживает награждения орденом Кутузова первой степени».

Указом Президиума Верховного Совета от 26 октября 1943 года за эти бои командарм В.И. Чуйков был награжден орденом Ленина. С октября 1943 года армия под его руководством в составе 3-го Украинского фронта участвовала в битве за Днепр, в Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снигиревской и Одесской наступательных операциях. За умелое командование войсками армии генерал-полковнику В.И. Чуйкову 19 марта 1944 года было присвоено звание Герой Советского Союза.

В начале июля 1944 года армия была выведена в резерв Ставки ВГК, затем включена в состав 1-го Белорусского фронта и выдвинута на ковельское направление. В июле–августе ее войска в ходе Люблин-Брестской операции форсировали р. Западный Буг и участвовали в освобождении Люблина, затем они форсировали Вислу южнее Варшавы и овладели мангушевским плацдармом, который обороняли до середины января 1945 года.

В Висло-Одерской операции войска 8-й гвардейской армии участвовали в прорыве глубоко эшелонированной обороны противника, освобождении польских городов Лодзь и Познань, в захвате плацдармов на левом берегу р. Одер. В наградном листе командующий 1-м Белорусским фронтом Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал: «Войска, руководимые гвардии генерал-полковником тов. Чуйковым, 14 января 1945 года перешли в наступление с плацдарма на левом берегу р. Висла юго-восточнее Варка. Прорвали сильно укрепленную, глубоко эшелонированную полосу противника и за 25 дней с боями прошли свыше 500 км, форсировали р. Пилица и дважды р. Варта, освободив при этом десятки городов и сотни населенных пунктов… В результате тридцатидневных упорных боев в трудных условиях большого города и сильно укрепленной модернизированной крепости войска армии завершили разгром окруженного противника и овладели городом и крепостью Познань». За время наступления войска армии захватили в плен и уничтожили 88 295 солдат и офицеров противника. Захвачено: танков и самоходных орудий — 207, орудий разного калибра — 738, автомашин — 11 482, а также много другой техники и военного имущества. За эти успешные боевые действия армии в Висло-Одерской операции и личное мужество В.И. Чуйков Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года был удостоен второй медали «Золотая Звезда».

В ходе Берлинской наступательной операции, действуя на главном направлении 1-го Белорусского фронта, армия под его командованием прорвала сильную оборону противника на Зееловских высотах и успешно вела боевые действия за Берлин. За эти бои Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года В.И. Чуйков был награжден третьим орденом Суворова I степени.

После войны В.И. Чуйков продолжал командовать этой армией в Группе советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ). С 5 июля 1946 года он — заместитель главнокомандующего ГСОВГ. В январе 1947 года В.И. Чуйков был назначен помощником главнокомандующего Группой войск по строевой части, с 16 апреля — вновь заместитель главнокомандующего ГСОВГ. 12 ноября 1948 года В.И. Чуйкову было присвоено воинское звание «генерал армии». С 15 ноября 1948 года он — первый заместитель главнокомандующего ГСОВГ. С 30 марта 1949 года — главнокомандующий советскими войсками в Германии, он же главноначальствующий Советской военной администрации в Германии; с 5 ноября — одновременно председатель Советской Контрольной комиссии в Германии.

В мае 1953 года В.И. Чуйкова назначают командующим войсками Киевского военного округа, а в марте 1955 года присваивают воинское звание «Маршал Советского Союза». С апреля 1960 года В.И. Чуйков — главнокомандующий Сухопутными войсками, заместитель Министра обороны СССР и член Коллегии Министерства обороны СССР. Одновременно 25 августа 1961 года утвержден начальником Гражданской обороны СССР. В июне 1964 года его освободили от должности главнокомандующего Сухопутными войсками – заместителя Министра обороны СССР и по июль 1972 гола он исполнял должность начальника Гражданской обороны СССР, а затем — генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Минобороны СССР.

Василий Иванович вел активный образ жизни — часто бывал в войсках, на учениях, общался с молодежью, посещал военные училища и школы, занимался литературным трудом. Его перу принадлежит ряд воспоминаний о Великой Отечественной войне.

Ратная служба Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова была высоко оценена Родиной. Он награжден девятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, тремя орденами Суворова I степени, орденом Красной Звезды, медалями, иностранными орденами и медалями, а также почетным оружием (1929 г.) и золотыми часами от ВЦИК (1919 г.).

В 1981 году В.И. Чуйков написал завещание: «Чувствуя приближение конца жизни, я в полном сознании обращаюсь с просьбой — после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 года мой командный пункт. С того места слышится рев волжских вод, залпы орудий и боль Сталинградских руин, там похоронены тысячи бойцов, которыми я командовал…» Спустя год В.И. Чуйков умер в Москве, прах его был захоронен на Мамаевом кургане в Волгограде.

Валерий Русанов,
ведущий научный сотрудник
Научно-исследовательского института
военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук, доцент

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false