Прошляков Алексей Иванович
ПРОШЛЯКОВ Алексей Иванович [5(18).02.1901 г., с. Голенищево Сапожковского у-да Рязанской губ. – 12.12.1973 г., Москва], советский военачальник, маршал инженерных войск (1961), Герой Советского Союза (29.5.1945). Алексей Иванович родился в семье рабочего. Его отец, Иван Константинович, работал слесарем-инструментальщиком в паровозном депо станции Бирюлево Рязанско-Уральской железной дороги до последнего дня жизни в 1923 году. Мать, Александра Алексеевна, вела домашнее хозяйство, так как в семье воспитывалось четыре сына и три дочери, и умерла в 1925 году. С 1911 по 1916 год Алексей учился в Бирюлевском двухклассном железнодорожном училище, а затем – в Рязанской Александровской учительской семинарии. После окончания семинарии он поступил на физико-математический факультет Московского университета. Одновременно, чтобы помочь семье, устроился работать диспетчером транспортного отдела Наркомата продовольствия РСФСР по Московскому железнодорожному узлу, где работал до февраля 1920 года. Затем был переведен в Главное управление по снабжению продовольствием Красной армии на должность станционного агента. Отдавая все время работе, Алексей Прошляков не смог посещать занятия в университете, к тому же с него сняли бронь, освобождающую от призыва в ряды Красной армии, которая выдавалась служащим.
В мае 1920 года юношу призвали в ряды РККА и направили в 7-й запасный стрелковый полк Московского военного округа. В июне 1920 года красноармейца Прошлякова, как имевшего среднее образование, перевели в отдельную запасную понтонную роту и зачисли в школу младшего командного состава при ней. После окончания школы в октябре 1920 года он получил назначение на должность командира понтонного отделения одного из взводов этой роты. В начале 1921 года роту передислоцировали в Петроградский военный округ. С января 1921 июнь 1923 года он и проходил службу на должностях: взводный инструктор учебно-понтонного отряда минно-понтонных частей, взводный инструктор учебной понтонной роты, командир отделения учебной понтонной роты минно-понтонного дивизиона, командир взвода этой же роты. В феврале 1921 года А.И. Прошлякова приняли в члены РКП(б).
Уже в июне 1923 года Алексей Иванович был направлен к новому месту службы в город Термез, где дислоцировался 4-й отдельный понтонный батальон Туркестанского фронта (с июня 1926 года – Среднеазиатский военный округ). В этом батальоне он прослужил до октября 1928 года на следующих должностях: заведующий понтонным классом, командир взвода, командир роты, заведующий классом, помощник начальника школы младших командиров по политической части, начальник школы, командир роты, помощник командира батальона. Служба в 4-м отдельном понтонном батальоне позволила ему на практике узнать значимость инженерного обеспечения боевых действий. Подразделения батальона выполняли боевые задачи по усилению имевшихся и строительству новых мостов, устройству и содержанию переправ через реки для маневренных действий Туркестанского фронта, а также инженерного снабжения не только войск, но и населения. В 1923–1925 годах Алексей Иванович принимал участие в борьбе с басмачами.
В августе 1925 года А.И. Прошлякова направили на обучение в Московское инженерное училище. Изучение азов инженерного дела на первом курсе его не устроило, и он попросил командование изменить программу или перевести на выпускной курс. Проучившись четыре месяца в училище, он был отчислен по собственному желанию с направлением в свою часть.
В 1927 году батальон передислоцировали в город Старица Тверской губернии. Туда же в сентябре 1928 года перевели и А.И. Прошлякова, где он временно исполняющим должность командира батальона. В октябре 1929 года батальон передислоцировали в Белорусский военный округ, а Прошлякова назначили помощником командира батальона.
Отсутствие военного образования замедляли его продвижение по службе. Требовалось повышение образовательного и профессионального уровней, и Алексея Ивановича направили на Курсы усовершенствования командного состава инженерных войск при Ленинградской военно-инженерной школе. После их окончания в июне 1931 года он вернулся в родной батальон, которым командовал до марта 1933 года.
Значительную оперативную подготовку Алексей Иванович получил в 1933–1938 годах, проходя службу в штабе Белорусского военного округа. С марта 1933 по апрель 1935 года он занимал должность помощника начальника 1-го сектора начальника инженеров округа, затем, до января 1938 года – помощника начальника отдела инженерных войск по боевой подготовке. В эти годы велось строительство Минского укрепрайона, который включал в свою структуру не только долговременные огневые точки (ДОТы), но и развитую сеть различных инженерных заграждений, окопов полного профиля, воздушных и подземных линий связи, а также развитую сеть дорог. В планировании и проведении этих мероприятий, по линии инженерных войск, А.И. Прошляков принимал самое активное участие.
Командование округа оценило инициативного инженера, убедилось в способности его дальнейшего роста как руководителя и в январе 1938 года направило на учебу – курсы усовершенствования командного состава при Военно-инженерной академии РККА имени В.В. Куйбышева. После их окончания в августе 1938 года полковника Прошлякова назначили начальником отдела инженерных войск штаба Бобруйской армейской группы. В ее состав входили части, учреждения и заведения, дислоцированные на территории Могилевской, Гомельской и Полесской областей, и гарнизоны городов Пуховичи и Слуцк Минской области.
С сентября 1939 года Алексей Иванович - начальник инженерного отдела штаба 4-й армии, созданной на базе этой группы со штабом в г. Кобрин. В составе армии под командованием генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова в сентябре 1939 года принимал участие в походе Красной армии в Западную Белоруссию.
В последующем полковник Прошляков руководил работами по инженерному оборудованию западной границы СССР: строительством Брестского укрепрайона и Днепро-Бугского канала. Строительство и оборудование первой полосы узлов обороны Брестского укрепрайона намечалось завершить к концу 1941 года, а вторые полосы обороны – строить вплоть до 1945. К 22 июня 1941 года возвели около 30% укреплений.
Наиболее ярко дарование А.И. Прошлякова, как талантливого военного инженера, проявилось в годы Великой Отечественной войны. В первые ее недели он организовал инженерное обеспечение оборонительных действий
4-й армии Западного фронта в приграничных районах, а также под Бобруйском и Гомелем. По воспоминаниям начальника штаба армии полковника Л.М. Сандалова, по инициативе А.И. Прошлякова создавались заграждения и завалы на путях продвижения войск противника, перекапывались дороги, разбирались мосты, что позволило выиграть время для обороны Бобруйска и Могилева. С июля по сентябрь 1941 года в качестве заместителя начальника инженерного управления Центрального (1-го формирования), а с сентября – Брянского фронтов Алексей Иванович руководил строительством тыловых оборонительных рубежей, в частности Тульского рубежа обороны. Они сыграли важную роль в срыве планов вермахта по захвату Москвы.
В январе 1942 года Алексей Иванович был назначен начальником инженерных войск Южного, а в августе – Сталинградского, затем – Донского фронтов.
Генерал-майор инженерных войск, звание присвоено в октябре 1942 года, А.И. Прошляков принимал активное участие в оборонительной и наступательной операциях Сталинградской битвы.
В ходе оборонительной операции его саперы активно вели инженерную разведку, помогая командованию правильно оценивать обстановку и принимать решения. Инженерные войска фронта приспосабливали здания к обороне, принимали участие в строительстве огневых точек, убежищ, блиндажей, в отрывке окопов. Всего за период обороны в Сталинграде они построили около 2500 различных окопов, 200 ДОТов, 37 железобетонных и броневых колпаков, около 450 блиндажей и убежищ, к обороне было приспособлено 186 зданий. А.И. Прошляков также создавал различного вида заграждения, прежде всего минно-взрывные, что принудило войска противника снизить темпы наступления, заставило его наступать на невыгодных направлениях и позволило выиграть время для подхода советских главных сил. Инженерные части оборудовали переправы через реку Волгу и наладили водоснабжение войск.
В период наступательной операции подчиненные ему понтонные подразделения переправили ударные группы армий, а инженерно-минные батальоны успешно производили разградительные работы на пути движения основных сил фронта. Оценивая боевую деятельность А.И. Прошлякова, командующий Донским фронтом генерал-полковник К.К. Рокоссовский отмечал: «В операции, решая вопросы инженерного обеспечения, показал себя решительным, умеющим сколотить руководство инженерных войск».
В ходе боев на Курской дуге начальник инженерных войск Центрального фронта генерал-майор А.И. Прошляков, назначенный на эту должность в феврале 1943 года, большое значение придавал борьбе с прорывавшимися танками противника в глубь обороны советских войск путем минирования местности на угрожаемых направлениях силами подвижных отрядов заграждения. Командующий войсками фронта генерал армии К.К. Рокоссовский отмечал: «В результате упорной, настойчивой работы начальника инженерных войск... инженерные войска фронта уничтожили на минных заграждениях 396 танков и около 4000 солдат противника… На энергию и инициативу этого генерала можно было полностью положиться. Скромный, даже несколько застенчивый, он умел проявить и волю, и непреклонную решимость. Глубокие знания и богатый практический опыт позволяли ему справляться с самыми сложными задачами». Этот факт подтверждает и бывший начальник штаба 48-го танкового корпуса вермахта генерал-лейтенант Ф. Меллентин, он писал: «Ни одного минного поля, ни одного противотанкового района не удалось обнаружить до тех пор, пока не подрывался на мине первый танк или не открывало огонь русское противотанковое оружие».
Еще более высоких результатов, будучи начальником инженерных войск Белорусского (с 20 октября 1944 г. – 1-го Белорусского) фронта, он добился в битве за Днепр, в Белорусской и Висло-Одерской операциях. В них генерал-лейтенант инженерных войск А.И. Прошляков, а с июля 1944 года – генерал-полковник, показал себя выдающимся мастером инженерного обеспечения войск в наступательных операциях, проводимых в высоких темпах, на большую глубину, с форсированием с ходу многочисленных водных преград. Во всей широте проявились его талант и богатый боевой опыт в Берлинской операции. Алексей Иванович организовал значительное сосредоточение инженерных сил и средств на главных направлениях наступления войск фронта, создал их оптимальную группировку и ее умелым применением обеспечил успешное выполнение задач инженерного обеспечения в ходе подготовки и ведения операции. Большая часть инженерных войск 1-го Белорусского фронта (командующий – Маршал Советского Союза Г.К. Жуков) привлекалась для оборудования водных переправ, преодоления многочисленных баррикад, барьеров, ДОТов, подземных казематов и крепостей. При подготовке к операции в зоне обороны противника, под руководством А.И. Прошлякова, было выявлено около 500 км траншей, в системе минных заграждений сделано 300 проходов, разминировано более 6000 км дорог и построено 24 моста.
Строительство моста через Одер (слева А.И. Прошляков). Апрель 1944 г.
В составе штурмовых групп участвовали 84 инженерные (саперные) роты, т. е. до одной трети всех наличных инженерных сил, находившихся в армиях, которые штурмовали Берлин.
В ходе штурма Берлина саперы фронта захватили 47 мостов, навели 15 паромных переправ, 6 понтонных мостов, построили и восстановили 35 мостов, устроили 1500 проломов в стенах и перекрытиях зданий, а также около 1000 проходов в баррикадах. Последний подрыв и пролом в стенах саперы сделали в здании рейхстага утром 30 апреля, где вскоре над ним было водружено Знамя Победы.
Выезжая на самые ответственные участки боевых действий фронта, А.И. Прошляков лично следил за своевременным выполнением инженерных задач. Именно за штурм Берлина 29 мая 1945 года он был удостоен звания Героя Советского Союза. Алексей Иванович принимал участие в историческом событии – при подписании Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил в берлинском предместье Карлсхорсте в здании офицерского клуба бывшего военно-инженерного училища, разминированием территории и зданий которого он руководил. Саперы Прошлякова разминировали дворец Цецилиенхоф, в котором с 17 июля по 2 августа 1945 года состоялась знаменитая Потсдамская конференция.
После окончания войны генерал А.И. Прошляков до июня 1950 года возглавлял инженерные войска Группы советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ). Об этом периоде службы в своих воспоминаниях «Краткие записки о пройденном пути» он писал: «Нам пришлось без какой-либо паузы приступить к работам по разминированию Берлина и других, в нашей зоне, городов, подготовке в городе Потсдаме места для проведения правительствами коалиции Потсдамской (Берлинской) конференции, восстановлению в Берлине выведенного из строя электро- и водоснабжения…, срочному проведению демонтажа ряда промышленных предприятий…, срочной постройке против разрушенного рейхстага памятника воинам Красной армии, погибшим при взятии Берлина (мемориал в Тиргартене – А.), и подготовить перед ним, начиная от Бранденбургских ворот, плац для проведения парада войск союзников, занявших свои сектора в Берлине...».
А.И. Прошляков (слева) инспектирует строительство памятника-кладбища в Трептов-парке. 1946 г.
Генерал-полковник Прошляков принимал участие в строительстве в Берлине еще двух памятников-кладбищ для захоронения останков воинов, погибших в Берлинской операции, в народном парке Шенхольцер-Хайде и Трептов-парке.
Первый – в районе Нидершенхаузен округа Панков был открыт 7 ноября 1949 года, а второй, с монументом «Воин-освободитель», открыт в берлинском округе Трептов-Кепеник 8 мая 1949 года. При этом для строительства последнего использовался мрамор из стен бывшей имперской канцелярии. Это были не первые памятники, увековечивающие память павших в боях за Родину, которыми занимался Алексей Иванович. Так, по инициативе инженерных войск, были построены памятники саперам под Понырями после Курской битвы, а также в Познани, Лодзи, Калише, Праге (предместье Варшавы) и Кюстрине.
Немало времени генерала А.И. Прошлякова занимали вопросы демилитаризации, которые сводились к уничтожению подрывом всех военных объектов, промышленных предприятий, работавших на войну, а также военных институтов и полигонов. Особая сложность этих работ заключалась в том, что объекты, подлежащие подрыву, располагались рядом с жилыми и административными зданиями.
Во время службы в Германии Алексею Ивановичу приходилось заниматься и борьбой со стихийными бедствиями большого масштаба, где также были востребованы его опыт и знания. Так, в 1948 году он боролся с ледовыми заторами на реках Эльба и Одер, а также спасал местное население от наводнения.
Высокая оценка деятельности генерала Прошлякова дана в аттестации, командующего ГСОВГ Маршала Советского Союза Г.К. Жукова: «В послевоенный период тов. Прошляков умело провел реорганизацию и переход на новые штаты мирного времени инженерных войск. Правильно подобрал и расставил руководящие кадры. Он сочетает в себе лучшие качества советского генерала: сильную волю, решительность, требовательность, выдержанность и личную скромность».
После учебы на Высших академических курсах при Военной академии Генерального штаба, которые он закончил в июле 1951 года, его назначили начальником Управления боевой подготовки инженерных войск, а в мае 1952 года – начальником инженерных войск Советской армии (с декабря 1960 года – начальником инженерных войск Министерства обороны СССР). Занимал он эту должность вплоть до февраля 1965 года. За это время под командованием А.И. Прошлякова была проведена колоссальная работа по разработке и организации производства новых средств инженерного вооружения с учетом их работы в условиях применения ядерного оружия. В результате инженерные войска получили высокопроизводительные, маневренные машины для инженерного оборудования позиций войск, производства дорожных работ, постройки мостов, устройства и преодоления различных заграждений и препятствий, форсирования водных преград. Испытание новых средств прошло на Тоцких учениях. Алексей Иванович вспоминал: «На нас была возложена на этих учениях одна из основных задач – показать возможности защиты от атомного оружия, и мы сумели показать себя большими специалистами по противодействию инженерно-фортификационными средствами его поражающим факторам. Нам удалось убедить присутствующих на учениях, что наши фортификационные средства являются наиболее эффективными, конечно, при умелом их применении».
Генерал-полковник А.И. Прошляков принимал активное участие в строительстве полигона Капустин Яр в Астраханской области (ныне – 4-й Государственный Центральный межвидовой полигон МО РФ), Семипалатинском испытательном полигоне и космодроме «Байконур».
Под его постоянным контролем находилась и организационно-штатная структура инженерных войск. Она была приведена в соответствие с изменениями, которые произошли в способах ведения вооруженной борьбы, теоретических взглядах на инженерное обеспечение боевых действий в новых условиях, коренных изменениях технической оснащенности и вооружении инженерных частей и подразделений.
Значительное место в деятельности А.И. Прошлякова занимали вопросы подготовки кадров. Военно-инженерная академия имени В.В. Куйбышева по его указанию с учетом опыта прошедшей войны разработала пособия и учебники, которыми в последующем многие годы использовались в инженерных войсках. Благодаря усилиям Алексея Ивановича 22 июня 1957 года было создано Тюменское военно-инженерное училище (ныне – Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (ТВВИКУ) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова).
6 мая 1961 года плодотворная деятельность Алексея Ивановича Прошлякова была отмечена присвоением ему воинского звания маршала инженерных войск. Последующие годы его деятельности были насыщены участием во многих оперативно-стратегических командно-штабных учениях, как на территории СССР, так и стран - участниц Варшавского договора, приведением в качестве уполномоченного министра обороны СССР приграничных с Китаем укрепрайонов в боеготовое состояние и др.
С 4 февраля 1965 года А.И. Прошляков – военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. 53-летний путь армейской службы Алексей Иванович завершил 12 декабря 1973 года. Его похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. Жизненный путь Алексея Ивановича был очень трудным и сложным, неудачи сменялись успехами, огорчения – надеждами, однако трудности, как, например, трудности роста, не вселяли паники, так как маяком к их преодолению всегда была одна цель – защита Отечества.
Надгробие на могиле А.И. Прошлякова на Новодевичьем кладбище, г. Москва.
Родина высоко оценила его заслуги. Маршал инженерных войск А.И. Прошляков удостоен звания Героя Советского Союза, награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова
1-й степени, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями СССР, а также иностранными орденами и медалями.
Именем А.И. Прошлякова названы Тюменское ВВИКУ, улица в Москве и школа № 17 в Рязани. Установлены мемориальные доски: на его родине – в селе Голенищево, на здании школы № 17 в Рязани – где учился, в Москве на доме – в котором жил, на зданиях Главкомата Сухопутных войск и Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. В 2013 году открыт памятник в Тюменском ВВИКУ.
Памятник А.И. Прошлякову на территории Тюменского ВВИКУ.
Маршал инженерных войск А.И. Прошляков заслуженно относится к плеяде военачальников, при непосредственном участии которых была достигнута Победа в Великой Отечественной войне и проводились коренные преобразования в Вооруженных Силах СССР в послевоенные годы. Его жизненный путь – это пример беззаветного служения Родине и безупречного выполнения воинского долга.
Владимир Хохлов,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук