Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Леонид Игнатьевич Беда
БЕДА Леонид Игнатьевич [16.8.1920, с. Новопокровка Кустанайского у-да Оренбургско-Тургайской губ. – 26.12.1976, г. Минск, Белорусская ССР], советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), заслуженный военный летчик СССР (1971).
Генерал-лейтенант авиации Л.И. Беда
Предки будущего летчика-аса еще во времена столыпинской аграрной реформы переехали из Украины в Казахстан для освоения новых земель. Леонид был старшим сыном в большой крестьянской семье. В 1936 году он окончил семилетку, а в 1940 году – Уральский учительский институт. Однако его манило небо: параллельно с педагогическим образованием Леонид учился в аэроклубе, где показывал неплохие результаты, и 10 августа 1940 года был зачислен курсантом в 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу.
О начале Великой Отечественной войны курсант Беда узнал, когда стоял часовым на одном из постов учебного аэродрома. В приграничных боях гитлеровцы уничтожили практически все самолеты «Р-5» и «СБ», на которых учились летать курсанты школы. Пришлось срочно менять программу обучения и готовить летчиков на самолет «Ил-2».
После выпуска в августе 1942 года сержант Леонид Беда был назначен пилотом 568-го штурмового авиационного полка 226-й смешанной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта. К тому времени о советском штурмовике «Ил-2» знали все: наши пехотинцы называли его «летающим танком», немцы – «черной смертью». На этом самолете под Сталинградом Леонид Беда получил боевое крещение.
Вопреки народной пословице «первый блин комом», первый боевой вылет сержанта Беды прошел, что называется, «без сучка, без задоринки». На рассвете его самолет вместе с другими поднялся с аэродрома. Стрелял и бомбил летчик по команде ведущего, выдерживая свое место в боевом порядке. Задание было успешно выполнено.
Такое начало окрылило молодого летчика, и он с нетерпением ждал нового задания. Однако следующий вылет не был таким успешным. Перед эскадрильей была поставлена задача атаковать эшелоны противника в районе железнодорожного узла. В первом заходе на цель нужно было сбросить бомбы, а Леонид Беда ошибочно выпустил неуправляемые реактивные снаряды. В следующей штурмовке – отработать по врагу ракетами, а он отстрелялся из пушки. Выполнив задание, группа взяла курс на аэродром. В это время пилот Беда с ужасом обнаружил, что бомбы находятся на борту самолета, а возвращаться с боекомплектом на базу в то время – подсудное дело. Пришлось возвращаться к железнодорожному узлу!
Вот как об этом эпизоде впоследствии рассказывал сын героя, Леонид Беда - младший: «Отец развернулся и решил сбросить оставшиеся бомбы. В первый заход немецкие зенитчики по нему не стреляли: думали, что это свой самолет. Бомбы отец не сбросил, посчитав, что недостаточно точно прицелился. Немцы только на выходе самолета из пикирования, увидев звезды на крыльях, опешили от такой наглости. Затем отец развернулся, решив точнее прицелиться и осуществить вторую атаку. По нему открыли огонь всеми зенитными средствами, но он все-таки сбросил бомбы и развернулся для ухода на свою территорию. Не успел опомниться, как возле его самолета появились четыре “мессера”. Ведущий немецкой группы подошел поближе, показал большой палец вниз: мол, давай садись у нас. А он им в ответ – кукиш».
Такой наглости советскому пилоту гитлеровцы простить не могли. Они стали поочередно заходить сзади (тогда еще «Ил-2» был без воздушного стрелка) и стрелять почти в упор до завершения боекомплекта. Отстрелявшегося «мессера» сменял другой.
В том бою Леонид Игнатьевич был ранен в голову, из-за чего в дальнейшем не видел одним глазом, а ранение в руку практически обездвижило ее. У самолета также было немало «ран». Несмотря на это, штурмовик слабо, но маневрировал, подчиняясь воле летчика, и не давал возможности противнику добить «наглеца». Это позволило пересечь линию фронта, а там наши зенитчики отсекли немецких истребителей, и Беде все-таки удалось долететь до своего аэродрома. Но, в момент выпуска шасси они отвалились от самолета, как только снялись с замков. Пришлось сажать машину «на брюхо». Навстречу поспешили инженеры. Посмотрели: прямых попаданий — более 380! Самолет не подлежал восстановлению, а Леонид Беда был направлен на лечение в госпиталь.
Оказавшись на больничной койке, Леонид Игнатьевич не стал терять времени даром. Он познакомился с другими летчиками, часть которых воевала с начала войны, и перенимал их боевой опыт. Многое не рассказывали в училище, многое не успели объяснить и боевые товарищи в полку. Теперь было время подтянуть теоритическую подготовку и узнать секреты бывалых асов. Когда Леонид выписался, узнал, что его полку было присвоено гвардейское звание, а сам он получил свою первую награду – орден Красной Звезды.
Отважный летчик сражался на Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. Прошел боевой путь от летчика до помощника командира полка. Леонид Беда – участник сражений на Кубани, Миус-фронте, Никопольском плацдарме. Освобождал Крым, Украину, Белоруссию, Литву, участвовал в наступательных операциях в Польше и Восточной Пруссии.
Однако не всегда все обходилось гладко. Так, об одном из таких нестандартных вылетов рассказывал сын прославленного летчика: «Больше такого количества попаданий в его самолет, как во втором бою, не было. Правда, было одно, случайное, при освобождении Крыма, когда он уже был командиром эскадрильи. При нанесении удара по аэродрому Джанкой в его самолет попал или осколок, или пуля, перебив трубопровод снабжения двигателя маслом. Масло вытекло, двигатель заклинило. Отец тогда уже летал на двухместном “Ил-2”. Со стрелком Романовым они были вынуждены посадить самолет.
Из ближайшей деревни на бронетранспортере и мотоциклах к ним начали приближаться немцы. Члены экипажа покинули самолет, прострелили бензобак и подожгли машину. Вдруг немцы притормозили, и экипаж увидел, как по ним ударили пушки штурмовиков: вернулась эскадрилья. Ведомый Беды, Анатолий Брандыс, который в будущем также стал дважды Героем Советского Союза, хотел посадить самолет рядом с ними. Увидев повреждения на крыле самолета Анатолия, Леонид снял гимнастерку, красную майку и замахал ею, запретив посадку. Тогда приземлился лейтенант Береснев, у которого это был первый боевой вылет. Летчик залез к нему в кабину, разместился вниз головой, а стрелок открыл смотровой люк фюзеляжа и вцепился там за элементы конструкции самолета. Так на удивление немцев и взлетели».
Всего за годы войны Леонид Беда на штурмовике «Ил-2» совершил 214 боевых вылетов. Первый, как уже упоминалось, был под Сталинградом, последний – под Кенигсбергом. Известно, что легендарный летчик сам разрабатывал и эффективно применял на практике тактические приемы поиска наземных целей и нанесения по ним ударов.
При освобождении Севастополя он в паре с Анатолием Брандысом в севастопольской бухте уничтожил немецкий корабль, который должен был увезти из Крыма в Германию различные военные и государственные ценности. Нужно было остановить его любым путем. С этой задачей не смогла справиться бомбардировочная авиация – слишком плотно прикрывали транспорт зенитки и истребители. Задачу решили два штурмовика. Вот как об этом рассказывал сын Леонида Игнатьевича: «Отец с Брандысом потренировали маневр, который они придумали. Чтобы немцы их не обнаружили, они заходили со стороны солнца, наводили тень самолета на цель и пикировали по солнечному лучу. Их обнаружили только на выходе из пикирования. Корабль никуда не ушел».
За это летчики были награждены орденами Красного Знамени. А за успешное выполнение заданий авиационной эскадрильей и ведомыми группами при нанесении ударов по противнику на Миус-фронте, Никопольском плацдарме, в бассейне Азовского моря, а также при освобождении Крыма и Севастополя Леонид Беда стал кавалером ордена Александра Невского. В октябре 1944 года в газете «Правда» был напечатан Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении капитану Леониду Беде звания Героя Советского Союза. В наградном листе значилось: «За 109 успешных боевых вылетов на бомбардировочно-штурмовые удары по вражеским укреплениям, скоплениям войск и техники противника». Вторая золотая звезда на его гимнастерке появилась 29 июня 1945 года «За дополнительно проведенные 105 успешных боевых вылетов на штурмовку опорных пунктов врага и по уничтожению его живой силы и техники». Так Л.И. Беда стал дважды Героем Советского Союза. Среди многочисленных наград знаменитого летчика были также орден Ленина, четыре ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени. Вскоре после окончания войны майор Беда окончил Курсы начальников воздушно-стрелковой службы авиаполков при Липецкой высшей офицерской летно-тактической школе ВВС.
Дважды Герой Советского Союза майор Л.И. Беда
Отгремела война, повержен враг. Страна переходила на мирные рельсы, а военным надо было обобщить полученный опыт, ликвидировать, выявленные пробелы. Пред каждым человеком в погонах встал вопрос: как дальше служить Родине? Восстанавливая сельское хозяйство и промышленность, или оставаясь на страже рубежей Отечества.
Сын Леонида Беды так рассказывал о выборе отца в этот период: «После войны фронтовики разделились на две части: одни ушли в гражданскую жизнь, другие остались военными. И тех, кого оставили служить дальше, по крайней мере, летный состав, отправили учиться в академии. Послевоенный набор в Военно-воздушную академию имени Гагарина в поселке Монино Московской области, как она позднее называлась, даже именовали “золотым”, “геройским”, а еще “золотой ордо”», потому что набор полностью состоял из летчиков – Героев и дважды Героев Советского Союза. И все, кто вместе воевал, теперь вместе учились и, конечно, дружили».
Слушатели Краснознаменной Военно-воздушной академии летчики Л.И. Беда и И.Н. Кожедуб
Во время учебы в академии Леонид Игнатьевич встретил свою будущую супругу – Клару Андреевну. Она стала верной офицерской женой и надежным тылом для Леонида Ивановича. После окончания академии подполковник Беда служил в Туркестанском военном округе: командир 905-го штурмового авиационного полка, а в 1954–1955 годах – заместитель командира 333-й штурмовой авиационной дивизии.
В январе 1955 года полковник Беда был зачислен слушателем авиационного факультета Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. Природный талант, старание и полученные знания помогали Леониду Игнатьевичу двигаться вверх по карьерной лестнице. Вскоре после окончания академии, в феврале 1958 года, Л.И. Беда был назначен командиром 172-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков в Северной группе войск. 7 мая 1960 года ему было присвоено очередное воинское звание генерал-майора авиации. В 1961 году последовало новое назначение на должность заместителя начальника отдела боевой подготовки и военно-учебных заведений 37-й воздушной армии, по-прежнему в Польше. В 1963 году генерал-майор Беда был переведен в город Лида и назначен командиром 1-й гвардейской штурмовой авиационной Сталинградской ордена Ленина дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии, в составе которой воевал в годы Великой Отечественной войны.
С 1968 года генерал-майор Беда занимал должность заместителя командующего 26-й воздушной армией Белорусского военного округа, а в феврале 1972 года он возглавил эту армию.
Говоря о причинах успеха, его сын отмечал: «Он [отец] был легендарным летчиком и командиром, его знали многие и многие стремились воевать, а потом служить под его командованием. Почему? Его группы всегда успешно выполняли поставленные задачи при минимуме потерь со своей стороны, да и все летчики эскадрильи под его командованием закончили войну в звании Героев Советского Союза. Причина такого успеха в том, что отец, от природы склонный к математике и анализу, получив педагогическое образование, был настоящим учителем на фронте для своих летчиков. Хоть возраст у него и был чуть за 20, он был учителем для них не только по служебному положению и диплому, а и по характеру».Пройдя путь от курсанта до генерал-лейтенанта авиации, он отдал армейской службе более 36 лет. В 1971 году ему присвоили звание заслуженного военного летчика СССР.
Дважды Герой Советского Союза Л.И. Беда жил в городе Минске. Являлся членом Центрального Комитета Компартии Белоруссии и депутатом Верховного Совета Белорусской ССР 5-го и 9-го созывов. В неслужебной обстановке Леонид Игнатьевич был азартным охотником, чуть меньше – рыбаком и автомобилистом; очень любил вместе с семьей собирать грибы.
В декабре 1976 года в Беловежской пуще с женой и детьми отдыхал Рауль Кастро, младший брат и соратник первого секретаря ЦК Компартии Кубы Фиделя Кастро. На его проводы прилетели руководители Белоруссии П.М. Машеров, Т.Я. Киселев, Ф.А. Сурганов. Так как аэродром был военный, присутствовал там и Леонид Беда. 26 декабря, после отлета Кастро, провожающие отправились в Минск на автотранспорте. Машина Сурганова, в которую тот пригласил пересесть генерала Беду, следуя по трассе, врезалась в автобус. Все пассажиры погибли.
Похоронен Леонид Игнатьевич Беда был на Московском кладбище г. Минска.
Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Л.И. Беды установлен в Кустанае. Его именем названы проспект в Минске, улица в городе Лида Гродненской области, школа в Харькове.
Могила генерал-лейтенанта авиации Л.И. Беды на Восточном (Московском) кладбище в Минске.
Алексей Белков,
заместитель начальника отдела
Научно-исследовательского института
военной истории ВАГШ ВС РФ