Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Кованько Александр Матвеевич

КОВАНЬКО Александр Матвеевич [4(16).3.1856, Санкт-Петербург – 20.4.1919, Одесса], русский военный деятель, изобретатель и пилот-аэронавт, генерал-лейтенант (1913). Александр Матвеевич Кованько родился в семье потомственных дворян Полтавской губернии. По завершению обучения в 1-й Санкт-Петербургской классической гимназии в сентябре 1875 года он поступил в Николаевское инженерное училище, которое позднее успешно окончил по 1-му разряду. По завершению обучения молодой офицер начал службу в составе лейб-гвардии 4-го понтонного батальона, расквартированного на территории Болгарии, освобожденной от османского ига в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Вскоре его вновь отправили на учебу. В конце 1879 года А.М. Кованько прошел полный курс обучения в техническом гальваническом заведении и был прикомандирован к лейб-гвардии Саперному батальону, дислоцированному в Санкт-Петербурге. Позднее он стал начальником учебной гальванической команды указанного батальона. В этот период Александр Матвеевич увлекся техническими изобретениями, имевшими прикладной характер в военном деле. За одно из них в 1883 году он был удостоен большой медали Императорского русского технического общества (ИРТО). Вскоре в его судьбе произошли коренные изменения.

Решением императора Александр III в начале 1885 года при военном ведомстве была образована специальная «Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям», делопроизводителем которой назначают подпоручика А.М. Кованько. В феврале того же года на базе гальванической роты гвардейского Саперного батальона, накопившего определенный опыт работы с первыми в русской армии привязными аэростатами, было создано отдельное воинское подразделение под названием «Кадр военных воздухоплавателей». Ее заведующим с правами ротного командира стал Александр Матвеевич. До этого указанную должность он исполнял временно.

Первое подразделение военных воздухоплавателей было расквартировано в Санкт-Петербурге на полигоне Московско-Ямской слободы (Волково поле) в казармах бывшей батареи Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (ГАУ). Первоначально команда состояла из одного офицера, двух унтер-офицеров и 19 нижних чинов гвардейского Саперного батальона. В качестве воздухоплавательного парка команде были приданы два свободных аэростата «Сокол» и «Орел», приобретенных во Франции. Из-за отсутствия газодобывающих аппаратов их наполняли светильным газом. В дальнейшем аэростат «Орел» был забракован Комиссией из-за постоянной утечки газа.

18 октября 1885 года поручик (с апреля 1885 года) А.М. Кованько в составе экипажа (подпоручик А.А. Трофимов и иностранный инструктор Рудольфи) впервые в истории отечественного военного воздухоплавания на аэростате «Сокол» совершил свободный полет из Петербурга в Великий Новгород, преодолев расстояние 150 километров. По этому поводу военным министром на доклад генерал-инспектора по инженерной части генерал-лейтенанта К.Я. Зверева о благополучном полете российских аэронавтов была наложена следующая резолюция: «Поздравляю с началом и успехом. Дай бог, чтобы дело это развилось у нас и быстро и хорошо на пользу России и славу нашей армии и ее отрядов по воздухоплаванию…»[1].

В тот же период военные воздухоплаватели приняли участие в войсковых учениях под Красным Селом и Брест-Литовском (Брестом). Это положило начало активному участию кадровой воздухоплавательной команды в боевой подготовке сухопутных войск. Участвуя в полетах на воздушном шаре, Александр Матвеевич стал родоначальником отечественного воздушного фотографирования. 30 мая 1886 года с высоты 800 м он провел первую опытную воздушную съемку российской столицы, второй снимок был сделан уже с высоты 1200 м, третий снимок произведен над Петропавловской крепостью с высоты 1350 метров.


Фотоснимок Санкт-Петербурга с воздушного шара, сделанный поручиком А.М. Кованько 30 мая 1886 г.

В период с 1887 по 1890 год в связи с преобразованием команды воздухоплавателей в Учебный кадровый воздухоплавательный парк (УКВП) поручик А.М. Кованько полностью переключился на работу в составе «Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям», продолжая совершать полеты на аэростатах. Одновременно офицер принимал активное участие в экспериментах в интересах российской науки. 19 августа 1887 года он, по распоряжению военного министра, непосредственно обеспечивал в городе Клин третий в отечественной истории подъем воздушного шара в научных целях наблюдения во время солнечного затмения. Единственным пассажиром на шаре был профессор Д.И. Менделеев, а с земли его страховал поручик А.М. Кованько. Позднее Международным комитетом по аэронавтике русский ученый был удостоен медали французской Академии аэростатической метеорологии.

Александр Матвеевич, являясь делопроизводителем Комиссии, оказал большое содействие в реализации смелых проектов русских изобретателей, в том числе контр-адмирала А.Ф. Можайского, инженера-металлурга Д.К. Чернова и др. При этом имелись в деятельности Кованько и досадные просчеты. Так, он выступил оппонентом представленного будущим основоположником теоретической космонавтики К.Э. Циолковским на рассмотрение VII (воздухоплавательного) отдела Императорского Русского технического общества (ИРТО) проекта газонепроницаемого (металлического) аэростата. Взгляды великого русского ученого настолько опередили свое время, что их не смог постичь даже пытливый ум Александра Матвеевича.

В мае 1890 года Военное министерство утвердило положение о воздухоплавательной службе, согласно которому военное воздухоплавание являлось составной частью инженерных войск. В ближайшее время УКВП был преобразован в Учебный воздухоплавательный парк (УВП), а его начальником стал поручик А.М. Кованько. При его активном участии под общим руководством со стороны Комиссии начались работы по формированию воздухоплавательных подразделений в русской армии. В следующем году состоялся первый выпуск десяти офицеров-воздухоплавателей, окончивших курс обучения в офицерском классе УВП[2]. В конце 1891 года было сформировано Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение (КВО)[3], в 1892 году такое отделение было создано в крепости Осовец, а в 1893 году – в крепостях Новогеоргиевск (Модлин) и Ивангород (Демблин). Александр Матвеевич много сделал для организации подготовки отечественных кадров военных воздухоплавателей, совершенствованию системы их подготовки. В период с 1885 по 1904 год в Учебном воздухоплавательном парке было подготовлено 163 офицера, в том числе девять офицеров морского ведомства[4].

В мае 1891 года Александру Матвеевичу был присвоен чин штабс-капитана. Несмотря на служебные обязанности по руководству УВП, он продолжал заниматься и научной деятельностью. В том же году А.М. Кованько выступил на заседаниях VII отдела ИРТО с сообщениями на темы: «Авиатор Труве» и «О современном состоянии воздухоплавательного дела во Франции»[5]. Под его руководством был построен дирижабль собственной конструкции, состоявший из двух сигаровидных аэростатов. Постоянной заботой Кованько являлось стремление уменьшить зависимость российского воздухоплавания от зарубежных поставщиков техники, отдавая предпочтение отечественным разработкам. Для этого он предложил несколько собственных изобретений. В начале 1895 года А.М. Кованько представил на суд членов VII отдела ИРТО проект аэроплана и воздушного винта собственной конструкции[6].

Результаты своей изобретательской работы Александр Матвеевич постоянно отражал на страницах популярной военно-научной литературы. Он являлся автором нескольких книг по истории военного воздухоплавания, а также большого количества научных статей.

В 1899 году ему было заслуженно присуждено звание члена-корреспондента Николаевской главной физической обсерватории в Петербурге, что стало высокой оценкой большого вклада Кованько в исследовании воздушного пространства. Шведское Королевское аэронавтическое общество присвоило ему звание почетного члена. В 1900 году «за совокупность изобретений, выставленных [УВП], и за пользу вообще, принесенную им воздухоплавательной науке» Александру Матвеевичу была присуждена высшая награда Гран-при Всемирной Парижской выставки. В 1904 году наградной комитет Всемирной выставки в Сент-Луисе (США) также удостоил русского воздухоплавателя своей медали.

Он один из первых в мировой практике начал популяризовать организацию полетов на воздушных шарах (аэростатах) для научных исследований верхних слоев атмосферы и изучения влияния полета на организм человека. Достижения в области воздухоплавания капитан А.М. Кованько наглядно продемонстрировал в ходе XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году. 26 августа он в составе экипажа из двух человек совершил с территории выставки свободный полет шара «Надежный» емкостью в 640 куб. метров.


А.М. Кованько (в первом ряду второй справа) с офицерами-воздухоплавателями

С этого года УВП стал регулярно участвовать в ежегодных мероприятиях в рамках Международного метеорологического года, специально выделяя аэростаты и воздухоплавателей для организации свободных полетов, и запусков шаров-зондов. Александр Матвеевич лично принимал в них участие, совершив около 60 полетов на аэростатах и более 20 – на управляемых дирижаблях, дважды вынужден был опускаться на воду в Финском заливе и столько же раз – на поверхность Ладожского озера, рискуя собственной жизнью.

С началом Русско-японской войны 1904–1905 годов военный министр генерал В.В. Сахаров доложил императору Николаю II о целесообразности использования на Дальнем Востоке воздухоплавательных подразделений. Основным инициатором этой идеи был полковник А.М. Кованько. Выступая 3 марта 1904 года на соединенном заседании воздухоплавательного и военно-морского отделов ИРТО, он указал «на необходимость послать наши воздушные шары на войну, чтобы наши солдаты не сказали потом «вот у японцев есть шары, а у нас нет!»[7].

8 июля того же года в крепости Варшава (Царство Польское) был сформирован Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон в составе двух рот во главе с полковником А.М. Кованько. Выбор кандидатуры командира лично одобрил император, хорошо знавший известного русского воздухоплавателя и поддерживавший во всех его начинаниях в деле строительства Военного воздушного флота (ВВФ) в России. Отправляясь на фронт, Александр Матвеевич 18 августа издал прощальный приказ №231 «Наступило время поработать на войне с шарами, к чему мы так долго подготавливались в мирное время… Расставаясь с родным мне парком, я земно кланяюсь всем остающимся здесь моим сотрудникам и друзьям, которые всей своей службой и усердной и честной работой показали себя чисто русскими людьми и достойными деятелями нашей родной земли…»[8].

По прибытию на театр военных действий подразделение было переименовано в 1-й Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательной батальон. В период январь–февраль 1905 года роты батальона успешно действовали в составе 5-го Сибирского корпуса 3-й Маньчжурской армии, 8-го и 10-го армейских корпусов 2-я Маньчжурская армия. В ходе Мукденского сражения (19 февраля – 10 марта 1905 года) 1-й Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон участвовал в боях в составе сводного полка резерва главнокомандующего Маньчжурскими армиями, командиром которого был назначен полковник Кованько. Под Мукденом он со своими подчиненными сумел отстоять оборонительные позиции, за что был удостоен Золотого Георгиевского оружия с надписью: «За храбрость».


Личный состав 2-й роты 1-го Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона (в первом ряду третий слева командир батальона полковник А.М. Кованько) у дер. Ужоугуньпу. Январь 1905 г.

С окончанием войны Александр Матвеевич вновь вернулся к руководству Учебным воздухоплавательным парком. В 1906 году он был произведен в генерал-майоры.

К этому времени общее руководство воздухоплавательным делом в русской армии было сосредоточено в электротехнической части Главного инженерного управления (ГИУ). Учебный воздухоплавательный парк продолжал выступать основным центром подготовки кадров военных воздухоплавателей для вооруженных сил России. В этот период парк приступил к реализации приоритетных задач по разработке дирижаблей и летательных аппаратов тяжелее воздуха (аэропланов). Александр Матвеевич категорически отказался от приобретения аэропланов зарубежных конструкций, в первую очередь системы братьев Райт. На полученные ранее от ГИУ 14 тысяч рублей предлагалось приобрести во Франции авиационные моторы и построить собственными силами пять аэропланов. Наиболее совершенным оказался аппарат конструкции капитана М.В. Агапова, который позднее использовался в качестве учебного аэроплана.


Учебный воздухоплавательный парк. Группа старших офицеров инженерного ведомства. Сидит второй справа – генерал-майор А.М. Кованько. Санкт-Петербург. 1910 г.

С целью подготовки летных кадров для отечественного ВВФ решением императора Николая II Учебный воздухоплавательный парк был переформирован в Офицерскую воздухоплавательную школу (ОВШ), «главнейшее назначение которой – подготовлять теоретически и практически личный состав для службы в воздухоплавательных частях»[9]. Одновременно в середине мая 1910 года для обучения офицеров-воздухоплавателей полетам на аэропланах при Авиационном отделе ОВШ в г. Гатчина было завершено строительство первого в России военного аэродрома, на котором начались практические полеты. В 1914 году на базе этого отдела была организована Гатчинская военная авиационная школа летчиков.


Группа офицеров Офицерской воздухоплавательной школы на аэродроме в центре – генерал А.М. Кованько

В годы Первой мировой войны деятельность ОВШ сконцентрировалась на подготовке кадров для воздухоплавательных подразделений действующей армии и внутренних военных округов государства. Одновременно продолжалась работа по разработке новых типов аэростатов, включая управляемые дирижабли. Александр Матвеевич лично и в соавторстве сконструировал два дирижабля. Один из них – воздушный корабль «Гигант», созданный в 1915 году, стал совместным проектом со штабс-капитаном А.И. Шабским.

За выдающиеся заслуги в строительстве и применении ВВФ генерал-лейтенант А.М. Кованько был удостоен российских орденов: Св. Владимира 3-й степени с мечами, Св. Анны 2-й степени и Св. Станислава 2-й степени. Он награжден Золотым оружием «За храбрость» и французским орденом Почетного легиона. Его сыновья, Александр и Андрей, стали военными летчиками.

С увольнением с военной службы в конце 1917 года и оставлением поста начальника Офицерской воздухоплавательной школы он некоторое время работал в Техническом комитете Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом РСФСР. В мае 1918 года по состоянию здоровья Александр Матвеевич ушел в отставку. В апреле следующего года он скончался в Одессе, куда ранее переехал из Петрограда на лечение. Похоронен на Втором православном кладбище.

Вклад генерала А.М. Кованько в развитие науки и военного дела высоко оценен в России. Он официально признан одним из организаторов отечественных Военно-воздушных сил и занял достойное место в отечественной военной истории.

Алексей Лашков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук

______________________________________________

[1] РГВИА. Ф. 808. Оп. 1. Д. 9. Л. 65.

[2] Шестерикова Л. Даты истории отечественной авиации и воздухоплавания. М.: Изд-во ДОСААФ, 1953. С. 32.

[3] Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов / Под ред. В.А. Попова. М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1956. С. 500.

[4] Дружинин Ю.О., Емелин А.Ю., Павлушенко М.И., Соболев Д.А. Страницы истории отечественного воздухоплавания. М.: Русское авиац. о-во (РУСАВИА), 2013. С. 13.

[5] Там же. С. 504.

[6] См.: Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. С. 586.

[7] См.: Страницы истории отечественного воздухоплавания. С. 17.

[8] Бернштейн А.И., Кораблев В.П., Павлушенко М.И. Отечественное воздухоплавание. В 2-х т. М.: Московская федерация воздухоплавания, 1994. С. 67.

[9] В 1911 г. в России при воздухоплавательных ротах, в соответствии с «Положением об авиационной службе», было начато формирование авиационных отрядов. – Прим. авт.

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false