Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Генерал-фельдмаршал И.И. Дибич-Забалканский в Русско-турецкой войне 1828–1829 годов

К 235-летию со дня рождения

ДИБИЧ-ЗАБАЛКАНСКИЙ Иван Иванович (Иоганн Карл Фридрих Антон) [2.5.1785, Грослейпе, Силезия, – 29.5(10.6).1831, Клещёво, близ Пултуска], российский военачальник прусского происхождения, генерал-фельдмаршал (1829), граф (1827).


Портрет Ивана Ивановича Дибича. Художник Дж. Доу.

Иван Иванович Дибич родился в семье полковника прусской армии барона Ганса Эренфрида фон Дибич и уроженки Риги Екатерины Вельтцин. Начало военной карьеры молодого силезца было связано с берлинским Кадетским корпусом, где за отличные успехи в науках он был произведён сначала в унтер-офицеры, а затем в портупей-прапорщики. Дальнейшая карьера молодого барона, как и его отца, должна была быть связана с прусской армией. Однако судьба распорядилась иначе. В 1801 году в возрасте 16 лет И.И. Дибич переезжает в Россию, где проживёт всю оставшуюся жизнь и будет служить российским императорам Александру I и Николаю I. Будучи военным по своей профессии, он участвовал практически во всех кампаниях и сражениях, которые Российская империя вела в первой трети XIX века.

Свою службу в российской армии И.И. Дибич начал в лейб-гвардии Семёновском полку в чине прапорщика, а боевое крещение принял под Аустерлицем в 1805 году. В 1807 году И.И. Дибич, прикомандированный к квартирмейстерской части, сражался против французов при Гутштадте, Гейльсберге, Прейсиш-Эйлау, Фридланде. В 1810 году в чине подполковника был переведён в Свиту Его Императорского Величества (Е.И.В.) по квартирмейстерской части, а в следующем году становится полковником, заняв довольно быстро высокое и влиятельное положение в штабе.

Отечественную войну 1812 года полковник И.И. Дибич встретил на посту обер-квартирмейстера корпуса, которым командовал генерал-лейтенант граф П.Х. Витгенштейн. В составе данного подразделения он сражался под Вилькомиром и Кластицами, Смолянами, Полоцком, у Студянки, под Колтынянами и у переправы через Березину.

В 1813–1814 годах генерал-майор И.И. Дибич принимает участие в Заграничных походах русской армии. В качестве генерал-квартирмейстера союзных войск он сражался под Люценом, Бауценом, Дрезденом, Кульмом, Данцигом, а также в битве под Лейпцигом, после которой в числе других отличившихся был пожалован в генерал-лейтенанты.

После войны с Наполеоном в 1815 году генерал И.И. Дибич получает должность начальника штаба 1-й армии. С этого времени начинается его сближение с Александром I. В 1823 году император назначает И.И. Дибича начальником Главного штаба. На этом посту генерал занимается организационной работой. Одновременно он являлся управляющим квартирмейстерской частью и Военно-топографическим депо. В 1823–1825 годах И.И. Дибич сопровождает царя во всех его поездках по России, в Варшаву, Крым и Таганрог.

После смерти Александра I при новом императоре И.И. Дибич ещё более упрочил своё положение, получив чин генерала от инфантерии и титул графа.

За свою тридцатилетнюю службу барон был удостоен всех высших орденов Российской империи. Он стал последним из четверых полных кавалеров ордена Святого Георгия – высшей военной награды государства.

Фельдмаршальский жезл И.И. Дибичу был пожалован императором Николаем I за заслуги в Русско-турецкой войне 1828–1829 годов.

Чем же проявил себя барон в этой войне?

К весне 1828 года отношения России с Турцией осложнились настолько, что 14(26) апреля Николай I подписал манифест об объявлении войны Османской империи. Во второй половине апреля Министерство иностранных дел России направило Порте (наименование правительства  Османской империи) и распространило в Европе декларацию о войне, в которой подробно отмечались факты нарушения Турцией различных статей предшествующих договоров [1]. Причинами же начавшейся войны послужили задержка торговых судов под российским флагом, захват грузов и высылка русских купцов из османских владений.

Незадолго до начала военных действий Николай I поручил начальнику Главного штаба генералу от инфантерии графу И.И. Дибичу разработку плана операций 2-й армии против Османской империи. В своих расчётах Дибич исходил из необходимости завершить войну с Турцией в течение одной кампании, при этом основным театром военных действий он считал Балканы.

Спустя 11 дней после подписания манифеста о войне, 25 апреля (8 мая) 95-тыс. русская армия под командованием генерал-фельдмаршала П.Х. Витгенштейна перешла р. Прут, заняла дунайские княжества и Валахию. Взяв Яссы и Бухарест, русские войска вышли к Дунаю. Но на Дунае армия встретила упорное сопротивление турецких крепостей.

С началом военных действий начальник Главного штаба генерал Дибич по распоряжению императора отправляется в действующую армию на Балканы и находится при главнокомандующем П.Х. Витгенштейне. Не имея определённой должности в войсках, он, однако, участвует в военных операциях. Так, 29 апреля (12 мая) Дибич возглавляет осаду крепости Браилов. Затем с войсками переправляется через Дунай и участвует во взятии крепостей Исакча и Кюстенджи.

Кампания 1828 года для русской армии оказалась не столь успешной, так как проводилась недостаточными силами и после перехода через Дунай свелась к одновременной осаде трёх крепостей, на которые было потрачено много сил и времени. Основные боевые действия развернулись у крепостей Силистрия, Шумла и Варна. Более успешно русские войска действовали под стенами Варны, куда 8(20) июля главнокомандующий направил основные силы русской армии. С помощью Черноморского флота, которым командовал адмирал А.С. Грейг, русским войскам удалось блокировать крепость, а затем вынудить её к капитуляции. Во взятии Варны участвовал и граф И.И. Дибич.  

Капитуляцией Варны завершилась военная кампания 1828 года, большая часть войск 2-й армии была отведена на зимние квартиры за Дунай. Хотя в ходе кампании были взяты Браилов, Кюстенджи, Варна и ряд других крепостей на Дунае, блокады Силистрии и Шумлы оказались неудачными.

В конце 1828 года И.И. Дибич был вызван в Санкт-Петербург, где представил императору план кампании на следующий год. В соответствии с ним русская армия должна была вести активные действия в направлении Константинополя через Малые Балканы, стремясь сломить сопротивление турок, и в кратчайшие сроки добиться победы [2]. В дополнение к этому Дибич обосновал необходимость создания на среднем Дунае операционной линии от Рущука до Никополя [3].

В начале 1829 года генерал И.И. Дибич сменяет на посту главнокомандующего русских войск на Балканах престарелого генерал-фельдмаршала П.Х. Витгенштейна. Прибыв в Яссы 13(25) февраля Дибич докладывает Николаю I о своем вступлении в должность. Приняв армию, он и начальник штаба генерал-адъютант барон К.Ф. Толь приступили к подготовке её к предстоящим боевым действиям: проводили доукомплектование, налаживали обеспечение продовольствием и укрепляли тылы. В своих сообщениях Императору Дибич отмечал, что состояние самой армии лучше, чем её снаряжение, указывал на необходимость усиления войск, за счёт привлечения резервных батальонов для обеспечения сохранности тыла [4].

Первым же успехом новой кампании стало взятие, считавшейся до того неприступной, крепости Силистрия, где находился 15-тыс. гарнизон. Решение начать военные действия в новой кампании на этом направлении Дибич обосновывал тем, что Силистрия располагалась на фланге, на расстоянии всего двух переходов от любой операционной линии к восточной половине Балкан. Приняв данное решение, он разделил силы армии на три части: правым флангом командовал генерал-адъютант П.Д. Киселёв, центр находился под личным началом главнокомандующего, левым – генерал от инфантерии Л.О. Рот.

В начале мая И.И. Дибич во главе 60-тыс. армии переправился через Дунай и осадил Силистрию. Получив донесение о готовящемся наступлении турок, главнокомандующий принимает решение выступить на юг для удара во фланг наступавшим, оставив под стенами крепости половину армии под командованием генерал-лейтенанта А.И. Красовского.

17 (29) мая новый главнокомандующий турецкой армии великий визирь Решид Мехмед-паша выступил с войском из Шумлы и, двигаясь к Силистрии через Праводы и Базаржик, намеревался оказать помощь крепости. Задача И.И. Дибича в этой ситуации сводилась к тому, чтобы форсированным маршем соединиться с войсками генерала Л.О. Рота и дать бой турецким войскам в открытом поле. Ожесточённое сражение произошло у крепости Кулевчи 30 мая (11 июня). 40-тыс. турецкая армия не устояла против 25 тыс. русских, отступив с поля боя и оставив более 5 тыс. убитыми. В письме Николаю I по поводу победы Дибич писал: «Всевышний благословил, вчера, геройския усилия победоносных войск В. И. В-ва. Великий визирь совершенно разбит; он потерял всю артиллерию … и его … разстроенной армии, без обоза и пушек с трудом … удастся добраться до Шумлы, проселочными дорогами» [5]. Разгром турецких войск у Кулевчи способствовал капитуляции Силистрии 18 июня (30 июня).


Сражение при Кулевче 30 мая 1829 года. Схема

После Кулевчинского сражения в начале июня русские войска заняли позиции против Шумлы, но наступательных операций с обеих сторон не предпринималось. Блокада крепости русскими войсками была не полной и, как следствие, к турецкому гарнизону постоянно подходило подкрепление и подвозился провиант. Военные действия под Шумлой затягивались, но главнокомандующий не спешил штурмовать крепость. Для него более важным на данный момент было преодолеть Балканский хребет, тем более что взятие Силистрии открыло русским войскам путь через Балканы к Адрианополю. Оставив отряд генерала Красовского блокировать крепость Шумлу, в июле 1829 года И.И. Дибич с главными силами начал Забалканский поход русской армии, который решил исход войны. В его распоряжении было около 50 тыс. человек. Войска двигались двумя колоннами: левая шла через Береговой перевал, правая – в направлении Провадия-Айдос, через Надир-Дербентский перевал [6]. Совершив стремительный марш-бросок через Балканы, 12–13(24–25) июля русские войска с ходу взяли приморский город Бургас и крепость Айдос. Корпус генерал-лейтенанта Ф.В. Ридигера разбил у Айдоса 12-тыс. турецкий отряд, посланный великим визирем. В письме Николаю I от 12(24) июля 1829 года Дибич отмечал: «Балканы, слывшия непреодолимыми в течение стольких веков, перейдены были ими (войсками) в 3 дня и победоносныя знамена В. И. В-ва развеваются на стенах Мисемврии, Ахиоло и Бургаса, в виду населения, принимающаго наших храбрецов, как своих избавителей и братьев» [7].

28 июля (6 августа) главнокомандующий с войсками спешно выступил к Сливне, где ожидали прибытия великого визиря. 31 июля (12 августа) Дибич двумя корпусами разгромил у Сливны отряд Халила-паши, который был послан великим визирем из Шумлы, и занял город.

Теперь у противника не было сил, способных противостоять русской армии. В этих условиях Дибич двинул свои войска на Адрианополь, важный турецкий город в Восточной Фракии. 8(20) августа город сдался без боя. Докладывая в Санкт-Петербург Дибич сообщал: «Войска неприятельския и жители сего города так сильно поражены были быстрым движением вверенных мне войск к оному и в такое пришли смятение, что при самом приближении победоносных знамен В. И. В-ва высланы были парламентеры для заключения капитуляции…» [8].

Взятие Адрианополя открывало русским войскам прямой путь на столицу Османской империи – Константинополь. Однако император и его окружение понимали, что взятие турецкой столицы могло грозить России новыми внешнеполитическими конфликтами. Об этом он сообщал в письмах своему генералу и торопил его не с продвижением к Константинополю, а, напротив, с заключением мира с Турцией. К султану был направлен посланник с предложением мира. Чтобы заставить Порту быстрее подписать мирный договор, И.И. Дибич предписал войскам выступить к Константинополю, 2-й корпус занял на Черноморском побережье Мидию, 6-й корпус – Люле-Бургас, 7-й корпус – Энос на берегу Эгейского моря [9]. Этот манёвр главнокомандующего способствовал тому, что 2(14) сентября 1829 года в Адрианополе был заключён мирный договор между Россией и Турцией. Обмен ратификационными грамотами 28 октября (9 ноября) 1829 года произвели с русской стороны - главнокомандующий граф И.И. Дибич, с турецкой – главный хранитель финансов султана Мехмет Садык-эффенди.

Хотя достигнутые преимущества русской армии под командованием И.И. Дибича в войне не были использованы в должной мере, тем не менее приобретения по Адрианопольскому трактату имели для России важное стратегическое значение, так как укрепляли её позиции на Черном море и положили конец турецкой экспансии в Закавказье.

Отмечая личный вклад графа И.И. Дибича в одержанной победе, Николай I писал ему: «Победоносная армия, предводительству Вашему вверенная, с самого открытия кампании не переставала ознаменовывать себя блистательнейшими подвигами. Совершенное разбитие главных сил верховного визиря при селении Кулевчи, покорение крепости Силистрия, незабвенный переход Балканских гор, овладение всеми крепостями Бургасского залива и занятие второстоличного города Адрианополя – суть дела, покрывшие ее неувядаемой славой. Но не довольствуясь сим, отличные воинские дарования Ваши явили свету событие, превосходящее даже меру ожидания. Вы не замедлили перенести победоносные знамена наши пред врата самой столицы неприятеля и … принудили наконец Оттоманскую Порту торжественно признаться в бессилии своем противостоять русскому оружию и решительно просить пощады» [10].

За боевые заслуги Николай I щедро и неоднократно награждал главнокомандующего во время боевых действий. По окончании кампании, кроме полученных орденов, к фамилии графа И.И. Дибича, по повелению Императора, было добавлено почётное именование – «Забалканский» [11], Черниговскому полку, шефом которого Дибич стал после взятия Силистрии, Император повелел впредь именоваться полком графа Дибича-Забалканского, а в сентябре 1829 года генерал от инфантерии И.И. Дибич был произведён в генерал-фельдмаршалы.


Портрет фельдмаршала графа И.И. Дибича. Художник Е.И. Ботман

Скончался полный кавалер ордена Св. Георгия генерал-фельдмаршал граф И.И. Дибич от холеры во время похода в Польшу в 1831 году. Похоронен он был на Волковском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.

Надежда Гришина,
младший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук


[1] Выскочков Л.В. Николай I. М., 2003. С. 351.
[2] Выскочков Л В. Указ. соч. С. 355.
[3] Там же. С. 356.
[4] Об этом см.: Епанчин Н А. Очерк похода 1829 г. в европейской Турции. Ч. 2. СПб., 1906.
[5] Император Николай Павлович и граф Дибич-Забалканский. Переписка во время русско-турецкой войны, 1829 г. // Русская старина. Т. XXXII. СПб., 1881. С. 571.
[6] Выскочков Л.В. Указ. соч. С. 357.
[7] Император Николай Павлович и гр. Дибич-Забалканский. Переписка 1828-1830. // Русская старина. Т. XXXIV. СПб., 1882. С. 167.
[8] Донесения графа Дибича и письма к нему императора Николая Павловича. 1829 г. // Русская старина. Т. XIX. СПб., 1877. С. 160. В это время И. И. Дибич располагал всего 25-тысячным войском.
[9] Император Николай Павлович и граф Дибич-Забалканский. Переписка во время русско-турецкой войны, июль-сентябрь 1829 г. // Русская старина. Т. XXXVI. СПб., 1882. С. 89-90; Выскочков Л.В. Указ. соч. С. 359.
[10] Цит. по: Рубцов Ю.В. Генерал-фельдмаршалы в истории России. М., 2008. С. 125.
[11] В письме Дибичу от 4 августа 1829 г. Николай I писал: «Любезный друг, как мне отрадно иметь возможность сказать Вам: спасибо Забалканский! Название это принадлежит Вам по праву, и я даровал его Вам от всего сердца». // Русская старина. Т. XXXIV. С. 173.

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false