Бонч-Бруевич Михаил Дмитриевич
Генерал-лейтенант М.Д. Бонч-Бруевич |
БОНЧ-БРУЕВИЧ Михаил Дмитриевич [24.02(8.3).1870, Москва, – 3.8.1956, там же], русский советский военный деятель и военный теоретик, генерал-майор Российской императорской армии (1914), генерал-лейтенант Красной армии (1944). Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич родился в дворянской семье, имевшей белорусско-литовские корни. Его отец, Дмитрий Афанасьевич, был землемером 2-го отделения Чертёжной межевой канцелярии, а мать, Мария Сергеевна, – домохозяйкой, выпускницей Александро-Мариинского женского института. Образование Михаил Дмитриевич получил в Константиновском межевом институте, который закончил в 1890 году, и на дополнительном курсе математического факультета Московского университета. В сентябре 1891 года он поступил на военную службу. После окончания в 1892 году одногодичного отделения Московского пехотного юнкерского училища, на котором обучались юнкера с высшим образованием, был произведён в подпоручики и выпущен в 12-й гренадёрский Астраханский полк. |
Через шесть лет, в 1898 году, Бонч-Бруевич закончил по первому разряду Николаевскую академию Генерального штаба, после чего был произведён в капитаны Генерального штаба.
В 1898–1907 годах Михаил Дмитриевич проходил службу на различных должностях в штабе Киевского военного округа, войсками которого с 1889 по 1903 год командовал выдающийся военный мыслитель генерал от инфантерии М.И. Драгомиров. В 1905 году М.И. Драгомиров пригласил М.Д. Бонч-Бруевича для совместной работы по подготовке нового издания «Учебника тактики», составленного по опыту Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. До смерти М.И. Драгомирова в октябре 1905 года соавторам удалось переработать только первую часть учебника. Вторую М.Д. Бонч-Бруевич исправлял самостоятельно, руководствуясь оставленными покойным генералом указаниями. Переработанный учебник был издан двумя частями в 1906 и 1907 годах. В дальнейшем М.Д. Бонч-Бруевич дополнил его на основании опыта Русско-японской войны 1904–1905 годов и переиздал в 1910–1911 годах.
Михаил Дмитриевич активно занимался литературной деятельностью. Его статьи печатались в газетах «Русский инвалид», «Киевская газета», «Волынская жизнь», в журнале «Разведчик», в сборнике «Армейские дела и делишки». Большая часть их была посвящена популяризации идейного наследия М.И. Драгомирова, а также проблемам воспитания и тактической подготовки русской армии. М.Д. Бонч-Бруевич выступал в защиту М.И. Драгомирова, когда в военной печати генерала обвиняли в том, что он недооценивает значения военно-технического фактора и скорострельного оружия в боевой подготовке войск.
Генерального штаба полковник М.Д. Бонч-Бруевич |
В 1907 году конференция Николаевской академии Генерального штаба пригласила Михаил Дмитриевича читать курс прикладной тактики. В том же году за отличие по службе его произвели в полковники. Обучавшийся в 1907–1909 годах в академии Б.М. Шапошников, впоследствии Маршал Советского Союза, вспоминал: «В моей группе руководителем занятий были сначала полковник Добрынин, а потом полковник Бонч-Бруевич – толковые и знающие офицеры». В 1908 году М.Д. Бонч-Бруевич штаб-офицер для поручений при штабе Варшавского военного округа, а затем начальник штаба Либавской крепости. В январе 1910 года он был назначен на должность штаб-офицера Николаевской академии Генерального штаба, где заведовал слушателями академии. |
Также он читал курс тактики в Офицерской стрелковой школе, участвовал в подготовке «Устава полевой службы», изданного в 1912 году, и в составлении «Наставления для действий пехоты в бою», увидевшего свет через два года.
Начало Первой мировой войны застало М.Д. Бонч-Бруевича в должности командира 176-го пехотного Переволоченского полка, дислоцированного в Чернигове, но уже в августе 1914 года он был назначен генерал-квартирмейстером штаба 3-й армии, а в сентября того же года – генерал-квартирмейстером штаба Северо-Западного фронта. Участвовал в Галицийской операции против австро-венгерских войск. По завершении операции был произведён в генерал-майоры и награждён Георгиевским оружием. Рис. 3
Генерал-майор М.Д. Бонч-Бруевич |
С апреля 1915 года М.Д. Бонч-Бруевич временно исполнял обязанности начальника штаба 6-й армии, дислоцированной в Петрограде, а в августе 1915 года его назначили начальником штаба Северного фронта. За годы службы в Российской императорской армии Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич был награждён орденами: Св. Анны 1-й, 2-й и 3-й ст., Св. Станислава 1-й, 2-й и 3-й ст., Св. Владимира 3-й и 4-й ст., а также Георгиевским оружием. |
От воинских частей гарнизона его избрали в состав исполкома Псковского губернского и городского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов.
В период Корниловского мятежа в августе 1917 года Временное правительство назначило М.Д. Бонч-Бруевича временно исполняющим обязанности главнокомандующего войсками Северного фронта. С сентября 1917 года он находился в распоряжении начальника штаба Верховного главнокомандующего, Ставка которого располагалась в г. Могилёве. С октября того же года Михаил Дмитриевич – начальник гарнизона Могилёва и одновременно член исполкома Могилёвского Совета рабочих и солдатских депутатов.
После Октябрьской революции М.Д. Бонч-Бруевич стал одним из первых генералов русской армии, который добровольно перешёл на сторону советской власти. Его родной брат – Владимир Дмитриевич являлся одним из ближайших сподвижников В.И. Ленина. С октября 1917 по октябрь 1920 года он занимал должность управляющего делами Совета народных комиссаров (СНК). В мемуарах генерал напишет: «Скорее инстинктом, чем разумом, я тянулся к большевикам, видя в них единственную силу, способную спасти Россию от развала и полного уничтожения». Вместе с тем Михаил Дмитриевич, в отличие от брата, сторонился политики и поэтому остался беспартийным.
Титульный лист военных мемуаров М.Д. Бонч-Бруевича
После того как 18 февраля 1918 года войска Германии, нарушив условия перемирия, перешли в наступление на всём фронте от Балтийского до Чёрного моря, в Петроград из Могилёва по вызову Совнаркома прибыли поездом 12 бывших офицеров и генералов Ставки во главе с М.Д. Бонч-Бруевичем. Они были приняты В.И. Лениным, который поставил им задачу в экстренном порядке выработать план обороны Петрограда и заняться формированием отрядов для отправки на фронт. Таким образом, Михаил Дмитриевич стал одним из организаторов Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), которая была создана в феврале 1918 года.В ноябре 1917 года после отказа Верховного главнокомандующего действующей армии генерал-лейтенанта Н.Н. Духонина выполнить распоряжение СНК начать переговоры с Германией, Советское правительство предложило М.Д. Бонч-Бруевичу занять должность Главковерха. Он отказался, считая, что этот пост должен занимать политический деятель. Главковерхом назначили прапорщика Н.В. Крыленко. М.Д. Бонч-Бруевич как начальник гарнизона предотвратил вооружённое столкновение между красногвардейскими отрядами, движущимися с новым Главковерхом к Могилёву, и частями, охранявшими Ставку. 20 ноября Совнарком назначил М.Д. Бонч-Бруевича начальником штаба Верховного главнокомандующего.
В марте того же года М.Д. Бонч-Бруевич становится военным руководителем Высшего военного совета – первого высшего военного органа стратегического руководства Вооружёнными силами Советской республики, председателем которого был назначен нарком по военным и морским делам Л.Д. Троцкий.
На основании директивы Высшего военного совета из отдельных частей русской армии и разрозненных красногвардейских и партизанских отрядов были созданы Северный участок отрядов завесы (СУОЗ) и Западный участок отрядов завесы (ЗУОЗ), с целью воспрепятствовать продвижению германских войск внутрь страны. Отряды завесы сыграли важную роль в строительстве Красной армии и защите Советской республики. Из состава СУОЗ и ЗУОЗ летом 1918 года были созданы первые регулярные соединения Красной армии. Михаил Дмитриевич об этих события вспоминал: «Смысл «завесы» заключался не только в том, что с ее помощью прикрывались границы Республики. Она являлась в то время едва ли не единственной организацией, приемлемой для многих генералов и офицеров царской армии, избегавших участия в Гражданской войне, но охотно идущих в «завесу», работа в которой была как бы продолжением их старой военной службы».
Как военный руководитель Высшего военного совета М.Д. Бонч-Бруевич разрабатывал вопросы организации Красной армии, руководил операциями на фронтах, учредил систему военных округов на территории Советской республики, руководил военной разведкой и контрразведкой, направлял работу органов военных сообщений. Он выступал за переход от добровольного принципа комплектования Красной армии к всеобщей воинской повинности. Михаил Дмитриевич был одним из инициаторов принятия декрета СНК от 29 июля 1918 года о призыве в Красную армию в качестве «военспецов» бывших генералов и офицеров русской армии.
В июне – июле 1919 года М.Д. Бонч-Бруевич начальник Полевого штаба Революционного военного совета республики. На Полевой штаб возлагались: планирование стратегических операций советских Вооружённых сил и обеспечение руководства ими; подготовка и инспектирование всех родов войск и служб РККА; организация стратегических перегруппировок войск на театрах военных действий (ТВД).
М.Д. Бонч-Бруевичу недолго руководил работой Полевого штаба, так как у него возникли разногласия с рядом членов РВСР по стратегическим вопросам и не сложились личные отношения с Главнокомандующими Вооружёнными силами республики, бывшими полковниками русской армии И.И. Вацетисом и С.С. Каменевым. В мемуарах Михаил Дмитриевич написал: «Идти к Вацетису в подчинение я решительно не хотел. Я не ладил с ним ни будучи начальником штаба Ставки, ни сделавшись военным руководителем Высшего Военного совета. К тому же я был значительно старше его по службе. В то время, когда я в чине полковника преподавал тактику в Академии Генерального штаба, поручик Вацетис был только слушателем и притом мало успевавшим».
В августе 1919 года М.Д. Бонч-Бруевич ушёл по собственному желанию с руководящих постов в Красной армии и всецело посвятил себя научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Он работал в Военно-исторической комиссии по исследованию и использованию опыта Первой мировой войны, преподавал в Военной академии РККА и на Курсах усовершенствования высшего начальствующего состава (КУВНАС). С марта 1919 года он участвовал в создании Высшего геодезического управления Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), которое возглавлял до октября 1923 года. В 1925 году под руководством М.Д. Бонч-Бруевича было образовано государственное техническое бюро «Аэрофотосъёмка».
Комдив М.Д. Бонч-Бруевич в 1920-е годы |
В 1931 году Бонч-Бруевича вместе с другими бывшими офицерами и генералами русской армии арестовали по так называемому делу «Весна», но вскоре из-за отсутствия вины выпустили на свободу. В апреле 1937 года он был уволен в запас РККА, с присвоением воинского звания «комдив запаса». Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич вёл большую научную и педагогическую работу, являлся доктором военных и технических наук. Им подготовлено значительное число трудов по тактике. Под его общей редакцией в 1939–1949 годах было издано девятитомное справочное руководство «Геодезия». В сентябре 1944 года Постановлением СНК М.Д. Бонч-Бруевичу присвоили воинское звание «генерал-лейтенант в отставке». Умер Михаил Дмитриевич 3 августа 1956 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. |
Сергей Корин,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук