Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram

Великий князь владимирский Александр Ярославич Невский

Александр Ярославич Невский (май 1221? – 14 ноября 1263 г.), государственный деятель и полководец Древней Руси, князь новгородский (с 1236), великий князь владимирский (с 1252). 


Александр Ярославич Невский

Александр Ярославич, сын князя Ярослава Всеволодовича, правнука Владимира Мономаха, родился в Переяславле-Залесском [1]. Первые сведения о нем на страницах летописей появляются с 1228 года, когда его отец, князь переяславль-залесский и новгородский Ярослав Всеволодович, оставил в Новгороде в качестве своих наместников княжичей Федора и Александра под присмотром «дядьки» Федора Даниловича и тиуна Якима. Сидение княжичей в Новгороде продолжалось недолго. Уже зимой 1229 года из-за начавшейся в городе смуты Федор Данилович увозит сыновей Ярослава из Новгорода. Вернулись княжичи вновь на новгородский стол только в январе 1231 года.

Впервые в качестве самостоятельного князя Александр упоминается в источниках под 1236 годом, когда его отец ушел из Новгорода на великое княжение в Киев. С этого года 15-летний Александр становится князем новгородским. По всей видимости, именно здесь, в Новгороде, он находится зимой 1237–1238 годов, когда Северо-Восточная Русь подверглась нападению и разорению со стороны ордынских войск.

Призванный защищать интересы Великого Новгорода, молодой князь с конца 30-х годов XIII века внимательно следит за действиями западных соседей Новгородской республики (Ливонский орден и Литовское княжество) и принимает меры по укреплению рубежей с ними. В 1239 году он вместе с новгородцами возводит «городци» по реке Шелони: укрепленные городки, которые должны были усилить оборонную линию на западной границе новгородских земель. Летом следующего 1240 года, как повествует Новгородская летопись, произошло событие, которое принесло Александру первую известную нам военную победу и славу, – Невская битва со шведами. Этому событию посвящено значительное количество исследований, но до настоящего времени некоторые вопросы, связанные с битвой, являются спорными или не решенными. Однако факт остается фактом – новгородский князь разбил шведское войско в районе реки Невы (устье реки Ижоры). По-видимому, в этом походе целью шведов было закрепиться в устье Невы и тем самым отрезать Новгороду выход к Балтийскому морю, лишить его возможности противостоять в борьбе за Восточную Финляндию и изолировать от Новгородской республики земли ижорян и карел. Это была уже не первая попытка шведов проникнуть на новгородскую территорию. Во всяком случае в 1240 году, как и ранее, им это не удалось, и в том заслуга новгородского князя Александра Ярославича. Победа на реке Неве не означала окончания шведской экспансии, но с этого времени шведы действовали более осмотрительно.

В конце того же 1240 года в новгородские земли вторглись рыцари-крестоносцы совместно с силами датского короля и дерптского епископа. Столкновения Новгорода с Орденом (вначале меченосцев, затем Ливонским) начались с конца 10-х годов XIII века. В 1230-х годах одновременно с продолжением завоевательной политики в Прибалтике крестоносцы делают попытку перенести экспансию на территорию русских земель. Вступив в 1240 году на земли Новгородской республики, крестоносцы захватили крепость на ее западной границе – Изборск. Затем, разбив рать Пскова, занимают сам город. Следующие действия рыцарей связаны с захватом чудских и водьских владений Новгорода. В районе погоста Копорье (близ Финского залива) они строят крепость. Затем, по сведению новгородской летописи, был взят городок Тесов, располагавшийся недалеко от Новгорода. Таким образом, вся западная часть новгородских владений контролировалась и разорялась отрядами рыцарей, которые фактически доходили до Луги и Сабле.

В то время как Новгород к концу 1240 года оказался в сложной ситуации, князь Александр, рассорившись с новгородскими боярами, зимой этого же года уехал к отцу в Переяславль-Залесский. Причины конфликта старшего Ярославича с новгородской «господой» остаются неизвестными.

Появление разъездов крестоносцев недалеко от Новгорода (в 30 верстах) заставило новгородцев просить помощи в борьбе против Ордена у владимирского князя Ярослава, а именно, прислать к ним вновь на княжение Александра для организации отпора «немцам».

Вернувшись на новгородский стол весной 1241 года, Александр предпринимает военные действия против Ордена и дерптского епископа: в конце года берет крепость Копорье, в начале 1242 года внезапным ударом освобождает Псков, затем Изборск. Последним этапом военных мероприятий новгородского князя против крестоносцев стала битва, получившая название Ледовое побоище, 5 апреля 1242 года. В ней ливонские рыцари потерпели полное поражение [2]. В этом сражении новгородский князь вновь показал себя опытным военным стратегом и тактиком. После Ледового побоища крестоносцы не беспокоили новгородские земли в течение 11 лет.


Ледовое побоище. Художник В.В. Маторин

Но серьезная опасность для русских земель на западных границах исходила не только от Ливонского ордена, но и от соседней Литвы. Отношения с последней у Александра и Новгородской республики были сложными. Литва, окрепнув, с конца 1230-х годов начинает вторгаться на русские земли (западное и северо-западное порубежье), что отмечают многие источники. В них же мы находим известия об ответных действиях Новгорода. По сообщению летописей, в 1245 году новгородский князь Александр отражает нападение литовцев на Торжок и Бежицкий Верх. От Торжка литовцев отогнали соединенные рати новоторжцев, тверичей и дмитровцев. Потерпев поражение, литовские князья укрылись в Торопце (Смоленская земля). Сюда и подоспела новгородская рать во главе с Александром. Именно он освобождает пленных, захваченных литовцами, изгоняет князей литовских из Торопца, а затем разбивает литовские рати под Жижичем и Усвятом.

До середины 1240-х годов Александр оставался новгородским князем. Но осенью 1246 г. ситуация меняется. Его отец великий владимирский князь Ярослав Всеволодович умирает в столице Монгольской империи. И в 1247 году владимирский стол занимает его младший брат Святослав Всеволодович. Согласно новому распределению княжеских столов, Александру по завещанию отца досталась в княжение Тверь, являвшаяся самой западной территорией Северо-Восточной Руси. Ее земли непосредственно примыкали к новгородским, где княжил Александр. Но скорее всего старшие Ярославичи остались недовольны перераспределением столов, что выразилось в их поездке в Орду к Батыю. В конце 1247 года туда едет сначала Андрей Ярославич, а за ним следом Александр Невский. Добравшись до Орды, оба брата отсюда отправились в столицу Монгольского государства, так как Батый не стал самостоятельно решать вопрос о владимирских владениях. Вернулись братья на Русь только в конце 1249 года. Монгольский властитель пожаловал Александру Киев и всю «Русскую землю», а его брату Андрею был отдан владимирский стол. Передача Александру Киева и Южной Руси воспринимается исследователями, как тот факт, что монгольской властью он номинально был признан «старейшим» среди всех русских князей. Но, видимо, Александра такое распределение земель не устраивало, так как после возвращения на Русь, не заезжая в Киев, он отправился сначала во Владимир, где теперь княжил его младший брат Андрей, а затем в 1250 году в Новгород.

Между тем политическая обстановка в Северо-Восточной Руси конца 1240-х и начала 1250-х годов была нестабильной. С одной стороны, это частые перемещения князей по территории Владимирской земли, сопровождавшиеся возникновением или ликвидацией княжеств, с другой – это попытка Андрея Ярославича в союзе с галицким князем Даниилом Романовичем перестать «цесаремъ служити», то есть фактически великий владимирский князь выступил против власти монголов. Действия князя Андрея привели к разорительному походу ордынских войск под командованием Неврюя на русские земли.

В 1252 году Александр, находясь в Орде, куда он прибыл незадолго до выступления Андрея, получает от Батыя ярлык на великое владимирское княжение. С началом правления Александра во Владимире политическое положение Северо-Восточной Руси в основном стабилизировалось. И это стало возможным благодаря тому, что Александр действовал иначе, чем его брат. В отличие от последнего, для решения государственных вопросов Невский использовал не только военные, но и дипломатические методы. В некоторых вопросах и в отношениях с Ордой, и с некоторыми соседними странами он шел на компромисс. Так, в 1254 году Александр Ярославич заключает договор (т. н. «Разграничительная грамота») с норвежским королем Хаконом IV Старым, тем самым прекратив распрю между двумя государствами о пограничье и распределении сбора дани с земли карелов и саамов. Этим договором отношения с Норвегией были поставлены Александром на прочную основу государственных соглашений. В дипломатических переговорах с римской церковью он действовал осторожно. О контактах Александра с папами свидетельствуют три источника – две буллы папы Иннокентия IV и «Житие Александра Невского». Возможно, поначалу Александр задумывался над тем, чтобы пойти на сделку с католическим Римом в обмен на получение общеевропейской поддержки в борьбе с Золотой Ордой, как это сделал Даниил Галицкий. Однако в 1248 году, будучи новгородским князем, Александр уклонился от прямого ответа на два послания, отправленных ему папой Иннокентием IV, а, возможно, дал нейтрально-дружественный ответ. Позднее, видя, что попытка русских князей в 1249–1252-х годах использовать Рим в борьбе с ордынцами оказалась несостоятельной, он отвечает отказом на предложения римского понтифика, переданные ему через прибывших к его двору послов. По мнению российского историка А. Горского, «решение Александра прекратить контакты с Иннокентием IV было связано с осознанием бесперспективности сближения с Римом для противостояния Орде и с явными проявлениями своекорыстных мотивов в политике папы».


Прием Александром Невским папских послов в Новгороде в 1251 г.
Художник Г.И. Семирадский

В период владимирского княжения Александра Невского (1252–1263) не было ордынских набегов на Северо-Восточную Русь, а две попытки нападения на новгородские земли со стороны Запада были быстро пресечены. Но если с «немцами» псковичи в 1253 году решили проблему самостоятельно, без привлечения сил владимирского князя, то со шведами ситуация разрешилась иным образом. Швеция, которая продвигалась и закреплялась на территории Восточной Финляндии, в 1256 году предпринимает новое вторжение на новгородские земли. Целью было занять принадлежавшие Новгороду Водьскую, Ижорскую и Карельскую земли, закрыв тем самым выход Руси в Финский залив. Сосредоточив свои силы в устье реки Наровы, они начали строить крепость на ее русском берегу. Но, узнав о том, что новгородцы и великий владимирский князь Александр собирают полки для отражения вторжения, шведы «побегоша за море». Эту ситуацию владимирский князь использовал в своих интересах. Он не ограничился изгнанием шведов с русской территории. Для устранения угрозы Александр, прибывший в Новгород с полками из Владимира, зимой 1256 года при поддержке новгородцев и карелов совершает глубокий рейд на землю финнов, где закрепились шведы. К русской рати присоединились и сами финны, что отметил в своей булле от 1257 года папа Александр IV. Зимний поход был трудным, но оправданным: шведская власть должна была понять, что ее агрессия на новгородские земли будет пресекаться совместными усилиями Новгорода и Владимира. После северного похода Александра шведы более четверти века не предпринимали новых нападений на новгородские владения.

Следующие пять лет великий владимирский князь был занят вопросами урегулирования отношений с Ордой. 1257 год стал во многом переломным в русско-ордынских отношениях. С этого года для упорядочивания сбора дани монгольские чиновники проводят на Руси перепись населения. Русские князья обязывались помогать им в этом деле. Александр, как и другие князья, вынужден был подчиниться требованиям великого хана Менгу. В 1257–1259 годах он принимает участие в разрешении конфликтов населения русских городов с монгольскими «численниками». Но даже в этот сложный период налаживания взаимоотношений Владимира с Сараем (столицей Золотой Орды) владимирский князь не забывает о северо-западных границах русских земель.

В 1262 году перед очередным отъездом в Орду Александр Ярославич организовал поход против Ливонского ордена, который с 1253 года нарушал мирный договор, заключенный еще в 1242 году. Этот поход должен был стать совместным военным мероприятием с литовским князем Миндовгом. Еще в начале 1260-х годах Александр заключил союз с ним для подготовки похода на Ливонию. Сам поход был в большей степени важен Литве нежели владимирскому князю, что показывают те уступки, на которые идет Миндовг: по договору литовский князь передавал занятый им ранее Полоцк Александру и обязался не претендовать на Витебск. Предполагалось, что военные действия будут вестись одновременно с двух сторон: русские рати должны были двигаться на Юрьев (совр. Тарту), а литовские – на Венден (совр. Цесис). Осенью 1262 года русские рати, возглавляемые Дмитрием Александровичем Переяславским, сыном владимирского князя, и Ярославом Ярославичем, князем Тверским, братом Александра, выступили в поход.

В это время сам Александр уже находился в Орде, пытаясь решить вопрос об участии русских воинов в походах ордынских ханов. В 1262 году хан Берке потребовал провести военный набор среди жителей Руси. Видимо, Александр отправился в «татары», чтобы как-то смягчить требования хана. Это была его последняя поездка в Орду. Здесь он пробыл почти год. На обратном пути на Русь осенью 1263 года князь заболел и 14 ноября этого года скончался в Городце на Волге, приняв перед смертью монашеский постриг. 23 ноября 1263 года тело великого владимирского князя Александра Ярославича было погребено в монастыре Рождества Св. Богородицы во Владимире.

В известии Новгородской первой летописи о смерти Александра летописец написал: «Даи, Господи милостивыи, видети ему лице твое в будущии векъ, иже потрудися за Новъгородъ и за всю Русьскую землю» [3], тем самым признавая заслуги великого владимирского князя. О том, что Александр воспринимался современниками, как человек незаурядный, говорит тот факт, что вскоре после его смерти (не позднее конца XIII в.) было составлено «Житие» князя, а сам он причислен к лику святых.

Жизненный путь Александра Невского, пришедшийся на период глобальных перемен в развитии русских земель, был наполнен крупными политическими событиями, сложными дипломатическими переговорами, военными походами и битвами. За свою не столь продолжительную (по меркам современного человека) жизнь Александр Ярославич как воин провел, судя по источникам, не менее двенадцати битв со шведами, «немецкими» рыцарями, литовцами и во всех добился успеха.

В 1724 году по указу императора Петра I мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Троицкий монастырь г. Санкт-Петербурга (совр. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра), где и покоятся в настоящее время.


Перенесение мощей святого князя Александра Невского
императором Петром I в Петербург. Художник Ф.А. Москвитин

В следующем году был учрежден российский орден Святого Александра Невского, которым впоследствии были награждены известные российские полководцы и флотоводцы: П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов и многие другие

В трудные годы Великой Отечественной войны, как и 700 лет назад, вновь обратились к имени князя, учредив в 1942 году боевой орден Александра Невского. Согласно статуту, им награждали «за проявление, в соответствии с боевым заданием, инициативы по выбору удачного момента для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск...». За подвиги и заслуги, совершеные в период Великой Отечественной войны, было произведено более 42 тысяч награждений орденом Александра Невского. В числе награжденных этим орденом более 1470 воинских частей и соединений Советской армии и Военно-морского флота.

Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» установлено, что орден Александра Невского входит в государственную наградную систему Российской Федерации, а также утверждены его статут и описание.


Надежда Гришина,
младший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
 кандидат исторических наук


[1] Время и место рождения князя Александра Ярославича точно не известно. Летописцы умолчали об этом. Для средневековой Руси сам факт рождения, даже князей, не был чем-то значимым. Поэтому по вопросу о годе рождения Александра существуют разногласия среди исследователей. Одни считают, что князь родился в 1220 г., другие – 1221 г. Дата рождения князя выводится историками относительно указания в Лаврентьевской летописи года рождения его старшего брата Федора. См.: Кучкин В.А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории. 1986. № 2. С. 174–176.

[2] В соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» эта дата определена как День воинской славы России.

[3] Полное собрание русских летописей. Т. 3. Новгородские летописи. СПб., 1841. С. 58.

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false