Маршал авиации Николай Михайлович Скоморохов
СКОМОРОХОВ Николай Михайлович [19.5.1920, село Лапоть Камышинского у-да, Саратовской губ., – 14.10.1994, Москва], советский военачальник, маршал авиации (1981), дважды Герой Советского Союза (22.02 и 18.8.1945), заслуженный военный лётчик СССР (1971).
Маршал авиации Н.М. Скоморохов
Будущий летчик-ас родился в крестьянской семье. В 1930 году семья переехала в Астрахань, где Николай в 1935 году окончил 7 классов. Два следующих года он обучался в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). После окончания ФЗУ работал слесарем и токарем на судостроительном заводе имени III-го Интернационала. В это же время окончил библиотечный техникум. С 1939 года одновременно учился и проходил первичную лётную подготовку в Астраханском аэроклубе.
В декабре 1940 года Золотовским РВК Автономной ССР немцев Поволжья 20-летний юноша был призван в Красную армию и направлен в Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова. В октябре 1941 года школу эвакуируют в г. Евлах Азербайджанской ССР, где он и заканчивает своё обучение. После выпуска в марте 1942 года старший сержант Николай Скоморохов был направлен для прохождения службы в запасной авиационный полк ВВС Закавказского военного округа, дислоцированный в районе Баку.
Воевать на фронтах Великой Отечественной войны старший пилот 164-го истребительного авиационного полка 295-й истребительной авиационной дивизии старший сержант Скоморохов начал в конце ноября 1942 года в предгорьях Северного Кавказа в районе городов Туапсе и Новороссийска.
Старший сержант Н.М. Скоморохов в начале боевого пути.
Северный Кавказ, 1942 г.
В январе 1943 года молодой лётчик одержал первую воздушную победу над врагом, сбив немецкий двухмоторный самолёт-разведчик «Фокке-Вульф» 189, прозванный красноармейцами «рамой». Немец барражировал над расположением советских войск и корректировал огонь своей артиллерии. В результате стремительной лобовой атаки враг был сбит. А летом 1943 года старший сержант Н.М. Скоморохов получил первую свою награду – орден Красного Знамени. В наградном листе отмечалось: «С декабря 1942 года по март 1943 года произвёл 79 боевых вылетов, из них – на разведку войск и объектов противника – 29, на сопровождение штурмовиков – 35 вылетов, на сопровождение морских транспортов – 12 вылетов… Провёл 5 воздушных боёв, в которых показал мастерство в технике пилотирования, упорство в бою, смелость и отвагу».
Младший лейтенант Н.М. Скоморохов. 1943 г.
В том же году лётчик переучился на поступивший в войска самолёт Ла-5 и, действуя сначала ведомым, а затем ведущим пары, принял участие в 58 воздушных боях, сбив лично и в составе группы 12 самолётов противника: три «Фокке-Вульф» 190, шесть Ме-109 и три Ю-87. Вскоре за героизм и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками уже лейтенант Н.М. Скоморохов был награждён вторым орденом Красного Знамени.
Лейтенант Н.М. Скоморохов у своего истребителя в 1943 г.
В конце 1943 года он был переведён в 31-й истребительный авиаполк той же дивизии и назначен командиром звена, а в марте 1944 года – заместителем командира эскадрильи и ведущим группы, то есть руководителем и организатором воздушного боя. За умелое управление своими лётчиками в воздухе и лично сбитые самолёты врага, число которых возросло до двадцати, старшего лейтенанта Н.М. Скоморохова командование представило в апреле 1944 года к награждению орденом Отечественной войны 1-й степени, а в ноябре этого же года – орденом Александра Невского. За умелое руководство подчинёнными на земле и в воздухе он в октябре 1944 года был назначен командиром эскадрильи.
Командир эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка капитан Н.М. Скоморохов ставит задачу лётчикам эскадрильи
Осенью 1944 года война переместилась на территорию Венгрии. Капитан Н.М. Скоморохов провёл в венгерском небе десятки воздушных боёв, одержав ряд блестящих побед. В боях под Будапештом он уничтожил целую группу фашистских асов, в том числе и из знаменитой 52-й (Бриллиантовой) истребительной эскадры люфтваффе – лучшей в германских ВВС. Многие воздушные бои, проведённые Н.М. Скомороховым в тот период, можно по праву отнести к лучшим образцам советского лётного искусства. Классическим примером в этом отношении являлся следующий воздушный поединок.
21 декабря 1944 года капитан Н.М. Скоморохов ведущим группы в составе четырёх самолётов Ла-5фн вылетел на «свободную охоту» в район озера Веленце близ Будапешта. Здесь советские лётчики встретили восемь истребителей-бомбардировщиков ФВ-190 А4, летевших на бомбёжку советских позиций. Несмотря на численное меньшинство, Скоморохов приказал вступить в бой и сам сбил ведущего вражеской группы. В небе закрутилась воздушная карусель. В район боя подошли еще две группы «Фокке-Вульфов». Считая своё превосходство подавляющим, они шли излишне самоуверенно. Советские лётчики атаковали сначала одну, а затем вторую группу. Немцы не выдержали, сбросили бомбы на свои войска и беспорядочно отступили. В ходе боя советские лётчики не допустили врага к бомбёжке советских позиций, командир эскадрильи Н.М. Скоморохов лично сбил три самолёта, а его лётчики – ещё два. За этот подвиг он был представлен к награждению очередным орденом Красного Знамени.
К 28 декабря 1944 года капитан Н.М. Скоморохов совершил 483 боевых вылета, во время которых сбил лично 25 и в составе группы 8 самолётов противника, а также штурмовыми действиями уничтожил: 3 самолёта противника, 11 автомашин, 13 повозок с боеприпасами, 1 склад с горючим, 9 железнодорожных вагонов.
За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года командиру авиаэскадрильи 31-го истребительного авиационного Нижнеднестровского ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени полка капитану Скоморохову Николаю Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за № 4895.
В боевых действиях лётчика-аса Н.М. Скоморохова было много передового и оригинального. Он был поборником новых боевых порядков истребителей, основу которых составляло не звено из трёх самолётов, а пара и звено из четырёх машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту. Знаменитое правило: «истребитель обороняется только нападением» – было законом в боевой работе нашего аса и его подчинённых.
К марту 1945 года Н.М. Скоморохов выполнил 520 боевых вылетов и сбил в воздушных боях лично 35 самолётов врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года майор Скоморохов Николай Михайлович был удостоен второй медали «Золотая Звезда» за № 6913.
Боевой путь 31-го истребительного авиационного Нижнеднестровского орденов Красного Знамени, Кутузова и Богдана Хмельницкого 2-й степени полка, а с ним и капитана Н.М. Скоморохова, завершился в мае 1945 года. За весь период участия в боевых действиях во время Великой Отечественной войны лётчик Н.М. Скоморохов воевал на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии. Он совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боёв, сбил лично 46 фашистских самолётов и 8 самолётов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Благодаря исключительному мастерству и везению сам Николай Михайлович ни разу не был ранен, его самолёты не горели, а он не был сбит.
24 июня 1945 года Николай Михайлович Скоморохов в числе других Героев Советского Союза участвовал в самом главном Параде в истории нашей Родины – Параде Победы.
После окончания войны майор Николай Михайлович Скоморохов продолжил службу в Советской армии. В 1949 году он окончил авиационное отделение Военной академии имени М.В. Фрунзе и в ноябре того же года был назначен командиром 111-го гвардейского истребительного авиационного Сталинградского Краснознамённого полка, дислоцированного в Прикарпатском военном округе. В апреле 1952 года подполковника Скоморохова назначают заместителем командира, а в январе 1954 года командиром истребительной авиационной дивизии в составе военно-воздушных сил Забайкальского военного округа.
В октябре 1958 года, после окончания Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, генерал-майор авиации Н.М. Скоморохов был назначен первым заместителем командира истребительного авиационного корпуса. В феврале 1961 года он возглавил этот корпус. В апреле 1968 года он был назначен командующим 69-й (с 1972 г. – 17-й) воздушной армии Киевского военного округа. В этом же году Николай Михайлович был удостоен высокого воинского звания генерал-полковник авиации. Имея богатый боевой опыт, генерал Скоморохов уделял большое внимание совершенствованию лётной подготовки личного состава частей и соединений, изучению и освоению новых самолётов, поступающих на вооружение, и управлению воздушным боем.
В августе 1973 года он был назначен начальником Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.
Во главе Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина.
Под его руководством профессорско-преподавательский состав академии провёл значительную работу по совершенствованию организации учебного процесса подготовки военных специалистов. Была значительно увеличена оперативно-техническая и практическая направленность подготовки слушателей; повышено качество разработки учебно-методических материалов, их содержание приведено в соответствие с требованиями прогрессивных методов обучения и полного использования потенциальных возможностей учебно-практической базы и специализированных классов; усилена эффективность системы воспитания слушателей на основе комплексного планирования и проведения мероприятий с обязательным привлечением всех категорий должностных лиц.
Слушатели академии уважали маршала авиации Н.М. Скоморохов за его подвиги во время Великой Отечественной войны, за его качества летчика-аса: выдержанность, расчетливость, решительность и хладнокровность в бою. Перед слушателями возникал образ военачальника, который приучил своё тело к физическим нагрузкам, аппетит – к умеренности, язык – к молчанию, ум – к объективности. Маршала Скоморохова отличали доброжелательность и терпение, он не позволял себе повышать голос в разговоре со слушателями.
Выпускникам Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина вспоминаются первые лекции, которые с началом нового учебного года для слушателей первого курса читал начальник академии маршал авиации Николай Михайлович Скоморохов.
Став доктором военных наук (1980) и профессором (1983), наряду с административной, он много внимания уделял и научно-исследовательской работе. Им опубликован ряд трудов по применению авиации в воздушных боях, оперативному искусству ВВС, подготовке военных кадров. Результаты исследований нашли отражение в военно-теоретических трудах, учебниках по тактике ВВС, тактике армейской авиации, в учебно-методических материалах, получили проверку во время боевых действий в Афганистане.
Будучи известным военачальником, он нередко использовал свои дружеские связи для развития академии. При его участии были сформированы основные фонды Музея авиации Военно-воздушных сил в поселке Монино, в том числе получены такие уникальные самолёты как Илья Муромец, Ту-4, Т-4 «сотка», Ту-144 и другая авиационная, в том числе и экспериментальная, техника.
В мае 1985 года состоялось событие, особенно памятное маршалу. Именно тогда, в честь 40-летия Победы над фашизмом, дважды Герою Советского Союза Н.М. Скоморохову было доверено почётное право пронести историческое Знамя Победы по Красной площади. В знамённой группе рядом со Скомороховым шагали ассистенты: Герой Советского Союза, полный кавалер ордена Славы старшина Н.И. Кузнецов, Герой Социалистического Труда, полный кавалер ордена Славы старшина П.А. Литвиненко, Герой Советского Союза полковник С.А. Неустроев, удостоенный этого высокого звания за водружение Знамени Победы на куполе рейхстага, и Герой Советского Союза полковник Н.М. Фоменко.
Военный парад 9 мая 1985 г. Заменная группа
В августе 1988 года маршал авиации Н.М. Скоморохов был назначен военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В мае 1992 года был уволен из рядов Вооружённых сил.
Жил в городе-герое Москве и продолжал активно работать председателем Российского Комитета ветеранов войны и военной службы. Николай Михайлович разработал свыше 140 научных трудов, несколько военных учебников, написал две книги мемуаров и две художественных повести. Трагически погиб в автомобильной катастрофе в районе пгт. Монино Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Могила маршала авиации Н.М. Скоморохова на Новодевичьем кладбище в Москве
За выдающиеся заслуги перед Отечеством маршал авиации дважды Герой Советского Союза Николай Михайлович Скоморохов многократно отмечен государственными наградами. Он награждён орденами Ленина (1945) и Октябрьской Революции (1980), четырьмя орденами Красного Знамени (1943, 1944, 1944, 1945), орденом Александра Невского (1944), двумя орденами Отечественной войны 1-й ст. (1944, 1985), орденом Красной Звезды (1956), орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й (1988) и 3-й (1975) ст.; медалями – «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Белграда», «За безупречную службу» 1-й ст. и др.; иностранными наградами: венгерским орденом Красного Знамени, югославским орденом «Партизанская звезда» 1-й ст., медалями БНР.
Памятная доска, установлена на жилом доме, где жил маршал авиации Н.М. Скоморохов.
Фото А. Захарова, 25 апреля 2014 г.
Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н.М. Скоморохова в 1953 году установлен в его родном селе. Бронзовые бюсты установлены на Аллеях героев в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков, в городах Саратов и Астрахань. Именем героя названы средние школы в городах Астрахань и Красноармейск и улица в городе Саратов. В Москве, на доме 11 по улице Мосфильмовская, где жил маршал, установлена мемориальная доска.
Сергей Курепин,
научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук