Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Военные советники и специалисты на страже интересов России

Семьдесят лет назад было создано 10-е управление Генерального штаба, получившее в начале 1990-х годов название Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации. Его история началась с приказа министра обороны СССР Маршала Советского Союза А.М. Василевского от 15 марта 1951 года, которому предшествовало специальное постановление Совета Министров СССР от 2 марта 1951 года. Согласно приказу главы советского военного ведомства, из состава Главного разведывательного управления Генерального штаба ВС СССР был выведен 10-й отдел, на основе которого было образовано 10-е Управление Генерального штаба Советской армии, подчиненное первому заместителю начальника Генштаба. Задачей Управления численностью всего 16 офицеров и 18 служащих стала организация военного и военно-технического сотрудничества Советского Союза с иностранными государствами.

Однако такая штатная численность в то время уже не позволяла успешно решать стоящие перед Управлением все возрастающие задачи. В этой связи, в соответствии с директивой Генерального штаба от 20 марта 1951 года в состав Управления вошли 9 направлений: три оперативных (западное, юго-западное и дальневосточное), оперативно-тактической подготовки, подготовки офицерских кадров, организационно-мобилизационное, вооружения и технического оснащения войск, кадров, лицензий и учета научно-исследовательских и опытных работ, а также несколько подразделений технического обеспечения. Его численность возросла до 184 человек (166 военнослужащих и 18 служащих СА).

В дальнейшем развитие военно-технического сотрудничества Советского Союза со странами Варшавского Договора привело к созданию объединенного штаба по руководству их вооруженными силами и реорганизации 10-го Управления Генерального штаба. В этот период основными задачами управления являлись: разработка и реализация концептуальных положений и подходов к военному и военно-техническому сотрудничеству, проработка заявок (просьб) иностранных государств о предоставлении услуг военного назначения, организация поставок вооружения и военной техники, координация деятельности главных и центральных управлений Министерства обороны, видов Вооруженных сил по вопросам международного военного сотрудничества, относящимся к компетенции Минобороны. Решением Министра обороны СССР от 1 мая 1956 г. штаб Объединенных вооруженных сил (ОВС) и 10-е Управление ГШ СА образовали единую структуру – штаб объединенных вооруженных сил (ШОВС) и 10 У ГШ. В 1960 году 10-е Управление стало Главным и новый орган управления стал именоваться 10 ГУ ГШ и ШОВС.

В середине 60-х годов произошло дальнейшее расширение масштабов военного сотрудничества. Структура 10-го ГУ ГШ и ШОВС решением Министра обороны СССР от 6 августа 1966 г. была разделена на два органа военного управления: 10-е Главное Управление Генерального штаба и отдельно ШОВС.

До образования и начала деятельности Министерства обороны Российской Федерации 10-е ГУ ГШ не меняло своего штатного наименования и только Директивой Генерального штаба от 31 июля 1992 г., оно было преобразовано в Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации с непосредственным подчинением Министру обороны РФ.

В связи с созданием Российских Вооруженных Сил, Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 1992 г. №507 «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами» для Министерства обороны РФ были определены в этой системе задачи, которые и ранее практически возлагались на военное ведомство. Однако с развитием новых геополитических условий для России в мире, они усложнялись.

В этот период в организационную структуру ГУ МВС МО РФ вошли новые управления: международно-договорное, военно-технического сотрудничества, командирования специалистов в зарубежные страны и обучения иностранных военнослужащих в вузах МО РФ; национальный центр по уменьшению ядерной опасности (НЦУЯО), и другие подразделения.

Впоследствии, в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 11 сентября 1997 г. «О необходимости дальнейшего совершенствования системы контроля за выполнением международных договоров по сокращению вооруженных сил и вооружений и укрепления мер доверия в военной области», НЦУЯО был выведен из ГУ МВС МО РФ и включен в состав Генерального штаба ВС РФ.

В такой штатно-организационной структуре Главное управление Международного военного сотрудничества МО РФ просуществовало до 2007 года. Несомненно, что эффективность работы структур управления международным военным сотрудничеством в различные периоды их деятельности в составе МО СССР и РФ во многом зависела от их руководителей. Начальники ГУ МВС за всю его 70-летнюю историю всегда были людьми, к мнению которых прислушивались не только в военном ведомстве и не только в Советском Союзе или России.

10-м Управлением Генерального штаба Советской армии и ГУ МВС МО РФ в разные годы руководили: генерал-лейтенант М.И. Дратвин, генерал-полковник танковых войск Г.С. Сидорович,  генерал-лейтенант инженерно-технической службы А.П. Байков, генерал-армии А.И. Антонов, генерал-полковник Н.И. Гусев, генерал-полковник авиации Н.П. Дагаев, генерал-полковники Г.П. Скориков, Н.А. Зотов, Е.Е. Кондаков, Ф.М. Марковский, Е.К. Смирнов, В.А. Богданчиков, Д.К. Харченко, Л.Г. Ивашов, А.И. Мазуркевич, генерал-лейтенант В.Б. Федоров, полковник Е.Г. Князева, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.М. Кошелев.

С апреля 2017 года по настоящее время ГУ МВС МО РФ возглавляет генерал-лейтенант Александр Кшимовский – боевой офицер, прошедший Афганистан и с 1996 года проходивший службу в ГУ МВС МО РФ в должностях от старшего офицера до первого заместителя начальника Главного управления, награжденный орденами «Александра Невского», «За военные заслуги», «Дружбы», двумя орденами «Красной Звезды», орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени и многими медалями.

Следует подчеркнуть, что деятельность, которой сегодня занимается Управление, началась еще до его создания. В 1920–1940 годы Москва для достижения своих внешнеполитических целей активно и тесно сотрудничала, а также оказывала прямую военную и военно-техническую помощь Афганистану, Германии, Ираку, Испании, Монголии, Китаю, Польше, Турции и некоторым другим государствам. В годы Второй мировой войны Советский Союз на безвозмездной основе создавал национальные войсковые формирования Польши, Чехословакии и Югославии, обучая офицерские кадры и поставляя оружие и боевую технику.

После войны СССР, продолжая активное сотрудничество со странами Восточной Европы, сделал особый упор также на государства, освободившиеся от колониализма и ведущие борьбу за национальную независимость. В сферу компетенции «Десятки» были включены страны Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. В эпоху «холодной войны» именно этот главк занимался снабжением советским вооружением дружественных правительств практически по всему миру. Финансовых средств за это СССР в большинстве случаев не получал, но зато заручался политической поддержкой руководства этих стран, а также режимом наибольшего благоприятствования при использовании их национальных территорий в интересах Советского Союза.

Советские военные советники:


Во Вьетнаме

 


В Эфиопии


В Анголе

Особое значение в Министерстве обороны придавали отправке советских военных советников и специалистов в страны, которым оказывалась военная, военно-политическая и военно-техническая поддержка. Через аппараты советских военных советников в странах Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки и Афганистан по линии «Десятки» прошло более 20 тысяч офицеров, нередко принимавших участие и в прямых боевых действиях. Так, например, было во время войн в Корее, Вьетнаме, в ходе арабо-израильских войн 1967 и 1973 гг., многочисленных вооруженных конфликтов на Африканском континенте, и многих других. Выполнением задач по командированию специалистов и советников в ГУ МВС занимался специальный отдел, позже расширенный до управления.

В таком статусе «Десятка» функционирует и сегодня. ГУ МВС МО РФ предназначено для проведения внешнеполитического курса Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства обороны РФ, координации деятельности органов военного управления по вопросам военного и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, а также взаимодействия с международными организациями по этим вопросам.

За последние годы существенно расширен круг задач, которые руководство Минобороны России ставит перед военными советниками. На момент создания предшественника ГУ МВС – 10-го Главного управления Генштаба СССР – основной задачей было обеспечить оказание военно-технической помощи союзникам и партнерам Советского Союза.

Сегодня главк решает задачи развития военных контактов с армиями иностранных государств, поддержания и совершенствования договорно-правовой базы в сфере безопасности и контроля над вооружениями, обеспечения военно-технического сотрудничества и военной деятельности за рубежом. Важной стороной деятельности ГУ МВС МО РФ является работа, направленная на подготовку военных кадров зарубежных стран.

В качестве главных его целей фигурируют обеспечение национальных интересов России в различных регионах мира, расширение круга партнеров, союзников и сокращение числа потенциальных противников, укрепление престижа России и ее влияния на международной арене, миротворческая деятельность.

Показателем эффективности работы Главного управления может служить постоянно растущее число стран, с которыми у России имеются соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве. Сегодня число таких соглашений значительно возросло.

По словам начальника ГУ МВС МО РФ генерал-лейтенанта А.А. Кшимовского, каждое такое соглашение – это индивидуальная работа с коллегами, учет различных факторов и потребностей партнеров.

ГУ МВС МО РФ не осталось в стороне от событий, происходивших в Сирии. Министром обороны Российской Федерации генералом армии С.К. Шойгу еще в начале сирийской кампании была поставлена задача сформировать в составе российской группировки на авиабазе Хмеймим Центр по примирению враждующих сторон конфликта. В задачи этой структуры входит обеспечение гуманитарных мероприятий, а также содействие деэскалации обстановки, возвращение беженцев. Опыт работы в боевой обстановке в зоне конфликта получили около 70% офицеров ГУ МВС МО РФ. Это очень ценный ресурс, который в дальнейшем будет использован на других направлениях.


Представители российского Центра по примирению враждующих сторон в САР оказывают медицинскую помощь мирным жителям

В условиях попытки коллективного Запада изолировать Россию, тем не менее Москве удается заключать соглашения в военной и военно-технической сфере. Решение Европейского Запада заморозить контакты с нашей страной позволило ГУ МВС МО РФ уделять больше внимания работе с коллегами в Азии, Африке и Латинской Америке, восстановить позиции, которые ранее в этих регионах занимал Советский Союз.

В данных вопросах ГУ МВС МО РФ опирается на поддержку курирующего международную деятельность заместителя Министра обороны России генерал-полковника Александра Фомина, который имеет огромный опыт работы в Африканском регионе.

Однако контакты с Западом сегодня отнюдь не свернуты в полном объеме. По словам генерал-лейтенанта Александра Кшимовского, партнеры понимают, что отсутствие контактов – это путь к росту недоверия, повышению вероятности инцидентов и неверного толкования действий сторон. Поэтому взаимодействие продолжается, хотя и с «несколько измененной повесткой дня».

В качестве примера можно было бы привести соглашение, достигнутое с США в 2015 году о предотвращении инцидентов при действии авиации в Сирии. До настоящего времени все договоренности строго выполняются, что и обеспечивает бесконфликтное выполнение задач по борьбе с террористами.

Еще один пример – переговоры между министрами обороны, начальниками генеральных штабов, заместителями министров обороны, отвечающими за международную деятельность. Число таких контактов с представителями различных государств составляет десятки в год.

Одним из основных направлений международного военного сотрудничества остается восточное. На Востоке, в Центральной Азии, в основном, расположены союзники России по Организации Договора о коллективной безопасности, с которыми она совместно решает задачи обеспечения безопасности в этом регионе. Здесь же находятся стратегические партнеры России по Шанхайской организации сотрудничества.


Совещание министров обороны государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.
Бишкек,  2019 г.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе сформированы ключевые международные площадки, деятельность которых носит глобальный характер. В первую очередь, это страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), взаимодействие с которыми по военной линии проводится в формате совещаний глав военных ведомств стран-членов АСЕАН и диалоговых партнеров. Продолжает плодотворно развиваться двустороннее сотрудничество с традиционными партнерами России в регионе – Китаем, Индией и Вьетнамом.

Без преувеличения можно сказать, что за 70 лет международная деятельность в Минобороны России стала отдельным видом специального обеспечения, осуществляемого в интересах всех органов военного управления, различных видов и родов войск. ГУ МВС МО РФ обеспечивает условия повышения обороноспособности страны за столом переговоров, в том числе увеличивая число друзей и партнеров, снижая напряженность и усиливая авторитет Российской Федерации за рубежом.

Недаром на эмблеме Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации изображено рукопожатие двух защищенных латами рук, сжимающих оливковую ветвь мира на фоне земного шара.

Виктор Гаврилов,
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false