Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Шильдер Карл Андреевич

ШИЛЬДЕР Карл Андреевич [27.12.1785(7.01.1786), дер. Симаново Невельского у-да. Витебской губ., – 11(23).06.1854, Кэлэраш (Калараш), Румыния], русский военный инженер, инженер-генерал (1852), генерал-адъютант (1833). Карл Андреевич Шильдер происходил из дворянской семьи. Отец будущего генерала, Андрей Михайлович, уроженец Курляндии, был богатым и образованным рижским купцом. Вначале его коммерческие дела процветали, но позже финансовое положение пошатнулось, и Андрей Михайлович закрыл торговлю. Продав свой дом в Риге, он с семьей перебрался в усадьбу Симаново Витебской губернии, где родился его второй сын Карл. Усадьба Шильдеров славилась гостеприимством. Сюда часто заезжали владельцы соседних имений, среди которых были и офицеры Невельского гарнизона. С юных лет Карла увлекали рассказы о сражениях и подвигах русских офицеров под началом Г.А. Потемкина, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, тогда же у мальчика родилась мысль стать военным. Помимо занятий русским языком, литературой и математикой с домашним учителем, Карл много внимания уделял физической подготовке, развивая качества необходимые офицеру: решительность, силу воли и отвагу.

Большие успехи в науках, прекрасные математические способности требовали более глубоких знаний. Родители отправили Карла в Москву к старшему брату Ефиму Андреевичу, инженеру-строителю. Там Шильдер поступил в одно из лучших частных учебных заведений Москвы того времени – Московский университетский благородный пансион, где получил систематическое образование. В пансионе Карл проявил способности к точным наукам, иностранным языкам, к музыке и рисованию. Впоследствии даже в военное время Карл Андреевич устраивал музыкальные вечера, на которых исполнялись произведения В.А. Моцарта и Й. Гайдна, его любимых композиторов.

В марте 1802 года по окончании пансиона Карл Шильдер был зачислен на военную службу унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон. Здесь проявились его способности и основательные знания математических наук. Через год его перевели колонновожатым в Депо карт, являвшееся структурным подразделением квартирмейстерской части, или, как указывалось в документах того времени, «Свиты Его Императорского Величества по квартирмейстерской части».

Возглавлял квартирмейстерскую часть инженер-генерал граф Петр Карлович Сухтелен – один из образованнейших людей своего времени. По инициативе П.К. Сухтелена колонновожатые стали заниматься практическими тригонометрическими и топографическими съемками и изучением специальных дисциплин. Свою богатейшую личную библиотеку Сухтелен передал в Депо, чтобы молодые люди имели возможность изучить опыт предшественников. Благодаря деятельности графа к началу столкновений России с наполеоновской Францией русская армия была обеспечена квалифицированным корпусом офицеров-квартирмейстеров. По его инициативе была составлена и издана Депо карт столистная карта европейской части России. Кроме того, Сухтелен был инициатором военно-учебных и научных экспедиций. Так, в 1804 году в составе посольства Ю.А. Головкина в Китай была организована астрономическая экспедиция, в подготовке которой Карл Шильдер принимал самое деятельное участие.

В числе наук, преподаваемых колонновожатым, особое место занимали геодезия и фортификация. Последняя в особенности привлекала Карла, что во многом определило его дальнейшую судьбу.

Во время Русско-австро-французской войны 1805 года К.А. Шильдер участвовал в Аустерлицком сражении и по возвращении в Россию в мае 1806 года сдал экзамен на первый офицерский чин, был произведен в подпоручики и назначен во 2-й Пионерный полк. Так началась служба К.А. Шильдера в инженерных войсках, в которых он состоял до конца своей жизни.


Сапер и пионер 2-го Пионерного полка. 1812 г.

В 1810 году в России стали готовиться к новой войне с Наполеоном. На инженерные войска была возложена задача строительства укреплений на предполагаемых направлениях движения неприятельских войск. С этой целью было решено создать три мощных опорных пункта: в Риге, Бобруйске и Киеве.

Проект Бобруйского укрепрайона был разработан инженер-генерал-майором К.И. Опперманом и утвержден в июне 1810 года. Для строительства на р. Березина Бобруйской крепости были направлены 3 пионерные роты 2-го Пионерного полка, среди офицеров которого был и поручик К.А. Шильдер. Фортификационные работы были выполнены в достаточно сжатые сроки. В рескрипте на имя Шильдера, подписанном 27 декабря (8 января) 1811 года императором Александром I, говорилось: «В воздание отличного усердия Вашего к службе и трудов, понесенных Вами во время Бобруйских крепостных работ, жалую Вас орденом Святыя Анны третьего класса...».


Наградной лист К.А. Шильдера за участие в строительстве Бобруйской крепости

Свою основную роль крепость сыграла в начальный период войны. С 16(28) по 18(30) июля 1812 года части 2-й Западной армии под командованием П.И. Багратиона располагались у Бобруйска на отдыхе. 20 июля арьергард 2-й Западной армии оставил крепость. С армией ушли 6 батальонов, а в крепости осталось 7 тыс. человек, сотня казаков и 600 раненых. Комендант крепости генерал Г.А. Игнатьев назначил Шильдера исполнять должность артиллерийского офицера. В этом качестве он и участвовал в обороне Бобруйска.

В августе 1812 года К.А. Шильдер был произведен в штабс-капитаны, а в сентябре направлен к новому месту службы – в саперную часть, занятую строительством укреплений на р. Припять у Мозыря. После Бородинского сражения началось формирование новых частей для пополнения русской армии. Штабс-капитану Шильдеру было поручено формирование полуроты конно-казачьей артиллерии, во главе которой он примкнул к отряду казачьего полковника Г.А. Луковкина и 9(21) ноября 1812 года сражался в бою у селения Уша, где были разбиты два батальона наполеоновской армии.

В феврале 1813 года К.А. Шильдер был произведен в капитаны и назначен в 1-й Саперный батальон. В течение нескольких месяцев 1813 года саперы строили укрепления в г. Борисов на Березине. В походах 1813 и 1814 годов Шильдер участия не принимал, поскольку его батальон оставался в России.

В 1815 году Карл Федорович женился на дочери надворного советника Штокмара. Но через 6 лет остался вдовцом с малолетним сыном на руках.

В 1818 году Шильдер был произведен в подполковники. В 1820 году его назначают командиром 2-го Пионерного батальона, а в следующем году он получил чин полковника. В 1826 году он был переведен в лейб-гвардии Саперный батальон, где в течение двух лет занимал ряд должностей, а в 1828 году стал командиром этого батальона.

В мирное время Карл Андреевич занялся изобретательством для совершенствования саперного и инженерного дела. В 1826 году Шильдер впервые приступил к работам по применению электричества в инженерном деле, и на Красносельском полигоне осуществил ряд экспериментов. Кроме того, он занимался разработкой конструкции разборного канатного моста, способов наведения переправ и др. Труды Карла Андреевича по инженерному делу обратили на себя внимание императора Николая I. Разборный мост конструкции Шильдера успешно прошел многократные испытания и был принят на вооружение саперных частей. В «Памятной книге для инженерных и саперных офицеров» была воспроизведена конструкция подобного моста.

В 1828 году началась война России с Турцией. В первый период кампании большое значение имело взятие Варны – морского порта на Черном море и крепости, прикрывавшей один из горных перевалов через Балканы. Планомерная осада Варны началась 7(19) августа 1828 года. Лейб-гвардии Саперный батальон прибыл к армии без своего командира К.А. Шильдера, который в походе заболел лихорадкой и остался до выздоровления в г. Коварна на берегу Черного моря. К 12(24) сентября, ко времени прибытия Карла Андреевича, осада продолжалась. Попытки захватить крепость штурмом успеха не принесли. Ознакомившись с состоянием осадных работ, Шильдер увидел, что наиболее слабым местом обороны Варны является участок второго бастиона. По новому плану штурма крепости надлежало, используя глубокие сапы (траншеи для приближения к укреплениям), заложить в них заряды и взорвать второй бастион. Инженерные работы проходили при непрекращающихся атаках турецких войск. К утру 22 сентября (4 октября) в правой сапе были заложены два заряда пороха в 2080 и 720 кг. Для подрыва зарядов к ним был проложен удлиненный пороховой заряд. В него была вставлена запальная свеча – бумажная гильза с запрессованной пороховой мякотью, смоченной маслом. Свеча горела медленно, что давало возможность минеру спрятаться в укрытии. Заряды были взорваны в три часа дня. Воронка, образовавшаяся в результате взрыва, передней стороной засыпала ров, а противоположной – образовала довольно значительный земляной вал внутри города, похоронив при этом под грудами земли до 500 неприятельских солдат, приготовившихся к вылазке.

Через неделю Варна сдалась. Во многом это было заслугой Шильдера. Почетное право первым вступить в покоренную Варну получил лейб-гвардии Саперный батальон. Полковник Шильдер повел своих гвардейцев через пролом с музыкой и развернутыми знаменами. Заслуги Шильдера во взятии Варны были удостоены ордена Святого Георгия 4-й степени, а вскоре последовало производство в генерал-майоры. Батальон получил Георгиевское знамя с надписью «За отличие при осаде и взятии крепости Варны в 1828 году». По повелению императора Николая I штурм крепости Варна запечатлел художник-баталист А.М. Зауервейд.


Художник А.И. Зауервейд. Осада турецкой крепости Варна русскими войсками

В 1829 году главнейшей задачей, стоявшей перед действующей армией, было взятие крепости Силистрия. Но прежде чем приступить к осаде крепости, надлежало организовать переправу русских войск через р. Дунай и их бесперебойное снабжение всем необходимым. Для реализации этих задач К.А. Шильдер разработал план наведения плавучего моста прямо напротив Силистрии. Серьезную угрозу планам русского командования составляла турецкая речная флотилия. Однако ее удалось нейтрализовать при помощи плавучих ракетных батарей, разработанных Шильдером. 5(17) мая 1829 года русский осадный корпус переправился через Дунай. Главные силы русской армии под командованием генерала от инфантерии графа И.И. Дибича подошли к Силистрии и взяли ее в кольцо. Однако в середине мая, оставив у Силистрии отряд в 8 тыс. человек, большая часть русских войск направилась под Варну для противодействия турецким войскам, стремившимся вернуть крепость.

Используя особенности рельефа местности, Шильдер на левом фланге возле 5-го бастиона Силистрии построил несколько батарей, соединенных ложементами. Осадные работы не прекращались весь май. Их не остановили даже начавшиеся дожди. С 8(20) по 18(30) июня русские войска постоянно взрывали мины под стенами крепости. В результате образовался пролом и Силистрия пала. За проявленные отличия Карл Андреевич стал кавалером ордена Святого Георгия 3-й степени. Современники отмечают, что его девизом была фраза: «Крепости нужно брать не штыками, а лопатами».

Взятие Силистрии сыграло решающую роль в кампании 1829 года. Оно обеспечило безопасность правого фланга русской армии и высвободило значительные силы для дальнейших боевых действий. Русская армия под командованием Дибича вскоре взяла Андрианополь, где 14(26) сентября и был подписан мирный договор.

Во время Польской кампании 1831 года Шильдер, будучи начальником инженеров Гвардейского корпуса, проявил мужество и героизм в ряде сражений. Так, под Остроленкой его ранили в ногу, и штурмом Варшавы он руководил на костылях. За отвагу К.А. Шильдер был награжден золотой шпагой с алмазами, а лейб-гвардии Саперный батальон – двумя серебряными Георгиевскими трубами с надписью: «За Варшаву 25-го и 26-го Августа 1831 года». По завершении кампании Шильдер оставался в качестве начальника инженеров армии в Польше, где продолжал заниматься научными изысканиями.

В 1832 году он впервые применил гальванический ток для подрыва пороха; разработал новую систему обороны крепостей, которая для противодействия подрывным работам противника предусматривала использование просверленных в грунте трубчатых каналов с подрывными зарядами. Для их проходки Карл Андреевич изобрел специальный бур. Совместно с П.Л. Шиллингом он разработал электрический способ воспламенения пороховых зарядов. В 1833 году К.А. Шильдера за его изобретения удостоили звания генерал-адъютанта.

В 1834 году в Санкт-Петербурге по проекту К.А. Шильдера была построена цельнометаллическая подводная лодка. Изобретатель считал ее единственной возможностью «к подводу мин под неприятельские корабли». Главным руководителем работ являлся пионер русского металлического судостроения мастер Александровского литейного завода Григорий Горохов, получивший за свою работу 2 тыс. рублей. Все работы, обошедшиеся в 23 448 рублей, оплатил Карл Андреевич. Позднее эту сумму ему возместили из казны. Вооружение и оборудование лодки изготовили в мастерских лейб-гвардии Саперного батальона, за исключением ракет, которые доставили из Санкт-Петербургского ракетного заведения.


Модель подводной лодки К.А. Шильдера.
Из собрания музея «Пролетарского завода» (Александровского литейного завода)

Лодку вручную приводили в движение четыре матроса. При помощи двух рукояток каждый из них вращал вал с шестерней, передававшей движение двум забортным гребкам, расположенным друг против друга на одной оси. Когда верхняя лопасть, загребая воду, раздвигалась, нижняя совершала обратное движение и складывалась.

Большинство технических решений, примененных на лодке, было оригинальным. Так, например, Шильдер предложил выдвижной оптический наблюдательный прибор («труба со стеклами для обозрения воды»), который размещался в кормовом люке подводной лодки.

Лодка производила пуск ракет из-под воды при воспламенении пороховых двигателей электрическим током. Испытания проходили на р. Нева и в Финском заливе. Диаметр ракетных труб был рассчитан для запуска ракет калибром 4 дюйма (102 мм). Для базирования лодки была создана вооруженная ракетами специальная плавучая пристань, также неоднократно испытанная в 1834–1840 годах на Кронштадтском рейде.

 
Использование подвижной пристани для подводной лодки в качестве плавучей ракетной батареи

В 1837 году за отличие по службе К.А. Шильдер был произведен в генерал-лейтенанты. В следующем году он предложил ряд новых изобретений, в том числе конструкцию фугасных ракет с большим зарядом пороха, придумал способ прокладки проводов под водой и усовершенствовал способы устройства наплавного моста. По проекту Шильдера был построен вооруженный артиллерией и ракетами пароход «Отважность».

Неутомимый изобретатель вместе с академиком Б.С. Якоби в 1840-х годах создал гальванические и гальваноударные морские мины. За время Крымской войны 1853–1856 годов для обороны Кронштадта на большом Кронштадском рейде было поставлено 465 гальванических мин. На рейдах Ревеля (Таллина), Динамюнде (Даугавгривы), Свеаборга (Суоменлинны) – на Балтике; Керчи – на Черном море также были установлены подводные минные заграждения.

Во время Крымской войны К.А. Шильдеру было уже 68 лет. По распоряжению императора Николая I он прибыл в Дунайскую армию генерала М.Д. Горчакова. Инженер-генерал Шильдер руководил переправой войск на правый берег Дуная у Браилова в марте 1854 года, за что получил свою последнюю награду – звезду ордена Святого Александра Невского с алмазами. На правом берегу Дуная Шильдеру во второй раз в жизни пришлось осаждать Силистрию. К тому времени крепость была значительно перестроена и усилена по проекту прусского генерала Фишера. Под руководством Карла Андреевича поручик М.М. Боресков выставил минные заграждения в Сулинском гирле Дуная, а также устья Днестра, Днепра и Буга.

1(13) июня 1854 года К.А. Шильдер был ранен осколком гранаты в ногу и через 10 дней умер. Император Николай I, узнав об этой потере, написал командующему армией генералу от артиллерии М.Д. Горчакову: «Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости». Его похоронили на погосте церкви Святого Николая в городе Калараше.

Кроме выше перечисленных орденов инженер-генерал К.А. Шильдер был награжден российскими орденами Белого Орла, Святого Владимира 2-й степени, Святой Анны 1-й степени с императорской короной, Знаком отличия за Военное достоинство 2-й степени (орден «Виртути милитари»), а также прусским орденом Красного Орла 1-й и 2-й степеней.

В ходе подготовки к столетнему юбилею лейб-гвардии Саперного батальона в 1911 году прах прославленного военачальника был перевезен в Петербург и торжественно перезахоронен в церкви Святых Косьмы и Дамиана (церкви лейб-гвардии Саперного батальона). Эта церковь спустя много лет была снесена при постройке станции метро Чернышевская.


Траурная процессия с гробом К.А. Шильдера, перевозимым с Царскосельского вокзала
в батальонную церковь. 31 октября 1911 г.

В петербургских музеях хранятся портреты и вещи Карла Андреевича Шильдера, макеты его изобретений. Человек неуемной энергии, острого ума, широкого кругозора, он всегда в первую очередь руководствовался интересами дела, интересами России. Изобретения К.А. Шильдера составляют гордость русской инженерной мысли.

Елена Назарян,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института
военной истории ВАГШ ВС РФ

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false