Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Амет-Хан Султан

АМЕТ-ХАН Султан (25.10.1920[1], село Алупка Ялтинского у-да Таврической губ. – 1.02.1971, Москва), военный летчик-ас, подполковник (1946), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945).  Амет-Хан происходил из рабочей семьи. Его отец, Султан Амет-хан, лакец по национальности – выходец из дагестанского аула Цовкра-1, мать крымская татарка Насибе, занималась домом и воспитанием детей. Кроме Амет-Хана в семье воспитывалась дочь Фатиме и сын Имран. Семья проживала в собственном доме. В 1936 году Амет-Хан окончил 7 классов школы в Алупке, а в следующем году – железнодорожную школу ФЗУ в Симферополе. В 1937 – 1939 годах работал слесарем по ремонту паровозов в Симферопольском депо. В 1938 году окончил Симферопольский аэроклуб.

В Красную армию Амет-хан был призван в феврале 1939 года. «Гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова. За период с марта по декабрь 1939 года Амет-Хан поднимался в небо 270 раз. В его характеристике было отмечено, что курсант имеет большое желание летать, делает это умело и грамотно. В 1940 году, по окончании школы, в звании младшего лейтенанта, распределен в 122-й истребительный авиаполк Белорусского особого военного округа пилотом. Оттуда вскоре был переведен младшим летчиком в 4-й?истребительный?авиационный?полк Одесского?военного?округа, который дислоцировался под городом Григориополем в Приднестровье. Летал на самолетах И-15 и И-153.

Уже 22 июня 1941 года младший летчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага.

В октябре того же года Амет-Хан был назначен командиром звена в своем полку, который входил в состав 147-й истребительной авиационной дивизии Южного фронта.

В характеристике на 21-летнего летчика, составленной в те дни, его командир отмечал: «Товарищ Амет-Хан Султан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провел бой с бомбардировщиком противника в сумерках».

В конце декабря 1941 года Амет-Хан Султан в числе других летчиков полка был направлен в город Кинешму Ивановской области для переподготовки на английский истребитель «Харрикейн».

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк входил в состав Рыбинско-Ярославского дивизионного района ПВО. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу.

31 мая 1942 года город был атакован немецкими бомбардировщиками «Ю-88». Советские истребители вступили в схватку. Амет-Хан Султан, израсходовав все боеприпасы, таранил вражеский самолет, подойдя к нему сверху и ударив своим правым крылом по его правой плоскости. При этом обломивший при ударе крыло «Харрикейн» Амет-хана застрял между двигателем и фюзеляжем загоревшегося вражеского самолета. Через несколько дней после таранного победного боя, городской комитет обороны вручил победителю именные часы с надписью: «Лейтенанту Красной армии Амет-Хан Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолет...».

В июне 1942 года, летая на «Харрикейне», Амет-Хан Султан сбил 2 вражеских истребителя Ме-109 (оба в районе Елец – Липецк). В конце июня, когда 1400 фашистских самолетов были брошены на поддержку крупнейшего наступления немецких войск под Воронежем, генерал-майор Т.Т. Хрюкин, формирует 8-ю воздушную армию из истребительных полков, уже имеющих боевой опыт. 4-й полк такой опыт имел и его перебрасывают из Ярославля под Елец, а пилотов срочно переучивают летать на новых, маневренных и хорошо вооруженных «Яках».

В боях под Касторной и Воронежем Амет-Хан сбил 7 самолетов врага и был награжден орденом Красного Знамени.

Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолете Як-1, а с августа 1942 года на самолете Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включен в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, составленного из элиты советских летчиков, созданного для противодействия немецким асам. В этом полку воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили это звание, уже сражаясь в нем (будущие дважды Герои Советского Союза В. Лавриненков, А. Рязанов, И. Степаненко и Герои Советского Союза И. Борисов и Б. Еремин).

В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в составе которого он воевал уже до конца войны. За разработанную тактику атаки противника с высоты командующий 8-й?воздушной?армией генерал Т.Т. Хрюкин разрешил Амет-Хану нарисовать на фюзеляже своего самолета орла.

Мужество и отвагу проявил Амет-Хан в воздушном бою 25 марта 1943 года, когда уже развернулось сражение за освобождение Дона и Северного Кавказа. Комэск возглавил четверку «Яков», вылетевших на перехват бомбардировщиков противника. В районе Кейсу они встретили около 40 «Юнкерсов», которых прикрывали шесть «Мессеров». Впереди плотного строя самолетов противника шел флагманский бомбардировщик, окрашенный в белый цвет. Амет-Хан сверху стремительно атаковал ведущего фашиста. Со 150 метров открыл огонь и стрелял до тех пор, пока не подошел к нему почти вплотную. Удар был точным, «Юнкерс» загорелся, а спустя несколько секунд взорвался в воздухе. Увидев это, группа вражеских самолетов рассыпалась, стала беспорядочно уходить на запад. Сбросить бомбы на цель им так и не удалось.


Командир эскадрильи 9-го Краснознаменного гвардейского ИАП Амет-Хан Султан. 1943 г.

В августе 1943 года, базируясь в отбитом у врага Котельникове, полк получил новые истребители Р-39 «Аэрокобра». Уже вскоре после переучивания на «Аэрокобру» Амет-Хан участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточенных воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. Именно тогда отчетливо проявилась его склонность к максимальному раскрытию всех возможностей новой авиационной техники в боевых условиях. Постоянные пересаживания с одного типа истребителя на другой только обогащали его опытом и новыми знаниями.

К этому времени Амет-Хан Султан стал уже опытнейшим ассом. Он научился замечать врага раньше, чем тот заметит его, атаковал стремительно и неожиданно. «Высота – ключ к победе, – писал Амет-Хан в газете «Сталинские крылья». – Тот, кто выше, может в любую минуту спикировать на вражеский самолет и, развив большую скорость, достичь его».

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года капитан Амет-Хан Султан за выполнение 359 боевых вылетов и участие в 79 воздушных боях, в которых сбил лично 11 и в составе группы 19 самолетов противника, был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136).

В январе 1944 года Амет-Хан и его боевой товарищ, Герой Советского Союза И. Борисов, сумели захватить немецкий связной самолет Fi-156 «Шторх», принудив немецкого пилота к посадке на советский аэродром. Характерно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолет связи почти сразу, совершив на нем самостоятельный полет.

После отпуска летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной?Пруссии, участвует во взятии?Берлина.

Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провел 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф». В этом бою им был сбит истребитель «Фокке-Вульф-190».


Летчики 9-го гвардейского ИАП капитан И.Г. Борисов и майор Амет-Хан Султан. Весна 1945 г.

Всего за время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 – на штурмовку живой силы и техники противника), провел 150 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника.

Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка 1-й?воздушной?армии гвардии майор Амет-Хан Султан был награжден 29 июня 1945 года.

После окончания войны, по распоряжению Верховного?главнокомандующего, все летчики-асы были направлены на учебу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан – слушатель Военно-воздушной?академии?в?Монино. Но в начале 1946 года он подает рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии». Его рапорт был удовлетворен, и в апреле 1946 года майор Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Однако, несмотря на все, Амет-хан всеми силами стремился вернуться к летной профессии. Долгое время это ему не удавалось, но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года он становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского?института?в?Жуковском. Это было дело, наиболее подходившее для пилота, за годы войны успешно освоившего целый ряд отечественных и зарубежных самолетов.

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присваивают третий класс летчика-испытателя, в январе 1950 года – второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем 1-го класса. Он успешно выполняет самые различные испытания.

В июне 1949 года совместно с И.?Шелестом на самолете Ту-2 он проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку?в?воздухе.

В конце 1949 года Я.И. Верников и Амет-Хан Султан выполняют первый полет на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И. Микояна И-320 («Р-2») и в 1949 – 1950 годах проводят его заводские испытания.

В начале 1950-х годов в СССР начались испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС («Комета»). Амет-Ханом совместно с летчиками-испытателями С.Н. Анохиным, Ф.И. Бурцевым и В.Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС?(«Комета»). Самолет-аналог (его называли «К») был предназначен для отработки самолета-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолет Ту-4КС, самолет-носитель набирал высоту 3000 метров, после чего отцеплял самолет-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолет-снаряд летел на цель. Лишь в 200 метрах от цели летчик-испытатель переходил на ручное управление, уводя аналог от цели, после чего сажал его на грунтовую полосу. В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полет «К» с земли, первый старт с самолета-носителя и большое количество полетов с отцепкой от самолета-носителя. После одной отцепки двигатель самолета-снаряда сразу не запустился, и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская?премия 2-й степени.

В конце 1950-х годов в Амет-Хан Султан совершил около сотни испытательных полетов по программе разработки катапультных кресел для летчиков и космонавтов. Его постоянным напарником был испытатель В. Головин, который и выполнял катапультирование.


Летчик-испытатель Амет-Хан Султан.

В летно-испытательной практике Амет-хана не раз происходили внештатные ситуации, в ходе которых требовалось быстрота принятия правильного решения. Так, 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолетов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В.И. Головиным, на самолете МиГ-15УТИ произошел несанкционированный взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолета, разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин, возникла угроза пожара. Головин не мог покинуть самолет из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан, несмотря на команду руководителя полетов покинуть самолет, принял решение сажать самолет. Посадка была выполнена безукоризненно, и жизнь товарища была спасена.

Помогал Амет-Хан Султан и космонавтам в освоении невесомости. Он был одним из пилотов «воздушной лаборатории», на которой при выполнении так называемой «горки» создавалось ощущении кратковременной невесомости. Через такие полеты проходили все отечественные космонавты.

23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный?летчик-испытатель?СССР» (номер знака – 38). За время летных испытаний он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налет составил 4237 часов.


Удостоверение к почетному званию «Заслуженный летчик-испытатель СССР» Амет-Хана Султана

1 февраля 1971 года во время испытания нового реактивного двигателя на летающей лаборатории Ту-16 произошла катастрофа. Экипаж во главе с дважды Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР Амет-Ханом Султаном погиб. Похоронен выдающийся летчик в Москве на Новодевичьем кладбище.


Могила Амет-Хана Султана на Новодевичьем кладбище. Москва

Его именем названы площадь и улица в Симферополе, проспект в Махачкале, улицы в городах Казань (Татарстан), Алупка, Евпатория, Красноперекопск, Судак и Феодосия (Крым), Жуковский (Московская область), Каспийск и Хасавюрт (Дагестан).

Имя Амет-Хана Султана носят малая планета №6278 «Аметхан» (открыта 10 октября 1971 года), аэропорт в Махачкале и горный пик в Дагестане.

 

Материал подготовлен в Научно-исследовательском
институте военной истории ВАГШ ВС РФ

___________________________________________________

[1] По другим данным – 20 октября 1920 г.

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false