Советские летчики в небе Кореи
Война в Корее – военный конфликт между Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Республикой Корея в 1950–1953 годах, ставший одним из наиболее крупных военных столкновений, происшедших после окончания Второй мировой войны. Основой для военно-политической конфронтации послужило разделение Кореи осенью 1945 года на две части по 38-й параллели и образование в 1948 году в каждой из них самостоятельных государств с различным социально-политическим строем. Обе стороны хотели объединения и видели будущее единой Кореи в соответствии со своим пониманием перспектив развития государства. В своих стремлениях Северная Корея опиралась на помощь Китайской Народной Республики (КНР) и СССР, Южную Корею поддерживали Соединенные Штаты Америки и ряд стран Организации Объединённых Наций.
В начале конфликта военный успех был на стороне КНДР. Корейская народная армия (КНА) успешно провела Сеульскую, Сувонскую, Тэджонскую, Нактоганскую, Пусанскую наступательные операции и, заняв столицу Южной Кореи Сеул, оттеснила противника к Пусанскому плацдарму.
К середине августа 1950 года до 90% территории Южной Кореи было занято армией КНДР, однако массового народного восстания, на которое рассчитывало северокорейское руководство, в стране не произошло. Экстренно принятые США меры политического и военного характера позволили переломить ход военных действий в пользу южан. Южнокорейские войска при поддержке многонациональных сил ООН, созданных в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН (принятой при отсутствии представителя СССР), перешли в контрнаступление, восстановили статус-кво по 38-й параллели и захватили столицу КНДР Пхеньян.
Угроза захвата вооружёнными силами Южной Кореи и многонациональными силами ООН во главе с США северной части полуострова вынудила СССР и Китай прийти на помощь своему союзнику. В конце октября 1950 года на территорию Кореи были введены китайские войска под командованием маршала Пэн Дэхуая. Во избежание международного конфликта они именовались «китайскими народными добровольцами».
В свою очередь советское руководство оказало помощь КНДР авиацией и средствами ПВО. Уже в ноябре 1950 года в бой над северокорейской территорией вступили истребители МиГ-15 советского 64-го истребительного авиакорпуса (ИАК) с опознавательными знаками армии КНДР.
Истребитель МиГ-15
С начала военных действий в Корее основной ударной силой американских ВВС стала бомбардировочная авиация (самолёты В-29 «Суперкрепость» и В-26).
Бомбардировщик ВВС США В-29 «Суперкрепость»
В этих условиях основной задачей 64-го ИАК стало уничтожение бомбардировщиков ВВС США, прикрытие от их ударов важнейших промышленных и административных центров северо-восточного Китая и объектов тыла войск народной армии КНДР. К их числу относились: мосты через реку Ялуцзян, аэродромы в провинции Аньдун и Супунская гидроэлектростанция в районе Сиодзио.
Бомбардировщик ВВС США В-26
С продвижением северокорейских и китайских войск на юг дополнительно была поставлена задача – прикрыть объекты и коммуникации Северной Кореи на соответствующую глубину. Успешные действия советских лётчиков позволили нанести значительный урон авиации противника и заставили усилить прикрытие их ударных групп современными реактивными истребителями США F-86 «Сейбр».
Истребитель F-86 «Сейбр»
Это усложнило задачу советских лётчиков. Глубина района боевых действий наших истребителей ограничивалась рубежом реки Ялуцзян и береговой чертой Корейского залива.
В состав 64-го ИАК первоначально входили 28-я, 151-я и 50-я истребительные авиационные дивизии (иад). В последующем оргштатная структура корпуса подверглась изменениям, но постоянно в его составе насчитывались две-три иад, один отдельный ночной истребительный авиаполк (иап), две зенитные артиллерийские дивизии (зенад) и один зенитный прожекторный полк. Примечательно, что 324-й авиадивизией командовал прославленный советский ас, трижды Герой Советского Союза полковник И.Н. Кожедуб, которому категорически запрещалось лично участвовать в воздушных боях.
Командир 324-й авиационной дивизией триждыГерой Советского Союза генерал-майор
авиации И. Кожедуб и Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г. Захаров
64-м ИАК во время боевых действий в небе Кореи в разное время командовали: генерал-майоры авиации И.В.Белов,Г.А. Лобов, генерал-лейтенант авиации С.В. Слюсарев. Необходимо отметить, что лётный состав подбирался, как правило, из лётчиков-добровольцев, имевших опыт Великой Отечественной войны.
Условия выполнения боевой задачи советскими лётчиками характеризовались рядом особенностей:
1) необходимостью ведения боевых действий против значительно превосходящих сил авиации противника, рассчитывая только на свои силы, при отсутствии до конца лета 1951 года поддержки со стороны китайской и корейской авиации (за исключением случаев отражения ударов американских самолётов по объектам Китая);
2) локализацией района боевых действий рубежом Пхеньян – Гензан и береговой чертой, что в значительной степени затрудняло полное использование боевых возможностей самолётов МиГ-15;
3) ограниченностью аэродромной сети в районе боевых действий, полностью исключавшей возможность проведения аэродромного манёвра;
4) положительным фактором являлось то, что аэродромы базирования советской авиации длительное время оставались вне воздействия американских ВВС.
Инструктаж экипажей советских лётчиков-истребителей
на аэродроме Аньдун перед вылетом
До июня 1951 года из-за ограниченности аэродромной сети вблизи китайско-корейской границы и в связи с выполнением соединениями корпуса задачи по переучиванию китайских и корейских лётчиков, для ведения боевых действий использовалась лишь часть сил корпуса, состоящая примерно из двух полков с общим количеством до 60 боеготовых экипажей. И только после ввода в строй в дополнение к используемому аэродрому Аньдун нового аэродрома Мяогоу представилась возможность увеличить количество привлекаемых сил до пяти истребительных авиационных полков.
После ряда мероприятий, проведённых американским командованием по линии увеличения авиационной группировки, качественного улучшения самолётов и изменения тактики действий, воздушная обстановка на корейском театре военных действий (ТВД) к началу 1952 года стала более сложной для советских лётчиков. Основной ударной силой ВВС США в дневное время стала штурмовая авиация. В этой связи в планы боевого применения 64-го ИАК были внесены коррективы. Командир корпуса генерал-лейтенант С.В. Слюсарев отмечал: «Для того, чтобы использовать максимально возможные силы против штурмовиков противника, борьба с истребителями «заслона» велась преимущественно мелкими группами (звено, авиаэскадрилья), эшелонированными по высотам от 8000 до 14 000 метров, что позволяло сравнительно меньшими силами связывать большие группы истребителей «заслона» на широком фронте и создавать более благоприятные условия ударным группам для действий по штурмовикам».
Командование США своевременно реагировало на изменения в обстановке, пытаясь принятыми мерами снизить активность советских истребителей. Изменив тактику действий, американская авиация к концу 1952 года перешла от действий крупными силами к применению мелких групп на широком фронте, стремясь максимально использовать сложные метеоусловия севернее рубежа Ансю – Кайсен. Эффективность действия 64-го ИАК снизилась: если в 1951 году соотношение американских и советских потерь было 7,9:1, то в 1952 году – оно составило 2,2:1.
Одновременно с боевыми действиями перед авиаторами корпуса в 1952 году стояла задача по вводу в бой истребительных частей Объединённой воздушной армии (ОВА) Китая и Северной Кореи. Командующим ОВА был китайский генерал Лю Чжень, советником – генерал-майор авиации Д.П. Галунов. ВВС КНА возглавлял генерал Ван Лян, советник по авиации при штабе КНА – полковник А.В. Петрачев. Задача «боевой обкатки» ОВА выполнялась в течение ноября – декабря 1952 года в районах Тэйсю и Бугдин. В дальнейшем части ОВА действовали самостоятельно, при этом китайские – на западном, а корейские – на восточном побережье КНДР. Соединения 64-го ИАК находились в готовности к боевым действиям и в зависимости от складывающейся воздушной обстановки оказывали помощь группам ОВА.
По официальным данным за время войны «добровольцами» ВВС НОАК было сбито 330 самолётов противника (в т.ч. 211 F-86 «Сейбр»). Собственные потери составили 231 самолёт (МиГ-15 – 224, Ла-11 – 3 и Ту-2 – 4), погибло 116 лётчиков.
С начала 1953 года американское командование решило активизировать ночные действия своей бомбардировочной авиации по объектам и коммуникациям севернее рубежа Ансю – Канко. Это привело к необходимости увеличить число самолётовылетов советской истребительной авиации. В результате напряжённых боевых действий 64-го ИАК в январе 1953 года были сбиты семь В-29, что вынудило американцев значительно сократить их дальнейшее применение.
Сбитый советскими лётчиками в небе Кореи американский бомбардировщик В-29
Долгое время западные СМИ создавали и поддерживали миф о безоговорочном превосходстве американских ВВС в небе Кореи. Однако факты и цифры говорят об ином. Первую победу в бою реактивных самолётов одержал 1 ноября 1950 года старший лейтенант С.Ф. Хоминич. Первым асом, воевавшим в корейском небе на реактивном истребителе, стал капитан С.М. Крамаренко.
Вообще, героизм лётчиков – героизм особый. Для его проявления мало мужества и отваги. Необходимо и высочайшее лётное мастерство – только тогда смелость лётчика может привести к успеху в воздушном бою.
Своё лётное мастерство командир 2-й авиаэскадрильи 176-го гвардейского иап Сергей Макарович Крамаренко, сбивший в небе Кореи 13 самолётов, оттачивал ещё в годы Великой Отечественной войны. В 66 воздушных боях он лично сбил 2 немецких истребителя, аэростат и ещё 10 самолётов противника в группе. Генерал-майор авиации в отставке С.М. Крамаренко стал своеобразным долгожителем из лётчиков-героев войны в Корее, он ушёл из жизни совсем недавно – 21 мая 2020 года.
Серафим Павлович Субботин, сбивший девять самолётов, 18 июня 1951 года совершил первый в мире таран на реактивном самолёте МиГ-15.
В пункте 3 Устава внутренней службы Вооружённых сил СССР было сказано: «Ничто, в том числе и угроза смерти, не должно заставить военнослужащего Вооружённых Сил СССР сдаться в плен». И лётчик старший лейтенант Стельмах Евгений Михайлович в соответствии с требованием Устава, спускаясь на парашюте после катапультирования и не желая попасть в плен, последнюю пулю выпустил в себя. Он посмертно был удостоен звания Герой Советского Союза.
Анатолий Михайлович Карелин стал лучшим ночным истребителем. В одном из воздушных боёв он сбил сразу три «Суперкрепости», а всего уничтожил шесть В-29, став Героем Советского Союза.
Лучшими асами-истребителями войны в Корее стали командир 196-го иап полковник Евгений Георгиевич Пепеляев и заместитель командира эскадрильи 17-го иап майор Николай Васильевич Сутягин, сбившие более 20 самолётов.
Участники боёв в небе Корее подполковник Пепеляев и капитан Лапшин у МиГ-15. 1950г.
Лётчики 196-го иап под командованием Е.Г. Пепеляева одержали в небе Кореи 108 побед, потеряв лишь 10 самолётов и четырёх лётчиков. Этот результат был достигнут во многом благодаря тому вкладу, который внёс командир полка в подготовку пилотов. Так формулировал основные постулаты своей науки побеждать сам прославленный ас: «…своим командирам подразделений и лётчикам я поставил задачу: изучить район боевых действий; изучить лётно-технические данные самолётов противника, их тактику действий; облетать каждому свой самолёт, пристрелять оружие, проверить пилотажное и навигационное оборудование. Основной задачей в подготовке лётчиков я считал: моральную и физическую готовность; умение правильно и разумно маневрировать в воздушном бою, находить своё место при маневре группы; видеть и правильно оценивать обстановку в воздухе; в бою и после боя всегда помнить и знать общую ориентировку и не терять пространственное положение; научиться пилотировать самолет на всех высотах, особенно в воздушном бою, не глядя в кабину, за исключением особых случаев; не выходить самовольно из боя». Эти принципы подготовки лётчиков сохраняют актуальность и в наши дни.
Именно благодаря Е.Г. Пепеляеву Советский Союз получил бесценный трофей – практически целый «Сейбр», подбитый 6 октября 1951 года.
Высокое лётное мастерство советских лётчиков наиболее ярко проявилось 12 апреля 1952 года, когда на перехват 150 американских самолётов вылетело 80 самолётов МиГ-15 во главе с командиром 64-го ИАК генерал-майором авиации Г.А. Лобовым. В этом бою было сбито 11 американских самолётов, и в США 12 апреля окрестили «чёрным вторником». После этого противник в течение трёх месяцев осуществлял полёты только в ночное время.
Во время войны в Корее наибольшую результативность из всех авиационных соединений 64-го ИАК показали лётчики 303-й и 324-й иад. Эти дивизии по праву считались элитными. В их составе насчитывалось наибольшее количество лётчиков, имевших опыт Великой Отечественной войны, а также овладевших мастерством высшего пилотажа.
В итоге 40 лучших лётчиков этих дивизий сбили 351 самолёт противника. В составе 324-й иад 6 лётчиков были удостоены звания Героя Советского Союза, (один из них посмертно). Еще 12 лётчиков, удостоенных этого высокого звания, сражались в составе 303-й иад.
За всё время войны в Корее звания Героя Советского Союза были удостоены 22 лётчика-истребителя. За этот период истребителями корпуса было сбито 1097 самолётов противника. Свои потери составили: 110 лётчиков и 319 самолётов. Общее соотношение потерь за время войны в Корее 3,4:1 в пользу советских лётчиков «добровольцев».
Боевая задача, поставленная 64 ИАК, была выполнена. Оказанная СССР и Китаем помощь позволила стабилизировать обстановку, прекратить военные действия. Граница между КНДР и Республикой Корея прошла по 38-й параллели. Между государствами была создана демилитаризованная зона.