К 105-й годовщине организации противовоздушной обороны Балтийского флота
Накануне Первой мировой войны особое внимание было обращено восточному району Балтийского моря, который с началом военных действий мог стать местом проведения крупных морских десантных операций противника с целью захвата важных приморских районов Прибалтики и Финляндии. Для своевременного вскрытия замыслов неприятеля руководство Военного воздушного флота (ВВФ) Российской империи выдвинуло идею ведения в указанных районах глубокой (стратегической) воздушной разведки. В частности, предусматривалось первую линию разведывательных воздушных станций разместить в городах Либава (Лиепая), Виндава (Вентспилс), Рига, Пернов (Пярну) и Ревель (Таллин), а вторую – в городах Юрьев (Тарту), Псков и Двинск (Даугавпилс). Непосредственный контроль за воздушным пространством в акватории Финского залива мог осуществляться силами военных дирижаблей с постоянными эллингами в городах Санкт-Петербург, Выборг и крепости Свеаборг (ныне – Суоменлинна, вблизи г. Гельсингфорс). В октябре 1913 года морской Генеральный штаб своим приказом (№ 263) запретил какие-либо полёты иностранных аэронавтов над водным пространством в районе между Свеаборгом и Ревелем.
В ходе кампании 1915 года активность ВВФ Германии на Балтике усилилась. Так, 25 января немецкий дирижабль «Парсеваль» РL-19 совершил бомбардировку военных объектов г. Либава, сбросив на них девять бомб. Однако на обратном пути к прусской границе дирижабль попал под зенитный огонь нашей береговой артиллерии и упал в море в 1,5 км от береговой кромки, где его окончательно расстреляли и потопили прибывшие из Либавы буксиры. Весь экипаж дирижабля (7 человек) взят в плен. Позднее потопленный «Парсеваль» был благополучно извлечён со дна.
Пленный экипаж германского дирижабля PL-19 под конвоем матросов Балтийского флотского экипажа. 1915 г.
Для защиты от воздушной угрозы Либавской крепости и порта Александра III морским ведомством была сформирована зенитная батарея. С оставлением русскими войсками г. Либава в начале мая 1915 года её расформировали. Несмотря на относительно малый срок существования воздушной обороны крепости, зенитчики сумели отразить все налёты со стороны авиации противника, нанеся последней определённый урон.
Ранее, в феврале того же года, командующий флотом Балтийского моря вице-адмирал Н.О. Эссен отдал распоряжение о создании воздушной обороны столицы Эстляндской губернии – г. Ревель и морской крепости Императора Петра Великого. Для их защиты предполагалось развернуть три зенитные батареи (12 орудий) и 18 пулемётных команд (38 пулемётов).
Личный состав одной из зенитных батарей морской крепости Императора Петра Великого
Проведённые к концу апреля 1915 года первичные мероприятия по организации воздушной обороны в зоне ответственности Балтийского флота положили начало формирования будущей противовоздушной обороны флота.
До января 1916 года удалось сформировать лишь одну зенитную батарею (о. Карлос) и несколько пулемётных взводов в системе артиллерии береговой обороны вышеназванных пунктов. К марту того же года Приморский фронт морской крепости уже располагал тремя зенитными батареями (12 75-мм орудий: мыс Какомяги, о-в Карлос, порт Рогекюль). На начало августа 1916 года общая численность зенитных средств возросла до 20 орудий. Месяцем ранее комендант морской крепости вице-адмирал А.М. Герасимов своим приказом № 1344 потребовал сформировать в интересах крепостной обороны три 4-х орудийные автомобильные батареи. Приказ коменданта от 26 августа того же года за № 1546 напрямую касался вопросов организации воздушной обороны. Он объявлял приказ командующего флотом Балтийского моря вице-адмирала В.А. Канина от 5 августа 1916 года за № 500 о совершенствовании организации защиты морской крепости от воздушного нападения противника. Одновременно вводился в действие «Перечень мероприятий на случай воздушных атак, выработанный специальной комиссией под председательством начальника воздушной обороны морской крепости Петра Великого». Также были приняты меры по организации защиты местного населения Ревеля от налётов вражеских летательных аппаратов.
Тем временем приморские военные объекты неоднократно подвергались воздушному нападению со стороны ВВФ Германии. Например, только за один налёт морского дирижабля SL-4 на оперативно-манёвренную базу Балтийского флота (БФ) – Балтийский Порт (Палдиски, Эстляндия) 22 сентября 1915 года на портовые и железнодорожные сооружения было сброшено до одной тонны бомб зажигательного и разрывного типов. Всего за годы войны в результате бомбардировок со стороны моря и с воздуха в Балтийском Порту были разрушены 24 городских постройки.
Также была развёрнута воздушная оборона ряда крупных приморских военных крепостей: Кронштадт, Свеаборг, Выборг и других. Одними из первых на Балтийском флоте начали проводиться мероприятия по организации воздушной обороны в морской крепости Кронштадт. С переводом её с 1 августа 1914 года на осадное положение коменданту крепости было предписано немедленно организовать ведение воздушного наблюдения в зоне ответственности крепостной артиллерии. Мероприятия по организации воздушной обороны осуществлялись в тесном взаимодействии с руководством приморской крепости Выборга и морской крепости Императора Петра Великого. Существенная помощь оказывалась и со стороны пограничной стражи, действовавшей в интересах командования 6-й армии, обеспечивавшей прикрытие российской столицы.
Осенью 1915 года кронштадтские укрепления и форты были включены в состав армейского (6-й армии) района Северного фронта. Помимо отражения возможного нападения с моря и десантных операций противника в Финском заливе крепостная артиллерия наделялась новыми задачами по борьбе с воздушным врагом. Первыми зенитными средствами (4 орудия) был оснащён форт «Тотлебен». К концу 1916 года завершилась установка двух зенитных батарей (8 орудий) вблизи форта «Ино». С началом 1917 года воздушное прикрытие объектов Кронштадтского района было возложено на вновь сформированный для охраны Петрограда авиационный дивизион. В его состав включался Кронштадтский корпусной авиаотряд, дислоцированный в районе г. Ораниенбаум (Ломоносов). Однако вследствие низкой укомплектованности лётным составом и устаревшим самолётным парком отряд на протяжении длительного времени оставался небоеспособным.
Свеаборг и близлежащие острова являлись частью морской крепости Императора Петра Великого, призванные защищать города Петроград и Гельсингфорс от возможного нападения противника. С началом военных действий были начаты работы по возведению новых батарейных позиций в Финском заливе (на островах Куйвасаари, Катаялуото и Рюсякари) и полевых укреплений. Для зенитного прикрытия 12-дюймовых орудий системы А.Ф. Бринка на станках конструкции Р.А. Дурляхера в северной части о. Куйвасаари была установлена батарея (4х75-мм скорострельных орудия). В ходе кампании 1915 года в связи с возросшей опасностью налётов цеппелинов воздушная оборона Свеаборга была усилена за счёт дополнительного привлечения зенитных пулемётов и прожекторов, снятых с кораблей Балтийского флота. Основу организации защиты крепости от воздушного нападения составили 10 зенитных орудий (8х75-мм морских пушек на станках системы Меллера – форт Торра-Мьеле и остров Опасный; два 76,2-мм полевых орудия – Николаевский остров).
75-мм пушка Канэ на станке Меллера
В тот же период для защиты структур управления Выборгской крепости и воинских запасов от возможных воздушных налётов противника вблизи северо-западной куртины (земляного вала) была установлена зенитная батарея из трёх орудий.
По своему статусу Выборг и Свеаборг относились к крепостям III класса, что больше соответствовало «приморским позициям». В годы войны воздушных налётов противника на них отмечено не было. Исключением являлась крепость Усть-Двинск (II класса), подчинённая командующему 10-й армии Северо-Западного (позднее – 12-й армии Северного) фронта. Она обеспечивала защиту г. Рига со стороны Рижского залива. Основу вооружения крепости составляли пять крепостных артиллерийских рот, сведённых в один батальон. В течение 1915–1917 годов оборонительные сооружения Усть-Двинска неоднократно подвергались ударам с воздуха. Для их отражения задействовались орудия крепостного типа. К весне 1917 года основу крепостной воздушной обороны составляли три артиллерийские батареи, имевшие на вооружении 5 42-линейных батарейных пушек образца 1877 года и 4 76,2-мм скорострельных орудия.
Особое место в организации воздушной обороны Балтийского флота занимали вопросы обеспечения защиты объектов береговой обороны от воздушного нападения. Первоначально разработанный до войны «План морских сил Балтийского моря на случай европейской войны» (1912 год) не предусматривал прикрытия военных объектов от нападения с воздуха. Осенью 1914 года был подготовлен новый план, внёсший некоторые поправки с учётом изменившихся условий. В частности, определялись роль и место морской авиации (МА). Ранее, в апреле того же года, авиационный комитет Балтийского моря уточнил задачи МА, в том числе – ведение борьбы с воздушными разведчиками противника. Эту задачу могли решать самолёты с радиусом действия в 250 км и вооружённые пулемётами. К концу кампании 1916 года самолётный парк морской авиации Балтийского флота достигал 83 самолёта, из них 12 типа М-11.
Гидросамолёт М-9 конструкции Д.П. Григоровича
Принимались меры и по оборудованию Балтийского морского театра военных действий (ТВД) соответствующими минно-артиллерийскими позициями. Согласно указанного ранее «Плана…» в течение ближайших пяти лет на важнейших участках побережья Балтики предусматривалось установить береговые батареи. К концу 1916 года их общая численность, без учета Кронштадтского района, достигла 67 подразделений (232 орудия).
К осени 1917 года оборона побережья Балтийского моря состояла из нескольких минно-артиллерийских позиций: передовой, центральной, флангово-шхерной и позиции в районе Моонзундских и Аландских островов. Зенитные средства преимущественно прикрывали крупнокалиберную артиллерию, составлявшую основу береговой обороны (табл.)
Таблица Артиллерийские подразделения русских минно-артиллерийских позиций в октябре 1917 г.
Название позиции |
Главная (Ревель – Порккала-Удд) |
Флангово-шхерная |
Або-Аландский укрепленный район |
Моонзундский укрепленный район |
Итого |
Батареи |
30 |
3 |
2 |
27 |
62 |
Особое внимание уделялось вопросам наращивания группировки воздушной обороны Моонзундского и Аландского архипелагов. В декабре 1916 года в составе войск гарнизона Моонзундских позиций имелось пять зенитных батарей, а в марте следующего года – уже восемь зенитных батарей и три пулемётные команды. Это стало следствием начавшегося перевооружения расположенных на островах Моонзундского архипелага артиллерийских батарей 152-мм и 254-мм орудиями. Высвобожденная часть 75-мм пушек была приспособлена для борьбы с воздушным противником. Зенитные батареи устанавливались в наиболее важных местах прибрежной полосы, для прикрытия крупнокалиберной артиллерии, воздушных станций в Кильконде (Кихельконне), Аренсбурге и базы Рогекюль.
Русские матросы возле переделанного в зенитное 75-мм орудие системы Кан.
Остров Утё. 1916 г.
Во время испытаний 63,5-мм зенитной пушки
Прикрытие архипелага с воздуха преимущественно ложилось на авиацию морских сил Балтийского моря, дислоцированной в районе Рижского залива на о-ве Эзель и состоявшей из: двух отрядов (авиационные станции, посты слежения и 12 летательных аппаратов) вблизи прихода Кильконд; двух отрядов (12 аппаратов) на мысе Церель (Сырве); одного отряда (6 аппаратов) у г. Аренсбург и одного отряда (6 аппаратов) на полуострове Вердер. Авиационные станции и посты имелись у Тахкуны на о-ве Даго и у мыса Дагерорт. Главная их база размещалась в Гапсале (Хаапсалу, Эстляндия). Общее количество самолётного парка морского ведомства на Моонзундской позиции составляло более 40 летательных аппаратов. Для решения задач воздушной обороны архипелага также привлекались отдельные отряды сухопутной авиации Северного фронта.
Основные требования по организации воздушной обороны, применительно для морской авиации, были определены в «Наставлении для боевых действий Воздушной дивизии Балтийского флота на 1917 год» и включали: охрану с воздуха кораблей, баз и воздушных станций; поддержку бомбардировочных и разведывательных действий своей авиации; охрану береговых сооружений и рейдов; воздушное прикрытие кораблей и объектов флота и др.
В период проведения Моонзундской оборонительной операции (12–20 октября 1917 года) система воздушной обороны русских войск столкнулась с крупной группировкой неприятельского ВВФ: шесть морских дирижаблей и 94 самолёта различных типов. Несмотря на значительные потери в живой силе и в технических средствах, наши морские зенитчики и лётчики нанесли противнику определённый урон, повредив цеппелин L-37 и сбив 5 гидросамолётов.
Активизация германского ВВФ в восточной Балтике потребовала включения зенитных орудий и в состав корабельной артиллерии. Ещё накануне Первой мировой войны морское министерство начало поиск приемлемых для корабельной артиллерии зенитных средств. В период 1913–1915 годов предпринимались попытки разработать зенитные орудия калибром 63- и 102-мм, однако они не получили серийного производства. В 1914 году была подана заявка руководству общества Путиловских заводов на получение 12 76,2-мм зенитных орудий конструкции Тарновского – Лендера. Одновременно начался выпуск палубных установок для ряда малокалиберных пушек (75-, 47-, 37-мм), использовавшихся как зенитные. Так, Обуховский завод получил заказ на изготовление 120 37-мм пушек Максима, 80 из которых должны были поступить на вооружение в 1917 году. Но вследствие большой загруженности завода заказ был сорван и флот не получил ни одного автоматического орудия.
76,2-мм пушка, приспособленная для стрельбы по воздушным целям. О-в Эланд. 1916 г.
Ранее Комиссия по испытанию полевой скорострельной артиллерии по указанию Главного артиллерийского управления (ГАУ) от 19 сентября 1914 года № 994 рассмотрела вопрос о возможности приспособления 57-мм пушки системы Гочкиса для борьбы с неприятельскими военными дирижаблями.
Летом следующего года по линии морского ведомства было заказано и изготовлено 80 зенитных установок на станках А.П. Меллера с углом возвышения до 50 градусов. 40 из них отправили на Балтику. Всего на Балтийском флоте, согласно отчёту артиллерийского отдела Главного управления кораблестроения, имелись следующие зенитные средства: 40-мм зенитных пушек – 5; 37-мм зенитных пулеметов – 42; 37-мм одноствольных пушек – 100; 47-мм пятиствольных пушек – 7; трёхлинейных пулемётов – 400. Наличие дефицита в зенитных орудиях заставляло командование БФ всё время перераспределять их между теми кораблями, которые в них нуждались наиболее остро в тот или иной момент. Больше всего зенитных орудий имел крейсер «Аврора» (6 шт.), обеспечивавший охрану судов в районе Ботнического и Финского заливов. По два 76,2-мм орудия образца 1914 года получили линкоры «Севастополь» и «Полтава», крейсера «Адмирал Макаров» и «Баян». Кроме того, на 1 апреля 1917 года на кораблях Балтийского флота состояло на вооружении 24 47-мм зенитных орудия.
Имело место переоборудование отдельных морских орудий для стрельбы по воздушным целям, в том числе на подводных лодках, неоднократно подвергавшихся нападению со стороны вражеских дирижаблей и гидросамолётов. Еще 15 апреля 1915 года морской Генеральный штаб рассмотрел вопрос о размещении на подводных лодках орудий, способных одновременно вести обстрел (в надводном положении) по морским и воздушным судам.
37-мм зенитная пушка на борту подводной лодки «Минога»
Однако проводимые мероприятия так и не смогли решить до конца войны проблему взаимодействия организации сухопутной и морской воздушной обороны. Об этом красноречиво говорит обращение начальника воздушной обороны сухопутного фронта морской крепости Императора Петра Великого к начальнику артиллерии 6-й армии от 4 декабря 1917 года за № 36. В нем, в частности, указывалось, что воздушная оборона крепости только формируется, и для её обустройства требуются соответствующие руководящие документы. Сложившаяся обстановка была связана с тем, что в период всей войны морской крепости Императора Петра Великого придавалось лишь второстепенное значение. Среди большей части моряков даже бытовало мнение, что здесь можно устроить оборону «…не прибегая к созданию дорогостоящих артиллерийских позиций…». К началу января 1918 года воздушная оборона крепости ограничивалась лишь тремя зенитными орудиями и Ревельским крепостным авиаотрядом. В ходе начавшейся 19 февраля того же года наступательной операции германских войск под кодовым названием «Фаустшлаг» («Удар кулаком») на Петроградском направлении воздушная оборона морской крепости Императора Петра Великого была ликвидирована.
С признанием Советской Россией независимости Финляндии, на её территории разгорелась гражданская война. Победа в войне правых сил, поддержанных кайзеровской Германией, привела к ликвидации объектов морского ведомства на Балтике, включая Выборгскую и Свеаборгскую крепости, Або-Аландский укреплённый район.
К весне 1918 года организация воздушной обороны Балтийского флота была ограничена корабельными средствами, а также отдельными зенитными батареями Кронштадтского и Петроградского районов.
Алексей Лашков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук