Военный летчик и конструктор Сергей Ульянин
В некрологе на смерть полковника Ульянина, опубликованном в октябре 1921 года, говорилось: «Не было ни одного начинания в жизни русской авиации, в котором он не принимал бы участия; всюду он был нужен, всюду умел сгладить все шероховатости, дать дельный совет, принять нужное решение. Сергей Алексеевич заслужил то глубокое уважение, каким пользовался среди всех его знавших, заслужил ту вечную память, которая будет жива не только в его современниках, но и на страницах истории русской авиации, в направлении и путях которой он столько лет работал не за страх, а за совесть».
Сергей Алексеевич Ульянин родился 25 сентября 1881 года в семье потомственного дворянина Московской гудении. После успешного окончания 2-го Московского Императора Николая I кадетского корпуса, следуя семейной традиции, молодой человек выбрал военную службу. 14 сентября 1890 года он поступил в 3-е военное Александровское училище. Через год подпоручик С.А. Ульянин окончил военно-учебное заведение по 1-му разряду и был назначен младшим офицером в 111-й пехотный Донской полк. Имея склонность к точным наукам, он подал рапорт «на предмет перевода в артиллерию» и выдержал сложные экзамены при Виленском окружном артиллерийском управлении. Новым местом службы молодого офицера стала Варшавская крепостная артиллерия.
Здесь его увлекло воздухоплавательное дело. В 1895 году Сергей Алексеевич окончил по 1-му разряду Офицерский класс столичного Учебного воздухоплавательного парка, и по возвращению к месту службы начал применять полученные знания. Так, по его инициативе, в том же году при Варшавской крепостной артиллерии были проведены опыты с воздушными змеями для подъема в небо корректировщика огня артиллерии. В дальнейшем воздушные змеи его конструкции широко применялись в военном деле.
Вскоре поручик Ульянин заявил о себе как о талантливом конструкторе летательных аппаратов и воздушных приборов. В 1896–1897 годах им было построено несколько типов «змейковых поездов», менее уязвимых от огня неприятеля, чем воздушные шары. Научные изыскания молодого офицера высоко оценил член-корреспондент Императорской Академии наук профессор Н.Е. Жуковский. В 1899 году Сергею Алексеевичу за достижения в воздухоплавании был пожалован орден Св. Станислава 3-й ст.
Одновременно Ульянин увлекся аэросъемкой, сконструировав специальный фотоаппарат. Как отмечал советский исследователь развития фотодела в России А.А. Сыров: «В начале ХХ века на вооружении воздухоплавательных батальонов, в том числе участвовавших в войне с Японией в 1904–1905 гг., были первоклассные по тому времени аэрофотоаппараты системы С.А. Ульянина и панорамограф Р.Ю. Тиле, особенно удачные снимки были получены подполковником В.Ф. Найденовым аппаратом С.А. Ульянина.
До весны 1905 года Сергей Алексеевич проходил службу в артиллерии, затем состоялся его перевод на должность начальника Варшавского крепостного воздухоплавательного отделения. Здесь он не оставил свое занятие фотографией и в 1907 году разработал походную портативную фотолабораторию, принятую вскоре на вооружение русской императорской армии по линии Главного инженерного и Главного артиллерийского управлений. Через год талантливый изобретатель получил Привилегию (патент) на изобретение «Фотографический аппарат для автоматической записи фотограмметрических данных». Этот аппарат позднее активно использовался в подразделениях Военного воздушного флота (ВВФ).
В январе 1908 года капитан С.А. Ульянин в числе первых стал членом вновь созданного Императорского Всероссийского аэроклуба (ИВАК). Он неоднократно отправлялся в заграничные командировки с целью приобретения дирижаблей, аэропланов и комплектующих к ним, а также иного имущества. Находясь во Франции в 1910 году Сергей Алексеевич прошел полный курс обучения в авиационной школе Фармана, где получил удостоверение пилота-авиатора по международным правилам за № 181. К этому времени за усердие и отличие по службе он был награжден орденами Св. Анны 3-й и 2-й ст.
В 1910 году капитан С.А. Ульянин вошел в состав образованного при Особом комитете по усилению военного флота на добровольные пожертвования Отдела Воздушного флота (ОВФ), председателем которого являлся великий князь Александр Михайлович. При этом Сергей Алексеевич продолжал заниматься изобретательской деятельностью. Еще в 1909 году он разработал проект двухмоторного аэроплана с тремя комбинациями опорных плоскостей (моноплан – биплан – триплан). Постройкой воздушного судна занималось Первое Российское Товарищество воздухоплавания, однако по ряду причин проект до конца не был реализован. Следующим результатом конструкторской мысли Ульянина стал разборный военный аэроплан ПТА-1, продемонстрированный позднее на 1-й международной выставке воздухоплавания в апреле 1911 года и 1-м конкурсе военных аэропланов в Санкт-Петербурге в сентябре того же года.
В 1910 году приказом по военному ведомству от 9 июля № 250 на основании решения императора Николая II от 19 мая Учебный воздухоплавательный парк был преобразован в Офицерскую воздухоплавательную школу (ОВШ). Тогда же для обучения офицеров-воздухоплавателей полетам на аэропланах при ОВШ в Гатчине было завершено строительство первого в России аэродрома, на котором начались практические полеты на самолетах французского производства типа «Фарман». Первым заведующим Гатчинского аэродрома стал полковник Черепанов, а подполковник С.А. Ульянин был назначен исполняющим должность начальника Авиационного отдела (АО) Офицерской воздухоплавательной школы с правами командира отдельного батальона.
Согласно Положению, начальник АО ОВШ был предназначен: «а) для подготовки офицеров и нижних чинов для службы в авиационных отрядах Воздухоплавательных рот и б) для производства опытов и поверок на практике пригодности для военных целей новых летательных аппаратов».
Главное здание Офицерской воздухоплавательной школы
В сентябре 1911 года для участия в предстоящих маневрах Красносельского лагерного сбора войск гвардии и Петербургского военного округа на базе Авиационного отдела школы был сформирован временный авиаотряд (6 аэропланов) под командованием подполковника С.А. Ульянина. Это позволило ему в ходе маневров оценить возможности авиации в полевых условиях.
Официально Сергей Алексеевич вступил в должность после Высочайшего утверждения Положения и штата АО ОВШ 6 сентября 1912 года. Штат отдела был ограничен шестью офицерами, четыре из которых числились в качестве обучавшихся. Исполняя обязанности по службе, Ульянин неоднократно выезжал в зарубежные командировки, связанные с приобретением авиационной техники и ознакомлением с новинками в области воздухоплавательного дела. Полученные знания и материальную часть (аэропланы и двигатели) он стремился оперативно внедрять в отечественную военную авиацию.
В декабре 1912 года в Царском Селе император Николай II, уделявший большое внимание развитию ВВФ, встретился с военными чинами и выпускниками Офицерской воздухоплавательной школы. На этом мероприятии подполковник С.А. Ульянин находился в числе представляемых. Следующее подобное мероприятие состоялось летом следующего года во время военных сборов в Красном Селе. В ходе него Сергей Алексеевич уже лично представлял императору постоянный состав Авиационного отдела школы как ее руководитель.
Представление начальник Авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы подполковника С.А. Ульянина императору Николаю II. Красное село. 25 июля 1913 г.
Тем временем процесс увеличения доли военной авиации в составе ВВФ потребовал дальнейшего совершенствования системы подготовки летного состава. Для организации обучения зимним полетам переменного состава АО ОВШ перед Первой мировой войной было создано ее Варшавское отделение, которым руководил штабс-капитан Г.Г. Горшков. Практические занятия проводились на Мокотовском поле, находившемся на городской окраине столицы Царства Польского.
Как руководитель АО ОВШ, Сергей Алексеевич много времени проводил со своими учениками, лично организовывая учебный процесс. Проводивший в феврале 1913 года инспекторский смотр АО ОВШ в Варшаве начальник Офицерской воздухоплавательной школы генерал-лейтенант А.М. Кованько высоко оценил личные заслуги подполковника С.А. Ульянина. В приказе по школе о результатах смотра было отмечено следующее: «Проверяя постановку учебного дела в отделе, я убедился, что занятия стоят на должной высоте: продуктивность обучения не оставляет желать лучшего; мало-мальски подходящее время, пригодное для полетов, было использовано без остатка… За отличную постановку учебного дела и за результаты, достигнутые всеми чинами авиационного отдела в области своей специальности, объявляю от лица службы признательность подполковнику Ульянину и штабс-капитану Горшкову, благодарность инструкторам отдела и обучающимся офицерам; нижним чинам мое спасибо за особую ревность и любовь к делу»6.
Летом 1913 года, с согласия начальника Генерального штаба генерала от кавалерии Я.Г. Жилинского, подчиненные Ульянина приняли участие в опытах по организации артиллерийских стрельб при помощи аэропланов на артиллерийском полигоне в районе Красного Села. Позднее, в годы Первой мировой войны, эта практика получила широкое распространение в отечественном ВВФ. За серьезный вклад в организацию подготовки летных кадров Сергей Алексеевич был удостоен ордена Св. Владимира 4-й ст. и чина полковника.
Кардинальные изменения в служебной карьере С.А. Ульянина произошли с началом Первой мировой войны. На основании приказа по военному ведомству от 1 августа 1914 года № 436 АО ОВШ был переформирован в Военную авиационную школу (ВАШ). Штат школы предусматривал 10 штаб- и обер-офицеров, пять чиновников военного времени и 82 нижних чина. Это, несомненно, заметно подняло статус назначенного начальником школы полковника Ульянина. Первым его шагом в новой должности стало формирование «команды для аэроплана [воздушного корабля] типа «Илья Муромец» (№ 1–4). Вскоре был утвержден штат команды, состоявшей из четырех офицеров (штабс-капитаны Е.В. Руднев, С.М. Бродович, поручики А.В. Панкратьев и С.К. Модрах), одного военного чиновника и 40 нижних чинов7.
По объему решаемых задач каждый воздушный корабль приравнивался к полевому (боевому) авиационному отряду, придавался штабам армий и фронтов, и состоял под началом армейских руководителей авиационным делом. 24 августа в составе Гатчинской военной авиашколы было создано специальное авиационное отделение особого назначения для обучения полетам на воздушных кораблях «Илья Муромец»8. Каждый летательный аппарат располагал довольно мощным для того времени вооружением: 37-мм пушка «Гочкис», два пулемета «Максим», два ружья-пулемета «Мадсен» и два пистолета «Маузер»9.
Освящение самолета «Илья Муромец-I» перед отправкой на фронт. Осень 1914 г.
Одновременно на ВАШ была возложена задача по обеспечению прикрытия российской столицы от возможного нападения со стороны воздушных средств противника. С этой целью на базе школы10 было организовано боевое дежурство силами 2–3 аэропланов типа «Моран» G с опытными экипажами для осуществления перехвата самолетов противника. Первым к дежурству в небе столицы приступил обучавшийся в ВАШ поручик А.А. Козаков, будущий известный русский летчик-ас. Также в интересах воздушной обороны Петрограда и Императорской резиденции в Царском Селе задействовались постоянный и переменный состав авиашколы: поручик С.К. Модрах, прапорщик К.Д. Тушинский, позднее – поручик С.С. Астафьев. В июне 1915 года, с созданием в интересах воздушной обороны Царского Села специального авиационного отряда на основании приказа Верховного главнокомандующего от 4 июня 1915 года № 422, дежурство летных экипажей ВАШ над Петроградом было прекращено.
Ученики С.А. Ульянина по уровню своей профессиональной подготовки заметно превосходили своих коллег из Офицерской школы авиации Отдела Воздушного флота (ОВФ). В частности, полковник А.М. Ткачёв, один из руководителей ВВФ действующей армии в 1917 году позднее вспоминал: «Вот две авиационные школы, а результат разный, как в полетном отношении, так и в практически-техническом. В Севастополе нам даже не показывали как собирается и регулируется «Ньюпор». А теперь все это сказывается – ведь и наши мотористы еще не обладали достаточным опытом. Что же касается гатчинцев, то у них дело спорилось лучше»11.
Помимо руководства военно-учебным заведением, Сергей Алексеевич продолжал активно участвовать в программе по перевооружению ВВФ, являясь одновременно членом Технического комитета Главного военно-технического управления (ГВТУ). За отличия по службе он был награжден орденом Св. Владимира 3-й ст.
По предложению заведующего авиацией и воздухоплаванием действующей армии (Авиадарма) великого князя Александра Михайловича полковник С.А. Ульянина был назначен председателем Заграничной комиссии по заготовке авиационного и воздухоплавательного имущества в Англии, Франции и Италии. В декабре 1915 года он убыл в длительную зарубежную командировку, временно сдав дела и должность начальника ВАШ своему помощнику – капитану Б.Ф. Гончарову.
Полковник С.А. Ульянин во Франции. 1916 г.
Тем временем для централизации руководства воздушным тылом по инициативе Авиадарма было создано Управление ВВФ (Увофлот), непосредственно подчиненное военному министру. При начальнике новой структуры предусматривались две должности его помощников. 4 сентября 1916 года на одну из них был назначен С.А. Ульянин, находившийся в то время в заграничной командировке.
Февральская революция 1917 года внесла существенные изменения в систему управления ВВФ. В середине апреля подал в отставку великий князь Александр Михайлович, являвшийся полевым генерал-инспектором ВВФ. В соответствии с приказом Верховного главнокомандующего от 16 апреля 1917 года № 70 Авиадарм был преобразован в Полевое управление авиации и воздухоплавания (ПУАВ) при Штабе ВГК. Приказом по армии и флоту 2 мая 1917 года полковник С.А. Ульянин назначается начальником нового органа военного управления. Однако в связи с работой в Заграничной комиссии он смог прибыть в ПУАВ лишь через полтора месяца. Вскоре Сергей Алексеевич пришел к выводу, что для руководства воздушными силами действующей армии требуется специалист, обладающий серьезными знаниями в области авиации и имющий богатый боевой опыт. В качестве приемников были предложены кандидатуры полковника А.М. Ткачёва и подполковника Г.Г. Горшкова. Ставка ВГК остановила свой выбор на первом. 22 июня 1917 года Ульянин сдал ему дела и должность, согласившись перейти на должность помощника начальника Увофлота по учебной части.
31 декабря 1917 года, в связи с убытием в длительный отпуск начальника Увофлота генерал-майора Д.В. Яковлева, Сергей Алексеевич вступил во временное исполнение обязанностей. 23 января 1918 года его официально назначили руководителем Увофлота России.
С.А. Ульянин не хотел участвовать в разгоравшейся в России Гражданской войне. В начале апреля 1918 года он выехал для ликвидации дел Заграничной авиационной комиссии. Вместе с ним выехала его семья. Больше в Россию, раздираемую политическими противоречиями он не вернулся.
С.А. Ульянин с супругой Людмилой Михайловной. Лондон. 1920 г.
Сергей Алексеевич скончался 13 октября 1921 года и был похоронен на Лондонском кладбище Ледуэлл.
Алексей Лашков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук