Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Маршал бронетанковых войск Михаил Ефимович Катуков

КАТУКОВ Михаил Ефимович [4(17).9.1900, с. Большое Уварово Коломенского у-да Московской губ. – 8.6.1976, Москва], советский военачальник, маршал бронетанк. войск (1959), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). 


Маршал бронетанковых войск М.Е. Катуков 

Будущий прославленный советский военачальник-танкист, легендарный командующий 1-й гвардейской танковой армией, родился в крестьянской многодетной семье. В 1911 году он с похвальной грамотой окончил начальную сельскую школу. В следующем году Михаил уехал к родственникам в Санкт-Петербург, где работал посыльным в фирме молочных продуктов купца Сумакова, а в 1916 году стал приказчиком.

Во время Октябрьского вооруженного восстания находился в Петрограде, вместе с рабочими громил юнкеров, засевших в гостинице «Севастополь» и на Лиговке.

27 марта 1919 года Михаил Катуков Коломенским уездным военкоматом был призван в Красную армию и в июле зачислен красноармейцем во 2-й запасной батальон. Вскоре его направили на Южный фронт, где по прибытии зачислили в 3-й ударный Крымский советский полк. В июле 1920 года он с маршевой ротой убыл на Западный фронт, где определен в 507-й стрелковый полк 57-й стрелковой дивизии Мозырской группы войск. В его составе сражался с белополяками в районах Мозыря, Овруча, Речицы, Брест-Литовска, на реках Западный Буг и Висла. В августе 1920 года в бою у деревни Мокраны Брестского уезда Гродненской губернии он был контужен. По окончании Советско-польской войны в ноябре 1920 года Катукова перевели в 33-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии, а в декабре зачислили курсантом на 23-и пехотные курсы в Могилеве.

С марта 1922 года он командовал взводом в 235-м Невельском полку 27-й Омской стрелковой дивизии Западного фронта (с 1924 года – Западного, а с 1926 года – Белорусского военных округов). В июне того же года переведен в 81-й стрелковый полк этой дивизии, где прослужил более 9 лет в должностях командира взвода, помощника командира и командира роты, помощника начальника и врид начальника полковой школы. 18 июня 1925 года Михаил Катуков окончил химические курсы при Смоленском гарнизоне и в июле назначен помощником командира батальона этого же полка. В октябре 1926 года его командировали на учебу на стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава РККА «Выстрел» им. Коминтерна. По возвращении в полк с августа 1927 года Михаил занимал должности командира роты и начальника полковой школы.

В декабре 1931 года Михаила Катукова назначают начальником штаба 80-го Ленинградского (Борисовского) Краснознаменного стрелкового полка. В апреле 1932 года полк был переформирован в отдельную механизированную бригаду, а М.Е. Катуков назначен исполнять должность начальника штаба.

С октября 1934 года Михаил Ефимович служил начальником 1-го (оперативного) отдела штаба 134-й механизированной бригады 45-го механизированного корпуса Киевского военного округа. В том же 1934 году его опять направляют на учёбу. После окончания курсов он вернулся в бригаду.

В 1935 году Катуков закончил академические курсы технического усовершенствования командного состава при Военной академии механизации и моторизации РККА имени И. В. Сталина и с сентября 1937 года служил начальником штаба 135-й стрелково-пулемётной бригады 45-го механизированного корпуса. В октябре 1938 года полковника Катукова утвердили в должности командира 5-й легкотанковой бригады. В сентябре следующего года Михаил Ефимович принимал участие в походе РККА в Западную Белоруссию. В июле 1940 года его перевели на должность командира 38-й легкотанковой бригады. С ноября 1940 года – командир 20-й танковой дивизии 9-го механизированного корпуса генерал-майора К.К. Рокоссовского Киевского Особого военного округа. На 1 июня 1941 года 20-я танковая дивизия включала 8997 чел. (87% штатного количества), 30 танков БТ, 6 танков Т-26. По сути, дивизия не являлась подвижным соединением, а представляла собой стрелковую бригаду, усиленную танковым батальоном.

С началом Великой Отечественной войны дивизия под командованием полковника М.Е. Катукова первый бой приняла 24 июня 1941 года в районе м. Клевань под Луцком, а уже через два дня участвовала во фронтовом контрударе в полосе 5-й армии в направлении Луцк – Дубно. В этих боях Михаил Ефимович показал себя умелым, инициативным организатором танкового боя с превосходящими силами противника.

К сожалению, 5-я армия разделила трагическую судьбу Юго-Западного фронта. 20-я танковая дивизия потеряла все свои танки и по решению командования была преобразована в 20-й мотострелковый полк, а танковые экипажи были отправлены в тыл для комплектования вновь создаваемых танковых частей. Полковник М.Е. Катуков был назначен командиром вновь формируемой 4-й танковой бригады. Школу командования танковой бригадой прошли многие советские полководцы. Например, будущие командующие танковыми армиями В.М. Баданов и П.А. Ротмистров осенью 1941 года командовали 12-й и 8-й танковыми бригадами. Дебют М.Е. Катукова как командира танковой бригады был самым ярким.

Формирование 4-й танковой бригады проходило под Сталинградом, технику она получала со Сталинградского тракторного завода. Соединение формировалось из 15-й танковой дивизии 16-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. После потери материальной части бойцы и командиры дивизии были направлены в Сталинград на переформирование. Опытные, обстрелянные экипажи стали одним из важных факторов успеха
4-й танковой бригады. 28 сентября бригада выгрузилась из эшелонов на станции Кубинка западнее Москвы. 


Полковник Катуков. 1941 г.

В первой половине октября 1941 года танковые части 2-й немецкой танковой группы под командованием генерала-полковника Гудериана устремились к Москве. В районе Мценска им преградила путь совместно с другими частями и 4-й танковая бригада полковника М.Е. Катукова. Командир бригады расположил боевые машины в укрытиях небольшими группами. Действуя из засад, танкисты бригады смелыми и короткими контратаками наносили сильные удары по противнику, в результате враг понес большие потери в живой силе и технике. Эти успехи были достигнуты благодаря применению новых тактических приемов боя и высоким моральным качествам личного состава. В ноябре, совершив
300-километровый марш, бригада вошла в состав 16-й армии Западного фронта и вела бои под Можайском и в районе Истринского водохранилища.

10 ноября Постановлением СНК СССР полковнику М.Е. Катукову было присвоено воинское звание «генерал-майор танковых войск». В тот же день он был награжден орденом Ленина.

11 ноября 1941 года был издан приказ НКО СССР № 337, в котором отмечалось: «4-я танковая бригада отважными и умелыми боевыми действиями с 04.10.1941 по 11.10.1941, несмотря на значительное численное превосходство противника, нанесла ему тяжелые потери и выполнила поставленные перед бригадой задачи прикрытия сосредоточения наших войск… В результате ожесточенных боев бригады с 3-й и 4-й танковыми дивизиями и мотодивизией противника фашисты потеряли 133 танка, 49 орудий, 8 самолетов, 15 тягачей с боеприпасами, до полка пехоты, 6 минометов и другие средства вооружения. Потери 4-й танковой бригады исчисляются единицами». За эти подвиги 4-я танковая бригада первой в Красной армии получила почетное звание «Гвардейская», гвардейское знамя и стала именоваться 1-й гвардейской танковой бригадой. В последующем 1-я гвардейская танковая бригада под командованием М.Е. Катукова успешно действовала в ходе контрнаступления под Москвой. Опыт бригады был обобщен в написанной под его руководством «Инструкции по борьбе с танками, артиллерией и пехотой противника», рекомендованной для использования войсками.

В ходе контрнаступления под Москвой была выявлена необходимость иметь более крупные танковые соединения, поскольку их отсутствие не позволяло решать задачи по широкому охвату и окружению немецких войск. Сведение двух – трех танковых бригад в одну группу показало их невысокую эффективность. Было принято решение о формировании танковых корпусов. Первые четыре танковых корпуса (1, 2, 3 и 4-й) были сформированы в апреле 1942 года. В составе корпуса были две (позднее три) танковые и одна мотострелковая бригады с численностью 100 (затем 150) танков. Командиром 1-го танкового корпуса назначен генерал-майор танковых войск М.Е. Катуков.

С конца марта до середины августа 1942 года корпус отражал натиск вражеских войск на курско-воронежском направлении в составе Брянского фронта. 17 сентября 1942 года М.Е. Катуков был вызван на прием к Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину и назначен командиром 3-го механизированного корпуса. В состав корпуса входили две танковые и три механизированные бригады. Общее количество танков составляло
224 единицы.

В составе Калининского фронта корпус участвовал в операции «Марс». 3-й механизированный корпус был введен в сражение в полосе наступления 22-й армии на второй день операции, когда оперативные резервы противника начали выдвижение к участку прорыва. Это привело к затяжным боям в тактической зоне обороны. Корпус нес большие потери и продвигался медленно. Введенная из резерва армии стрелковая дивизия не изменила оперативной обстановки на направлении наступления 22-й армии. В течение декабря еще дважды предпринимались попытки срезать Ржевский выступ, однако безуспешно.

В начале января 1943 года М.Е. Катуков был назначен командующим 1-й танковой армией, которая формировалась в районе г. Осташков на базе полевого управления 29-й армии с непосредственным подчинением Ставке ВГК. Тогда же он узнал о присвоении ему воинского звания «генерал-лейтенант танковых войск». В состав 1-й танковой армии вошли 3-й механизированный, 6-й танковый корпуса, три лыжные бригады, и другие соединения и части. В середине февраля армия была включена в Особую группу войск генерал-полковника М.С. Хозина, а по директиве Ставки ВГК от 21 марта 1-я танковая армия выведена в резерв представителя Ставки Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.

В Курской стратегической оборонительной операции армия, имея в своем составе 6-й и 31-й танковые, 3-й механизированный корпуса, артиллерийские, зенитно-артиллерийские, инженерные соединения и части, с 6 июля 1943 года во взаимодействии с другими объединениями и соединениями отражала на обоянском направлении наступление сильной танковой группировки противника. Командующий Воронежским фронтом докладывал в Ставку ВГК: «…1-й танковой армии была поставлена боевая задача разгромить наступающие войска на белгородском направлении. Несмотря на численное превосходство сил противника на ряде участков фронта, ни одна часть, ни одно соединение армии не дрогнуло и не отошло ни на один метр без приказа старшего командира. Весь личный состав армии стойко и героически сражался, героизм в этих боях был массовым явлением. В этих боях все соединения армии соревновались в мужестве и отваге. Каждый боец и командир стояли насмерть и не пропустили врага…».

Примечателен следующий факт из истории сражения на Курской дуге, характеризующий М.Е. Катукова как грамотного и инициативного военачальника. Дело в том, что командующий войсками Воронежского фронта приказал 1-й танковой армии нанести 6 июля 1943 года контрудар по наступающему противнику. Катуков был категорически против, поскольку вполне обоснованно считал, что немецкие танки, превосходя в огневой мощи, просто не подпустят к себе наши танки на близкое расстояние и расстреляют их при проведении контрудара. Армия понесет большие потери, не добившись успеха. Тем более, что контратаки танковых бригад в первый день Курской битвы это подтвердили. За несколько часов до начала контрудара М.Е. Катукову позвонил Верховный Главнокомандующий. В разговоре с ним М.Е. Катуков обосновал свою точку зрения, и приказ на контрудар был отменен. К сожалению, предвидение М.Е. Катукова через несколько дней оправдалось: 5-я танковая армия 12 июля 1943 года под Прохоровкой нанесла контрудар по наступающим войскам противника, однако задачу не выполнила, понеся большие потери.

В ночь на 16 июля войска и приданные 1-й танковой армии соединения и части были выведены в тыл. В ходе Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции войска армии с 3 по 11 августа прошли с боями 120 км, овладели г. Богодухов (7 августа), во взаимодействии с другими объединениями фронта рассекли крупную группировку войск противника и сыграли важную роль в отражении его контрударов в районах Богодухова и Ахтырки. Их успешное наступление в этой операции содействовало войскам Степного фронта в освобождении Харькова. Согласно директиве Генштаба от 8 сентября 1-я танковая армия была выведена в резерв Ставки ВГК в район г. Сумы. В октябре 6-й танковый корпус за проявленные героизм, отвагу, стойкость, мужество, организованность и умелое выполнение боевых задач был преобразован в
11-й гвардейский танковый корпус, а 3-й механизированный корпус –
в 8-й гвардейский механизированный корпус.

В соответствии с директивой Генштаба от 26 ноября 1943 года 1-я танковая армия по железной дороге была переброшена в район Бровары – Дарница и включена в состав 1-го Украинского фронта. К 10 декабря армия по железной дороге была переброшена на правый берег р. Днепр и сосредоточена в районе Святошино. В ходе Житомирско-Бердичевской операции, проходившей с 24 декабря 1943 года по 14 января 1944 года войска армии, действуя на направлении главного удара фронта, за 17 дней прошли с боями до 300 км, освободили более 100 населенных пунктов, в том числе г. Казатин (28 декабря) и во взаимодействии с соединениями 18-й и 33-й армий – г. Бердичев (5 января). В Проскуровско-Черновицкой операции, длившейся с 4 марта по 17 апреля 1944 года соединения и части армии за 15 суток продвинулись на 250 км, во взаимодействии с 4-й танковой армией рассекли немецкую группу армий «Юг» и отрезали ее главным силам пути отхода на территорию Западной Украины. Наступление проходило в условиях начавшегося весеннего половодья. Колесные машины не могли двигаться, а значит, подвозить все необходимое для армии. Генерал-полковник Катуков нашел выход из этого положения. Он приказал ко всем танкам, кроме передовых отрядов, прицепить волокуши и везти на них горючее, боеприпасы, продовольствие. За образцовое выполнение боевых задач, героизм, стойкость и мужество личного состава приказом наркома обороны СССР от 25 апреля 1944 года армия Катукова М.Е. была преобразована в 1-ю гвардейскую танковую армию.

В Львовско-Сандомирской операции, проходившей с 13 июля по 29 августа 1944 года войска 1-й гвардейской танковой армии в ходе 35-дневных непрерывных боев прошли около 400 км, во взаимодействии с соединениями 3-й гвардейской танковой армии, 13-й армии и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса овладели г. Перемышль (27 июля). В августе вели бои за удержание и расширение сандомирского плацдарма. 20 августа армия была выведена во второй эшелон 1-го Украинского фронта. 29 августа директивой Генштаба 1-я гвардейская танковая армия была выведена в резерв Ставки ВГК, а затем передислоцирована в район Люблина в состав войск 1-го Белорусского фронта. За умелое руководство войсками и проявленные мужество и героизм в Львовско-Сандомирской операции М.Е. Катукову было присвоено звание Героя Советского Союза. 


Командующий 1-й гвардейской танковой армией генерал-полковник М.Е. Катуков награждает бойца, 1944 г. Справа – член Военного совета генерал-майор танковых войск Николай Кириллович Попель.

С 14 января по 3 февраля 1945 года 1-я гвардейская танковая армия в составе 1-го Белорусского фронта принимала участие в Варшавско-Познаньской наступательной операции. В ходе операции войска армии за 18 суток прошли с боями свыше 600 км, прорвали 7 оборонительных рубежей, с ходу форсировали реки Пилица, Варта, Одер (Одра), освободили сотни польских городов и сел. Среднесуточный темп наступления составлял 33, а максимальный – 75 км. С 10 февраля по 5 марта войска армии участвовали в Восточно-Померанской стратегической наступательной операции, а с 8 по 24 марта были временно подчинены командующему
 2-м Белорусским фронтом. За успешные боевые действия 1-й гвардейской танковой армии в Восточно-Померанской операции М.Е. Катуков был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Свой боевой путь армия завершила в Берлинской стратегической наступательной операции. В этой операции армия, наступая на направлении главного удара 1-го Белорусского фронта, прорвала мощную оборону противника на Зееловских высотах, форсировала р. Шпрее и ворвалась в Берлин.

После войны генерал-полковник танковых войск М.Е. Катуков командовал этой же армией в Группе советских оккупационных войск в Германии, был командующим БТ и МВ этой группы войск, являлся начальником советской администрации Земли Саксония. В 1950 году направлен на учебу на ВАК при Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова, которые успешно окончил в следующем году.
С 1955 года – генерал-инспектор Главной инспекции МО СССР, заместитель начальника Главного управления Сухопутных войск. В 1959 году ему было присвоено воинское звание маршала бронетанковых войск. С 1963 года – инспектор-советник Группы генеральных инспекторов МО СССР.

Родина высоко оценила заслуги маршала. Он был награжден 4 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, орденами Кутузова 1-й и 2-й степеней, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами.

Скончался прославленный маршал 8 июня 1976 года. Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.

Могила Маршала М.Е.Катукова
Могила маршала бронетанковых войск М.Е. Катукова на Новодевичьем кладбище в Москве

Отечество свято чтит память о нем. На доме, где он жил в Москве по адресу: Ленинградский проспект, 75, установлена мемориальная доска, открыт музей-квартира. В городе Озеры установлен бронзовый бюст (авторы – скульптор Е.В. Вучетич, архитектор В.А. Артамонов), именем маршала Катукова названа центральная аллея города и целый микрорайон; школа в с. Бояркино (городской округ Озеры) носит имя М. Е. Катукова. На мемориале «Слава танковой гвардии»
в пос. Баковка  Московской области установлен его бюст. Бюст
 М. Е. Катукову установлен также в Парке Героев в поселке воинской славы Трудовая Северная (в городском округе Мытищи Московской области). В честь М. Е. Катукова названы улицы в городах: Москва, Озеры, Волоколамск, Липецк, Мценск, Снежное, Борщев, Черновцы, Орел, Белгород, Казатин, Воронеж, Богодухов. В Казатине ему установлен памятник за освобождение этого города. Средняя школа № 37 города Орла носит имя М. Е. Катукова.

Сергей Покровский,
научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false