Романов Александр Михайлович
РОМАНОВ Александр Михайлович [1(13).4.1866, Тифлис, Российская империя – 26.02.1933, Рокбрюн, деп. Приморские Альпы, Франция], великий князь, русский государственный и военный деятель, адмирал (1915). Александр Михайлович Романов вошел в историю как один из создателей Военного воздушного флота (ВВФ) России. Он происходил из российской династии Романовых и родился в семье сына императора Николая I, генерала от артиллерии великого князя Михаила Николаевича, наместника Его Императорского Величества на Кавказе и командующего Кавказской армией. По установившейся традиции новорожденный великий князь был зачислен на военную службу, произведен в полковники и назначен шефом 73-го пехотного Крымского полка, зачислен в 4-й стрелковый батальон Императорской фамилии, гвардейскую артиллерийскую бригаду и Кавказскую гренадерскую дивизию[1]. Тем не менее свою судьбу Александр Михайлович предпочел связать с Военно-морским флотом, окончив с отличием в октябре 1885 года Морское училище. С присвоением первого офицерского чина «мичман» юный князь был включен в штат Гвардейского экипажа.
Великий князь Александр Михайлович – юнкер Морского училища
По ходу службы он принимал участие в длительных морских походах. В 1886–1889 годах совершил кругосветное плавание на корвете «Рында», с которого вернулся в чине лейтенанта. Позднее на собственной яхте «Тамара» великий князь осуществил путешествие в Индию[2]. В 1892 году Александр Михайлович вступил в командование миноносцем «Ревель» и в течение трех лет осуществлял руководство вверенным ему экипажем корабля. Следующее кругосветное плавание он совершил на фрегате «Дмитрий Донской» в Северную Америку. В марте 1895 года капитан 2-го ранга А.М. Романов получил назначение старшим офицером на эскадренный броненосец «Сисой Великий», где прослужил более одного года. Помимо служебной деятельности он много времени уделял научным исследованиям. По собственной инициативе великий князь разработал ряд научно-технических работ, а также выступил инициатором и основателем издания первого в стране ежегодного справочника «Военные флоты иностранных государств и Морская справочная книжка», выходившего в свет с 1891 по 1906 год под его личным наблюдением.
В 1895 году Александр Михайлович представил императору Николаю II докладную записку, в которой убедительно доказывал, что наиболее вероятным противником России в будущей борьбе на море выступит Япония, активно выходившая на международную арену как сильное и самостоятельное государство. В своем докладе великий князь даже называл время предполагаемого начала военных действий на Дальнем Востоке – 1903–1904 годы и в связи с этим предлагал свою программу судостроения. Отклонение императором указанного документа привело в июле 1896 года к временной отставке А.М. Романова. В феврале 1899 года он вновь вернулся на действительную службу во флот с назначением старшим офицером броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». Используя личный опыт службы на корабле, великий князь подготовил эскизные проекты эскадренного броненосца и броненосного крейсера, однако они, вследствие недостаточного финансирования, не получили своей практической реализации.
В следующем году с присвоением чина капитана 1-го ранга Александр Михайлович вступил в командование броненосцем Черноморского флота «Ростислав». Это был третий в истории Российского флота случай, когда корабль возглавил член императорской фамилии. Летом 1900 года броненосец в составе практической эскадры совершил свой первый большой поход, с заходом в г. Стамбул.
Ранее, в 1898 году, великий князь на правах постоянного члена был включен в состав Совета по делам торгового мореплавания, затем стал его председателем. В ноябре 1902 года он возглавил созданное по его инициативе Главное управление торгового мореплавания и портов. Это подняло статус Александра Михайловича до уровня министра и члена Комитета министров[3]. Стремительный карьерный рост великого князя вызвал негативную реакцию у значительной части высших чиновников. Вскоре в результате аппаратных интриг Главное управление торгового плавания лишилось своей самостоятельности и было подчинено на правах отдела вновь созданному Министерству торговли и промышленности. Александр Михайлович был вынужден отказаться от управления ведомством, уже не соответствующим его высокому рангу.
В январе 1903 года великий князь получил чин контр-адмирала с зачислением в свиту Его Императорского Величества и назначением младшим флагманом Черноморского флота.
Великий князь Александр Михайлович на подводной лодке. Начало 1900-х годов
В период Русско-японской войны 1904–1905 годов он отрицательно отнесся к решению отправить на Дальний Восток 2-ю и 3-ю Тихоокеанские эскадры, реально оценивая их боевые возможности. После разгрома эскадр в ходе Цусимского сражения в мае 1905 года он стал одним из инициаторов возрождения отечественных морских сил. Еще в 1904 году великий князь был назначен председателем Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования. На собранные средства удалось построить 18 минных крейсеров (эсминцев), ставших ядром Балтийского флота, а также две подводные и две полуподводные лодки.
Вместе с тем часть собранных средств, почти 880 тысяч рублей, пошла на создание отечественного Военного воздушного флота (ВВФ). В январе 1910 года великий князь Александр Михайлович издал обращение к российскому обществу, жертвовавшему на усиление Военно-морского флота, о необходимости формирования в России воздушной обороны. Месяцем позже при Особом комитете был создан Отдел Воздушного флота (ОВФ). Основной его задачей, по мнению Александра Михайловича, являлась организация подготовки кадров для Воздушного флота империи[4]. Помимо отправки на учебу в зарубежные авиационные школы офицеров с «оруженосцами» (нижними чинами), проявивших склонность к летному делу, великий князь принял решение о создании отечественных учебных заведений ВВФ. Первым таким заведением стал авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине, вторым –зимний лагерь авиаторов в Крыму в районе г. Севастополь. 21 ноября 1910 года на его основе в присутствии великого князя была торжественно открыта Офицерская школа авиации ОВФ[5]. В последующие годы на собранные средства Отдел Воздушного флота приобрел за границей около 50 аэропланов, переданных для подготовки летных военных кадров.
Офицеры-летчики представляются императору Николаю II. Слева великий князь Александр Михайлович. Ливадия. Октябрь 1911 года.
Весной 1913 года Совет министров утвердил представленный воздухоплавательной частью Главного управления Генерального штаба (ГУ ГШ) «Общий план организации воздухоплавания и авиации», деятельное участие в разработке которого принял великий князь Александр Михайлович. Указанный план стал долгосрочной программой строительства отечественного Военного воздушного флота. Всего намечалось сформировать 63 авиационных отряда: 37 корпусных, 10 армейских, 8 крепостных и 8 отрядов особого назначения для взаимодействия с крупными соединениями кавалерии[6].
После вступления России в Первую мировую войну и проведения мобилизации в авиационных отрядах (АО) действующей русской армии насчитывалось 244 аэроплана[7] и 14 дирижаблей. По количеству боевых аэропланов Россия после Франции занимала второе место в мире.
В начале войны авиация действующей армии структурно была разделена между двумя вновь созданными фронтами – Северо-Западным и Юго-Западным, решая преимущественно разведывательные задачи в интересах сухопутных войск. Для управления воздушными силами решением Ставки Верховного главнокомандующего (ВГК)[8] были учреждены должности «заведующего организацией авиационного дела в армиях» Северо-Западного (СЗФ, генерал от кавалерии барон А.В. Каульбарс) и Юго-Западного (ЮЗФ, вице-адмирал великий князь Александр Михайлович) фронтов. Право старшинства закреплялось за великим князем.
С расширением театра войны (с октября 1914 года – включение Кавказского театра военных действий), ростом количественного состава подразделений ВВФ и увеличением задач для военной авиации возникла необходимость объединения ее системы управления в одних руках. В соответствии с приказом ВГК № 4 от 18 января 1915 года был «объявлен временный штат Управления заведующего организацией авиационного дела в действующей армии»[9] (Авиадарм) с подчинением ему всей авиации СЗФ, ЮЗФ и Кавказской армии. На должность руководителя авиации действующей армии с 23 января 1915 года был назначен великий князь Александр Михайлович. При Управлении была образована особая Канцелярия (Авиаканц), прообраз штаба ВВФ (руководитель – полковник А.Ф. Барсов)[10]. Великому князю удалось объединить в своих руках управление всей легкой авиацией действующей армии (за исключением тяжелой и морской авиации). Принятие императором Николаем II в августе 1915 года обязанностей Верховного главнокомандующего заметно усилило позиции великого князя, позволив ему одновременно взять под свой контроль тыловые вопросы авиации и воздухоплавания, ранее находившиеся в ведении Главного штаба и Главного военно-технического управления (ГВТУ), а также воздухоплавательные подразделения в действующей армии. Новая должность Александра Михайловича приобрела более весомое название – заведующий Управлением авиации и воздухоплавания в действующей армии. Это дало возможность великому князю приступить к строительству вертикали системы управления авиацией и военного воздухоплавания на театрах военных действий.
Адмирал А.М. Романов с генералами и офицерами Управления заведующего авиацией и воздухоплаванием. Фото 1916 г.
По мере увеличения самолетного парка авиации, технических воздухоплавательных средств действующей армии возникла необходимость дальнейшего совершенствования руководства Авиадарма. В конце 1915 года в его подчинении появились новые структуры, в том числе Центральные аэронавигационная станция и аэрофотографический парк, Главное военно-метеорологическое управление и др.
Усиление воздушного противоборства на театре военных действий потребовало создания нового рода авиации – истребительной. Опираясь на зарубежный опыт, весной 1916 года в составе некоторых армий появились первые истребительные авиаотряды. В июле того же года этот процесс распространился на все объединения действующей армии.
Для централизации руководства тылом воздушных сил по инициативе великого князя было создано Управление Военного воздушного флота (Увофлот), подчиненное военному министру. Первым начальником новой структуры стал полковник Н.В. Пневский.
В конце 1916 года с реорганизацией Авиадарма Александр Михайлович был назначен полевым генерал-инспектором Военно-воздушного флота. Согласно Своду военных постановлений должность «генерал-инспектора» являлась строевой, что свидетельствовало о переходе великого князя в категорию строевых начальников и значительно повысило его официальный статус и расширило управленческие возможности. На этот момент в состав ВВФ входило: 12 авиадивизионов, 15 армейских, 64 корпусных, три крепостных, 12 истребительных отрядов и один дивизион «охраны Ставки Верховного главнокомандующего». Перечисленные авиационные силы насчитывали 774 аэроплана различных конструкций и модификаций[11].
Для упорядочения управления авиацией и воздухоплаванием в боевых условиях на фронтах были введены должности инспекторов авиации и воздухоплавания в звене «армия – фронт», с наделением последних оперативными функциями. Авиадарм также добился учреждения в авиации действующей армии института офицеров Генерального штаба, что стало одним из последних нововведений великого князя.
В связи с отречением императора Николая II от престола в марте 1917 года Александр Михайлович принял решение добровольно подать в отставку. Последующие месяцы он жил в Крыму в одной из своих резиденций. С приходом к власти левой коалиции и началом репрессий в отношении представителей императорской семьи великий князь эмигрировал из страны. Он продолжил участвовать в общественно-политической жизни русских эмигрантских кругов, являясь почетным председателем Союза русских военных летчиков, Парижской кают-компании, Объединения членов гвардейского экипажа, покровителем Национальной организации русских разведчиков.
Великий князь Александр Михайлович в эмиграции
Скончался Александр Михайлович 26 февраля 1933 года в Рокбрюне на Лазурном берегу и был похоронен на местном кладбище.
В ходе празднования в Российской Федерации в 2012 году 100-летия отечественных Военно-воздушных сил в Санкт-Петербурге за выдающиеся заслуги перед Отечеством в торжественной обстановке был открыт памятник-бюст «шефу Воздушного флота России» великому князю адмиралу А.М. Романову. Россия окончательно признала за выдающимся военным деятелем его огромный вклад в формирование нового облика ВВФ и успешное руководство им в годы Первой мировой войны.
Бронзовый памятник-бюст великому князю Александру Михайловичу (скульптор А.С. Чаркин). Открыт на территории яхт-клуба «Крестовский» в Санкт-Петербурге 19 июля 2012 г.
Алексей Лашков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук
______________________________________________
[1] Список генерал-адъютантам, генерал-майорам и контр-адмиралам свиты Его Величества и флигель-адъютантам по старшинству. Составлен по 20-е марта 1916 года. Пг., 1916. С. 52.
[2] Королева Е.В. Великий князь – авиатор // Пилоты Его Величества. М., 2007. С. 335.
[3] Кабинет министров в Российской империи официально упразднен в 1906 году. – Прим. авт.
[4] См.: Королева Е.В. Великий князь – авиатор // Пилоты Его Величества. С. 338.
[5] Офицерская школа авиации (сводная летопись, часть 1: 1910–1913). М., 2009. С. 23.
[6] Елисеев С.П. Развитие организационно-управленческих форм русской военной авиации (1910–1917 гг.). Ч. 1. М., 1998. С. 23.
[7] Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 493. Оп. 3. Д. 102. Л. 32.
[8] Приказ Верховного главнокомандующего № 14 от 27 августа 1914 года.
[9] РГВИА. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.
[10] РГВИА. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1. Л. 9.
[11] Елисеев С.П. Указ. соч. Ч. 3. С. 21.